Дело № 2а-322/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Салехард 26 января 2022 года
Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе председательствующего Поздняковой М.И., при секретаре судебного заседания Якуповой А.У.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу к Региональной общественной организации «Союз предпринимателей ФИО1» о ликвидации, исключении из Единого государственного реестра юридических лиц,
установил:
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу обратилось в суд с административным исковым заявлением к Региональной общественной организации «Союз предпринимателей ФИО1» о ликвидации, исключении из Единого государственного реестра юридических лиц.
В обоснование требований указано, что Региональная общественная организация «Союз предпринимателей ФИО1», зарегистрированная Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее – Управление) 26.05.2015, в нарушение пунктов 3, 3.1 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Федеральный закон «О некоммерческих организациях») не представила в орган, уполномоченный принимать решение о государственной регистрации некоммерческих организаций, документы, содержащие отчет о своей деятельности, сведения об объеме денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства от указанных источников по формам, утвержденным приказом Минюста России от 29 марта 2010 года №72 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций», за 2019-2020 годы.
Представитель административного истца, будучи надлежащим образом извещенным о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, извещен рассмотрении дела телефонограммой, кроме того, в соответствии с требованиями норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации путем направления заказной корреспонденции по указанному в Едином государственном реестре юридических лиц юридическому адресу, а также посредством размещения информации о времени и месте рассмотрения данного административного дела на официальном сайте Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа, об уважительности причин неявки суд не уведомил.
Руководствуясь статьями 150, 263 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителей административного истца, административного ответчика.
Изучив материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
На основании пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации требование о ликвидации юридического лица может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом.
В соответствии с частью 1 статьи 262 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, либо о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, либо о прекращении деятельности средств массовой информации может быть подано органами и должностными лицами, уполномоченными федеральным законом на осуществление контроля за деятельностью указанных организации, объединения или средства массовой информации.
Обращение в суд с заявлениями о ликвидации региональных отделений, иных структурных подразделений политических партий, общественных объединений и их структурных подразделений, религиозных организаций и иных некоммерческих организаций, о признании общественных объединений прекратившими свою деятельность в качестве юридического лица относится к полномочиям Управления Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации (пункт 3 Положения о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2012 года № 705; подпункт 74 пункта 6 Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации, утвержденный приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 3 марта 2014 года № 26).
В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В соответствии с пунктом 3.2 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны ежегодно, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, - один раз в полгода размещать в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или предоставлять средствам массовой информации для опубликования отчет о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в уполномоченный орган или его территориальный орган.
Некоммерческие организации, указанные в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны ежегодно размещать в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или предоставлять средствам массовой информации для опубликования сообщение о продолжении своей деятельности.
Порядок и сроки размещения этих отчетов и сообщений утвержден Приказом Министерства юстиции РФ от 07 октября 2010 года N 252 "О порядке размещения в сети Интернет отчетов о деятельности и сообщений о продолжении деятельности некоммерческих организаций".
В силу пунктов 2, 3, 4, 5 Приказа некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от международных или иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей, ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным, размещают в сети Интернет сообщения о продолжении своей деятельности (далее - сообщения).
Отчеты и сообщения размещаются на информационных ресурсах Минюста России в сети Интернет, предназначенных для размещения отчетов и сообщений, доступ к которым осуществляется через официальный сайт Минюста России (www.minjust.ru) и официальные сайты его территориальных органов в сети Интернет (далее - информационные ресурсы Минюста России в сети Интернет).
Отчеты и сообщения дополнительно могут быть размещены в сети Интернет на сайте некоммерческой организации и на иных сайтах в сети Интернет.Срок размещения отчетов и сообщений в сети Интернет не может составлять менее 1 года.
Направление отчета или сообщения для размещения на информационных ресурсах Минюста России в сети Интернет производится путем заполнения содержащейся на сайте формы отчета или сообщения либо посредством прикрепления файла, содержащего заполненный отчет или сообщение.
Датой размещения отчетов и сообщений на информационных ресурсах Минюста России в сети Интернет является дата предоставления открытого доступа к ним.
Из материалов дела следует, что данные обязанности Региональной общественной организацией «Союз предпринимателей ФИО1», установленные Порядком размещения в сети Интернет отчетов о деятельности и сообщений о продолжении деятельности некоммерческих организаций, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 7 октября 2010 года N 252, не исполнялись, что свидетельствует об отсутствии прозрачности и публичности деятельности организации, препятствует должному контролю за ее деятельностью со стороны общества и государства.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ юридическим адресом Региональной общественной организации «Союз предпринимателей ФИО1» является: 629003, Ямало-Ненецкий автономный округ, <...> корп. а.
