Дело № 2а-2036/2020 3.027 16RS0049-01-2019-005622-72 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 26 июня 2020 года город Казань Ново-Савиновский районный суд г. Казани Республики Татарстан в составе: председательствующего судьи Хусаинова Р.Г., при секретаре судебного заседания Габбасовой Н.А., рассмотрев в закрытом судебном заседании административное дело по административному иску Центрального банка Российской Федерации в лице Отделения Национального банка по Республике Татарстан Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации к Кредитному потребительскому кооперативу «Народный капитал», ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6о ликвидации кредитного потребительского кооператива «народный капитал», УСТАНОВИЛ: Центральный банк Российской Федерации в лице Отделения Национального банка по Республике Татарстан Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации обратилось в суд с административным иском к Кредитному потребительскому кооперативу «Народный капитал», ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6о ликвидации кредитного потребительского кооператива «народный капитал». В обоснование административного иска указано, что в соответствии со ст.76.1 Федерального закона от 10.07.2002г. №86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (далее – Закон о Центральном банке) Банк России является органом, осуществляющим регулирование, контроль и надзор в сфере финансовых рынков за некредитными финансовыми организациями и (или) сфере их деятельности в соответствии с федеральными законами. В соответствии с п.п. «в» п.9 ч.3 ст.5 Федерального закона №190-ФЗ Банк России обращается в суд с заявлением о ликвидации кредитного кооператива в случаях неоднократного нарушения кредитным кооперативом настоящего Федерального закона, других федеральных законов, нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных актов Банка России. Согласно данным Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) кредитный потребительский кооператив «Народный капитал» (далее - КПК «Народный капитал», Кооператив) (... ..., (ИНН №--, ОГРН №--, дата регистрации --.--.---- г.) на дату подачи настоящего заявления является действующим юридическим лицом. Учредителями (участниками) КПК «Народный» согласно данным ЕГРЮЛ являются следующие лица: ФИО1(... ...). ФИО2(... ...); ФИО3(... ...); ФИО4(... ...); ФИО5(... ...); ФИО6(... ...). Основаниями для ликвидации указанного Кооператива являются неоднократные нарушения им Федерального закона № 190-ФЗ, других Федеральных законов, нормативных актов Банка России, а также неисполнение Кооперативом предписаний об устранении выявленных нарушений в установленный Банком России срок. На основании документов, представленных КПК в ответ на запрос о предоставлении информации от --.--.---- г. № №--, установлено, что по состоянию на --.--.---- г. числовое значение финансового норматива ФН1 ниже минимального допустимого числового значения в №--%, установленного Указанием №--, в нарушение требований части 4 статьи 6 Федерального закона № 190-ФЗ. В данной связи уполномоченным должностным лицом Банка России составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном часть 1 статьи 15.38 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) от --.--.---- г. № №--. Постановлением уполномоченного должностного лица Банка России от --.--.---- г. № №-- Кооперативу назначено наказание в виде предупреждения. Кроме того, по указанному выше факту Волго-Вятским ГУ Банка России в адрес КПК направлено предписание Банка России об устранении нарушений законодательства Российской Федерации от --.--.---- г. № №--. В установленный указанным предписанием срок (--.--.---- г.) КПК не предоставил отчет об исполнении предписания с приложением подтверждающих документов, перечисленных в пункте 2 предписывающей части предписания, что свидетельствует о неисполнении КПК предписания. В данной связи уполномоченным лицом Банка России составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ, от --.--.---- г. № №-- Сведений о результатах рассмотрения дела об административном правонарушении в ФПС АПБР не имеется. В рамках мероприятий дистанционного надзора Волго-Вятским ГУ Банка России в адрес КПК был направлен запрос о предоставление информации от --.