УИД 39RS0011-01-2019-001234-28
Ад. дело № 2а-202\2020
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
03 марта 2020 года г. Зеленоградск
Судья Зеленоградского районного суда Калининградской области
Сайбель В.В.
при секретаре Евсиковой Ю.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Зеленоградского районного суда Калининградской области
административное дело по административному исковому заявлению ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 к администрации МО «Зеленоградский городской округ» о признании незаконным отказа в установлении соответствия между разрешенным использованием земельных участков «для коттеджного строительства с объектами инфраструктуры» с разрешенным использованием, согласно классификатору видов разрешенного строительства «для индивидуального жилищного строительства» код.2.1
установил:
Истцы: ФИО1, ФИО2, ФИО3 и ФИО4, в лице представителя по доверенности ФИО5, обратились в суд с административным исковым заявлением, в котором оспаривали ответ администрации МО «Зеленоградский городской округ» от 18.09.2019 и просили обязать администрацию привести в соответствии с Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014 за № 540 вид разрешенного использования земельных участков истцов, установив для них вид разрешенного использования - «для индивидуального жилищного строительства» код 2.1.
В обосновании своих требований указали, что все они являются собственниками земельных участков с категорией земель- земли населенных пунктов, с разрешенным использованием- для коттеджного строительства с объектами инфраструктуры, расположенных в <адрес>. 17.08.2019 истцы обратились в администрацию с заявлением об установлении соответствия между разрешенным использованием земельных участков « для коттеджного строительства с объектами инфраструктуры» на разрешенное использование, согласно классификатору видов разрешенного использования земельных участков. В ответе от 18 сентября 2019 года администрация указала, что вышеуказанные земельные участки, согласно Правил землепользования и застройки МО «Переславское сельское поселение» расположены в территориальной зоне 1ЖЗ 0210 2 ОДЗ –многофункциональная: зона застройки средне этажными жилыми домами и общественно- деловых зон. Основными видами разрешенного использования в данной территориальной зоне не предусмотрено строительство объектов индивидуального жилищного строительства. Так же в ответе указано, что основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования, в то время как для условно разрешенного вида использования требуется разрешение уполномоченного органа. Между тем истцы указали, что вид разрешенного использования - для коттеджного строительства с объектами инфраструктуры был установлен до принятия Правил землепользования и застройки, ранее земельные участки имели вид разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства, Генеральным планом МО «Переславское сельское поселение» земельные участки истцов отнесены к функциональной зоне – жилая- жилой застройки. Вид разрешенного использования- для коттеджного строительства с объектами инфраструктуры был установлен до утверждения классификатора видов разрешенного использования земельных участков Приказом Министерства экономического развития РФ от 01.09.2014 за № 540. В данном классификаторе такой вид разрешенного использования как «для коттеджного строительства с объектами инфраструктуры» не предусмотрен, при этом в нем предусмотрен вид разрешенного использования – жилая застройка код 2.0, а так же вид разрешенного использования – «для индивидуального жилищного строительства» код 2.1. Считают, что понятие коттедж и индивидуальный жилой дом являются тождественными, в связи с чем просили выданный им ответ признать незаконным и возложить на администрацию, с учетом уточнений исковых требований обязанность привести в соответствие с Приказом № 540 виды разрешенного использования земельных участков, принадлежащих истцам, указав их как «для индивидуального жилищного строительства», код 2.1., так же просили истребовать в администрации оригинал заключения от 10.12.2019 о результатах публичных слушаний по проекту Правил землепользования и застройки МО « Зеленоградский городской округ» с приложением.
Истцы ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 в судебное заседание не явились, извещались судом надлежащим образом, о причине неявки не сообщили.
Представитель истцов ФИО5, в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Представитель административного ответчика администрации МО «Зеленоградский городской округ» ФИО6 в судебном заседании исковые требования не признала, просила в удовлетворении иска отказать.
Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела и представленные в нем доказательства в их совокупности, и дав им оценку, суд приходит к следующему.
Согласно положениям статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом (пункт 1).
Согласно со ст. 212 ГК Российской Федерации имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Права всех собственников защищаются равным образом.
