ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2037/2021 от 15.10.2021 Железнодорожного районного суда г. Воронежа (Воронежская область)

Дело № 2а-2037/2021

36RS0001-01-2021-002901-29

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 октября 2021 года Железнодорожный районный суд г. Воронежа в составе:

председательствующего Толубаева Д.Н.,

при секретаре Шенцевой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Гречишникова В.Н. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области о признании незаконными приостановления государственного кадастрового учета, обязании осуществить государственный кадастровый учет,

УСТАНОВИЛ:

Гречишников В.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области (далее Управление Росреестра) о признании незаконными приостановления государственного кадастрового учета, обязании осуществить государственный кадастровый учет. Заявленные требования мотивированы тем, что 21.07.2021 года его представитель Бардакова Е.В. обратилась в Управление Росреестра по Воронежской области с заявлением №КУВД-001/2021-29874310 о государственном кадастром учете в отношении объекта недвижимости, а именно, земельного участка по адресу: <адрес>, кадастровый № ...... 30.07.2021 года Управлением Росреестра по Воронежской области было принято решение о приостановлении государственной регистрации прав в связи со следующим: по мнению Управления Росреестра с заявлением о государственном кадастровом учете обратилось ненадлежащее лицо, местоположение границ земельного участка не согласовано правообладателем земельного участка с кадастровым номером № ....., в межевом плане выявлены нарушения. Государственный регистратор счет, что заявитель является ненадлежащим лицом, обратившимся с заявлением о государственном кадастровом учете, так как в соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 15 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» при государственном кадастровом учете недвижимости без одновременной государственной регистрации прав такой государственный кадастровый учет осуществляется по заявлению собственника недвижимости, при этом сведения в ЕГРН о зарегистрированных правах на вышеуказанный объект недвижимости отсутствует. Также при установлении границы земельного участка нарушен порядок согласования границ земельного участка, а именно, Гречишников В.Н., не являясь правообладателем земельного участка с кадастровым номером № ....., не мог осуществлять согласование его границ. По мнению государственного регистратора представленный договор аренды земельного участка №45 от 20.06.2003, заключенный между администрацией Железнодорожного района и Гречишниковым В.Н. сроком на 10 лет, не прошел государственную регистрацию, следовательно, не считается заключенным. Указанные выводы считает необоснованными, поскольку Гречишников В.Н. является надлежащим лицом, обратившимся с заявлением о государственном кадастровом учете земельного участка. Гречишников В.Н. по истечении срока договора аренды в 2013 году продолжает беспрепятственно пользоваться земельным участком, возражения со стороны ДИЗО Воронежской области относительно такого использования не имеются, арендная плата уплачивается арендатором в полном объеме. Согласно сведениям о состоянии расчетов по договору аренды земельного участка, предоставленным УИЗО г. Воронежа, у Гречишникова В.Н. имеется переплата по арендной плате в размере 1000,00 рублей. Следовательно, в силу прямого указания закона договор аренды №45 от 20.06.2003 года, заключенный между администрацией Железнодорожного района и Гречишниковым В.Н. сроком на 10 лет, возобновлен на неопределенный срок. Вместе с тем, в настоящее время указанный договор аренды государственной регистрации не подлежит. Указанный вывод следует и разъяснений Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, опубликованных в «Обзоре практики разрешения споров, связанных с применением ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» №59 от 16.02.2001, в соответствии с которым договор аренды, возобновленный на неопределенный срок, не требует государственной регистрации. Возобновление договора аренды №45 от 20.06.2003 на неопределенный срок, отсутствие в действующем законодательстве норм, требующих государственной регистрации договора аренды, возобновленного на неопределенный срок, свидетельствует также о том, что Гречишников В.Н., являясь правообладателем (арендатором) земельного участка, является надлежащим лицом, произведшим согласование границ земельного участка с кадастровым номером 36:34:0102042:23. В письме Росреестра №14-исх/07892-ГЕ/13 «О проведении территориальными органами Росреестра правовой экспертизы представленных на государственную регистрацию прав документов» в частности указано, что «проводимая государственным регистратором правовая экспертиза документов должна обеспечить установление юридического факта, являющегося бесспорным основанием для возникновения, наличия, перехода, прекращения или обременения (ограничения) прав на недвижимое имущество, поскольку правовые последствия влекут только правомерные действия. Представленные документы изучаются как на предмет подлинности и достоверности, так и на соответствие их формы и содержания требованиям законодательства, действовавшего на момент их издания и в месте издания. В данном случае, правовая экспертиза документов, подтверждающих право аренды административного истца на земельный участок, была проведена государственным регистратором формально, без анализа приведенных положений законодательства, что привело к необоснованному приостановлению государственного кадастрового учета. Просит суд признать незаконным Уведомление Управления Росреестра по Воронежской области о приостановлении государственного учета земельного участка по адресу: <адрес>, кадастровый № ..... КУВД -001/2021-29874310/2 от 30.07.2021. Возложить на ответчика обязанность осуществить государственный кадастровый учет земельного участка по адресу: <адрес>, кадастровый № ..... по заявлению Бардаковой Е.В. №КУВД-001/2021-29874310 от 21.07.2021.

