ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2037/2023 от 15.12.2023 Советского районного суда г. Астрахани (Астраханская область)

№ 2а-2037/2023

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

15 декабря 2023 года г. Астрахань

Советский районный суд г. Астрахани в составе:

председательствующего судьи Аверьяновой З.Д.,

при секретаре Сайфулиной А.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению УФНС России по Астраханской области к Ефимову Евгению Евгеньевичу о взыскании обязательных платежей и санкций

у с т а н о в и л:

Административный истец УФНС России по Астраханской области обратился в суд к Ефимову Е.Е. с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций, указав, что ответчик являлся плательщиком страховых взносов согласно положениям пп.2 п.1 ст.419 Налогового кодекса РФ, так как он являлся индивидуальным предпринимателем с 09.08.2016 г. по 12.04.2021 г., что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.

В адрес налогоплательщика выставлено и направлено требование № 21532 по состоянию на 23.06.2021 г. об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов на общую сумму задолженности в размере 2409.97 руб., включающую в себя:

страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года за 2020 год:

- недоимка в размере 1404.34 руб.;

- пени в размере 38.50 руб.

-страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года за 2021 год:

недоимка в размере 2387.37 руб.;

пени в размере 22.60 руб.

На основании п.1 ст. 346.12 Налогового Кодекса Российской Федерации Ефимов Евгений Евгеньевич, ИНН <номер> является плательщиком налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения с 09.08.2016 г.-12.04.2021 г.. выбрав объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов», в связи с чем, предоставлена налоговая декларация по упрощенной системе налогообложения за 2018 год.

Порядок предоставления налоговых деклараций по налогу налогоплательщиками, перешедших на упрощенную систему налогообложения утвержден подп.2 п.1 ст.346.23 Налогового Кодекса Российской Федерации налоговые декларации по итогам налогового периода представляются не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, т.е. за 2018 год срок подачи декларации не позднее 30.04.2019 г.

Первичная налоговая декларация по налогу, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2018 год представлена предпринимателем своевременно, 18.03.2018г. согласно представленной декларации, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет за налоговый период, составила 0 рублей. В соответствии с пп. 1 п. 4 ст. 81 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки по данному налогу за данный период, до представления уточненной налоговой декларации он уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени, то налогоплательщик, освобождается от ответственности, предусмотренную п. 1 ст. 122 Налогового кодекса РФ. В соответствии с п.1 ст. 81 НК РФ 04.02.2021г. предпринимателем представлена уточненная налоговая декларация по единому налогу, взимаемого с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов» за 2018 год, согласно которой, сумма, подлежащая к доплате в бюджет за налоговый период, составила 19 582 рублей, в бюджет внесена 02.02.2021г.

С 07.11.2016 -20.08.2020 г. ИП Ефимов Е.Е. являлся плательщиком единого налога на вмененный доход - вид деятельности «Розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы». В ходе проведения камеральной налоговой проверки налоговых деклараций по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности ИП Ефимову Е.Е. было направлено требование № 1307 от 13.08.2020 г. по факту представления документов, подтверждающих площадь торгового зала, находящегося по адресу: <адрес> «В». В ответ на требование был представлен технический паспорт нежилого помещения «Магазин» расположенный по адресу по адресу: <адрес> «В». В ответ на требование налоговой был представлен технический паспорт нежилого помещения «Магазин», расположенный по адресу: <адрес> «В», а также план экспликации, выданный <дата> Согласно представленных документов общая площадь нежилого помещения «Магазин» составляет 708 кв.м., площадь торгового зала по 1 этажу 358,9 кв.м, площадь торгового зала по 2 этажу 349.1 кв.м.

В ходе проведения мероприятий налогового контроля был произведен осмотр помещения расположенного по указанному адресу. По данному адресу расположено 2-х этажное кирпичное строение - магазин «Ваш дом». Данный магазин принадлежит на праве собственности Ефимову Е.Е. ИНН <номер>. На момент осмотра на первом этаже, площадь которого около 400 кв.м. осуществляется деятельность по розничной продаже электротоваров, хозяйственных товаров, обои, линолеум, посуда.

ИП Ефимовым Е.Е. первый этаж не разделен на складские и торговые помещения. На всей территории площади первого этажа расположены стеллажи и витрины, на которых выставлен товар на продажу, тем самым имеется доступ покупателю ко всему реализуемому товару.

