Дело № 2а-258/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
18 января 2017г.
Железнодорожный районный суд г.Читы в составе:
Председательствующего судьи Попковой Н.А.
При секретаре Размахниной А.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административным искам военного прокурора Читинского гарнизона в защиту законных интересов гражданского персонала ФГКУ «830 Центр обеспечения медицинской техникой и имуществом» МО РФ к ФГКУ «830 Центр обеспечения медицинской техникой и имуществом» МО РФ, Министерству обороны Российской Федерации о возложении обязанностей выделения денежных средств, проведения специальной оценки условий труда,
у с т а н о в и л :
Военный прокурор Читинского гарнизона обратился в суд с иском в защиту законных интересов гражданского персонала ФГКУ «830 Центр обеспечения медицинской техникой и имуществом» МО РФ, указывая, что при проведении проверки исполнения должностными лицами ФГКУ «830 Центр обеспечения медицинской техникой и имуществом» МО РФ выявлены нарушения законодательства об охране труда.
Проверкой установлено, что специальной оценке условий труда в 2016 году подлежит 1 рабочее место «Механик гаража».
При этом, результатами проверки установлено, что в соответствии с п.42 Устава ФГКУ «830 Центр обеспечения медицинской техникой и имуществом» МО РФ на руководителя данного учреждения возложена обязанность по обеспечению гарантированных условий труда и мер социальной защиты личного состава Учреждения.
29.02.2016г. начальником ФГКУ «Центр обеспечения медицинской техникой и имуществом» МО РФ издан приказ №... «Об утверждении состава комиссии по проведению специальной оценки условий труда в ФГКУ «830 ЦОМТИ» МО РФ», согласно которому создана постоянно действующая комиссия по проведению специальной оценки условий труда, на которую возложена обязанность по организации работы в данном направлении деятельности.
В 2015г. утверждена бюджетная смета на 2016г., в которой предусмотрены расходы на проведение специальной оценки условий труда.
Однако до настоящего времени Министерством обороны РФ денежные средства на проведение специальной оценки условий труда рабочих мест ФГКУ «830 Центр обеспечения медицинской техникой и имуществом» МО РФ не выделены.
Несоблюдение и невыполнение работодателем требований по проведению специальной оценки условий труда нарушает не только права работников, работающих в настоящее время, но и неопределенного круга граждан, которые вправе вступать с указанной организацией в трудовые правоотношения, на безопасные условия труда.
Перечисленные нарушения требований трудового законодательства в области охраны труда (отсутствие проведенной специальной оценки условий труда) создают угрозу производственного травматизма, влияют на размер заработной платы в части установления выплаты гражданскому персоналу ФГКУ «830 Центр обеспечения медицинской техникой и имуществом» МО РФ, занятому на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда.
Прокурор просит суд обязать Министерство обороны РФ выделить денежные средства ФГКУ «830 Центр обеспечения медицинской техникой и имуществом» МО РФ для проведения мероприятий по специальной оценке условий труда 1-го рабочего места «Механик гаража» ФГКУ «830 Центр обеспечения медицинской техникой и имуществом» МО РФ, обязать ФГКУ «830 Центр обеспечения медицинской техникой и имуществом» МО РФ по поступлению денежных средств провести специальную оценку условий труда 1-го рабочего места «Механик гаража» ФГКУ «830 Центр обеспечения медицинской техникой и имуществом» МО РФ.
Прокурор обратился в суд с аналогичными исками, просит суд обязать Министерство обороны РФ выделить денежные средства ФГКУ «830 Центр обеспечения медицинской техникой и имуществом» МО РФ для проведения мероприятий по специальной оценке условий труда 1-го рабочего места «Водитель автомобиля» ФГКУ «830 Центр обеспечения медицинской техникой и имуществом» МО РФ; 3-х рабочих мест ФГКУ «830 Центр обеспечения медицинской техникой и имуществом» МО РФ, а именно «Начальник сторожевой охраны» - 1, «Начальник смены сторожевой охраны» - 1, «Сторож» - 1; 2-х рабочих мест ФГКУ «830 Центр обеспечения медицинской техникой и имуществом» МО РФ, а именно «Заведующий делопроизводством» - 1, «Делопроизводитель» – 1; 5-ти рабочих мест «Техника» ФГКУ «830 Центр обеспечения медицинской техникой и имуществом» МО РФ. Обязать ФГКУ «830 Центр обеспечения медицинской техникой и имуществом» МО РФ по поступлению денежных средств провести специальную оценку условий труда 1-го рабочего места «Водитель автомобиля» ФГКУ «830 Центр обеспечения медицинской техникой и имуществом» МО РФ; 3-х рабочих мест ФГКУ «830 Центр обеспечения медицинской техникой и имуществом» МО РФ, а именно «Начальник сторожевой охраны» - 1, «Начальник смены сторожевой охраны» - 1, «Сторож» - 1; 2-х рабочих мест ФГКУ «830 Центр обеспечения медицинской техникой и имуществом» МО РФ, а именно «Заведующий делопроизводством» - 1, «Делопроизводитель» – 1; 5-ти рабочих мест «Техника» ФГКУ «830 Центр обеспечения медицинской техникой и имуществом» МО РФ.