Административный истец в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Бардакова Е.В. поддержала исковые требования в полном объеме. Пояснила, что в части выявленных нарушений в межевом плане, уведомление административного ответчика не обжалуется.

Представитель административного ответчика Ремих О.В. против удовлетворения заявленных требований возражала.

Заслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В соответствии со ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом. Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.

Согласно п. 1 Постановления Правительства РФ от 01.06.2009 N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - государственная регистрация прав на недвижимое имущество), по оказанию государственных услуг в сфере осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, землеустройства, государственного мониторинга земель, геодезии и картографии, навигационного обеспечения транспортного комплекса (кроме вопросов аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации), а также функции по государственной кадастровой оценке, осуществлению федерального государственного надзора в области геодезии и картографии, государственного земельного надзора, государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций кадастровых инженеров, национального объединения саморегулируемых организаций кадастровых инженеров, надзора за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и по реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в случаях, предусмотренных настоящим Положением, и в иных случаях, установленных указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.

Согласно положениям части 1 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон о регистрации) государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

В соответствии с пунктом 3 части статьи 29 Закона о регистрации государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя, в том числе, проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Судом установлено, что 20.06.2003 года между административным истцом Гречишниковым В.Н. и Администрацией Железнодорожного района г. Воронежа заключен договор аренды №45 земельного участка по адресу: <адрес>, кадастровый № ..... сроком на десять лет (л.д. 10).

В едином государственном реестре недвижимости содержатся сведения о земельном участке с кадастровым номером 36:34:0102042:23, сведения об указанном земельном участке внесены в ЕГРН как ранее учтённом объекте недвижимости.

21.07.2021 года его представитель Бардакова Е.В. обратилась в Управление Росреестра по Воронежской области с заявлением №КУВД-001/2021-29874310 о государственном кадастром учете в отношении объекта недвижимости, а именно, земельного участка по адресу: <адрес>, кадастровый № ......

30.07.2021 года Управлением Росреестра по Воронежской области было принято решение о приостановлении государственной регистрации прав указывая в частности на то, что по состоянию на 26.07.2021 года в ЕГРН отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на указанный земельный участок. Документы, подтверждающие ранее возникшее право на указанный объект недвижимости, не представлены. Следовательно, с заявлением о кадастровом учете обратилось ненадлежащее лицо. Кроме того, границы земельного участка не согласованы законным правообладателем земельного участка, поскольку представленный договор аренды земельного участка не зарегистрирован в установленном законом порядке. В решении разъяснено право его обжалования в суде после обжалования в апелляционную комиссию в порядке части 1 статьи 26.1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности".

В соответствии с частью 1 статьи 26.1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" решение о приостановлении осуществления кадастрового учета или решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, принятые в отношении документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета, могут быть обжалованы в административном порядке в апелляционную комиссию, созданную при федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и нормативно-правовое регулирование в указанных сферах, его территориальных органах в установленном настоящей статьей порядке. Обжалование решения о приостановлении в судебном порядке возможно только после обжалования такого решения в апелляционную комиссию.

Частью 2 статьи 26.1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" установлен срок обжалования решения о приостановлении в апелляционную комиссию - тридцать дней с даты принятия решения о приостановлении.

Доводы административного ответчика о том, что данное административное исковое заявление подлежит оставлению без рассмотрения ввиду несоблюдения досудебного порядка урегулирования спора, суд полагает несостоятельными, поскольку для истца сроки обращения в апелляционную комиссию истекли, тогда как истечение установленных сроков досудебного урегулирования спора не может ограничивать право административного истца на судебную защиту своих прав и законных интересов, которое иным способом реализовать свои права у него в настоящее время отсутствует. При этом установленные статьей 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации процессуальные сроки подачи административного иска административным истцом соблюдены.

Согласно положениям статьи 29 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Порядок проведения правовой экспертизы документов приведен в административном регламенте Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, утвержденном Приказом Минэкономразвития России от 7 июня 2017 года N 278.

В числе прочего, пунктом 238 названного документа регламентировано, что по результатам правовой экспертизы государственный регистратор прав осуществляет одно из следующих действий: уведомляет о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав - при наличии оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Исходя из положений частей 1, 2 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ, государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления и необходимых документов.

При осуществлении государственного кадастрового учета без одновременной государственной регистрации прав такой государственный кадастровый учет осуществляется по заявлению собственника объекта недвижимости, в частности, при государственном кадастровом учете в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости (пункт 4 части 2 статьи 15 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 21 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета.

В соответствии с пунктами 2 и 3 части 4 статьи 18 Закона N 218-ФЗ к заявлению о государственном кадастровом учете и регистрации прав заявитель прилагает документы, являющиеся основаниями для осуществления такого учета.