На втором этаже, площадь которого около 400 кв.м. осуществляется деятельность по реализации мебели ИП Ефимовым Е.Е. Второй этаж так же не разделен, на торговые и подсобные помещения. На всей площади расположен товар (мебель) ИП Ефимова Е.Е., так же обеспечен доступ покупателей к товару.

В связи с тем, что торговое помещение, используемое ИП Ефимовым Е.Е.. согласно инвентаризационным и правоустанавливающим документам, фактически не разделено на отдельные площади под розничную и оптовую торговлю и общая площадь помещения, используемого под розничную торговлю, превышает 150 кв. м., не вправе применять систему налогообложения в виде ЕНВД, поскольку общая площадь торгового зала превышает 150 кв. м (пп. 6 п. 2 ст. 346.26 НК РФ). Данное нарушение привело к занижению налоговой базы по упрощенной системе налогообложения за 2019г. Следовательно, весь полученный доход от предпринимательской деятельности должен быть отражен в налоговой декларации по упрощенной системе налогообложения.

Направлен запрос о представлении выписки по операциям на расчетном счете индивидуального предпринимателя в банк от <дата><номер> «Публичное АО «Московский индустриальный банк», «Ростовское региональное управление» расчетные счета <номер>, ответ поступил <дата> Согласно представленной информации ПАО «Московский индустриальный банк», «Ростовское региональное управление» расчетные счета <номер> данной выписки банка о движении денежных средств по расчетному счету за период с <дата> по <дата> поступило денежных средств в размере 6542520 руб.

На основании п.3 ст. 88 Налогового кодекса РФ, если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.

Статьей 346.24 НК РФ установлено, что налогоплательщики обязаны вести учет доходов и расходов для целей исчисления налоговой базы по налогу в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, форма и порядок заполнения которой утверждаются Министерством финансов Российской Федерации.

В ходе контрольных мероприятий инспекцией в адрес налогоплательщика было направлено требование о предоставлении книги доходов и расходов <номер> от <дата>, которое отправлено по почте. На требование <номер> от <дата> ИП Ефимовым Е.Е. была представлена книга доходов и расходов (вх. <номер> от <дата>). В ходе анализа книги доходов и расходов, а также по выявленным рискам в части занижения налоговой базы ИП Ефимову Е.Е. было направлено повторное требование <номер> от <дата> для внесения соответствующих исправлений в налоговую декларацию, которое отправлено по ТКС. На вышеуказанное требование на момент составления акта налогоплательщик пояснений не представил, исправлений в налоговую декларацию не внес.

Проверкой установлено:

сумма полученных доходов от предпринимательской деятельности составила: по данным декларации плательщика - 1958161 руб.

по данным камеральной проверки - 6568360 руб.

Из них:

310778 руб. - оплата за зачисление средств по операциям с МБК (Мерчант <номер>)

4865092 руб. - возмещение по ТСО 1137490 руб. - выручка юр. лиц (школы, с/с, д/с)

273300 руб. - выручка от физических лиц.

Занижение налоговой базы в размере 4628199 руб. за 2018г. произошло в результате не включения в доходы поступивших денежных средств за реализованную продукцию за период с 01.01.2018 г. по 31.12.2018 г., согласно выписке по расчетному счету <номер> ПАО «Московский индустриальный банк», Ростовское региональное управление. На основании ст. 346.15 НК РФ доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных. Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений связанных с расчетами за реализованные товары или имущественные права, выраженные в денежной или натуральной форме. В зависимости от выбранного налогоплательщиком метода признания доходов и расходов поступления связанные с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права. Датой получения дохода признается дата реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), определяемой в соответствии с пунктом 1 статьи 39 настоящего Кодекса, независимо от фактического поступления денежных средств (иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав) в их оплату.

В связи, с чем налогоплательщиком в нарушении ст. 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации при определении объекта «доходы, уменьшенные на величину расходов»- занижены доходы за налоговый период - 2018 год.

сумма произведенных расходов за налоговый период:

по данным декларации плательщика - 2463093 руб. по данным камеральной проверки - 4235118 руб.

Из них:

4101064 руб. - оплата за приобретение товара.

97192 руб. - оплата за фиксированные платежи (ОМС,ОПС), ндфл.

36862 руб. - комиссия банка

налоговая база для исчисления налога за налоговый период, составила:

по данным декларации плательщика - 0 руб. по данным камеральной проверки - 2351242 руб.

