Дело № 2а-2034/2019
УИД: 63RS0044-01-2019-002411-65
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 октября 2019 года г. Самара
Судья Железнодорожного районного суда г.Самары Дудова Е.И.,
при секретаре Саблиной М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2034/2019 по административному исковому заявлению ИФНС России по Железнодорожному району г. Самара к ФИО1 о взыскании задолженности по земельному налогу и пени,
УСТАНОВИЛ:
ИФНС России по Железнодорожному району г. Самара обратилась в суд с указанным административным иском к ФИО1, в обоснование своих требований указав, что административный ответчик является налогоплательщиком земельного налога, в связи с наличием в его собственности объектов налогообложения. В установленный срок требования об уплате налогов не исполнены. В связи с изложенным, административный истец просил суд взыскать с ФИО1 задолженность по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов с внутригородским делением: налог за 2015, 2016 год в размере 17 005 руб., пени за 2015, 2016 годы в размере 320,83 руб.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности ФИО2 исковые требования поддержал, просил их удовлетворить в полном объеме.
Административный ответчик ФИО1 в судебном заседании с административными исковыми требованиями о взыскании земельного налога за 2015-2016 не согласился, считает, что размер налога завышен.
Выслушав стороны, изучив материалы административного дела, суд полагает, что административное исковое заявление подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст. 57 Конституции РФ и ч. 1 ст. 3 Налогового кодекса РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.
В соответствии со ст. 65 Земельного кодекса РФ использование земли в РФ является платным. Формами платы за пользование земли являются земельный налог и арендная плата.
Согласно ст. 15 Налогового кодекса РФ земельный налог относится к местным налогам.
В силу п. 1 ст. 388 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Исходя из п. 1 ст. 389 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
В соответствии со статьей 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Налоговым периодом согласно пункту 1 статьи 393 Налогового кодекса РФ признается календарный год.
Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (пункт 1 статьи 394 НК РФ).
Пунктом 4 статьи 397 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.
Налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении (пункт 6 статьи 58 НК РФ).
По сведениям налогового органа (л.д. 8), Выписки из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости, ФИО1 является правообладателем земельного участка, расположенного по адресу: <данные изъяты>, площадью 40 кв.м, кадастровой стоимостью 102 987,60 руб., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: индивидуальное жилищное строительство, кадастровый <данные изъяты>; и земельного участка, расположенного по адресу: <данные изъяты>, площадью 300 кв.м, кадастровой стоимостью 772 815 руб., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: индивидуальное жилищное строительство, кадастровый <данные изъяты>.
В связи с чем, по смыслу п. 1 ст.388 Налогового кодекса РФ ответчик являлся плательщиком земельного налога.
Как следует из материалов дела, истцом направлено ответчику налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ на уплату земельного налога, за земельный участок, расположенный по адресу: <данные изъяты>, кадастровый <данные изъяты>, в том числе, за 2015 в размере 204 руб. и за 2016 год в размере 612 руб.; за земельный участок, расположенный по адресу: <данные изъяты>, кадастровый <данные изъяты>, в том числе, за 2015 в размере 4 047 руб. и за 2016 год в размере 12 142 руб., с требованием оплаты - не позднее 01.12.2017 года (л.д.10).
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статей 69 и 70 НК РФ.
Согласно п.1 ст.70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Установлено, что истцом было направлено налогоплательщику требование № по состоянию на 12.02.2018 об уплате недоимки по земельному налогу в размере 17 005 руб. и пени 320,83 руб. (л.д. 12). Срок для добровольного исполнения налогоплательщиком обязанности, указанный в данном требовании, определен до 09.04.2018 года.
Согласно п. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Судом установлено, что налоговая инспекция обратилась к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании недоимки по земельному налогу и пени за 2015 и 2016 годы – 09.10.2018 года, что подтверждается реестром сдачи заявлений мировому судье (л.д. 15, 15 оборот), то есть в установленный Налоговым кодексом Российской Федерации шестимесячный срок (срок предъявления требования истекал – 10.10.2018 года).
09.01.2019 года мировым судьей судебного участка № 1 Железнодорожного судебного района г.Самара Самарской области был вынесен судебный приказ №2а-166/2019 о взыскании с ФИО1 недоимки по земельному налогу за 2015 и 2016 годы в размере 17 005 руб., пени в размере 320,83 руб.
Установлено, что ФИО1 обратился на судебный участок с возражениями, в которых просил отменить судебный приказ №2а-166/2019.
Определением мирового судьи судебного участка № 1 Железнодорожного судебного района г. Самара Самарской области от 14.02.2019 года судебный приказ №2а-166/2019 отменен в связи с поступившими от ФИО1 возражениями, относительно исполнения судебного приказа.
В соответствии с абз. 2 п. 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
После отмены судебного приказа административное исковое заявление подано ИФНС России по Железнодорожному району г. Самара в районный суд – 10.07.2019 года (л.д. 4), то есть в установленный Налоговым кодексом Российской Федерации шестимесячный срок.
Между тем, изучив материалы дела суд приходит к выводу что Инспекцией земельный налог за 2015 и 2016 годы исчислен ответчику неверно в связи со следующим.
Согласно ч.1 ст.390 НК РФ, налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
В силу ст. 394 НК РФ, налоговые ставки для исчисления земельного налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать 0,3 процента кадастровой стоимости земельного участка, в частности, в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства.
В соответствии с п.3 ст.5 Постановления Самарской Городской Думы от 24.11.2005 N 188 (редакция №13 от 03.07.2014) "Об установлении земельного налога", установлены налоговые ставки в следующих размерах: 0,2 процента в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства.