Из материалов дела следует, что ФИО1 с 2017 года является собственником земельных участков, с категорией земель- земли населенных пунктов, с разрешенным использованием – для коттеджного строительства с объектами инфраструктуры, расположенных в <адрес>, а именно:
с КН №, площадью 985 кв.м (л.д. 29-30),
с КН №, площадью 100 кв.м (л.д. 31-32),
с КН №, площадью 1000 кв.м (л.д. 33-34,
с КН №, площадью 1140 кв.м (л.д. 35-36),
с КН №, площадью 900 кв.м (л.д. 37-38),
с КН №, площадью 900 кв.м (л.д. 39-40),
с КН №, площадью 900 кв.м (л.д. 41-42),
с КН №, площадью 1000 кв.м (л.д. 43-44),
с КН №, площадью 900 кв.м (л.д. 45-46),
с КН №, площадью 660 кв.м (л.д. 47-48),
с КН №, площадью 660 кв.м (л.д. 49-50),
с КН №, площадью 660 кв.м (л.д. 51-52),
с КН №, площадью 660 кв.м (л.д. 53-54),
с КН №, площадью 920 кв.м (л.д. 55-56),
с КН №, площадью 920 кв.м (л.д. 57-58),
с КН №, площадью 920 кв.м (л.д. 59-60),
с КН №, площадью 920 кв.м (л.д. 61-62),
с КН №, площадью 920 кв.м (л.д. 63-64),
с КН №, площадью 920 кв.м (л.д. 65-66),
с КН №, площадью 920 кв.м (л.д. 67-68),
с КН №, площадью 920 кв.м (л.д. 69-70),
с КН №, площадью 920 кв.м (л.д. 71-72),
с КН №, площадью 920 кв.м (л.д. 73-74),
с КН №, площадью 1210 кв.м (л.д. 75-76),
с КН №, площадью 930 кв.м (л.д. 77-78),
с КН №, площадью 930 кв.м (л.д. 79-80),
с КН №, площадью 925 кв.м (л.д. 81-82),
с КН №, площадью 925 кв.м (л.д. 83-84),
с КН №, площадью 920 кв.м (л.д. 85-86),
с КН №, площадью 920 кв.м (л.д. 87-88),
с КН №, площадью 920 кв.м (л.д. 89-90),
с КН №, площадью 920 кв.м (л.д. 91-92),
с КН №, площадью 950 кв.м (л.д. 93-94),
с КН №, площадью 1095 кв.м (л.д. 95-96),
с КН №, площадью 1095 кв.м (л.д. 97-98),
с КН №, площадью 1095 кв.м (л.д. 99-100),
с КН №, площадью 1095 кв.м (л.д. 101-102),
с КН № площадью 1240 кв.м (л.д. 103-104),
с КН №, площадью 900 кв.м (л.д. 105-106),
с КН №, площадью 900 кв.м (л.д. 107-108),
с КН №, площадью 900 кв.м (л.д. 109-110),
с КН №, площадью 900 кв.м (л.д. 111-112),
с КН №, площадью 865 кв.м (л.д. 113-114),
с КН №, площадью 590 кв.м (л.д. 115-116),
с КН №, площадью 1025 кв.м (л.д. 117-118),
с КН №, площадью 850 кв.м (л.д. 119-120),
с КН №, площадью 850 кв.м (л.д. 121-122),
с КН №, площадью 850 кв.м (л.д. 123-124),
с КН №, площадью 750 кв.м (л.д. 125-126),
с КН №, площадью 1000 кв.м (л.д. 127-128),
с КН №, площадью 930 кв.м (л.д. 129-130),
с КН №, площадью 1000 кв.м (л.д. 131-132),
с КН №, площадью 780 кв.м (л.д. 133-134),
с КН №, площадью 1010 кв.м (л.д. 135-136),
с КН №, площадью 1000 кв.м (л.д. 137-138),
с КН №, площадью 1000 кв.м (л.д. 139-140),
с КН №, площадью 1000 кв.м (л.д. 141- 142),
с КН №, площадью 1100 кв.м (л.д. 143- 144), что подтверждается сведениями об основных характеристиках на земельные участки.
ФИО3 является собственником с 06.12.2018 земельного участка с КН № площадью 914 кв.м (л.д. 23- 24), с категорией земель -земли населенных пунктов, с разрешенным использованием – для коттеджного строительства с объектами инфраструктуры, расположенного в <адрес>, что так же подтверждается сведениями об основных характеристиках на земельный участок.
ФИО2 является собственником с 24.04.2018 земельного участка с КН № площадью 1406 кв.м (л.д. 25- 26), с категорией земель -земли населенных пунктов, с разрешенным использованием – для коттеджного строительства с объектами инфраструктуры, расположенного в <адрес>, что так же подтверждается сведениями об основных характеристиках на земельный участок.
ФИО4 является собственником с 02.02.2017 земельного участка с КН №, площадью 1263 кв.м (л.д. 27- 28), с категорией земель -земли населенных пунктов, с разрешенным использованием – для коттеджного строительства с объектами инфраструктуры, расположенного в <адрес>, что так же подтверждается сведениями об основных характеристиках на земельный участок.