--.---- г.. №№--. В установленный Банком России срок (--.--.---- г..) КПК не исполнил указанный запрос. В данной связи уполномоченным должностным лицом Банка России составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст.19.7.3 КоАП РФ, от --.--.---- г. №№--. Постановлением уполномоченного должностного лица Банка России от --.--.---- г. № №-- дело об административном правонарушении прекращено по малозначительности. В нарушение части 1 статьи 6 Федерального закона от 21.12.2013 № 353-ФЭ «О потребительском кредите (займе)» (далее - Федеральный закон № ЗЗЗ-ФЗ) в указанных договорах потребительского займа полная стоимость потребительского займа отражена в правом верхнем углу первой страницы договоров потребительского займа не перед таблицей с индивидуальными условиями договора потребительского займа. В нарушение пункта 1 Указания № 3240-У наименования строк 1 графы Условие» - «Сумма займа или лимит заимствования и порядок его изменения», строк 4 графы «Условие» - «Процентная ставка (процентные ставки) (в процентная годовых) или порядок ее (их) определения», строк 5 графы «Условие» - «Порядок определения курса иностранной валюты при переводе денежных средств Займодавцем третьему лицу, указанному Заемщиком» в указанных договорах потребительского займа не соответствуют наименованиям соответствующих строк, предусмотренных приложением к Указанию № №--. В нарушении п.2 Указания 3240-У из таблицы индивидуальных условий договоров потребительского займа №-- от --.--.---- г.., №-- от --.--.---- г..), КПК исключено условие, предусмотренное строкой 5.1 табличной формы индивидуальных условий договора потребительского кредита (займа) приложения к Указанию №---У. В нарушение ч.4.1 ст.6 ФЗ №353-ФЗ в полную стоимость потребительского займа в денежном выражении включены суммы, не указанные в ч.3 и п.2-7 ч.4 ст.6 ФЗ №---фз. По факту выявленных нарушений Службой по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг в адрес КПК направлено предписание Банка России об устранении нарушений законодательства Российской Федерации от --.--.---- г.№--. В установленный Банком России срок (--.--.---- г.) указанное предписание не исполнено. В данной связи уполномоченным лицом Банка России составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ от --.--.---- г. № №--. Согласно данным, содержащимся в ФПС АПБР, постановлением уполномоченного должностного лица Банка России от --.--.---- г. № №-- тело об административном правонарушении прекращено по малозначительности. В период с --.--.---- г.. по --.--.---- г.. Волго-Вятским межрегиональным центром инспектирования Главной инспекции Банка Росси проведена внеплановая тематическая инспекционная проверка Кооператива. В ходе проверки Банком России установлено, что по 55 заключенным договорам займа из 68 договоров займа, включенных в выборку проверки, информация направлялась в бюро кредитных историй в неустановленные сроки, что свидетельствует о нарушении требований ч.5 ст.5 ФЗ №218-ФЗ. По факту выявленных нарушений Службой по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг в адрес КПК направлено предписание Банка России об устранении нарушений законодательства РФ от --.--.---- г.. №--. В установленный Банком России срок (--.--.---- г..) указанное предписание исполнено. Кроме того, уполномоченным должностным лицом Банка России составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренным ч.6 ст.15.38 КоАП РФ от --.--.---- г.. №№--. В ходе проверки Банком России установлено, что в отчетах о персональном составе органом КПК предоставлены недостоверные сведения о составе контрольно-ревизионного органа КПК по состоянию на --.--.---- г.. и --.--.---- г.., а также о составе правления КПК по состоянию на --.--.---- г.., в нарушение требований п.1 Указания №---У. Кроме того, отчет о персональном составе по состоянию на --.--.---- г.. представлен --.--.---- г.., то есть с нарушением срока в 30 календарных дней после даты внесения изменений, установленного п.3 Указания №--. По факту предоставления недостоверных сведений в отчетах о персональном составе Волго-Вятским ГУ Банка России в адрес КПК направлено предписание об устранении нарушений законодательства РФ от --.--.