В соответствии с подпунктом «в» пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 08 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в едином государственном реестре юридических лиц содержатся такие сведения и документы о юридическом лице, как адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица.
В адрес некоммерческой организации Управлением министерства юстиции Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу 20 июля 2020 года, 04 августа 2021 года направленно по почте заказным письмом письменное предупреждение об устранении нарушения требований статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ), приложения № 1 к Приказу Минюста России от 16.08.2018 N 170 "Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций" за не предоставление отчетности по форме ОН0003 за 2019, 2020.
В соответствии со статьей 29 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" общественное объединение обязано: ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц;представлять по запросу органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, решения руководящих органов и должностных лиц общественного объединения, а также годовые и квартальные отчеты о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в налоговые органы;информировать федеральный орган государственной регистрации об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, которые указаны в пункте 6 статьи 2 Федерального закона "О некоммерческих организациях", о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании по форме и в сроки, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Между тем общественная организация не представила в Управление отчеты за 2019-2020 годы по формам ОН0003, содержащие сведения о финансово-хозяйственной деятельности, подтверждающие требования Закона о некоммерческих организациях по использованию имущества и расходованию средств некоммерческой организацией, составе и содержании некоммерческой организации (перечень и описание указанных программ), содержании и результатах деятельности некоммерческой организации, выявленных в результате текущего контроля организации, проведенного Управлением, и принятых мерах по их устранению в срок в течение 30 дней со дня получения предупреждения.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов юридическое лицо ликвидируется по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом.
В пункте 10 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 года № 64 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами» разъяснено, что уполномоченный орган вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о приостановлении деятельности политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения после вынесения одного предупреждения в случае нарушения Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов.
Согласно Положению о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года №1313, Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций.
Порядок осуществления данного надзора установлен Положением о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2012 года № 705 (далее Положение).
Пунктом 2 Положения установлено, что задачами государственного надзора являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации в сфере деятельности некоммерческих организаций.
Государственный надзор осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальными органами посредством проведения плановых и внеплановых документарных и выездных проверок соблюдения некоммерческими организациями требований, установленных Федеральным законом «О некоммерческих организациях» и иными федеральными законами, а также выполнения предупреждений (представлений) должностных лиц органов государственного надзора об устранении выявленных нарушений указанных требований (пункт 3 и абзац 1 пункта 5 Положения).
Административный ответчик, являясь некоммерческой организацией, допустил неоднократное непредставление в установленный срок сведений, предусмотренных статьей 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях».
Указанные обстоятельства подтверждаются представленными документами, в том числе предупреждениями за нарушение требований закона и административным ответчиком не опровергнуты.
Выявленные нарушения до настоящего времени не устранены, доказательств обратного суду не предоставлено.
Административный ответчик не представил доказательств того, что им были выполнены указанные обязанности, либо что их невыполнение было вызвано уважительными причинами, на наличие таких обстоятельств ответчик не ссылается.
В ходе судебного разбирательства установлено наличие в деятельности административного ответчика существенных и грубых нарушений законодательства Российской Федерации, которые создают препятствия для осуществления государственных функций государственными органами исполнительной власти.
Ликвидация юридического лица как мера реагирования на нарушения действующего законодательства при установленных обстоятельствах соответствует общеправовому принципу юридической ответственности и является в данном случае соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям.
В соответствии с пунктом 6 статьи 22 Федерального закона от 08 августа 2001 года №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим свою деятельность после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц.
Принимая во внимание изложенное, учитывая значимость допущенных нарушений, адекватность и соразмерность мер государственного реагирования на эти нарушения, суд приходит к выводу о наличии предусмотренных законом правовых оснований для ликвидации Региональной общественной организации «Союз предпринимателей ФИО1»с исключением ее из Единого государственного реестра юридических лиц.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180, 264Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
решил:
административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу к Региональной общественной организации «Союз предпринимателей ФИО1» о ликвидации, исключении из Единого государственного реестра юридических лиц удовлетворить.
Ликвидировать Региональной общественной организации «Союз предпринимателей ФИО1», основной государственный регистрационный №, с исключением сведений о ней из Единого государственного реестра юридических лиц.
Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа.
Председательствующий М.И.Позднякова
Мотивированное решение изготовлено 27 января 2022 года.