Из материалов дела следует, что вышеуказанные земельные участки в соответствии с Правилами землепользования и застройки МО «Переславское сельское поселение» расположены в территориальной зоне 1ЖЗ 0210 2 ОДЗ –многофункциональная: зона застройки средне этажными жилыми домами и общественно- деловых зон, кроме того, данные земельные участки расположены в проектной приаэродромной территории, в зоне ограничения строительства по высоте аэродрома Калининград «Чкаловск», что подтверждается ответом Агентства по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области от 20.02.20 (л.д. 48-55 том 2).
19 августа 2019 года вышеуказанные истцы в лице представителя по доверенности ФИО5 обратились в администрацию МО «Зеленоградский городской округ» с заявлением, в котором просили привести в соответствие с Приказом Министерства экономического развития РФ от 01.09.2014 за № 540 вид разрешенного использования, установив вид разрешенного использования указанных выше земельных участков -« для индивидуального жилищного строительства» код 2.1(л.д. 88-90 том 2).
Ответом от 19 сентября 2019 года администрация сообщила представителю заявителей, что принадлежащие истцам земельные участки расположены в территориальной зоне 1ЖЗ 0210 2 ОДЗ –многофункциональная: зона застройки средне этажными жилыми домами и общественно- деловых зон, согласно Правил землепользования и застройки МО «Переславское сельское поселение», основными видами разрешенного использования в данной территориальной зоне не предусмотрено строительство объектов индивидуального жилищного строительства. Так же сообщили, что собственники земельных участков основные и вспомогательные виды разрешенного использования выбирают самостоятельно, без каких либо согласований, сами же могут изменить вид разрешенного использования в кадастре. Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 39 ГрК РФ, при этом полномочиями по такому предоставлению обладает Агентство по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области. На основании изложенного в установлении соответствия между разрешенным использованием земельных участков истцов, расположенных в пос. Холмогоровка, с «коттеджного строительства с объектами инфраструктуры» и разрешенным использованием, согласно классификатору видов разрешенного использования было отказано(л.д. 85-86 том2).
Не согласившись с таким ответом администрации, истцы обратились в суд с административным исковым заявлением.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 8 ст. 226 КАС Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
В развитие статьи 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации федеральный законодатель предусмотрел, что всякое заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права или охраняемого законом интереса в порядке, установленном законом. Тем самым предполагается, что заинтересованные лица вправе обратиться в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права либо охраняемого законом интереса в установленном порядке.
Таким образом, суд приходит к выводу, что административные истцы наделены правом на обращение в суд в защиту нарушенных прав.
Оценивая требования истцов, заявленные в обосновании своих доводов и давая оценку действиям ответчика, связанных с обращением истцов, суд приходит к следующему.
В силу ч. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) земли Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года N 540 (далее - классификатор видов разрешенного использования земельных участков).
Частью 1 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее ГрК РФ) предусмотрено, что разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования. При этом выбор любого из основных видов использования осуществляется самостоятельно, в то время как для условно разрешенного использования требуется разрешение уполномоченного органа (п. п. 4, 6 ст. 37).
В соответствии с ч. 6 ст. 37 ГрК РФ предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 39 настоящего Кодекса.
При этом, согласно части 11 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 171-ФЗ), разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору.
До 1 января 2020 года орган местного самоуправления поселения, орган местного самоуправления городского округа обязаны внести изменения в правила землепользования и застройки в части приведения установленных градостроительным регламентом видов разрешенного использования земельных участков в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков, предусмотренными классификатором видов разрешенного использования земельных участков. При этом проведение публичных слушаний по проекту изменений, вносимых в правила землепользования и застройки, не требуется (часть 12 статьи 34 Закона N 171-ФЗ).
Кроме того, согласно части 13 статьи 34 Закона N 171-ФЗ, по заявлению правообладателя земельного участка об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка классификатору видов разрешенного использования земельных участков уполномоченные на установление или изменение видов разрешенного использования земельного участка орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение одного месяца со дня поступления такого заявления обязаны принять решение об установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка, указанным в заявлении, и видом разрешенного использования земельных участков, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков. Данное решение является основанием для внесения изменений в сведения Единого государственного реестра недвижимости о разрешенном использовании земельного участка.
При наличии утвержденных в установленном порядке правил землепользования и застройки собственник земельного участка, находящегося в частной собственности, может выбирать основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельного участка самостоятельно без дополнительных разрешений и согласований с органами местного самоуправления.