---- г.. №№--. В установленный Банком России срок --.--.---- г..) указанное предписание исполнено. В ходе проверки Банком России установлено несоответствие данных отраженных в отчетах о деятельности Кооператива за --- квартал --.--.---- г... --.--.---- г.., --.--.---- г.. В ходе проверки источников формирования паевого фонда Кооператива Банком России установлено, что по состоянию на --.--.---- г. паевой фонд частично в сумме 8 576 тыс. руб. сформирован не за счет паевых взносов, полученных в виде денежных средств от члена Кооператива, а в результате отражения на счетах бухгалтерского учета начисленной задолженности по уплате паевых взносов на основании мемориального ордера №-- от --.--.---- г.. Данная задолженность по уплате добровольных паевых взносов --.--.---- г.. частично в сумме 8500 тыс.руб. была погашена (денежные средства поступили от ФИО1 в кассу Кооператива по приходному кассовому ордеру №-- от --.--.---- г..) По состоянию на --.--.---- г.. паевой фонд частично в сумме 676 тыс. руб. сформирован не за счет паевых взносов, полученных в виде денежных средств от члена Кооператива, а в результате отражения на счетах бухгалтерского учета начисленной задолженности по уплате паевых взносов, в том числе: - 76 тыс. руб. – остаток непогашенной задолженности по уплате паевых взносов, который ранее был отражен по мемориальному ордеру №-- от --.--.---- г..; - 600 тыс. руб. – в результате отражения операций по начислению задолженности по уплате паевых взносов на основании мемориального ордера №-- от --.--.---- г.. В ходе проверки источников формирования резервного фонда кооператива Банком России установлено, что по состоянию на --.--.---- г.. резервный фонд частично в сумме 10546 руб. сформирован не из доходов КПК и (или) взносов членов КПК (пайщиков), а в результате отражения на счетах бухгалтерского учета начисленной задолженности по уплате членских взносов по мемориальному ордеру №-- от --.--.---- г.. на сумму 10546 тыс.руб. (отражено начисление задолженности по уплате добровольного паевого взноса и последующий перевод указанной суммы на пополнение резервного фонда). В период с --.--.---- г.. по --.--.---- г.. данная задолженность частично в сумме 10000 тыс. руб. была погашена путем внесения ФИО1 денежных средств на расчетный счет КПК. По состоянию на --.--.---- г. резервный фонд частично в сумме 1 346 тыс. руб. сформирован не из доходов КПК и (или) взносов членов КПК | пайщиков), а в результате отражения на счетах бухгалтерского учета начисленной задолженности по уплате членских взносов, в том числе: 546 тыс. руб. - остаток непогашенной задолженности по уплате членских взносов, который ранее был отражен по мемориальному ордеру №-- от --.--.---- г.; 800 тыс. руб. - в результате отражения операций по начислению задолженности по уплате членских взносов на основании мемориального ордера №-- от --.--.---- г. на сумму 800 тыс. руб. Указанные обстоятельства привели к тому, что в ходе перерасчета финансовых нормативов Банком России установлено нарушение КПК числовых значений финансовых нормативов ФН1 и ФН4 на --.--.---- г.., а также финансового норматива ФН8 на --.--.---- г.. и --.--.---- г.. По факту нарушения финансового норматива ФН1 на --.--.---- г.., а также финансового норматива ФН4 на --.--.---- г.. уполномоченным должностным лицом Банка России составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.15.38 КоАП РФ от --.--.---- г.. №--. Постановлением уполномоченного должностного лица Банка России от №--. №№-- Кооперативу назначено наказание в виде предупреждения. Кроме того, по факту нарушения финансового норматива ФН4 на --.--.---- г.. Волго-Вятским ГУ Банка России в адрес КПК направлено предписание о запрете на осуществление привлечения денежных средств, прием новых членов и выдачу займов от --.--.---- г.. №№--, направленное в связи с несоблюдением Кооперативом числового значения финансового норматива ФН4 по состоянию на --.--.---- г., --.--.---- г., --.--.---- г., --.--.---- г.. В установленный указанным предписанием срок (--.--.---- г.) КПК не предоставил документы, предусмотренные п.1 предписывающей части предписания. В данной связи уполномоченным должностным лицом Банка России составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.9 ст.19.5 КоАП РФ, от --.