-сумма исчисленного налога за налоговый период, составила:

по данным декларации плательщика - 19582 руб. по данным камеральной проверки - 352686 руб.

-сумма налога, подлежащая уплате за налоговый период, составила: по данным декларации плательщика - 19582 руб. (минимальный налог)

по данным камеральной проверки - 352686 руб.

Расхождение в сумме 333104 руб. произошло в результате занижения налоговой базы, предусмотренной ст.346.18 НК РФ. Налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов по итогам каждого отчетного периода исчисляют сумму авансового платежа по налогу, исходя из ставки налога и фактически полученных доходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответственно первого квартала, полугодия, девяти месяцев с учетом ранее исчисленных сумм авансовых платежей по налогу.

По лицевому счету ИП Ефимов Евгений Евгеньевич, ИНН <номер> по состоянию на дату вынесения решения и по сроку уплаты по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, переплаты не имелось. Неуплата налога в результате занижения налоговой базы, является налоговым правонарушением, за которое предусмотрена налоговая ответственность, в соответствии с п.1 ст. 122 НК РФ. Согласно п.3 ст. 75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.

В ходе рассмотрения материалов проверки обстоятельств смягчающих и отягчающих ответственность за совершение налогового правонарушения предусмотренных ст. 112 НК РФ инспекцией не выявлено. Иные доводы в свою защиту не представлены, (решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения <номер> от <дата>)

На основании ст. 69 НК РФ Межрайонной ИФНС России № 5 по АО налогоплательщику выставлено и направлено требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов № 41370 по состоянию на 07.09.2021 г. на общую сумму задолженности в размере 790405 руб., включающую в себя:

по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов (в том числе минимальный налог, зачисляемый в бюджет субъектов Российской Федерации за 2018 год:

недоимка в размере 638708 руб.;

пени в размере 23955 руб.;

штрафы в размере 127742 руб.;

На основании п.1 ст. 346.12 Налогового Кодекса Российской Федерации Ефимов Евгений Евгеньевич, ИНН <номер> являлся плательщиком налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения с 09.08.2016 г.-12.04.2021 г. выбрав объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов», в связи с чем, предоставлена налоговая декларация по упрощенной системе налогообложения за 2019 год.

Порядок предоставления налоговых деклараций по налогу налогоплательщиками, перешедших на упрощенную систему налогообложения утвержден подп.2 п.1 ст.346.23 Налогового Кодекса Российской Федерации налоговые декларации по итогам налогового периода представляются не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, т.е. за 2019 год срок подачи декларации не позднее <дата>.

Первичная налоговая декларация по налогу, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2019 год представлена предпринимателем своевременно, 22.01.2020 г. согласно представленной декларации, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет за налоговый период, составила 0 рублей. В соответствии с пп. 1 п. 4 ст. 81 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки по данному налогу за данный период, до представления уточненной налоговой декларации он уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени, то налогоплательщик, освобождается от ответственности, предусмотренную п. 1 ст. 122 Налогового кодекса РФ. В соответствии с п.1 ст. 81 НК РФ 04.02.2021 г. предпринимателем представлена уточненная налоговая декларация по единому налогу, взимаемого с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов» за 2019 год, согласно которой, сумма, подлежащая к уплате в бюджет за налоговый период, составила 35140 рублей.

В соответствии с п.1 ст. 81 НК РФ 04.02.2021г. предпринимателем представлена вторая уточненная налоговая декларация по единому налогу, взимаемого с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов» за 2019 год, согласно которой, сумма, подлежащая к уплате в бюджет за налоговый период, составила 26169 рублей.

С 07.11.2016 г.-20.08.2020 г. ИП Ефимов Е.Е. являлся плательщиком единого налога на вмененный доход - вид деятельности «Розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы». В ходе проведения камеральной налоговой проверки налоговых деклараций по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности ИП Ефимову Е.Е. было направлено требование № 1307 от 13.08.2020 г. по факту представления документов, подтверждающих площадь торгового зала, находящегося по адресу: <адрес> «В». В ответ на требование был представлен технический паспорт нежилого помещения «Магазин» расположенный по данному адресу, а также план экспликации, изготовленный Астраханским филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация –Федеральное БТИ» Камызякское отделение выданный <дата>. Согласно представленных документов общая площадь нежилого помещения «Магазин» составляет 708 кв.м., площадь торгового зала по 1 этажу 358,9 кв.м, площадь торгового зала по 2 этажу 349.1 кв.м.

