ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-202/2016 от 09.03.2016 Кудымкарского городского суда (Пермский край)

Дело № 2а-202/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Юсьва 9 марта 2016 года

Кудымкарский городской суд Пермского края (постоянное судебное присутствие в с. Юсьва) в составе судьи Баяндиной Е.В.

при секретаре Третьяковой Л.В.,

с участием прокурора Бурковой Ж.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению прокурора Юсьвинского района к администрации Юсьвинского сельского поселения об обязании организовать водоснабжение в <адрес> посредством постановки на баланс администрации колодцев, расположенных в <адрес>, проведения ремонта колодцев, обязании обеспечить освещение на <адрес>,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Юсьвинского района обратился в суд с вышеуказанным иском в интересах неопределенного круга лиц, в заявлении указав, что прокуратурой Юсьвинского района по жалобе жителей д. <адрес> проведена проверка в части обеспечения жителей деревни водоснабжением и организации уличного освещения. В ходе проверки, проведенной 15 января 2016 года, было установлено, что в нарушение требований закона жители д. <адрес> не надлежащим образом обеспечены питьевой водой. Источниками воды в деревне являются 3 колодца. Два колодца у домов и на <адрес> расположены под дощаным навесом. Один колодец возле <адрес> расположен под одной крышей с домом, его ремонтом занимаются жители дома И.Г.Н. и И.П.И. Данные колодцы на балансе администрации поселения не состоят. Вода в колодце у <адрес> грязная, имеется мелкая древесная стружка, иная грязь, неприятный запах. Сруб колодца не ремонтировался. Колодец у <адрес> исправном состоянии, отремонтирован жителями деревни. Колодец у <адрес> не эксплуатируется ввиду его разрушения. Также в деревне имеется ключ, но в зимнее время его никто не содержит, дорога к ключу отсутствует. Расстояние между колодцами возле домов и составляет 270 метров, а между домов и – 600 метров. Постановлением администрации Юсьвинского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ утверждена муниципальная целевая программа развития сетей уличного освещения Юсьвинского сельского поселения на 2016 – 2018 года. Однако, в данную программу <адрес> не включена. Уличное освещение в <адрес> отсутствует. В соответствии с законодательством обязанность по организации уличного освещения лежит на органах местного самоуправления, однако администрация Юсьвинского сельского поселения не предпринимает никаких действий по организации уличного освещения д. <адрес>.

В судебном заседании прокурор Буркова Ж.С. заявленные требования уточнила, просит обязать администрацию Юсьвинского сельского поселения организовать водоснабжение, а также уличное освещение в темное время суток в <адрес>.

Глава администрации Юсьвинского сельского поселения Гордеев М.С. с заявленными требованиями согласился частично, пояснил, что в д. <адрес> числится 6 хозяйств. У них разработаны муниципальные программы в зависимости от численности населения. Организацией уличного освещения должна заниматься администрация района, поскольку через д. <адрес> проходит дорога. С исковыми требованиями в части водоснабжения жителей <адрес> согласен.

Представитель администрации Юсьвинского муниципального района, привлеченной к делу в качестве соответчика, Бабин А.В. с заявленными требованиями не согласился, считает, что администрация района привлечена необоснованно, поскольку организация водоснабжения и уличного освещения в населенных пунктах находится в ведении администрации поселения.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Ст. 39 КАС РФ гласит, что прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Частью 1 ст. 2 Федерального Закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения отнесены вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным Законом от 06.10.2003г. № 131-ФЗ осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

В силу ч. 4 ст. 6 Закона № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения; полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 6 Устава Юсьвинского сельского поселения к вопросам местного значения отнесена организация в границах поселения водоснабжения населения.

В соответствии с п. 21 ч. 1 ст. 6 Устава Юсьвинского сельского поселения к вопросам местного значения поселения отнесена организация освещения улиц.

Статьей 7 Градостроительного Кодекса Российской Федерации установлено, что каждый гражданин имеет право на благоприятную среду жизнедеятельности.

Как установлено в судебном заседании, в результате проверки, проведенной прокуратурой Юсьвинского района, было выявлено отсутствие водоснабжения жителей <адрес> сельского поселения.