--.---- г.. №№-- Постановлением уполномоченного должностного лица Банка России от --.--.---- г.. №№-- дело об административном правонарушении прекращено по малозначительности. Тем не менее, согласно документам, представленным КПК в ответ на данное предписание --.--.---- г., нарушение финансового норматива ФН4 устранено КПК по состоянию на --.--.---- г., в связи с чем предписание о запрете на осуществление привлечения денежных средств, прием новых членов и выдачу займов от --.--.---- г. № №-- признано исполненным и снято с контроля. По факту предоставления недостоверных сведений в отчетах о деятельности КПК за --- квартал --.--.---- г. года, 6 месяцев --.--.---- г. года и --.--.---- г. года Волго-Вятским ГУ Банка России в адрес КПК направлено предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации от --.--.---- г. № №--. В установленный указанным предписанием срок (--.--.---- г.) от КПК поступило ходатайство о продлении срока исполнения предписания от --.--.---- г.. №--, на основании которого в адрес КПК было направлено повторное предписание об устранении нарушений законодательства РФ от --.--.---- г.. №--. В установленный Банком России срок (--.--.---- г.) указанное предписание КПК исполнено. В ходе проверки были обнаружены многочисленные несоответствия данных, содержащихся в отчете о деятельности за --.--.---- г.., --.--.---- г.. и --.--.---- г.., данным бухгалтерского учета Кооператива. При этом после даты завершения проверки КПК неоднократно представлялись откорректированные отчеты о деятельности а --- квартал --.--.---- г.. и --.--.---- г.. (--.--.---- г.), за --.--.---- г.. (--.--.---- г., --.--.---- г., --.--.---- г.), а также ретроспективно вносились изменения в данные регистров бухгалтерского учета, что подтверждается пояснениями. Представленными КПК в сопроводительном письме в ответ на предписание об устранении нарушений законодательства РФ от --.--.---- г. №№--исх. №-- от --.--.---- г.), а также в ответе на запрос о предоставлении информации от --.--.---- г. №№-- (исх.№-- от --.--.---- г.). Данные обстоятельства существенным образом повлияли на значение финансовых показателей, подлежащих отражению в отчете о деятельности на --.--.---- г., --.--.---- г., --.--.---- г.. В настоящее время данные регистров бухгалтерского учета КПК после внесенных изменений не соответствуют данным, на основании которых построены выводы рабочей группы, касающиеся предоставления недостоверных отчетных данных. КПК на регулярный основе предоставляются в Банк России сведения, которые носят противоречивый характер. Так, в ответ на предписание об устранении нарушений законодательства РФ от --.--.---- г.. №№-- от КТК поступила информация о том, что по состоянию на --.--.---- г. размер резервного фонда КПК составлял 16 645,7 тыс.руб. (вх.№--ДСП от --.--.---- г.). Однако в ответ на запрос о предоставлении дополнительных пояснений об источниках формирования резервного фонда от --.--.---- г. №№-- от КПК поступила информация, согласно которой размер резервного фонда КПК на --.--.---- г. составлял 14322,3 тыс.руб. (вх.№-- от --.--.---- г.). При этом представленные документы существенно противоречат сведениям, представленным КПК ранее в ответ на предписание об устранении нарушений законодательства РФ от --.--.---- г.. №№-- (вх.№-- от --.--.---- г.). По указанным фактам в адрес КПК был направлен запрос о предоставлении дополнительных пояснений от --.--.---- г. №№--. Согласно представленной КПК информации, правлением КПК было принято решение о восстановлении бухгалтерского учета КПК с --.--.---- г.. Так, по представленным КПК пояснениям, из программы «1С» была удалена часть мемориальных ордеров, что привело к изменению фактов финансово-хозяйственной деятельности, отражаемых КПК на счетах 10701 «Резервный фонд», 11001 «Целевое финансирование некоммерческих организаций», 10901 «Непокрытый убыток», 61403 «Авансы (предоплаты) уплаченные по другим операциям», 62202 «Добровольные паевые взносы» за --.--.---- г.. К ответу на запрос о предоставлении информации от --.--.---- г. №№-- была приложена скан-копия приходного кассового ордера №-- от --.--.---- г., которая не соответствует копии приходного кассового ордера №-- от --.--.