ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-202/2016 от 05.07.2016 Бакчарского районного суда (Томская область)

Дело № 2а –202/2016

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Бакчар Томской области 05 июля 2016 года

Бакчарский районный суд Томской области в составе:

председательствующего судьи Бариновой Н.В.,

при секретаре Т.В.,

с участием

процессуального истца

старшего помощника прокурора

Бакчарского района Томской области А.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в с.Бакчар Томской области административное дело по административному иску прокурора Бакчарского района Томской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Бакчарского района Томской области о признании бездействия незаконным и об обязании по укомплектованию единой дежурно-диспетчерской службы,

установил:

Прокурор Бакчарского района Томской области обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия Администрации Бакчарского района Томской области, выразившееся в неисполнении обязанности по укомплектованию единой дежурно-диспетчерской службы Бакчарского района. Просит суд обязать Администрацию Бакчарского района Томской области не позднее ДД.ММ.ГГГГ укомплектовать единую дежурно-диспетчерскую службу Бакчарского района штатом не менее 4 оперативных дежурных и 4 диспетчеров, а также обязать Администрацию Бакчарского района Томской области не позднее ДД.ММ.ГГГГ укомплектовать единую дежурно-диспетчерскую службу Бакчарского района следующим оборудованием и средствами связи: активное оборудование локальной вычислительной сети; структурированная кабельная сеть; серверное оборудование; специализированные средства хранения данных; метеостанция; средства радиосвязи; средств оповещения населения; средств регистрации (записи) входящих и исходящих переговоров, а также определения номера звонящего абонента и его идентификацию; прямые каналы связи с ЦУКС ГУ МЧС России по Томской области, ЕДДС соседних муниципальных образований, ДДС потенциально опасных объектов, объектами с массовым пребыванием людей; приемник ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.

В обоснование заявленных требований прокурор указал, что по результатам проведенной прокуратурой Бакчарского района Томской области проверки исполнения Администрацией Бакчарского района Томской области требований законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, были выявлены нарушения требований вышеуказанного законодательства в сфере деятельности ЕДДС Бакчарского района Томской области. ДД.ММ.ГГГГ Главе Бакчарского района Томской области было внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено, однако Администрацией Бакчарского района Томской области устранены не все нарушения. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не обеспечено укомплектование ЕДДС штатом сотрудников, в штате ЕДДС Бакчарского района должно быть предусмотрено наличие не менее 4 оперативных дежурных и 4 диспетчеров. Вместе с тем, в штате ЕДДС Бакчарского района предусмотрено только наличие 5 должностей диспетчеров. Также ЕДДС не обеспечено необходимым оборудованием, а именно: отсутствуют активное оборудование локальной вычислительной сети; структурированная кабельная сеть; серверное оборудование; специализированные средства хранения данных; метеостанция; средства радиосвязи; средств оповещения населения; средств регистрации (записи) входящих и исходящих переговоров, а также определения номера звонящего абонента и его идентификацию; прямые каналы связи с ЦУКС ГУ МЧС России по Томской области, ЕДДС соседних муниципальных образований, ДДС потенциально опасных объектов, объектами с массовым пребыванием людей; приемник ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.

В судебном заседании прокурор поддержал требования административного искового заявления.

Административный ответчик - Администрация Бакчарского района Томской области, будучи надлежащим образом извещенным о месте и времени рассмотрения дела, своего представителя в судебное заседание не направил. Согласно представленного в суд заявления Главы Администрации Бакчарского района Томской области, просит рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации. Считает мнение прокурора о том, что бездействие Администрации Бакчарского района Томской области создаёт угрозу жизни, здоровью и имуществу населения Бакчарского района, способны снизить уровень оперативности реагирования и оповещения органов и населения о чрезвычайных ситуациях и стали возможными по причине ненадлежащего исполнения сотрудниками администрации Бакчарского района своих должностных обязанностей и слабым контролем со стороны руководства, преувеличенным, так как существующим составом ЕДДС Бакчарского района и с помощью имеющейся материальной базы обеспечивается выполнение поставленных задач. Свободные финансовые средства, которые можно было бы направить на оплату труда вновь принятых сотрудников и приобретение нового оборудования, отсутствуют.

В соответствии с частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), суд принял решение о рассмотрении административного дела в отсутствие административного ответчика, надлежащим образом извещенного о времени и месте его рассмотрения, явка которого не признана судом обязательной.

Заслушав прокурора, исследовав доказательства по делу, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 ст. 39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляется Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон № 68-ФЗ).

Согласно статье 4 Федерального закона № 68-ФЗ, единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах.

