ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2030/18 от 23.08.2018 Геленджикского городского суда (Краснодарский край)

Дело №2а-2030/2018

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Геленджик 23 августа 2018 г.

Геленджикский городской суд Краснодарского края в составе:

председательствующего – судьи Чурсиной Галины Викторовны,

при секретаре судебного заседания Пикулиной Ирине Викторовне,

с участием:

прокурора Богданова Олега Сергеевича,

представителя административного ответчика: администрации муниципального образования город-курорт Геленджик – ФИО1, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

заинтересованного лица - ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора города Геленджика в интересах муниципального образования город-курорт Геленджик к администрации муниципального образования город-курорт Геленджик о признании недействительным разрешения на строительство,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Геленджика обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании разрешения от ДД.ММ.ГГГГ на реконструкцию здания гостиницы по <адрес>.

В обоснование заявленных требований указано, что ФИО2 а праве аренды предоставлен земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м, категория земель: земли населенных пунктов - для строительства и эксплуатации гостиницы, кадастровый , расположенный по адресу: <адрес>.

Также ФИО2 на праве собственности принадлежит гостиница, назначение: нежилое, площадью <данные изъяты> кв.м, расположенная на указанном земельном участке.

На основании заявления ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ администрацией муниципального образования город-курорт Геленджик ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 выдано разрешение на реконструкцию здания гостиницы.

Вместе с тем, при выдаче разрешения ответчиком не было учтено, что земельный участок и гостиница расположены во второй зоне горно-санитарной охраны курорта г. Геленджика.

Город-курорт Геленджик является курортом федерального значения, в связи с чем земельный участок по <адрес> относится к особо охраняемым природным территориям, поэтому разрешение на реконструкцию может быть выдано при наличии положительного заключения экологической экспертизы проектной документации. Поскольку такого заключения при выдаче разрешения на реконструкцию гостиницы не представлено, просит признать указанное разрешение недействительным.

В судебном заседании административный истец поддержал заявленные требования.

Представитель административного ответчика исковые требования не признал, пояснив, что земельный участок, предоставленный ФИО2 на праве аренды, отнесен к категории земель населенных пунктов, и к особо охраняемым природным территория не относится, в силу чего проведение экологической экспертизы при выдаче разрешения на реконструкцию гостиницы не требуется, поэтому просит в иске отказать.

Заинтересованное лицо – ФИО2 также просит в иске отказать, пояснив, что им представлены все необходимые документы для получения разрешения на реконструкцию гостиницы. г. Геленджик не относится к особо охраняемым природным территориям, поэтому заключения экологической экспертизы не требуется.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Как следует из материалов дела, на основании соглашения от ДД.ММ.ГГГГ о передаче прав и обязанностей по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 предоставлен на праве аренды земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м с кадастровым номером , из земель поселений, с видом разрешенного использования - для строительства и эксплуатации гостиницы, по адресу: <адрес>.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ на указанном земельном участке расположена гостиница, назначение: нежилое, общей площадью <данные изъяты> кв.м, принадлежащая ФИО2 на праве собственности.

На основании заявления ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ администрацией муниципального образования город-курорт Геленджик ему было выдано разрешение на реконструкцию здания гостиницы на земельном участке, расположенном по указанному адресу.

В силу ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, разрешение на строительство (реконструкцию) представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка, и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства.

В соответствии с ч.7 настоящей статьи наряду с другими документами, предоставляемыми для получения разрешения, должно быть представлено положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 настоящего Кодекса, согласно которой не допускается проведение иных экспертиз проектной документации, за исключение экспертизы проектной документации, предусмотренной настоящей статьей, государственной историко-культурной экспертизы проектной документации на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, а также государственной экологической экспертизы проектной документации объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществить, в том числе, на землях особо охраняемых природных территорий.

На основании ч. 7.1. статьи 11 Федерального закона от 23 ноября 1995 года №174-ФЗ «б экологической экспертизе», объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня являются в том числе, проектная документация объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения.