---- г., находящегося в приложении к промежуточного акту проверки КПК от --.--.---- г.№--, а именно в указанный приходный кассовый ордер КПК внесены изменения в графу «корреспондирующий счет, субсчет» (с счета №-- на счета №-- и №--), а также графу «основание» (с «внесение добровольных членских и добровольных паевых взносов для формирования резервного и паевого фондов»). Иными словами, в ходе проверочных мероприятий установлены признаки представления недостоверных сведений в Банк России. По состоянию на дату подачу административного иска КПК «Народный капитал» не находится в стадии добровольной ликвидации, а также в одной из процедур банкротства. На основании изложенного, административный истец просит ликвидировать кредитный потребительский кооператив «Народный капитал» (... ..., ИНН №--, ОГРН №--, дата регистрации --.--.---- г..); возложить на учредителей КПК «Народный капитал»: ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, обязанность в шестимесячный срок с момента вступления в законную силу решения суда произвести все необходимые действия, связанные с ликвидацией, предусмотренные ст.62-64 ГК РФ: назначить ликвидационную комиссию (ликвидатора) и установить порядок и сроки ликвидации в соответствии с законом; опубликовать в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридического лица, сообщение о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами, который не может быть менее двух месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации; принять меры по выявлению кредитором и получению дебиторской задолженности, а также уведомить в письменной форме кредиторов о ликвидации КПК «Народный капитал»; после окончания срока предъявления требований кредиторами составить и утвердить промежуточный ликвидационный баланс со сведениями о составе имущества ликвидируемого КПК «Народный капитал» перечне требований, предъявленных кредиторами, результатах их рассмотрения, а также о перечне требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией; выплатить денежные суммы кредиторам КПК «Народный капитал» в порядке очередности, установленной ст.64 ГК РФ, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения; после завершения расчетов с кредиторами составить и утвердить ликвидационный баланс; представить в уполномоченный государственный орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, документы, необходимые для внесения в ЕГРЮЛ сведений о прекращении КПК «Народный капитал». В судебном заседании представитель административного истца исковые требования поддержал, просит удовлетворить, пояснив суду, что на сегодняшний день все выявление нарушения КПК устранены. Представитель административного ответчика КПК «Народный капитал» в судебном заседании исковые требования не признала, просит отказать, поскольку выявленные нарушения были устранены, представлен письменный отзыв на исковое заявление. Иные административные ответчики в суд не явились, извещены надлежащим образом. Заинтересованное лицо – ИФНС №18 по РТ в суд не явился, представитель просит рассмотреть дело в его отсутствие, представлен письменный отзыв. Заинтересованное лицо – ИФНС №5 по РТ в суд не явился, извещено надлежащим образом. Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии с ч. 1 ст. 262 КАС РФ административное исковое заявление о приостановлении деятельности или ликвидации некоммерческой организации может быть подано органами и должностными лицами, уполномоченными федеральным законом на осуществление контроля за деятельностью указанной организации. Основаниями для ликвидации указанного Кооператива являются неоднократные нарушения им Федерального закона № 190-ФЗ, других Федеральных законов, нормативных актов Банка России, а также неисполнение Кооперативом предписаний об устранении выявленных нарушений в установленный Банком России срок. Согласно части 4 статьи 6 Федерального закона № 190-ФЗ кредитные потребительские кооперативы (далее - КПК) обязаны соблюдать следующие финансовые нормативы: соотношение величины резервного фонда и общего размера задолженности по сумме основного долга, образовавшейся в связи с привлечением кредитным кооперативом денежных средств от членов кредитного кооператива (пайщиков) (далее - ФН1); соотношение размера задолженности по