Дело №2а-2032/2018 07 июня 2018 года
в г. Тосно Ленинградской области
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Тосненский городской суд Ленинградской области в составе председательствующего судьи Ваганова А.В.,
с участием административного истца ФИО1, его представителя ФИО2,
представителя административного ответчика ФИО3,
заинтересованного лица ФИО4,
при секретаре Пыщенко О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к совету депутатов муниципального образования Тельмановское сельское поселение о признании незаконным решения об избрании заместителя председателя совета депутатов муниципального образования,
установил:
ФИО1 обратился в суд с административным иском к совету депутатов муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области о признании незаконным и недействующим с момента принятия решения №3 «Об избрании заместителя председателя совета депутатов муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области», принятого советом депутатов муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области 19 сентября 2017 года.
В обоснование административного иска указал, что 19 сентября 2017 года советом депутатов принято решение №3 «Об избрании заместителя председателя совета депутатов муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области», в соответствии с которым ФИО5 была избрана заместителем председателя совета депутатов. Данное решение он считает незаконным по следующим основаниям. В соответствии с пунктом 6 статьи 41 Устава муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области, определяющим порядок принятия муниципальных правовых актов, подписание решений совета депутатов отнесено Уставом к исключительной компетенции главы муниципального образования – решение совета депутатов МО подписывает глава МО. Согласно пункту 7.15 регламента совета депутатов, утвержденному решением совета депутатов от 07.07.2011 №190, после принятия решения в целом подлинник решения в течение 3 календарных дней представляется на подпись главе муниципального образования. Глава муниципального образования в течение 10 календарных дней подписывает решение и обнародует его. Вступление решения в силу происходит в порядке и сроки, устанавливаемые советом депутатов.
Определением Ленинградского областного суда от 10.05.2018 по административному делу №33а-2546/2018 отменено решение Тосненского городского суда Ленинградской области от 22.01.2018 по административному делу №2а-756/2018 и вынесено новое решение, которым решение совета депутатов от 19.09.2017 №2 «Об избрании главы муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области» признано незаконным. С учётом того, что решение №2 признано судом незаконным, то избрание 19.09.2017 главой муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области ФИО4 на основании данного решения незаконно. В то же время, решение №3 подписано ФИО4, следовательно, оно подписано неуполномоченным лицом – не главой муниципального образования Тельмановское сельское поселение, что не соответствует пункту 2 части 4 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункту 6 статьи 41 Устава и пункту 7.15 Регламента, согласно которым полномочие по подписанию правовых актов, принимаемых представительным органом муниципального образования, принадлежит главе указанного муниципального образования. Иным лицам закон не предоставляет полномочий по подписанию решений представительного органа муниципального образования и не предусматривает возможности определения каким-либо муниципальным правовым актом, в частности, уставом муниципального образования, иных лиц, уполномоченных на подписание решений представительного органа муниципального образования.
Таким образом, после того, как определением Ленинградского областного суда от 10.05.2018 по административному делу №33а-2546/2018 решение №2 было признано незаконным, то возник факт незаконного подписания ФИО4, избранным на основании решения №2 главой муниципального образования, решения совета депутатов №3 «Об избрании заместителя председателя совета депутатов муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области», принятого советом депутатов 19.09.2017, а также факт незаконного исполнения ФИО5 полномочий заместителя председателя совета депутатов этого муниципального образования.
Егорова не может считаться вступившей в должность заместителя председателя совета депутатов муниципального образования без надлежащего оформления решения о её избрании на данную должность. Решение №3 подписано неуполномоченным лицом, в связи с чем не может быть признано муниципальным правовым актом, поскольку одним из обязательных элементов такого акта является его документальное оформление (согласно абзацу двадцать второму части 1 статьи 2 Федерального закона №131), которое подразумевает необходимость подписания данного правового акта уполномоченным на это должностным лицом.
Оспариваемое решение нарушает права административного истца: в совете депутатов прежнего (третьего) созыва он являлся главой МО, и в силу части 5 статьи 28 Устава полномочия главы муниципального образования начинаются со дня его вступления в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного главы муниципального образования, за исключением случаев досрочного прекращения полномочий, в связи с чем именно ему принадлежало полномочие по подписанию решения №3.