Одними из основных задач единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций являются: обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях и информирования населения о чрезвычайных ситуациях, в том числе экстренного оповещения населения.

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций функционирует на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях.

В силу ч. 4 ст. 4.1 Федерального закона № 68-ФЗ органами повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций являются организации (подразделения), создаваемые федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями для обеспечения их деятельности в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, управления силами и средствами, предназначенными и выделяемыми (привлекаемыми) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществления обмена информацией и оповещения населения о чрезвычайных ситуациях.

На основании ст. 6 Федерального закона № 68-ФЗ федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и администрация организаций обязаны оперативно и достоверно информировать население через средства массовой информации, в том числе с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, и по иным каналам о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты населения от них.

В силу ч. 2 ст. 11 Федерального закона № 68-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления относится: участие в создании, эксплуатации и развитии системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112"; создание и поддержание в постоянной готовности муниципальных систем оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях; осуществление сбора информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обмен такой информацией, обеспечение, в том числе с использованием комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, своевременное оповещение населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций. Органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; создают постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

В соответствии с частью 1 статьи 24 Федерального закона № 68-ФЗ финансовое обеспечение установленных этим Федеральным законом мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах (на территории) муниципального образования (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) является расходным обязательством муниципального образования.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" утверждено положение, которым определен порядок организации и функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Согласно пункту 11 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций органами повседневного управления единой системы на муниципальном уровне являются единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований.

Указом Президента Российской Федерации от 28.12.2010 года N 1632 "О совершенствовании системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб на территории Российской Федерации" органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления следовало завершить работы по созданию дежурно-диспетчерских служб до 31.12.2012.

В целях выполнения указанных мероприятий издано Положение о единой дежурно-диспетчерской службе муниципального образования, утвержденное решением Правительственной комиссии Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 28.08.2015 № 7 (далее - Положение).

В силу пункта 1.4.2 Положения, в составе дежурно-диспетчерского персонала ЕДДС должны быть предусмотрены оперативные дежурные смены из расчета несения круглосуточного дежурства. В состав оперативной дежурной смены должны быть включены оперативный дежурный и диспетчер ЕДДС.

Пунктом 1.4.7 Положения закреплён рекомендуемый состав технических средств управления ЕДДС, а именно: средства связи и автоматизации управления, в том числе средства радиосвязи; средства оповещения руководящего состава и населения; средства регистрации (записи) входящих и исходящих переговоров, а также определения номера звонящего абонента; оргтехника (компьютеры, принтеры, сканеры); система видеоконференцсвязи; прямые каналы связи с ЦУКС ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации, ЕДДС соседних муниципальных образований, ДДС потенциально опасных объектов, объектами с массовым пребыванием людей; метеостанция; приемник ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.

В силу пункта 1.4.8 Положения средства связи ЕДДС муниципального образования должны обеспечивать: телефонную связь; передачу данных; прием и передачу команд, сигналов оповещения и данных; прием вызовов (сообщений) через единый номер «112»; коммутацию передаваемого сообщения до соответствующих ДДС экстренных оперативных служб и организаций (объектов); обмен речевыми сообщениями, документальной и видео информацией, а также данными с вышестоящими и взаимодействующими службами. ЕДДС муниципального образования должна иметь резервные каналы связи. Средства связи должны обеспечивать сопряжение с сетью связи общего пользования.

Обязательность исполнения указанных выше требований закреплена и в ГОСТе Р 22.7.01-99 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Единая дежурно-диспетчерская служба. Основные положения», утвержденным постановлением Госстандарта Российской Федерации от 09.11.1999 № 400-ст.

Как следует из пункта 3.4.1 Положения требования к оборудованию ЕДДС разработаны с учетом необходимости выполнения задач ЕДДС в круглосуточном режиме в соответствии с Концепцией создания системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб через единый номер «112» на базе единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 1240-р.

Согласно п. 3.4.2 Положения в состав оборудования должны входить, как минимум: АРМ специалистов оперативной дежурной смены; АРМ руководства обслуживающего персонала; активное оборудование локальной вычислительной сети; структурированная кабельная сеть; серверное оборудование; специализированные средства хранения данных; комплект оргтехники; средства связи; АРМ управления местной системой оповещения; средства видеоотображения коллективного пользования и системы видеоконференцсвязи; специально оборудованный металлический сейф для хранения пакетов на изменение режимов функционирования; метеостанция; прибор радиационного контроля; источники гарантированного электропитания.