сумме основного долга, образовавшейся в связи с привлечением денежных средств от одного члена кредитного кооператива (пайщика) и (или) нескольких членов кредитного кооператива (пайщиков), являющихся аффинированными лицами, и общего размера задолженности по сумме основного долга, образовавшейся в связи с привлечением кредитным кооперативом денежных средств от членов кредитного кооператива (пайщиков) (далее - ФН2); соотношение размера задолженности по сумме основного долга, образовавшейся в связи с предоставлением займа (займов) одному члену кредитного кооператива (пайщику) и (или) нескольким членам кредитного кооператива (пайщикам), являющимся аффинированными лицами, и общего размера задолженности по сумме основного долга, образовавшейся в связи с предоставлением займов кредитным кооперативом (далее - ФНЗ); соотношение величины паевого фонда кредитного кооператива и размера задолженности по сумме основного долга, образовавшейся в связи с привлечением кредитным кооперативом денежных средств от членов кредитного кооператива (пайщиков) (далее - ФН4); соотношение задолженности по сумме основного долга, образовавшейся в связи с привлечением кредитным кооперативом займов и кредитов от юридических лиц, не являющихся его членами (пайщиками), и общего размера задолженности по сумме основного долга, образовавшейся в связи с привлечением кредитным кооперативом денежных средств от членов кредитного кооператива (пайщиков) (далее - ФН5); соотношение задолженности по сумме основного долга, образовавшейся в связи с предоставлением займов кредитному кооперативу второго уровня, и части пассивов кредитного кооператива, включающей в себя паевой фонд кредитного кооператива, включающей в себя паевой фонд кредитного кооператива и привлеченные денежные средства кредитного кооператива (далее ФН5); 7) соотношение части активов кредитного кооператива, включающей в себя денежные средства, средства, размещенные в государственные и муниципальные ценные бумаги, задолженность по сумме основного долга, образовавшуюся в связи с предоставлением займов кредитным кооперативом, общего размера денежных средств, привлеченных кредитным кооперативом (далее - ФН7); 8) соотношение суммы денежных требований кредитного кооператива, срок платежа по которым наступает в течение двенадцать месяцев, и суммы денежных обязательств кредитного кооператива, срок погашения по которым наступает в течение двенадцати месяцев (далее ФН8). В соответствии с п.п.1 п.1 чч.2 ст.5 Федерального закона №190-Фз Банк России устанавливает числовые значения и порядок расчета финансовых нормативов, предусмотренных ч.4 ст.6 Федерального закона №190-ФЗ. Числовые значения и порядок расчета финансовых нормативов установлены Указанием Банка России от 28.12.2015 № 3916-У «О числовых значениях и порядке расчета финансовых нормативов кредитных потребительских кооперативов» (далее - Указание № 3916-У). В нарушение части 1 статьи 6 Федерального закона от 21.12.2013 № 353-ФЭ «О потребительском кредите (займе)» (далее - Федеральный закон № ЗЗЗ-ФЗ) в указанных договорах потребительского займа полная стоимость потребительского займа отражена в правом верхнем углу первой страницы договоров потребительского займа не перед таблицей с индивидуальными условиями договора потребительского займа. В соответствии с частью 12 статьи 5 Федерального закона № 353-ф3 индивидуальные условия договора потребительского займа, указанные в части 9 статьи 5 Федерального закона № 353-ф3, отражаются в виде таблицы, форма которой установлена Указанием Банка России от 23.04.2014 № 3240-У «О табличной форме индивидуальных условий договора потребительского кредита (займа)» (далее - Указание № 3240-У). Согласно пункту 10 части 3 статьи 1 Федерального закона № 190- ФЗ паевой взнос - денежные средства, переданные членом кредитного кооператива (пайщиком) в собственность кредитного кооператива для осуществления кредитным кооперативом деятельности, предусмотренной Федеральным законом № 190-ФЗ и уставом кредитного кооператива, и для формирования паенакопления (пая) члена кредитного кооператива (пайщика). В соответствии с п.5 ст.61 ГК РФ решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) или на орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительным документов, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица. В судебном заседании установлено, что согласно данным Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) кредитный потребительский кооператив «Народный капитал» (далее - КПК «Народный капитал», Кооператив) (... ..., (ИНН №--, ОГРН №--, дата регистрации --.