Исходя из положений пункта 4 статьи 37 ГрК РФ, пункта 3 статьи 85 ЗК РФ, правообладатель земельного участка свободен в выборе основных и вспомогательных видов разрешенного использования такого земельного участка в пределах, предусмотренных градостроительным регламентом (при условии соблюдения требований технических регламентов), и вправе осуществлять указанное правомочие самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
С учетом изложенного и положений статьи 209 ГК Российской Федерации собственник может самостоятельно выбирать вид разрешенного использования из числа предусмотренных зонированием территорий.
Как следует из классификатора видов разрешенного использования земельных участков такой вид разрешенного использования как «для коттеджного строительства с объектами инфраструктуры» в нем не предусмотрен.
Вместе с тем, в нем имеется разрешенное использование – жилая застройка (код 2.0), в которой возможно размещение жилых помещений различного вида и обеспечение проживания в них. К жилой застройке относятся здания (помещения в них), предназначенные для проживания человека. Содержание данного вида разрешенного использования включает в себя содержание видов разрешенного использования с кодами 2.1-2.7.1, т.е. и для индивидуального жилищного строительства и для среднеэтажной жилой застройки.
Из материалов дела так же следует, что земельные участки истцов являлись собственностью ООО «Терра». Разрешенное использование этих участков было « для ведения личного подсобного хозяйства».
Постановлениями администрации МО «Переславское сельское поселение» от 12 ноября 2009 года за № 126, на основании заявления ООО «Терра» вид разрешенного использования земельных участков был изменен на «для коттеджного строительства с объектами инфраструктуры».
Не возведя ни одного коттеджа с объектами инфраструктуры, данное ООО отчудил первоначальные земельные участки в собственность ФИО7, который их разделил площадью от 700 до 1200 кв.м, и отчудил, в том числе и истцам.
Данные сделки никем не оспорены и являются действующими.
Согласно градостроительному регламенту, в настоящее время, строительство индивидуальных жилых домов истцами возможно только в рамках условно разрешенного вида использования, который может быть предоставлен только по результатам публичных слушаний.
При этом, в Зеленоградском городском округе в настоящее время принят Генеральный план округа, из данных которого следует, что территория, на которой расположены земельные участки истцов, отнесена к территории комплексного развития территории. Правила землепользования и застройки городского округа не приняты.
Из материалов дела так же следует, что в ноябре 2019 года истцы обращались в администрацию МО «Зеленоградский городской округ» с заявлением о включении принадлежащих им земельных участков в территориальную зону Ж1- зона застройки индивидуальными жилыми домами, установив вид разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства» код 2.1, при разработке Правил землепользования и застройки МО «Зеленоградский городской округ» (л.д. 26.27 том 2).
Из заявленных истцами требований, а так же из дальнейших действий истцов по изменению территориальной зоны, в которой расположены принадлежащие им земельные участки, из заявленного суду ходатайства об истребовании из администрации оригинала заключения от 10.12.2019 о результатах публичных слушаний по проекту Правил землепользования и застройки МО «Зеленоградский городской округ», которое удовлетворению не подлежит, поскольку данное заключение принято после выдачи истцам оспариваемого ими ответа, следует вывод, что действия истцов направлены не на установление соответствия ранее утвержденного вида разрешенного использования действующему Классификатору, а на изменение вида разрешенного использования земельного участка на новый вид, который функционально отличается от прежнего вида, поскольку понятие индивидуальный жилой дом и коттедж не являются тождественными, поскольку коттедж, который должен был строится с объектами инфраструктуры, может быть как жилым, так и не жилым, а индивидуальный жилой дом должен быть только жилым, и рядом с ним на одном участке не должно быть каких либо объектов инфраструктуры.
Учитывая, что изменение вида разрешенного использования земельного участка осуществляется по иной установленной законодательством процедуре, как и изменение территориальной зоны, в которой этот участок находится, суд приходит к выводу, что заявленные истцами требования удовлетворению не подлежат, поскольку выданный истцам ответ администрации от 19 сентября 2019 года является законным и обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявленных ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 требований к администрации МО «Зеленоградский городской округ» о признании незаконным отказа от 18.09.2019 в приведении в соответствии с Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014 № 540 вида разрешенного использования, установлении вида разрешенного использования земельных участков под « для индивидуального жилищного строительства» код 2.1 - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калининградский областной суд через суд Зеленоградского района Калининградской области в течение месяца.
Мотивированное решение изготовлено 11 марта 2020 года.
Судья Сайбель В.В.