В ходе проведения мероприятий налогового контроля был произведен осмотр помещения расположенного по адресу: <адрес> «В» (протокол осмотра б/н от <дата>.). По данному адресу расположено 2-х этажное кирпичное строение - магазин «Ваш дом».

Данный магазин принадлежит на праве собственности Ефимову Е.Е. ИНН <номер>. На момент осмотра на первом этаже, площадь которого около 400 кв.м. осуществляется деятельность по розничной продаже электротоваров, хозяйственных товаров, обои, линолеум, посуда - ИП Ефимовым Е.Е. Первый этаж не разделен на складские и торговые помещения. На всей территории площади первого этажа расположены стеллажи и витрины, на которых выставлен товар на продажу, тем самым имеется доступ покупателю ко всему реализуемому товару.

На втором этаже, площадь которого около 400 кв.м. осуществляется деятельность по реализации мебели ИП Ефимовым Е.Е. Второй этаж так же не разделен, на торговые и подсобные помещения. На всей площади расположен товар (мебель) ИП Ефимова Е.Е., так же обеспечен доступ покупателей к товару.

В соответствии с подпунктами 6 и 7 пункта 2 статьи 346.26 НК РФ система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности может применяться в отношении предпринимательской деятельности в сфере розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 квадратных метров по каждому объекту организации торговли, а также розничной торговли, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, а также объекты нестационарной торговой сети.

На основании подп.6 п.2 ст. 346.26 НК РФ розничная торговля, осуществляемая через магазины и павильоны с площадью торгового зала более 150 квадратных метров по каждому объекту организации торговли, признается видом предпринимательской деятельности, в отношении которого единый налог не применяется. В связи с тем, что торговое помещение, используемое ИП Ефимовым Е.Е., согласно инвентаризационным и правоустанавливающим документам, фактически не разделено на отдельные площади под розничную и оптовую торговлю и общая площадь помещения, используемого под розничную торговлю, превышает 150 кв. м., не вправе применять систему налогообложения в виде ЕНВД, поскольку общая площадь торгового зала превышает 150 кв. м (пп. 6 п. 2 ст. 346.26 НК РФ). Данное нарушение привело к занижению налоговой базы по упрощенной системе налогообложения за 2019г. Следовательно, весь полученный доход от предпринимательской деятельности должен быть отражен в налоговой декларации по упрощенной системе налогообложения.

Направлен запрос о представлении выписки по операциям на расчетном счете индивидуального предпринимателя в банк от 16.01.2020г. <номер> ПАО «Московский индустриальный банк», «Ростовское региональное управление» р/с <номер>, от <дата><номер> ПАО «Сбербанк России», Астраханское отделение <номер>, р/с <номер> ответ поступил 17.01.2020 г. Согласно представленной информации ПАО «Московский индустриальный банк», «Ростовское региональное управление», р/с <номер> ПАО «Сбербанк России», Астраханское отделение <номер>, р/с <номер> данной выписки банка о движении денежных средств по расчетному счету за период с 01.01.2019 г. по 31.12.2019 г. поступило денежных средств в размере 10618332 руб.

Из них:

- 6154638 руб. - оплата за зачисление средств по операциям с МБК (Мерчант <номер>)

- 50055 руб. - возмещение по ТСО по Договор 47/528 от <дата>.

- 3500912 руб. - выручка юр. лиц за хоз. товары (школы, с/с, д/с)

- 912727 руб. - выручка от физ. лиц, за приобретенный товар

В ходе контрольных мероприятий инспекцией в адрес налогоплательщика было направлено требование о предоставлении книги доходов и расходов <номер> от <дата> которое отправлено по ТКС. На требование <номер> от <дата> ИП Ефимовым Е.Е. была представлена книга доходов и расходов (вх. <номер> от <дата>). В ходе анализа книги доходов и расходов, а также а также по выявленным рискам в части занижения налоговой базы ИП Ефимову Е.Е. было направлено повторное требование <номер> от <дата> для внесения соответствующих исправлений в налоговую декларацию, которое отправлено по ТКС. На вышеуказанное требование на момент составления акта налогоплательщик пояснений не представил, исправлений в налоговую декларацию не внес.

При проверке установлено:

- сумма полученных доходов от предпринимательской деятельности составила: по данным декларации плательщика - 6 130 898 руб.