--.---- г.) на дату подачи настоящего заявления является действующим юридическим лицом. Учредителями (участниками) КПК «Народный» согласно данным ЕГРЮЛ являются следующие лица: ФИО1(... ...). ФИО2(... ...); ФИО3(... ...); ФИО4(... ...); ФИО5(... ...); ФИО6(... ...). В соответствии с п.п. «в» п.9 ч.3 ст.5 Федерального закона №190-ФЗ Банк России обращается в суд с заявлением о ликвидации кредитного кооператива в случаях неоднократного нарушения кредитным кооперативом настоящего Федерального закона, других федеральных законов, нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных актов Банка России. Как установлено судом, предписание Банка России от --.--.---- г.. №№-- о несоблюдении кооперативом числового значения ФН1 (финансовый норматив соотношения величины резервного фонда кредитного кооператива и общего размера задолженности по сумме основного долга, образовавшейся в связи с привлечением кредитным кооперативом денежных средств от членов кредитного кооператива (пайщиков) (срок исполнения --.--.---- г..) исполнено кооперативом, сведения о соблюдении в ходе проведения проверки Кооператива на основании поручения на проведение проверки №№--, дополнительно были представлены во исполнение Предписание Банка России №№-- от --.--.---- г..---.--.---- г.., а также --.--.---- г.. посредством направления запрашиваемых документов через Единый личный кабинет участника информационного обмена. Уведомлением Банка России №№-- от --.--.---- г.. вышеуказанное предписание признано исполненным и снято с контроля. Запрос Банка России №№-- от --.--.---- г.. (срок исполнения --.--.---- г..) был исполнен Кооперативом --.--.---- г.. Производство по делу об административном правонарушении было прекращено по малозначительности. Ответ на предписание Банка России от --.--.---- г.. №-- о несоблюдении требований к форме договора потребительского займа (срок исполнения --.--.---- г..) направлен кооперативом --.--.---- г.., то есть в установленный срок, дополнительные документы были направлены Кооперативом --.--.---- г.., уведомлением №-- предписание признано исполненным и снято с контроля --.--.---- г.. Производство по делу об административном правонарушении было прекращено по малозначительности. Предписание Банка России от --.--.---- г.. №№-- о несоблюдении Кооперативом сроков представления сведений в БКИ (срок исполнения --.--.---- г..) исполнено Кооперативом --.--.---- г.., уведомлением №-- предписание признано исполненным и снято с контроля --.--.---- г.. Предписание Банка России от --.--.---- г. №№-- о нарушении срока предоставления отчета о персональном составе (срок исполнения --.--.---- г..) исполнено Кооперативом --.--.---- г.., уведомлением №-- предписание признано исполненным и снято с контроля --.--.---- г.. Предписание Банка России от --.--.---- г.. №№-- о несоблюдении Кооперативом числового значения ФН4 (срок исполнения – --.--.---- г..) исполнено Кооперативом --.--.---- г.., уведомлением №-- предписание признано исполненным и снято с контроля --.--.---- г.. Согласно Акту проверки №№-- раздел 3 «Проверка соблюдения финансовых нормативов» рабочей группой были выявлены факты нарушения порядка расчета финансов нормативов, а именно не соблюдение требований п.п. 10,14.15 ч.3, ст.1 Федерального закона №190-ФЗ в части не соблюдения требований по формированию паевого фонда за счет паевых взносов (паенакоплений) полученных в виде денежных средств от члена кредитного Кооператива и п.16 ч.3 ст.1 в части не соблюдения требований по формированию резервного фонда из доходов Кооператива, в том числе из взносов членов Кооператив. В целях устранения выявленных нарушений Правлением кооператива было принято решение восстановить бухгалтерский учет с --.--.---- г.. На основании заявления ФИО1 было изменено основание приходного кассового ордера №-- от --.--.