Кроме того, оспариваемое решение нарушает его права, поскольку обязывает его как депутата совета депутатов признавать заместителем председателя совета депутатов лицо, которое незаконно замещает эту муниципальную должность, а также обязывает его исполнять издаваемые указанным неуполномоченным лицом постановления и распоряжения, в частности, по вопросам организации деятельности совета депутатов (л.д.4-6).
В судебном заседании ФИО1 поддержал административный иск, пояснил, что юридическим фактом, свидетельствующим о вступлении в должность главы муниципального образования, является решение представительного органа муниципального образования, если глава избран из состава представительного органа муниципального образования. В данном случае решение совета депутатов об избрании главы муниципального образования является юридическим фактом, свидетельствующим о вступлении в должность главы муниципального образования. Поскольку юридический факт незаконности решения №2 от 19.09.2017 установлен определением областного суда, то оно является незаконным. Это значит, что решение об избрании главы муниципального образования не подлежит правоприменению с момента его издания. Юридическим фактом, подтверждающим его полномочия главы муниципального образования, является решение совета депутатов от 11.01.2013 №24. В соответствии с этим решением, а также п.5 ч.28 Устава муниципального образования он являлся в этот момент главой муниципального образования и должен был исполнять свои полномочия в соответствии с Уставом. Например, подписывать решения, принятые представительным органом муниципального образования, поскольку это полномочие принадлежало ему. Поскольку решение №3 подписано неуполномоченным лицом, в данном случае ФИО4, который как установлено в областном суде не являлся на тот момент главой муниципального образования, то и решение №3 подлежит признанию незаконным с момента его принятия. Протокол заседания совета депутатов не является оформлением решения, потому что он не подлежит применению. Этот протокол ничтожен, поскольку у лиц, его подписавших, не было полномочий на его подписание. ФИО4 не являлся главой муниципального образования на момент подписания протокола. Решением Тосненского городского суда был отменен протокол итогового голосования по 30 избирательному округу, в связи с чем Белогорцева утратила статус депутата, а утеря статуса депутата повлекла утерю всех её полномочий, итоги по 30 округу решением ТИК №51/441 были подведены только 21 января 2018 года. То есть фактически, Белогорцева стала депутатом только 21 января 2018 года, а решением совета депутатов от 26 января она вновь избрана секретарем совета депутатов.
Представитель административного истца ФИО2 пояснил, что протокол заседания совета депутатов является не действительным, поскольку он подписан секретарем Белогорцевой, решение об избрании которой было отменено 26 января. ФИО6 издала распоряжение о созыве внеочередного заседания совета депутатов.
Представитель административного ответчика ФИО3 административный иск не признал, пояснил, что решение №3 было решением коллегиального органа: собрались депутаты четвертого созыва, проголосовали, зафиксировали в протоколе заседания, который подписал секретарь и председатель. Было изготовлено решение и передано на подпись в соответствии с регламентом председателю совета депутатов и подписано. То есть воля депутатов заключалась в том, чтобы данный человек был заместителем председателя совета депутатов. Определением суда и её мотивировочной частью установлено, что процедура принятия решения №2, которым главой МО Тельмановское сельское поселение был избран ФИО4, не противоречит закону. Решение совета депутатов №2 было признано незаконным только в связи с тем, что данное решение было отменено 26 января советом депутатов. На это была добрая воля депутатов. Административный ответчик считает, что имеется определенное злоупотребление правом со стороны административного истца, в связи с чем он заявляет о пропуске административным истцом срока оспаривания ненормативного правового акта муниципального образования в виде решения №3.
Заинтересованное лицо – глава муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области ФИО4 административный иск не признал, пояснил, что в должность главы муниципального образования он вступил в сентябре 2017 года, с момента принятия решения №2. До 11 января сомнению это не подвергалось, с 11 января по 26 января во время пересчета голосов – возможно, поэтому и были переданы ФИО6 документы на исполнение обязанности как заместителю председателя, и совет 26 января созывала она. На этом совете фактически узаконили все должности, которые были ранее. Депутаты проголосовали в принципе единогласно и аналогично сентябрьскому голосованию, никто не потерял своего статуса.