Проведенной прокуратурой Бакчарского района Томской области проверкой исполнения Администрацией Бакчарского района Томской области требований законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера были установлены нарушения требований вышеуказанного законодательства в сфере деятельности ЕДДС Бакчарского района.

ДД.ММ.ГГГГ прокурором Бакчарского района Томской области, Главе Бакчарского района Томской области было внесено представление об устранении нарушений требований законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, которое рассмотрено и удовлетворено.

Вместе с тем, Администрацией Бакчарского района Томской области устранены не все нарушения. Так, не обеспечено укомплектование ЕДДС необходимым штатом сотрудников: в наличии имеется 5 должностей диспетчеров, тогда как в соответствии с действующим законодательством в штате ЕДДС Бакчарского района должно быть предусмотрено наличие не менее 4 оперативных дежурных и 4 диспетчеров.

Также ЕДДС Бакчарского района не обеспечено необходимым оборудованием, а именно: отсутствуют активное оборудование локальной вычислительной сети; структурированная кабельная сеть; серверное оборудование; специализированные средства хранения данных; метеостанция; средства радиосвязи; средств оповещения населения; средств регистрации (записи) входящих и исходящих переговоров, а также определения номера звонящего абонента и его идентификацию; прямые каналы связи с ЦУКС ГУ МЧС России по Томской области, ЕДДС соседних муниципальных образований, ДДС потенциально опасных объектов, объектами с массовым пребыванием людей; приемник ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.

Согласно ответа Главы Администрации Бакчарского района, адресованного прокурору от ДД.ММ.ГГГГ следует, что после прокурорской проверки, Администрацией Бакчарского района было принято решение обратиться с ходатайством в Администрацию Томской области о выделении трансфертов из областного бюджета на приобретение недостающих технических средств для ЕДДС.

В связи с вышеизложенным, доводы Главы Администрации Бакчарского района Томской области о том, что существующим составом ЕДДС Бакчарского района и с помощью имеющейся материальной базы обеспечивается выполнение поставленных задач, суд отклоняет.

Таким образом, в судебном заседании установлено бездействие администрации, выразившееся в непринятии мер по техническому оснащению единой дежурно-диспетчерской службы района, а также укомплектованию штата ЕДДС, что способствует несвоевременному информированию населения о чрезвычайной ситуации.

Судом установлено нарушение прав неопределенного круга лиц, в чьих интересах прокурор обратился в суд с указанным административным иском. Срок обращения в суд прокурором не был нарушен.

Таким образом, судом установлены основания для удовлетворения заявленного прокурором административного иска в полном объеме.

Частью 9 статьи 227 КАС РФ предусмотрено, что в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.

В соответствии с положениями статьи 227 КАС РФ, при отсутствии возражений административного ответчика, суд устанавливает срок для устранения допущенных нарушений прав неопределенного круга лиц в указанный прокурором срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 НК РФ, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков), освобождаются от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь статьями 175-181, 227-228 КАС РФ, суд

решил:

Административный иск прокурора Бакчарского района Томской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Бакчарского района Томской области о признании бездействия незаконным и обязании укомплектования единой дежурно-диспетчерской службы удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Бакчарского района Томской области, выразившееся в неисполнении обязанности по укомплектования единой дежурно-диспетчерской службы Бакчарского района.

Обязать администрацию Бакчарского района Томской области не позднее ДД.ММ.ГГГГ укомплектовать единую дежурно-диспетчерскую службу Бакчарского района штатом не менее 4 оперативных дежурных и 4 диспетчеров.

Обязать администрацию Бакчарского района Томской области не позднее ДД.ММ.ГГГГ укомплектовать единую дежурно-диспетчерскую службу Бакчарского района следующим оборудованием и средствами связи:

активное оборудование локальной вычислительной сети;

структурированная кабельная сеть;

серверное оборудование;

специализированные средства хранения данных;

метеостанция;

средства радиосвязи;

средства оповещения населения;

средства регистрации (записи) входящих и исходящих переговоров, а также определения номера звонящего абонента и его идентификацию;

прямые каналы связи с ЦУКС ГУ МЧС России по Томской области, ЕДДС соседних муниципальных образований, ДДС потенциально опасных объектов, объектами с массовым пребыванием людей;

приемник ГЛОНАСС или ГЛОНАСС /GPS.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Томский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Бакчарский районный суд Томской области.

Судья: подпись /Н.В.Баринова/

Решение в окончательной форме принято 08.07.2016

ВЕРНО.

Судья: /Н.В.Баринова/

Секретарь: /Т.В./