дело №2а-202/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Целинное
27 июля 2022 года
Целинный районный суд Курганской области в составе председательствующего судьи Катиркина В.Б.,
с участием помощника прокурора Целинного района Курганской области Грязных Д.И.,
заинтересованных лиц Сухановой С.В., Гречко Г.А.,
представителя заинтересованных лиц Бойцова М.М. и Айткулова Е.С. по доверенностям Провоторовой Е.В.,
при секретаре Лукиной Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Целинного района Курганской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Целинного муниципального округа Курганской области о признании бездействия незаконным и возложении обязанности,
установил:
прокурор Целинного района Курганской области обратился в суд с административным иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Целинного муниципального округа Курганской области о признании бездействия незаконным и возложении обязанности.
Ссылаясь на положения Жилищного кодекса Российской Федерации просит: признать незаконным бездействие Администрации Целинного муниципального округа Курганской области, выразившееся в не предъявлении требований о сносе многоквартирных жилых домов по адресам: ул. <адрес> и ул. <адрес> в с. Целинное Целинного района Курганской области, признанных аварийными и подлежащими сносу, в адрес собственников жилых помещений указанных домов; возложить на Администрацию Целинного муниципального округа Курганской области обязанность в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу предъявить требования о сносе многоквартирных жилых домов по адресам: ул. <адрес> и ул. <адрес> в с. Целинное Целинного муниципального округа Курганской области, признанных аварийными и подлежащими сносу, в адрес собственников жилых помещений указанных домов, с предоставлением разумного срока.
Определением Целинного районного суда Курганской области от 29.06.2022 к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены граждане, являющиеся собственниками жилых помещений многоквартирных жилых домов по адресам: ул. <адрес> и ул. <адрес> в с. Целинное Целинного муниципального округа Курганской области.
В судебном заседании помощник прокурора Целинного района Курганской области Грязных Д.И. заявленные требования поддержал, просил их удовлетворить.
Представитель административного ответчика в судебном заседании не присутствовал, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом (расписка, т.1, л.д.224).
Глава Целинного муниципального округа Курганской области представил возражения на административное исковое заявление, в которых просил в удовлетворении заявленных требований отказать, ходатайствовал о рассмотрении дела без участия представителя административного ответчика.
В возражениях на административное исковое заявление указал, что в соответствии с законом Курганской области от 29.07.2021 №73 «О преобразовании муниципальных образований путем объединения всех поселений, входящих в состав Целинного района Курганской области, во вновь образованное муниципальное образование - Целинный муниципальный округ Курганской области и внесении изменений в некоторые Законы Курганской области» Целинный район Курганской области был преобразован в Целинный муниципальный округ Курганской области администрации муниципальных образований Целинного района Курганской области, в том числе Администрация Целинного сельсовета Целинного района Курганской области, находятся в процессе ликвидации.
Многоквартирные дома по адресам: ул. Советская, д.69, ул. Бухарова, д.68 в с. Целинное постановлениями Главы Целинного сельсовета Курганской области №№29 от 17.08.2018, 20 от 17.04.2020 соответственно признаны аварийными и подлежащими сносу.
На момент признания данных домов аварийными, Администрации Целинного муниципального округа Курганской области не существовало, с момента признания домов аварийными прошло 4 и 2 года.
Постановлением Правительства Курганской области от 01.04.2019 №82 «Об утверждении Региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда Курганской области на 2019 – 2025 годы» была утверждена региональная адресная программа по переселению граждан их аварийного и ветхого жилищного фонда Курганской области на 2019 – 2025 годы, в которую попали дома, признанные аварийными и подлежащими сносу или реконструкции до 01.01.2017.
Указанные в исковом заявлении дома не попали в региональную программу, поскольку были признаны аварийными после 01.01.2017, Целинный муниципальный округ не имеет достаточных средств, чтобы оперативно, без финансовой поддержки Курганской области переселить граждан, либо выкупить аварийные помещения. Потому требования о сносе не высылаются, поскольку после истечения срока требования Администрация Целинного муниципального округа Курганской области должна будет запустить процедуру изъятия помещений для государственных нужд, однако до 2025 года это сделать не удастся.
В судебном заседании заинтересованные лица Суханова С.В. и Гречко Г.А. оставили рассмотрение заявленных административным истцом требований на усмотрение суда.
Представитель заинтересованных лиц Бойцова М.М. и Айткулова Е.С. по доверенностям Провоторова Е.В. в судебном заседании исковые требования поддержала.