11 января 2018 года апелляционная инстанция областного суда утвердила решение Тосненского городского суда о пересчете голосов. По крайней мере, от этой даты следует исчислять срок, если административный истец считает, что решения совета депутатов до этой даты приняты незаконно и подписаны ненадлежащим лицом. Во всяком случае, с 11 января можно воспользоваться своим правом оспаривания решения. Три месяца с этой даты истекли.
Заинтересованное лицо ФИО5 извещена о времени и месте судебного заседания, ходатайствовала о рассмотрении дела в своё отсутствие (л.д.181).
Выслушав объяснения административного истца, его представителя, представителя административного ответчика, заинтересованного лица, исследовав письменные доказательства, суд пришёл к следующему.
Согласно статье 35 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» представительный орган поселения, городского округа, внутригородского района, внутригородского муниципального образования города федерального значения состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах.
14. Организацию деятельности представительного органа муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования осуществляет глава муниципального образования, а в случае, если указанное должностное лицо исполняет полномочия главы местной администрации, - председатель представительного органа муниципального образования, избираемый этим органом из своего состава.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 36 этого же закона глава муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования избирается на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.
Согласно статье 2 областного закона Ленинградской области от 11 февраля 2015 г. N 1-оз "Об особенностях формирования органов местного самоуправления муниципальных образований Ленинградской области" глава городского поселения, в состав территории которого не входит административный центр муниципального района, глава сельского поселения избирается советом депутатов муниципального образования из своего состава либо на муниципальных выборах и исполняет полномочия председателя совета депутатов муниципального образования (часть 1.1).
Если уставом поселения предусмотрено избрание главы муниципального образования советом депутатов муниципального образования из своего состава, вновь избранный совет депутатов муниципального образования избирает главу муниципального образования на первом заседании. Первое заседание совета депутатов муниципального образования открывает и ведет до избрания главы муниципального образования старейший по возрасту депутат (часть 3).
Избранным на должность главы муниципального образования считается кандидат, набравший большинство голосов от установленной численности депутатов совета депутатов муниципального образования (ч. 6).
Глава муниципального образования, избранный советом депутатов муниципального образования из своего состава, вступает в должность с момента его избрания (часть 7).
Из устава муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области следует, что совет депутатов МО является представительным органом муниципального образования, который состоит из 15 депутатов, избираемых на муниципальных выборах по многомандатным избирательным округам, образуемым на территории МО ФИО7 в соответствии с федеральным законодательством. Организацию деятельности совета депутатов МО осуществляет избранный из его состава глава МО, исполняющий полномочия председателя совета депутатов МО. Из числа депутатов совета депутатов МО открытым голосованием избирается заместитель председателя совета депутатов (пункт 1 статья 18, пункты 1, 4 и 5 статьи 21, л.д.53, 56-57). Глава муниципального образования избирается депутатами совета депутатов МО из состава вновь избранного совета депутатов МО сроком на пять лет открытым голосованием и исполняет свои полномочия на постоянной основе. Избранным на должность главы муниципального образования считается кандидат, набравший более половины голосов от установленной Уставом численности депутатов совета депутатов МО. Итоги голосования оформляются решением совета депутатов МО. Решение подписывается главой МО или депутатом совета депутатов МО, председательствующим на заседании совета депутатов МО в день заседания, и вступает в силу со дня его принятия. Полномочия главы муниципального образования начинаются со дня его вступления в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного главы МО, за исключением случаев досрочного прекращения полномочий (пункты 1-2, 4-5 статьи 28, л.д.63).
Решением совета депутатов второго созыва муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области от 07.07.2011 №190 принят регламент работы совета депутатов (далее Регламент). В соответствии с пунктами 2.1 и 2.2.7 Регламента в число постоянных рабочих органов совета депутатов входит секретарь совета депутатов, который избирается из состава депутатов на первом заседании совета депутатов после его открытия открытым голосованием, простым большинством присутствующих на заседании. Секретарь выполняет свои обязанности до истечения срока полномочий совета депутатов соответствующего созыва или до принятия решения советом депутатов о назначении другого секретаря (л.д.147-148). На заседаниях совета депутатов в обязательном порядке ведется протокол. Ведение протокола осуществляется секретарем совета депутатов. Протокол заседания совета депутатов подписывают глава муниципального образования и секретарь (п.п.5.9 и 6.3 Регламента – л.д.154-155).