---- г.. о внесении добровольных членских и добровольных паевых взносов для формирования паевого и резервного фондов, в связи с чем, добровольный членский взнос в размере 8 200 000 руб. был направлен на формирование резервного фонда, оставшаяся часть 300 000 руб. в виде добровольного паевого взноса на формирование паевого фонда. В соответствии с п.п. 15 ч.3 ст.1 Федерального закона №190-ФЗ паевой фонд формируется из паенакоплений (паев) членов кредитного кооператива (пайщиков), учитывая данное требование добровольные паевые взносы, вынесенные ФИО1 на расчетный счет Кооператива, могут быть направлены на формирование паевого, а не резервного фонда. На основании представленного ФИО1 заявления об уточнении назначения платежа, добровольные паевые взносы в размере 6100 000 руб. и 1 000 000 руб. были направлены на формирование паевого фонда. После получения Кооператива письма Департамента микрофинансового рынка ЦБ РФ№-- от --.--.---- г.) «О порядке учета капитализированных процентов в отчете о деятельности КПК» задолженность по личным сбережениям с --.--.---- г.. была пересчитана, и на конец каждого квартала --.--.---- г.. была отражена в корректирующих отчетах без учета капитализированных процентов в составе основного долга. Кооператив в целях устранения выявленных в ходе проверки нарушений, а также в соответствии с требованиями п.5 Указания Банка России от 25.07.2016 №4083-У «О формах, сроках и порядке составления и представления в Банк России документов, содержащих отчет о деятельности и отчет о персональном составе органов кредитного потребительского кооператива», при обнаружении ошибок в ранее представленной в Банк России отчетности представил исправленную отчетность в течение 10 рабочих дней со дня выявления ошибок. Согласно п.30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.2016г. №64 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, являющихся юридическими лицами» разъяснено о том, что судам следует проверять причины, по которым объединение граждан не устранило выявлены нарушения законодательства. В частности, предприняло ли такое объединение граждан все возможные действия для устранения названных нарушений, имели ли место объективные обстоятельства, препятствовавшие их устранению, устранены ли выявленные нарушения до принятия судебного решения. Согласно позиции, выраженной в п.28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015г. №25 «О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», ликвидация юридического лица является исключительной мерой и, соответственно, должна быть соразмерна допущенным юридическим лицом нарушениям, а также вызванным ими последствиями. Разрешая спор, суд, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ и проанализировав доводы административного иска и доводы административного ответчика применительно к требованиям вышеуказанного законодательства, приходит к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований Центрального банка Российской Федерации в лице Отделения Национального банка по Республике Татарстан Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации к Кредитному потребительскому кооперативу «Народный капитал», ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6о ликвидации кредитного потребительского кооператива «народный капитал», поскольку ликвидация юридического лица является исключительной мерой и, соответственно, должна быть соразмерна допущенным юридическим лицом нарушениям, а также вызванным ими последствиями, однако как было установлено, все выявленные нарушения Кооперативом были устранены, и стороной административного истца данный факт не оспаривался. На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-179, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд РЕШИЛ: В удовлетворении Центрального банка Российской Федерации в лице Отделения Национального банка по Республике Татарстан Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации к Кредитному потребительскому кооперативу «Народный капитал», ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6о ликвидации кредитного потребительского кооператива «Народный капитал», отказать. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан через Ново-Савиновский районный суд города Казани в течение одного месяца со дня принятия мотивированного решения. Судья: Р.Г. Хусаинов |