Заинтересованные лица, граждане, являющиеся собственниками жилых помещений указанных в административном исковом заявлении многоквартирных домов, о времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом: Гончаров В.А. (расписка, т.1, л.д.234); Абанина Т.Д. (расписка, т.1, л.д.214); Рузанкин С.Н. (отчет, т.21, л.д.3); Карасёва З.Т., Карасёва А.С. в лице ее законного представителя Карасёвой З.Т. (расписка, т.1, л.д.227); Айткулов Е.С., Айткулова М.Е., Айткулова Ю.Е. в лице ее законного представителя Айткуловой О.С., Айткулова О.С. (расписки, т.1, л.д.219-220, извещение, т.1, л.д.236); Ибраев С.А., Ибраев Т.С. и Ибраева К.С. в лице их законного представителя Ибраевой В.В., Ибраева В.В. (расписки, т.1, л.д.229-230); Кустова Е.С. (конверт, т.2, л.д.5); Кульпина О.Ю. (расписка, т.1, л.д.228); Бикмухаметова М.И. (конверт, т.1, л.д.243, акт т.2, л.д.4); Коргенова С.С. (расписка, т.1, л.д.231); Зиновьев М.Н., Зиновьева Н.М. и Зиновьев Н.М. в лице их законного представителя Зиновьевой О.В., Зиновьева О.В. (расписки, т.1, л.д.232-233); Лукманова Р.С. (извещение, т.1, л.д.235); Худякова И.Н. (отчет, т.2, л.д.2); Сафонова Г.И. (извещение, т.1, л.д.237); Бойцов М.М. (конверт, т.2, л.д.6, расписка, т.2, л.д.19); Яковкина Л.П. (расписка, т.1, л.д.223); Песковских В.И. (отчет, т.2, л.д.1).
Заинтересованное лицо Сафонова Г.И. в заявлении просила рассмотреть дело без ее участия.
В телефонограммах от 26.07.2022 заинтересованные лица Коргенова С.С. и Кульпина О.Ю. просили рассмотреть дело без их участия, исковые требования поддержали.
Другие заинтересованные лица в судебное заседание не явились, своих представителей не направили, ходатайств и заявлений не представили.
С учетом мнения присутствующих в судебном заседании лиц, суд в силу ст.150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определил рассмотреть административное дело без участия представителя административного ответчика и не явившихся заинтересованных лиц.
Заслушав участвующих лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных административным истцом требований по следующим правовым и фактическим основаниям.
Согласно ст.40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
В силу ч.1 ст.1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из указанного Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
Согласно п.8 ч.1 ст.14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся в том числе, признание в установленном порядке жилых помещений муниципального и частного жилищного фонда непригодными для проживания, многоквартирных домов, за исключением многоквартирных домов, все жилые помещения в которых находятся в собственности Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.
В соответствии с ч.10 ст.32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном ч.ч.1 – 3, 5 – 9 указанной статьи.
Как разъяснено в п.22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» судам следует учитывать, что в силу ч.10 ст.32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой исходя из принадлежности жилого дома федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.
В соответствии с п.п.6, 8 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального округа относятся: обеспечение проживающих в муниципальном округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального округа.
В судебном заседании установлено, что постановлениями Главы Целинного сельсовета Курганской области №№29 от 17.08.2018, 20 от 17.04.2020 признаны аварийными и подлежащими сносу соответственно, многоквартирные дома по адресам: ул. <адрес>, ул. <адрес> в с. Целинное Целинного района Курганской области (т.1, л.д.166, 167).
Законом Курганской области от 29.07.2021 №73 «О преобразовании муниципальных образований путем объединения всех поселений, входящих в состав Целинного района Курганской области, во вновь образованное муниципальное образование - Целинный муниципальный округ Курганской области и внесении изменений в некоторые Законы Курганской области» поселения, входящие в состав Целинного района Курганской области, в том числе Целинный сельсовет Целинного района Курганской области, преобразованы путем объединения в Целинный муниципальный округ Курганской области.
В силу п.4 ст.57 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации, при этом на основании п.1 ст.58 Гражданского кодекса Российской Федерации, при слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу.
Таким образом, в соответствии с федеральным законодательством органы местного самоуправления вновь образованного муниципального образования в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления, которые на день создания вновь образованного муниципального образования осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующей территории, в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти Курганской области, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами. Вопросы правопреемства подлежат урегулированию муниципальными правовыми актами вновь образованного муниципального образования.
Решением Думы Целинного муниципального округа Курганской области №48 от 17.12.2021 «О прекращении полномочий Глав муниципальных образований Целинного района» с 17.12.2021 полномочия Главы Целинного сельсовета прекращены.
В силу подп.7, 11 п.1 ст.6 Устава Целинного муниципального округа Курганской области (принят решением Думы Целинного муниципального округа Курганской области от 01.03.2022 №83) к вопросам местного значения Целинного муниципального округа Курганской области относятся: обеспечение проживающих в Целинном муниципальном округе Курганской области и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах Целинного муниципального округа Курганской области (т.1, л.д.170).
В соответствии с положениями ст.38 Устава Целинного муниципального округа Курганской области Администрация Целинного муниципального округа Курганской области - исполнительно-распорядительный орган Целинного муниципального округа Курганской области, наделенный Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления Целинного муниципального округа Курганской области федеральными законами и законами Курганской области.
Администрацией Целинного муниципального округа Курганской области руководит Глава Целинного муниципального округа Курганской области на принципах единоначалия.