Решениями территориальной избирательной комиссии Тосненского муниципального района Ленинградской области от 11 сентября 2017 года №№44/405, 44/406, 44/407 признаны действительными выборы депутатов совета депутатов Тельмановского сельского поселения Тосненского района Ленинградской области четвертого созыва по Тельмановским пятимандатным избирательным округам №№30, 31, 32; по Тельмановскому пятимандатному избирательному округу №30 признаны избранными депутатами совета депутатов Белогорцева Т.А., ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО4; по Тельмановскому пятимандатному избирательному округу №31 признаны избранными депутатами совета депутатов ФИО11, ФИО5, ФИО12, ФИО1, ФИО13; по Тельмановскому пятимандатному избирательному округу №32 признаны избранными депутатами совета депутатов ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18 (л.д.30-32).
19 сентября 2017 года вновь избранный совет депутат муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области избрал главой муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области ФИО4, заместителем председателя совета депутатов муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области ФИО5.
Из протокола №1/17/1 заседания совета депутатов МО Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области четвертого созыва от 19.09.2017 следует, что 15 депутатов проголосовало за избрание Белогорцевой Таисы Анатольевны секретарем совета депутатов муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области; 14 депутатов проголосовало за избрание ФИО4 главой муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области; за избрание в этом качестве ФИО1 проголосовал один депутат; 14 депутатов проголосовало за избрание ФИО5 заместителем председателя совета депутатов муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области, один депутат воздержался от голосования за неё. Голосования были открытыми. Результаты голосования и решения об избрании занесены в протокол. Протокол подписан главой муниципального образования ФИО4 и секретарем Белогорцевой Т.А. (л.д.159, 161-163).
Кроме того, избрания главы муниципального образования, являющегося одновременно председателем совета депутатов, и заместителя председателя совета депутатов оформлены решениями совета депутатов муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области №№2 и 3. Решение №2 подписано председательствующим на первом заседании старейшим по возрасту депутатом данного совета депутатов ФИО12, решение №3 главой муниципального образования ФИО4 (л.д.13-14, 164-165).
Таким образом, оспариваемое решение принято советом депутатом в соответствии с его полномочиями, с соблюдением процедуры его принятия.
Во исполнение определения Ленинградского областного суда от 11.01.2018 №33а-64/2018 по апелляционной жалобе на решение Тосненского городского суда Ленинградской области от 26.10.2017 по делу №2а-3329/2017, по результатам проведенного повторного подсчёта голосов избирателей на избирательном участке №910, территориальная избирательная комиссия Тосненского муниципального района с полномочиями окружной избирательной комиссии Тельмановского пятимандатного избирательного округа №30 21 января 2018 года приняла решение №51/441 о признании действительными выборов депутатов совета депутатов Тельмановского сельского поселения Тосненского района Ленинградской области четвертого созыва по Тельмановскому пятимандатному избирательному округу №30, те же самые кандидаты, в том числе Белогорцева Т.А. и ФИО4, признаны избранными депутатами совета депутатов указанного муниципального образования (л.д.33).
В связи с указанным решением суда совет депутатов муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области четвертого созыва на заседании 26 января 2018 года отменил свои решения №№1 и 2 об избрании главы муниципального образования и секретаря совета депутатов и вновь избрал ФИО4 и Белогорцеву Т.А. соответственно главой муниципального образования и секретарем совета депутатов муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области четвертого созыва (л.д.15-18, 166-180).
Доводы административного истца и его представителя о ничтожности протокола заседания совета депутатов МО Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области четвертого созыва от 19.09.2017 ввиду его подписания неуполномоченными лицами судом признаются не состоятельными.
В силу части 1 статьи 16 КАС Российской Федерации, вступившие в законную силу судебные акты (решения, определения, постановления) по административным делам являются обязательными для органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, комиссий референдума, организаций, объединений, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Установленная данной нормой Закона обязательность судебных актов связана с их вступлением в законную силу. Вышеуказанное решение суда вступило в законную силу 11 января 2018 года, именно с этой даты решение территориальной избирательной комиссии Тосненского муниципального района Ленинградской области от 11 сентября 2017 года №44/405 утратило силу, а на момент принятия советом депутатов решений совета депутатов об организации своей деятельности Белогорцева Т.А. и ФИО4 являлись депутатами и будучи избранными на этом заседании секретарем совета депутата и главой муниципального образования, подписали протокол.