по данным камеральной проверки - 10 618 332 руб.

Из них:

6 154 638руб. - оплата за зачисление средств по операциям с МБК (Мерчант <номер>).

50 055 руб. - возмещение по ТСО, 3 500 912 руб. - выручка юр. лиц (школы, с/с, д/с).

912 727 руб. - выручка от физических лиц.

Занижение налоговой базы в размере 4487434 руб. за 2019г. произошло в результате не включения в доходы поступивших денежных средств за реализованную продукцию в период с 01.01.2019г. по 31.12.2019г, согласно выписки по расчетному счету <номер> расчетному счету ПАО «Московский индустриальный банк», Ростовское региональное управление, р/с <номер> ПАО «Сбербанк России», Астраханское отделение <номер>.

Налогоплательщиком в нарушение ст. 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации при определении объекта «доходы, уменьшенные на величину расходов»- занижены доходы за налоговый период -2019 год.

сумма произведенных расходов за налоговый период:

по данным декларации плательщика - 6444298 руб. по данным камеральной проверки – 5951 550 руб.

Из них:

5759969 руб. - оплата за приобретение товара.

114669 руб. - оплата за фиксированные платежи (ОМС,ОПС), НДФЛ.

76912 руб. - комиссия банка

налоговая база для исчисления налога за налоговый период, составила:

по данным декларации плательщика - 0 руб. по данным камеральной проверки - 2376365 руб.

-сумма исчисленного налога за налоговый период, составила:

по данным декларации плательщика - 61309 руб.

по данным камеральной проверки – 4666782 руб.

-сумма налога, подлежащая уплате за налоговый период, составила: по данным декларации плательщика - 61309 руб. (минимальный налог)

по данным камеральной проверки - 700017 руб.

Расхождение в сумме 638708 руб. произошло в результате занижения налоговой базы, предусмотренной ст.346.18 НК РФ. Налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов по итогам каждого отчетного периода исчисляют сумму авансового платежа по налогу, исходя из ставки налога и фактически полученных доходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответственно первого квартала, полугодия, девяти месяцев с учетом ранее исчисленных сумм авансовых платежей по налогу. По лицевому счету ИП Ефимов Е.Е., по состоянию на дату вынесения решения и по сроку уплаты по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, переплаты не имелось. Неуплата налога в результате занижения налоговой базы, является налоговым правонарушением, за которое предусмотрена налоговая ответственность, в соответствии с п.1 ст. 122 НК РФ. Согласно п.3 ст. 75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.

В ходе рассмотрения материалов проверки обстоятельств смягчающих и отягчающих ответственность за совершение налогового правонарушения предусмотренных ст. 112 НК РФ инспекцией не выявлено. Иные доводы в свою защиту не представлены, (решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения <номер> от <дата>).

На основании ст. 69 НК РФ Межрайонной ИФНС России №5 по АО налогоплательщику выставлено и направлено требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов №41370 по состоянию на 07.09.2021 г. на общую сумму задолженности в размере 790405 руб., включающую в себя:

по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов (а том числе минимальный налог, зачисляемый в бюджет субъектов Российской Федерации за 2018 год:

недоимка в размере 288633 руб.;

пени в размере 48846.14 руб.;

штрафы в размере 66621 руб.;

на общую сумму задолженности в размере 1198357.95 руб.

В результате оплаты налогоплательщиком задолженности по страховым взносам на ОМС за 2020г., 2021г., частичной оплаты задолженности по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов за 2018г. и 2019г., подлежащая взысканию сумма по требованиям №21532 от 23.06.2021г., №25514 от 24.06.2021г.,41370 и 41371 от 07.09.2021 г., включает в себя задолженность:

страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года за 2020 год:

пени в размере 38.50 руб.

страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года за 2021 год:

пени в размере 22.59 руб.

по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов (а том числе минимальный налог, зачисляемый в бюджет субъектов Российской Федерации за 2018 год:

недоимка в размере 638483.91 руб.;

пени в размере 23955 руб.;

штрафы в размере 127742 руб.;

по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов (а том числе минимальный налог, зачисляемый в бюджет субъектов Российской Федерации за 2018 год:

недоимка в размере 238939 руб.;

пени в размере 48846.14 руб.;

штрафы в размере 66621 руб.;

на общую сумму задолженности в размере 1144648.14 руб.