В деревне 11 хозяйств. В пяти из них имеются скважины. Вода в колодце у <адрес> д. Асаново грязная, имеется мелкая древесная стружка, иная грязь, неприятный запах. Сруб колодца не ремонтировался. Колодец у <адрес> д. Асаново в исправном состоянии, отремонтирован жителями деревни. Колодец у <адрес> не эксплуатируется ввиду его разрушения. Расстояние между колодцами возле домов и составляет 270 метров, а между домов и – 600 метров. Также в деревне имеется ключ в 100 метрах за домом , но в зимнее время его никто не содержит, дорога к ключу отсутствует.

Данные обстоятельства подтверждаются обращением жителей <адрес> в прокуратуру района (л.д. 8), актом проверки от 15 января 2016 года (л.д. 16-17).

В силу п. 3 ст. 19 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ население сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей. Данным законом гарантируется право граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Кроме того, статья 8 Закона Пермского края от 10.02.2000 № 817-122 «О безопасности питьевой воды» закрепляет право граждан на безопасную питьевую воду.

В соответствии с п. 8 СНиП 2.04.02-84 радиус действия колонки (а также любого другого источника водоснабжения), следует принимать не более 100 метров.

Вместе с тем, как усматривается из объяснений сторон и материалов дела, фактически в деревне функционирует один колодец у <адрес> ключ в зимнее время не эксплуатируется, поскольку дороги к нему нет. Протяженность деревни составляет более 1 км. Следовательно, администрация поселения не приняла всех мер по организации водоснабжением населения, что предусмотрено п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального Закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Также была проведена проверка по организации уличного освещения в темное время суток д. <адрес>, в ходе которой было установлено отсутствие уличного освещения в темное время суток.

Наружное освещение городских и сельских поселений регулируется строительными нормами и правилами СНиП 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение».

В силу п. 7.44 указанного СниПа в ночное время допускается предусматривать снижение уровня наружного освещения улиц, дорог и площадей при нормируемой средней яркости более 0,4 кд/м2 или средней освещенности более 4 лк путем выключения не более половины светильников, исключая при этом выключение подряд расположенных, либо без отключения светильников с помощью регулятора светового потока разрядных ламп высокого давления в установке до уровня не ниже 50% ее нормируемого уровня наружного освещения; на улицах и дорогах при нормируемых величинах средней яркости 0,3 кд/м2, или средней освещённости 4лк и менее, на пешеходных мостиках, автостоянках, пешеходных аллеях и дорогах, внутренних, служебно-хозяйственных и пожарных подъездах, а также на улицах и дорогах, сельских поселений частичное или полное отключение освещения в ночное время не допускается.

Согласно ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» утвержденному Постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993г. № 221 включение наружных осветительных установок следует проводить в вечерние сумерки при снижении естественней освещенности до 20 лк, а отключение - в утренние сумерки при естественной освещенности до 10 лк. Допускается частичное ( до 50%) отключение наружного освещения в ночное время в случае, когда интенсивность движения пешеходов менее 40 чел./ч. и транспортных средств в обоих направлениях - менее 50 ед./ч. Приведенные положения указанного национального стандарта обязательны к применению в силу требований ч. 1 ст. 46 ФЗ «О техническом регулировании» от 27.12.2002г. № 184-ФЗ, поскольку направлены на защиту жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц.

Доводы главы администрации Юсьвинского сельского поселения Гордеева М.С. о том, что организацией уличного освещения в темное время суток должна заниматься администрация района, поскольку через д. <адрес> проходит дорога, суд не принимает во внимание, поскольку в соответствии с п. 21 ч. 1 ст. 6 Устава Юсьвинского сельского поселения к вопросам местного значения поселения отнесена организация освещения улиц.

Отсутствие водоснабжения и освещения в темное время суток нарушает конституционное право жителей <адрес> на благоприятную среду жизнедеятельности.

Таким образом, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований.

Руководствуясь ст. ст. 175 - 178 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать администрацию Юсьвинского сельского поселения организовать водоснабжение в <адрес>.

Обязать администрацию Юсьвинского сельского поселения организовать уличное освещение в <адрес> в темное время суток.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой в суд через Кудымкарский городской суд (постоянное судебное присутствие в с. Юсьва) в течение одного месяца.

Председательствующий: Е.В. Баяндина

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>