Организация деятельности представительного органа муниципального образования председателем представительного органа муниципального образования является требованием федерального законодательства, поэтому до избрания председателя совета депутатов, а в соответствии Уставом и Регламентом Тельмановского сельского поселения до избрания заместителя председателя и секретаря совет депутатов не может считаться образованным. Отсюда возникает определенный дуализм правового регулирования: решения совета депутатов об избрании главы муниципального образования, который является одновременно председателем совета депутатов, заместителя председателя и секретаря совета депутатов являются одновременно актами волеизъявления каждого депутата совета депутата, что отражено в Уставе муниципального образования (л.д.63). Исходя из этого, решающим является волеизъявление депутатов на первом заседании совета депутатов, а не его оформление. Белогорцева Т.А. и ФИО4 удостоверили это волеизъявление, подписав протокол.
В административном исковом заявлении не содержится ссылок на нарушения процедуры и итогов голосования депутатов, и таких фактов судом не выявлено.
Суд отвергает доводы административного искового заявления о непременном подписании оспариваемого решения совета депутатов главой муниципального образования, без которого оно, якобы, не имеет юридической силы.
В соответствии со статьёй 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
1. По вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
2. По вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации.
Круг вопросов местного значения определен главой 3 этого Федерального закона. Организация деятельности совета депутатов не является вопросом местного значения и не передана органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Решение об избрании ФИО5 заместителем председателем совета депутата муниципального образования Тельмановское сельское поселение не является муниципальным правовым актом в понятии, данном Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Кроме того, в силу пункта 2 части 4 статьи 36 этого же Закона глава муниципального образования в пределах полномочий, установленных частью 2 данной статьи, подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования. Требования о подписании правовых актов, имеющих индивидуальный характер (ненормативных) главой муниципального образования Закон не содержит. Оспариваемое решение нормативным правовым актом не является.
В соответствии с п.1 ст.27 и п.6 ст.14 Устава глава МО подписывает и обнародует в порядке, установленным настоящим уставом, муниципальные правовые акты, принятые советом депутатов МО. Решения совета депутатов МО подписывает глава МО (л.д.118, 128). Однако данное правило не носит всеобъемлющего характера. Как указано выше, решение об избрании главы МО подписывается им самим или депутатом совета депутатов МО, председательствующим на заседании совета депутатов МО в день заседания (п.4 ст.28 Устава). В соответствии с п.7.5 Регламента по процедурным и иным вопросам решения принимаются большинством голосов от числа депутатов совета депутатов, принявших участие в голосовании, если иной порядок не предусмотрен законодательством или настоящим Регламентом. Вопрос считается процедурным, если относится к организации работы заседания в рамках настоящего Регламента, утверждению повестки дня и порядка работы заседания. По процедурным вопросам не действует порядок подписания решения, предусмотренный п.7.15 Регламента (л.д.157).
Таким образом, Регламент подтверждает несостоятельность утверждения административного истца о том, что всякое решение совета депутатов подлежит подписанию главой муниципального образования. Распространение требования п.7.15 Регламента на решения по процедурным вопросам сделает невозможным проведение заседаний совета депутатов, поскольку, например, решение об утверждении повестки дня необходимо изготовить в виде отдельного документа, передать на подпись главе муниципального образования, который подписывает его и обнародует. Только после обнародования можно переходить к рассмотрению следующего вопроса.
Процедурные вопросы выделены Регламентом в отдельную категорию, продолжая классификацию, можно утверждать, что остальные вопросы делятся на две категории: организационные – относящиеся к формированию совета депутатов и его рабочих органов: комиссий, групп и собственно вопросов местного значения, определенных главой 3 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Отличие процедурных вопросов от организационных (терминология суда) заключается в том, что решения по процедурным вопросам распространяются на одно заседание совета депутатов; решения по организационным вопросам не ограничиваются одним заседанием, некоторые действуют в течение всего срока полномочий совета депутатов соответствующего созыва. Поскольку организационные вопросы касаются самих депутатов и не затрагивают права и законные интересы иных лиц, то обнародование решений по ним необязательно, вступают они в силу в день принятия. Обнародование таких решений носит исключительно информационный характер, например, чтобы люди знали, кто является главой муниципального образования. Опубликование решения о заместителе председателя совета депутатов Уставом не предусмотрено.