До настоящего момента сумма исчисленных Инспекцией налогов и пени налогоплательщиком не уплачены.

Просил взыскать с должника Ефимова Евгения Евгеньевича в пользу Управления Федеральной налоговой службы России по Астраханской области задолженность в размере 1144648.14 рублей.

С учетом частичного отказа от исковых требований истец просит взыскать с Ефимова Евгения Евгеньевича (ИНН <номер>) в пользу Управления федеральной налоговой службы по Астраханской области задолженность по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогооблажения доходы, уменьшенные на величину расходов (в том числе минимальный налог, зачисляемый в бюджет субъектов Российской Федерации): недоимку за 2018 год в размере 28145.00 руб., за 2019 год 606552.83 руб., штраф за 2018 год в размере 66621,00 руб. за 2019 год в размере 122112 руб., пени за 2018 год в размере 18104.59 руб., за 2019 год в размере 48846.14 руб., на общую сумму задолженности в размере 890381.56 руб.

Представители административного истца Курмамбаева Е.А., Кузьмина Е.В. просили иск удовлетворить по доводам, изложенным в иске и на основании представленных доказательств, представлены письменные пояснения в порядке ст. 45 КАС РФ.

Ответчик Ефимов Е.Е. в судебном заседании участия не принимал, согласно заявлению просит рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель административного ответчика Ефимова Е.Е. – Хусаинова Р.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, представила письменные возражения на административный иск.

В судебном заседании пояснила, что основанием для образования задолженности и соответственно взыскания обязательных платежей по данному административному исковому заявлению являются Решения МИФНС России №6 по Астраханской области №<номер> от <дата>. о доначислении сумм налога (УСН). Именно со вступлением в силу данных решений налоговый орган связывает законность выставления требований об уплате налогов и правомерность взыскания данных сумм в настоящий момент. В самих требованиях об уплате №41370 и №41371 от 07.09.2021г. в качестве основания для возникновения задолженности и взыскания указаны решения МИФНС России №2240 и №2241 от 16.07.2021г., которые решениями вышестоящего налогового органа отменены в связи с нарушением процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки. Таким образом требование об уплате основано на отмененных решениях. В связи с чем, возникшая на основании данных решений задолженность является незаконной и удовлетворению не подлежит.

Суд, руководствуясь положениями ст. 150 КАС РФ, определил рассмотреть дело в отсутствие ответчика.

Суд, исследовав представленные материалы дела, выслушав стороны, приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В соответствии со ст.57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Согласно ст.3 Налогового кодекса РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.

В соответствии со ст.45 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Согласно п. п. 1 п. 34 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статей 69 и 70 НК Российской Федерации.

Пунктом 1 ст.23 НК РФ предусмотрена обязанность налогоплательщика представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке декларации по тем налогам, которые он обязан уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

Судом установлено, что Ефимов Е.Е. с 09.08.2016 г. по 12.04.2021 г., являлся предпринимателем, в связи с чем на него была возложена обязанность по предоставлению в налоговые органы по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по единому налогу на вмененный доход.

МИФНС России № 5 по Астраханской области в отношении Ефимова Е.Е. по результатам камеральной налоговой проверки уточненных деклараций по упрощенной системе налогообложения (далее –УСН) за периоды 2018г.,2019г. вынесено Решение <номер> от <дата>, а также Решение <номер> от <дата> о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения с доначислением сумм налога, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (доход-расход).

Решением МИФНС № 5 по АО от <дата><номер> Ефимов Е.Е. привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения по п.1 ст.122 НК РФ, доначислен УСН в размере 638708 руб., соответствующие пени в размере 23955 руб., штраф в размере 127742 руб.

Решением МИФНС № 5 по АО от <дата><номер> Ефимов Е.Е. привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения по п. 1 ст.122 НК РФ, доначислен УСН в размере 333104 руб., соответствующие пени в размере 48846.14 руб., штраф в размере 66621 руб.

Согласно п.3 ст.101.3 НК РФ на суммы налогов, пени и штрафов, доначисленных на основании вышеуказанных решений ответчику были направлены требования от 07.09.2021г. №41370 и № 41371 об уплате налога, сбора, пени за 2018 и 2019гг. которые не были исполнены.

В соответствии с ч.1,2 ст.61 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации доказательства являются допустимыми, если они отвечают требованиям, указанным в ст. 59 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Обстоятельства административного дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими иными доказательствами.