В 2016 году процентная ставка изменилась и составила 0,3 процента в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (п.3 ст.5 Постановления Самарской Городской Думы от 24.11.2005 N 188 (редакция №14 от 09.07.2015).
Учитывая кадастровую стоимость земельного участка, расположенного по адресу: <данные изъяты>, с кадастровым номером <данные изъяты> в размере 101931 руб. (указанная в налоговом уведомлении), то при учете процентной ставки в размере 0,2%, размер земельного налога за 2015г. составляет 204 руб.
В налоговом уведомлении № от 21.09.2017 указано, что при исчислении земельного налога за 2016 на земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> Инспекцией применен коэффициент жилищного строительства 2.
В соответствии с п. 15 ст. 396 НК РФ, в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, осуществляемого физическими лицами, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 2 в течение трехлетнего срока строительства начиная с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости. В случае завершения такого жилищного строительства и государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости до истечения трехлетнего срока строительства сумма налога, уплаченного за этот период сверх суммы налога, исчисленной с учетом коэффициента 1, признается суммой излишне уплаченного налога и подлежит зачету (возврату) налогоплательщику в общеустановленном порядке.
Между тем, согласно Выписки из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 31.07.2019, ФИО1 является правообладателем земельного участка, расположенного по адресу: <данные изъяты> на основании свидетельства о праве пожизненно наследуемого владения на земельный участок № от 29.01.1997.
Из представленного свидетельства о государственной регистрации права от 02.02.2001 следует, что ФИО1 является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <данные изъяты> с 31.01.2001 года.
Таким образом, суд считает, что Инспекцией неверно применен при расчете земельного налога за 2016 коэффициент жилищного строительства 2, поскольку на указанном земельном участке имеется жилой дом, право собственности на который, оформлено 31.01.2001 года.
Доказательств того, что Инспекцией обоснованно применен предусмотренный п.15 ст.396 НК РФ, коэффициент жилищного строительства 2 к земельному участку с кадастровым номером <данные изъяты> при расчете земельного налога за 2016г. не представлено.
В связи с тем, что размер процентной ставки увеличен с 0,2% на 0,3%, размер земельного налога на земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> за 2016 год составляет: 101931 руб. х 0,3% = 306 руб.
Также, при рассмотрении дела установлено, что административным истцом неверно рассчитан земельный налог за 2015 и 2016 годы на земельный участок, расположенный по адресу: <данные изъяты>, поскольку при расчете налога Инспекцией неверно учитывалась налоговая база в размере 2023734 руб. Тогда как, согласно Выписки из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 30.07.2019, кадастровая стоимость земельного участка, расположенного по адресу: <данные изъяты> составляет 772 815 руб.
В связи с чем, размер земельного налога на земельный участок, расположенный по адресу: <данные изъяты> за 2015 года составляет: 772 815 руб. х 0,2% = 1546 руб.
Также, суд считает, что административным истцом неверно применен при расчете земельного налога за 2016 коэффициент жилищного строительства 2, поскольку земельный участок, расположенный по адресу: г<данные изъяты>, кадастровый № находится в собственности у ФИО1 на основании свидетельства на право собственности на земельный участок <данные изъяты> от 29.01.1997. На указанном земельном участке расположен жилой дом, право собственности на который, оформлено 31.01.2001 года. Доказательств того, что на указанном земельном участке ведется жилищное строительство Инспекцией не представлено.
Таким образом, в связи с увеличением в 2016 году размера процентной ставки до 0,3%, а также с учетом того, что Инспекцией необоснованно при расчете земельного налога за 2016 год применен коэффициент жилищного строительства 2 и налоговая база в размере 2023734 руб., то размер земельного налога за 2016 год на земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> составляет: 772 815 руб. х 0,3% = 2318 руб.
Поскольку земельный налог ФИО1 за 2015-2016 годы не уплачен, доказательств, подтверждающих иное, административным ответчиком не представлено (ч.1 ст. 62 КАС РФ), следовательно, требования о взыскании недоимки по земельному налогу за период 2015 и 2016 года подлежит удовлетворению в следующих размерах: за период 2015 года в размере (204 руб. + 1546 руб.) = 1750 руб.; задолженность по земельному налогу за период 2016 года в размере (306 руб. + 2318 руб.) = 2 624 руб.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для начисления налогоплательщику пени.
В соответствии с пунктом 3 статьи 75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.
Пунктом 5 статьи 75 НК РФ предусмотрено, что пени уплачивается единовременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Поскольку в установленный законом срок земельный налог не уплачен ФИО1, то сумма пени за несвоевременную уплату земельного налога за 2015 год составляет 27,12 руб., пени за несвоевременную уплату земельного налога за 2016 год составляет 40,68 руб., которые подлежат взысканию.
В силу ст.104 КАС РФ и ст.333.35 НК РФ истец освобожден от уплаты государственной пошлины, в связи с чем в соответствии со ст.103 КАС РФ государственная пошлина в сумме 400 руб. (в размере, предусмотренном ст.333.19. НК РФ) подлежит взысканию в доход государства с административного ответчика.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования ИФНС России по Железнодорожному району г. Самара – удовлетворить частично.
Взыскать с ФИО1, <данные изъяты>, в пользу ИФНС России по Железнодорожному району г.Самара задолженность по земельному налогу за период 2015 в размере 1750 руб. и пени в размере 27,12 руб., задолженность по земельному налогу за период 2016 в размере 2 624 руб. и пени в размере 40,68 руб., а всего взыскать 4 441 рубль 80 копеек.
Взыскать с <данные изъяты>, в доход государства государственную пошлину в размере 400 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Железнодорожный районный суд г.Самары в течение одного месяца с даты составления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 15.10.2019 года.
Судья Дудова Е.И.