На основании пункта 5 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ непредставление документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав является основанием для приостановления государственным регистратором осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

В рассматриваемом случае, приостанавливая действия по осуществлению государственного кадастрового учета в отношении спорного объекта недвижимости, Управление Росреестра по Воронежской области исходило из того, что заявителем не представлен правоустанавливающий документ, подтверждающий право заявителя на использование земельного участка, а также границы земельного участка не согласованы законным правообладателем земельного участка, полагая, что предъявленный им договор аренды от 20.06.2003 года, не может быть принят в качестве такового, поскольку указанный договор не зарегистрирован в установленном законом порядке.

В силу пунктов 1, 5, 11, 20, части 1 статьи 26 Федерального закона N 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если: лицо, указанное в заявлении в качестве правообладателя, не имеет права на такой объект недвижимости и (или) не уполномочено распоряжаться правом на такой объект недвижимости; не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; ранее представлены документы на государственную регистрацию другой сделки с этим же объектом недвижимости или перехода, ограничения права либо обременения объекта недвижимости и по данным документам решение о государственной регистрации или об отказе в государственной регистрации не принято; границы земельного участка, о государственном кадастровом учете которого и (или) государственной регистрации прав на который представлено заявление, пересекают границы другого земельного участка, сведения о котором содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (за исключением случая, если другой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости, а также случаев, предусмотренных пунктом 20.1 названной части и частями 1 и 2 статьи 60.2 поименованного Федерального закона).

Как установлено судом административным истцом с заявлением о государственном кадастровом учете в подтверждение права на земельный участок представлен договор аренды земельного участка №45 от 20.06.2003, заключенный между администрацией Железнодорожного района и Гречишниковым В.Н..

Доводы административного истца о том, что поскольку административному истцу указанный земельный участок принадлежит на основании договора аренды от 20.06.2003 года, указанный договор в соответствии с п. 2 ст. 631 ГК РФ считается возобновленным, то согласно п. 4.1 ч. 2 ст. 15 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» административный истец, являясь правообладателем земельного участка, является надлежащим лицом, произведшим согласование границ земельного участка и надлежащим лицом, имеющим право на обращение с заявлением о государственном кадастром учете, суд не может принять во внимание в связи со следующим.

Согласно п. 1 ст. 425 ГК РФ договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения.

В соответствии с п. 3 ст. 433 ГК РФ договор, подлежащий государственной регистрации, считается заключенным с момента его регистрации, если иное не установлено законом.

Пунктом 2 ст. 609 ГК РФ установлено, что договор аренды недвижимого имущества, к которому относится земельный участок, подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом.

Согласно п. 2 ст. 26 ЗК РФ договоры аренды земельного участка, заключенные на срок менее чем один год, не подлежат государственной регистрации, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Таким образом, договор аренды земли со сроком аренды год и более считается заключенным с момента его государственной регистрации.

Подписанный между администрацией Железнодорожного района г. Воронежа и Гречишниковым В.Н. договор аренды, по условиям которого он заключается на срок десять лет, в силу пункта 2 статьи 609 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 2 статьи 26 Земельного кодекса Российской Федерации подлежал обязательной государственной регистрации.

Доказательств государственной регистрации указанного договора аренды земельного участка в установленном законом порядке административным истцом не представлено.

Доводы административного истца, о том, что по истечении срока договора аренды он продолжает им пользоваться, осуществляет арендную плату, следовательно, заключенный договор аренды от 20.06.2003 года возобновлен на неопределенный срок, суд полагает несостоятельными, поскольку из пункта 11 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 16.02.2001 N 59 "Обзор практики разрешения споров, связанных с применением Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", на которое ссылается в административном иске истец следует, что договор аренды, возобновленный на неопределенный срок, не нуждается в государственной регистрации, так как согласно пункту 2 статьи 651 ГК государственной регистрации подлежит договор аренды здания, заключенный только на срок не менее одного года. Таким образом, в рассматриваемом случае ссылка на указанное информационное письмо основана на неправильном толковании норм права.

Таким образом, суд полагает выводы государственного регистратора, изложенные в уведомлении от 30.07.2021 года о том, что заявление подано ненадлежащим лицом ввиду отсутствия правоустанавливающего документа, а также о том, что границы земельного участка согласованы ненадлежащим лицом, обоснованными.

При изложенных обстоятельствах приостановление государственного кадастрового учета требованиям действующего законодательства соответствует и не нарушает прав и охраняемых законом интересов административного истца.

Таким образом судом не находит оснований для удовлетворения исковых требований.

Суд также принимает во внимание то, что иных доказательств суду не предоставлено, и в соответствии с требованиями ст.176 КАС РФ основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании и по заявленным административным истцом требованиям, ст.178 КАС РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 62, 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

отказать в удовлетворении административного иска Гречишникова В.Н. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области о признании незаконными уведомления о приостановлении государственного учета земельного участка от 30.07.2021 года №КУВД-001/2021-29874310/2 и возложении обязанности осуществить государственный кадастровый учет.

Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию Воронежского областного суда в месячный срок со дня изготовления решения в окончательной форме через районный суд.

Председательствующий Толубаев Д.Н.

Решение в окончательной форме изготовлено 28.10.2021 года.

Дело № 2а-2037/2021

36RS0001-01-2021-002901-29