Причиной отмены указанных решений МИФНС № 5 по АО начальником Межрегиональной инспекции ФНС по Южному федеральному округу <ФИО>5 от <дата><номер>, <номер> явились процессуальные нарушения, а именно нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, а именно вручение извещения о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки ненадлежащему лицу. В решениях от <дата> указано, что фактически налогоплательщик был лишен права участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и представлять объяснения в связи с отсутствием надлежащего извещения налогоплательщика. Отменяя решения, принято новое решение о привлечении к ответственности Ефимова Е.Е. за совершение налогового правонарушения. По результатам рассмотрения жалоб, вышестоящее должностное лицо также пришло к выводу о нарушении налогоплательщиком Ефимовым Е.Е. положений, установленных подпунктами 6 и 7 пункта 2 статьи 346.26 Кодекса, о неправомерном применении системы налогообложения в виде ЕНВД в части розничной торговли, осуществляемой им в магазине по адресу: <адрес> «В». При этом ни решение вышестоящего должностного лица, ни нормы налогового законодательства не содержат процедуры вынесения новых требований налогоплательщику налоговым органом при данных обстоятельствах.

Обстоятельств исключающих привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения, судом не установлено.

Исходя из вышеизложенного, административным истцом предоставлены допустимые доказательства о совершении ответчиком налогового правонарушения и законности, предъявленных к взысканию сумм.

Согласно пункту 1 статьи 210 Налогового кодекса РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 Налогового кодекса РФ.

Категории налогоплательщиков, которые самостоятельно исчисляют суммы налога на доходы физических лиц, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, поименованы в пункте 1 статьи 228 Налогового кодекса РФ. В частности, к ним относятся и физические лица, получившие доходы от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 17.1 статьи 217 Налогового кодекса РФ, когда такие доходы не подлежат налогообложению). На основании пункта 3 статьи 228 и пункта 1 статьи 229 Налогового кодекса РФ указанные налогоплательщики обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Статья 41 Налогового кодекса РФ определяет доход как экономическую выгоду в денежной или натуральной форме, учитываемую в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемую для физических лиц в соответствии с главой 23 "Налог на доходы физических лиц" Налогового кодекса РФ.

Согласно пункту 4 статьи 23 ГК РФ гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица с нарушением требований пункта 1 названной статьи, не вправе ссылаться в отношении заключенных им при этом сделок на то, что он не является предпринимателем.

При этом пунктом 1 статьи 2 ГК РФ установлено, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой страх и риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имущества, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Ответственность за неуплату или неполную уплату сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия) предусмотрена пунктом 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора).

Согласно п.1 ст.100 НК РФ в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки должностными лицами налогового органа, проводящими указанную проверку, должен быть составлен акт налоговой проверки по установленной форме в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки.

Согласно пп. 6 и 7 п. 2 ст. 346.26 НК РФ система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход применяется в отношении розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 квадратных метров по каждому объекту организации торговли, через объекты стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, а также объекты нестационарной торговой сети.

Под стационарной торговой сетью понимается торговая сеть, расположенная в предназначенных для ведения торговли зданиях и строениях (их частях), имеющих оснащение специальным оборудованием обособленные помещения, предназначенные для ведения розничной торговли и обслуживания покупателей. К данной категории торговых объектов относятся магазины и павильоны (абз. 14 ст. 346.27 НК РФ).

Площадь торгового зала - часть магазина, павильона (открытой площадки), занятая оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, проведения денежных расчетов и обслуживания покупателей, площадь контрольно-кассовых узлов и кассовых кабин, площадь рабочих мест обслуживающего персонала, а также площадь проходов для покупателей. К площади торгового зала относится также арендуемая часть площади торгового зала. Площадь подсобных, административно-бытовых помещений, а также помещений для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже, в которых не производится обслуживание покупателей, не относится к площади торгового зала. Площадь торгового зала определяется на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов (абз. 21 ст. 346.27 НК РФ).

Функциональное предназначение зданий (сооружений) определяется на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов, к которым согласно абзацу 24 статьи 346.27 Налогового кодекса относятся любые имеющиеся у организации или индивидуального предпринимателя документы на объект стационарной торговой сети (организации общественного питания), содержащие необходимую информацию о назначении, конструктивных особенностях и планировке помещений такого объекта, а также информацию, подтверждающую право пользования данным объектом (договор купли-продажи нежилого помещения, технический паспорт на нежилое помещение, планы, схемы, экспликации, договор аренды (субаренды) нежилого помещения или его части (частей), разрешение на право обслуживания посетителей на открытой площадке и другие документы).