Иски прокурора объединены в одно производство для совместного рассмотрения.
Судом принято решение о переходе к рассмотрению дела в порядке административного судопроизводства.
В судебном заседании помощник военного прокурора Петров А.Ю. заявленные исковые требования поддержал.
Представитель административного ответчика ФГКУ «830 Центр обеспечения медицинской техникой и имуществом» МО РФ ФИО1 исковые требования признала, суду пояснила, что, по поступлении денежных средств, специальная оценка условий труда была проведена.
Административный ответчик Министерство обороны Российской Федерации, надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, ранее просил рассматривать дело в отсутствие его представителя, в удовлетворении исковых требований отказать.
Заинтересованное лицо ФГКУ «321 ВКГ» МО РФ, надлежащим образом извещенное о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явилось, направило в суд возражение на определение о привлечении в качестве третьего лица.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
Согласно абз. 10 ч. 2 ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ) работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.
Отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, регулируются Федеральным законом от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее по тексту - Федеральный закон от 28.12.2013 N 426-ФЗ), вступившим в силу с 01.01.2014.
Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ).
Как указано в Постановлении Верховного Суда РФ от 09 августа 2016г. №57-АД16-5, с целью сохранения преемственности в реализации действующей на сегодняшний день процедуры оценки условий охраны труда, в том числе накопления информации о состоянии условий труда в Российской Федерации, и исключения дополнительных финансовых расходов работодателей, в статье 27 Закона о специальной оценке условий труда установлены переходные положения.
В силу ч.6 указанной статьи в отношении рабочих мест, не указанных в ч.6 ст.10 данного закона, специальная оценка условий труда может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее 31 декабря 2018г.
Согласно ч.6 ст.10 названного закона, идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов не осуществляется в отношении:
1) рабочих мест работников, профессии, должности, специальности которых включены в списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых осуществляется досрочное назначение страховой пенсии по старости;
2) рабочих мест, в связи с работой на которых работникам в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
3) рабочих мест, на которых по результатам ранее проведенных аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда были установлены вредные и (или) опасные условия труда.
Представитель ФГКУ «830 Центр обеспечения медицинской техникой и имуществом» МО РФ ФИО1 суду пояснила, что заявленные в исках прокурора рабочие места не относятся по условиям труда к вредным или опасным. На данных рабочих местах нормальные условия труда.
Помощник прокурора доказательств отнесения заявленных в административных иске рабочих мест, которым должна быть проведена специальная оценка условий труда, к рабочим местам с вредными или опасными условиями труда, не представил.
В ходе рассмотрения дела установлено, что Министерство обороны РФ частично выделяет ФГКУ «830 Центр обеспечения медицинской техникой и имуществом» МО РФ денежные средства для поэтапного проведения специальной оценки условий труда.
Оснований, указанных в ст.17 ФЗ «О специальной оценке условия труда», для проведения внеплановой специальной оценки условий труда в ФГКУ «830 Центр обеспечения медицинской техникой и имуществом» МО РФ прокурором не названо.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что, учитывая действующее законодательство, предусматривающее проведение специальной оценки труда поэтапно с завершением до 31 декабря 2018г., в действиях Министерства обороны РФ на сегодняшний день не усматривается нарушение прав работников, предусмотренных Федеральным законом «О специальной оценке условий труда», и, соответственно, необходимость восстановления нарушенных прав в судебном порядке отсутствует.
С учетом изложенного, суд оснований для удовлетворения заявленных исковых требований не усматривает, в связи с чем в исках должно быть отказано.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд,
р е ш и л :
В удовлетворении административных исковых требований военного прокурора Читинского гарнизона в защиту законных интересов гражданского персонала ФГКУ «830 Центр обеспечения медицинской техникой и имуществом» МО РФ к ФГКУ «830 Центр обеспечения медицинской техникой и имуществом» МО РФ, Министерству обороны Российской Федерации о возложении обязанностей выделения денежных средств, проведения специальной оценки условий труда, отказать.
На решение суда могут быть поданы апелляционные жалоба, представление в Забайкальский краевой суд через данный райсуд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
С у д ь я