С учетом изложенного, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 10 мая 2018 года, которым признано незаконным решение №2 совета депутатов Тельмановского сельского поселения Тосненского района Ленинградской области от 19 сентября 2017 года «Об избрании главы муниципального образования Тельмановское сельское поселение Ленинградской области» не может повлиять на действительность решения №3 от того же числа, не могло влиять на волеизъявление депутатов, проголосовавших 19 сентября 2017 года за избрание ФИО5 заместителем совета депутатов муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области. В отличие от ФИО4, она была избрана по другому избирательному округу, и признание её решением избирательной комиссии 19 сентября 2017 года депутатом впоследствии не было отменено. Совет депутатов также не принимал решения об отмене решения №3 от 19.09.2017.
Исходя из полномочий заместителя председателя совета депутатов, отраженных в статье 29 Устава (л.д.64), оспариваемое решение не нарушает прав, законных интересов либо свобод административного истца. Заместитель председателя совета депутатов не обладает какой-либо дисциплинарной властью в отношении депутата. Изданное ФИО5 распоряжение о созыве заседания совета депутатов на 26 января 2018 года не нарушило прав административного истца, посещение заседаний совета депутата является обязанностью депутата согласно п.3.5 Регламента (л.д.149).
В соответствии с ч.9 ст.226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при разрешении публично-правового спора для удовлетворения заявленных административных исковых требований необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого решения, действия, бездействия закону или иному нормативному правовому акту, регулирующему спорное правоотношение, и возникновение вследствие этого нарушения прав либо свобод административного истца. Между тем, в данном случае, одновременное наличие таких обстоятельств не установлено.
Административный истец полагал срок обращения в суд не пропущенным, указав, что в октябре 2017 года им подано административное исковое заявление о признании незаконным решения №2 об избрании ФИО4 главой муниципального образования. Решение вступило в законную силу только 10 мая 2018 года. Избрание ФИО6 он мог оспорить с момента признания незаконным избрания главой муниципального образования ФИО4, поскольку последний подписывал решение об избрании ФИО6. До 10 мая 2018 года у него не было возможности доказывать данный юридический факт. По этим же самым основаниям он ходатайствовал о восстановлении срока на оспаривание решения №3.
Суд находит указанный административным истцом порядок исчисления срока на оспаривание решения №3 с момента признания судом незаконным решения №2 – противоречащим норме ч.1 ст.219 КАС Российской Федерации, согласно которой административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Согласно ч.8 ст.219 КАС Российской Федерации, пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
При установлении факта пропуска без уважительных причин указанного срока суд, исходя из положений ч.5 ст.138, ч.5 ст.180, ч.1 ст.219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, отказывает в удовлетворении заявления в предварительном судебном заседании или в судебном заседании, указав в мотивировочной части решения только на установление судом данного обстоятельства.
Об оспариваемом решении ФИО1 стало известно в день его принятия 19 сентября 2017 года, поскольку он участвовал в принятии этого решения, с административным исковым заявлением обратился в суд 22 мая 2018 года. Уважительных причин пропуска срока суд не усматривает, поскольку ему ничто не препятствовало подать административное исковое заявление об оспаривании решения №3 в то время, когда он оспорил решение №2. Пропуск ФИО1 срока обращения в суд является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
В связи с отказом в удовлетворении административного иска расходы административного истца по оплате государственной пошлины возмещению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь статьёй 175 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
ФИО1 отказать в удовлетворении административного иска к совету депутатов муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области о признании незаконным решения №3 «Об избрании заместителя председателя совета депутатов муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области», принятого советом депутатов муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области 19 сентября 2017 года.
Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме (11 июня 2018 года) путем подачи апелляционной жалобы через Тосненский городской суд.
Судья: подпись