Исходя из положений ст. 112, 114 НК РФ, п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11 июня 1999 года N 41/9 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации", правовой позицией, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 15 июля 1999 года N 11-П, следует, что признание судом обстоятельств, смягчающими ответственность, в соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 112 НК РФ является правом суда или органа, рассматривающего дело, и основывается на внутреннем убеждении, сформированным под влиянием обстоятельств рассматриваемого дела, характера вменяемого правонарушения.

Налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка декларации представленной налогоплательщиком 04.02.2021 года, при проведении которой установлен факт занижения налогоплательщиком налоговой базы по УСН за 2018 год ввиду неправомерно применения ЕНВД в отношении розничной торговли по адресу: <адрес> «В», площадью 150 кв.м.

Налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка представленной налоговой декларации по ЕНВД для отдельных видов деятельности за 2 квартал 2020 года налогоплательщиком был представлен технический паспорт указанного нежилого помещения «Магазин». Общая площадь составляет 708 кв.м., площадь торгового зала –по 1 этажу - 344.4 кв.м., площадь торгового зала по 2 этажу 349.1 кв.м.

В ходе осмотра помещения (протокол осмотра от <дата>) по адресу: <адрес> «В», используемого налогоплательщиком для осуществления предпринимательской деятельности выявлено, что по данному адресу расположено 2-х этажное кирпичное строение - магазин «Ваш дом». Данный магазин принадлежит на праве собственности Ефимову Е.Е. ИНН <номер>. На момент осмотра на первом этаже, площадь которого около 400 кв.м. осуществляется деятельность по розничной продаже электротоваров, хозяйственных товаров, обои, линолеум, посуда - ИП Ефимовым Е.Е. Первый этаж не разделен на складские и торговые помещения. На всей территории площади первого этажа расположены стеллажи и витрины, на которых выставлен товар на продажу, тем самым имеется доступ покупателю ко всему реализуемому товару. На втором этаже, площадь которого около 400 кв.м. осуществляется деятельность по реализации мебели ИП Ефимовым Е.Е. Второй этаж так же не разделен, на торговые и подсобные помещения. На всей площади расположен товар (мебель) ИП Ефимова Е.Е., так же обеспечен доступ покупателей к товару.

Согласно инвентаризационным документам, протокола осмотра помещения, установлено, что фактически данное помещение не разделено на отдельные площади под розничную и оптовую торговлю, площадь торгового зала, используемого под розничную торговлю, превышает 150 кв.м..

На основании изложенного, с достоверностью установлено, что Ефимовым Е.Е. в нарушение положений пп. 6 п. 2 ст. 346.26 НК РФ (утратила силу. - Федеральный закон от 02.07.2021 N 305-ФЗ) незаконно применялась система налогообложения в виде ЕНВД в части розничной торговли, осуществляемой им в магазине по вышеуказанному адресу.

Деятельность предпринимателя не соответствует виду деятельности, указанному в подп. 5 п. 2 ст. 346.26 НК РФ, поэтому налоги доначислены обоснованно.

Обстоятельств, исключающих привлечение ответчика к ответственности за совершение налогового правонарушения, обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность за совершение налогового правонарушения по делу, не установлено.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 290 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Управления Федеральной налоговой службы по Астраханской области к Ефимову Евгению Евгеньевичу о взыскании обязательных платежей и санкций – удовлетворить.

Взыскать с Ефимова Евгения Евгеньевича (ИНН <номер>) в пользу Управления федеральной налоговой службы по Астраханской области задолженность по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов (в том числе минимальный налог, зачисляемый в бюджет субъектов Российской Федерации): недоимку за 2018 год в размере 28145.00 руб., за 2019 год 606552.83 руб., штраф за 2018 год в размере 66621,00 руб. за 2019 год в размере 122112 руб., пени за 2018 год в размере 18104.59 руб., за 2019 год в размере 48846.14 руб., на общую сумму задолженности в размере 890381.56 руб.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Астраханский областной суд в течение месяца, через районный суд, принявший решение.

Полный текст решения изготовлен 22 декабря 2023 года.

Судья З.Д. Аверьянова