Главой Администрации Целинного муниципального округа Курганской области является Глава Целинного муниципального округа Курганской области.
Администрация Целинного муниципального округа Курганской области обладает правами юридического лица, является муниципальным казенным учреждением, образуемым для осуществления управленческих функций, и подлежит государственной регистрации в качестве юридического лица в соответствии с федеральным законом (т.1, л.д.175).
Согласно выписке из ЕГРЮЛ от 23.05.2022 (т.1, л.д.15-19) свидетельству о постановке на учет Российской организации в налоговом органе по месту ее нахождения (т.1, л.д.191) Администрация Целинного муниципального округа Курганской области является юридическим лицом и 21.12.2021 поставлена на учет в соответствии с Налоговым Кодексом Российской Федерации.
В ходе проверки прокуратурой Целинного района Курганской области исполнения жилищного законодательства установлено, что Администрацией Целинного муниципального округа Курганской области допущены нарушения в указанной сфере, Администрации Целинного муниципального округа Курганской области предложено дополнительно проработать вопрос о возможности направления собственникам жилых помещений многоквартирных домов по адресам: <адрес> с. Целинное требований об их сносе.
По результатам проверки в адрес Главы Целинного муниципального округа Курганской области 15.03.2022 вынесено соответствующее представление об устранении нарушений федерального законодательства (т.1, л.д.9-12).
Согласно информации Администрации Целинного муниципального округа Курганской области от 16.06.2022 №1399 требования собственникам помещений о сносе многоквартирных домов по адресам: <адрес> с. Целинное, не направлялись (т.1, л.д.168).
Суд считает несостоятельными доводы Главы Целинного муниципального округа Курганской области о необходимости отказать административному истцу в удовлетворении заявленных исковых требований, изложенные в возражениях на административное исковое заявление.
Администрации Целинного муниципального округа Курганской области с 21.12.2021 перешли права и обязанности Администрации Целинного сельсовета Курганской области.
С учетом изложенных судом норм Жилищного кодекса Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Закона Курганской области от 29.07.2021 №73 «О преобразовании муниципальных образований путем объединения всех поселений, входящих в состав Целинного района Курганской области, во вновь образованное муниципальное образование - Целинный муниципальный округ Курганской области и внесении изменений в некоторые Законы Курганской области», решения Думы Целинного муниципального округа Курганской области №48 от 17.12.2021 «О прекращении полномочий Глав муниципальных образований Целинного района», положений Устава Целинного муниципального округа Курганской области, в их системной взаимосвязи со ст.40 Конституции Российской Федерации, у Администрации Целинного муниципального округа Курганской области имеется обязанность предъявить требования о сносе многоквартирных жилых домов по адресам: <адрес> с. Целинное Целинного муниципального округа Курганской области, признанных аварийными и подлежащими сносу, в адрес собственников жилых помещений указанных домов, с предоставлением разумного срока.
Постановлением Правительства Курганской области от 01.04.2019 №82 «Об утверждении Региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда Курганской области на 2019 – 2025 годы» утверждена региональная адресная программа по переселению граждан их аварийного и ветхого жилищного фонда Курганской области на 2019 – 2025 годы, в указанную программу попали дома, признанные аварийными и подлежащими сносу или реконструкции до 01.01.2017
Те обстоятельства, что указанные в исковом заявлении дома не попали в региональную программу, поскольку были признаны аварийными после 01.01.2017, Целинный муниципальный округ не имеет достаточных средств, чтобы оперативно, без финансовой поддержки Курганской области переселить граждан, либо выкупить аварийные помещения, не освобождают Администрацию Целинного муниципального округа Курганской области от исполнения возложенных на нее законом обязанностей, при недостаточности собственных средств Администрация Целинного муниципального округа Курганской области не лишена возможности обратиться за оказанием соответствующей финансовой помощи в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.
Противоправное бездействие со стороны Администрации Целинного муниципального округа Курганской области в достаточно длительный период времени с 21.12.2021 ставит под угрозу жизнь и здоровье лиц, проживающих в указанных аварийных многоквартирных жилых домах, а также неопределенного круга лиц, находящихся в непосредственной близости и внутри помещений этих зданий.
Руководствуясь ст.ст.62, 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление прокурора Целинного района Курганской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Целинного муниципального округа Курганской области о признании бездействия незаконным и возложении обязанности, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации Целинного муниципального округа Курганской области, выразившееся в не предъявлении требований о сносе многоквартирных жилых домов по адресам: <адрес> с. Целинное Целинного муниципального округа Курганской области, признанных аварийными и подлежащими сносу, в адрес собственников жилых помещений указанных домов.
Обязать Администрацию Целинного муниципального округа Курганской области в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу предъявить требования о сносе многоквартирных жилых домов по адресам: <адрес> с. Целинное Целинного муниципального округа Курганской области, признанных аварийными и подлежащими сносу, в адрес собственников жилых помещений указанных домов, с предоставлением разумного срока.
Мотивированное решение составлено 03 августа 2022 года.
Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Целинный районный суд Курганской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья: В.Б. Катиркин