В соответствии со ст.1 Федерального закона от 23.02.1995 г. №26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» курорт это освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, располагающая природными лечебными ресурсами и необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры.

Согласно ст.2 Федерального закона от 28.12.2013 г. №406-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» курорты исключены из состава особо охраняемых природных территорий.

В соответствии со ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории, в том числе земли сельскохозяйственного назначения, земли населенных пунктов, земли особо охраняемых территорий и объектов.

Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Статьей 11 Федерального закона №131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что в состав территории поселения входят земли населенных пунктов.

Согласно ст. 83 ЗК РФ землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий.

В соответствии с кадастровым планом земельного участка с кадастровым номером от ДД.ММ.ГГГГ, предоставленный ФИО2 земельный участок относится к землям поселений.

Доводы истца о том, что в силу ч.3 ст.10 Закона №406-ФЗ особо охраняемые природные территории и их охранные зоны, созданные до дня вступления в силу указанного Закона, сохраняются в границах определенных соответствующими органами государственной власти или органами местного самоуправления в порядке, установленном до дня вступления в силу Федерального закона, не могут быть приняты во внимание, поскольку режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны, установленные для лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, утверждается Правительством Российской Федерации.

Вместе с тем, предусмотренная законодательством и иными нормативными правовыми актами процедура образования на территории города Геленджика особо охраняемой природной территории федерального значения до настоящего времени не соблюдена.

Правительством Российской Федерации для города Геленджика границы и режим округов санитарной (горно-санитарной охраны) как для лечебно-оздоровительной местности (курорта), в соответствии с требованиями статьи 16 Федерального закона от 23 февраля 1995 года №26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» до настоящего времени не установлены.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 06.07.1994 года №1470, территория города Геленджика не отнесена к федеральной собственности. Данным Указом Президента Российской Федерации была лишь одобрена инициатива администрации Краснодарского края об отнесении ряда природных ресурсов побережий Черного и Азовского морей (в том числе г. Геленджика) к федеральным природным ресурсам, а так же были даны соответствующие поручения Правительству Российской Федерации.

Вместе с тем, до настоящего времени соответствующие нормативно-правовые акты не приняты.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.04.1996 года №591-р был утвержден представленный Минприроды России, Администрацией Краснодарского края и Администрацией Ростовской области, согласованный с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти перечень особо охраняемых природных территорий (природных объектов) побережий Черного и Азовского морей, имеющих Федеральное значение, в частности курорты и рекреационные зоны в границах округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов г. Анапы, г. Геленджика и г. Сочи.

Согласно указанному распоряжению Правительства Российской Федерации, администрации Краснодарского края совместно с Минприроды России, Россельхозом, Роскомземом и другими заинтересованными Федеральными органами исполнительной власти необходимо было разработать и утвердить схемы развития и размещения особо охраняемых природных территорий, зарезервировать в установленном порядке на основе указанных схем участки Черного и Азовского морей в целях дальнейшего расширения особо охраняемых природных территорий федерального значения, что также не исполнено.

Распоряжением правительства Российской Федерации от 21 апреля 2011 года №685-р указанное распоряжение было признано утратившим силу.

Таким образом, город-курорт Геленджик не является особо охраняемой природной территорией федерального значения, в силу чего на него не распространяются положения ч.3 ст. 10 Федерального закона от 28.12.2013 г. №406-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», поскольку указанная норма Закона регламентирует сохранение особо охраняемых природных территорий и их охранных зон, которые отнесены к категории особо охраняемых природных территорий действующим законодательством.

Учитывая изложенное, разрешение на реконструкцию здания гостиницы на земельном участке, расположенном по <адрес>, выдано администрацией муниципального образования город-курорт Геленджик правомерно, в соответствии с действующим градостроительным законодательством.

В соответствии с ч.2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного искового заявления прокурора города Геленджика в интересах муниципального образования город-курорт Геленджик к администрации муниципального образования город-курорт Геленджик о признании недействительным разрешения на строительство, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в административную коллегию Краснодарского краевого суда через Геленджикский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья: