ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-203/20 от 30.04.2020 Еткульского районного суда (Челябинская область)

Дело № 2а-203/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

30 апреля 2020 года с.Еткуль Челябинской области

Еткульский районный суд Челябинской области в составе:

председательствующего : Черепановой С.Г.,

при секретаре : Киселевой А.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Станчевского В.М. к Администрации Еткульского муниципального района о признании незаконным уведомления о несоответствии построенного объекта индивидуального жилищного строительства требованиям законодательства о градостроительной деятельности от 16 декабря 2019 года,

У С Т А Н О В И Л :

Станчевский В.М. обратился в суд с административным иском к Администрации Еткульского муниципального района о признании незаконным уведомления от ДД.ММ.ГГГГ о несоответствии построенного объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке по адресу: <адрес>, требованиям законодательства о градостроительной деятельности, и возложении на Администрацию Еткульского муниципального района обязанности повторно рассмотреть его уведомление об окончании строительства индивидуального жилого дома и выдать ему уведомление о соответствии построенного объекта индивидуального жилищного строительства на вышеуказанном земельном участке требованиям законодательства.

В обоснование указав, что он является собственником земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> расположенного по адресу: <адрес>, на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ. Границы данного участка установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства. ДД.ММ.ГГГГ органом местного самоуправления ему выдано разрешение на строительство индивидуального жилого дома со сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ; подготовлен градостроительный план на застройку участка, в котором содержится информация о разрешенном использовании участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства в соответствии Правилами землепользования и застройки Белоусовского сельского поселения. В ДД.ММ.ГГГГ он построил на данном земельном участке индивидуальный жилой дом. В ДД.ММ.ГГГГ он обратился в Администрацию Еткульского муниципального района с уведомлением об окончании строительства, по результатам рассмотрения которого ДД.ММ.ГГГГ вынесено уведомление о несоответствии построенного объекта индивидуального жилищного строительства требованиям законодательства о градостроительной деятельности, что по мнению Администрации выражается в несоответствии параметров построенного дома предельным параметрам разрешенного строительства. При этом Администрация ссылается на Правила землепользования и застройки Белоусовского сельского поселения, в которые внесены изменения в ДД.ММ.ГГГГ года и ДД.ММ.ГГГГ, т.е. после выдачи ему разрешения на строительство. Данное уведомление считает незаконным, поскольку отклонений от допустимых параметров при строительстве он не допускал. Им построен 2-х этажный дом высотой не более 8 метров. При строительстве произошло небольшое нарушение отступа от границы со смежным земельным участком с северной стороны (вместо необходимых 3-х метров он отступил на 2 метра). Данное отклонение не нарушает прав и охраняемых законом интересов других лиц, не создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью кому-либо. Оспариваемое уведомление препятствует ему зарегистрировать свое право собственности на возведенный им жилой дом на своем земельном участке.

В судебное заседании Станчевский В.М. не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен. Просит рассмотреть дело без своего участия. Ранее, в предварительном судебном заседании заявленные требования поддержал. В обоснование указав те же обстоятельства.

Представитель административного ответчика - Администрации Еткульского муниципального района - в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен. Просит рассмотреть дело без своего участия. Представил суду отзыв, в котором выразил несогласие с заявленными требованиями. Указал, что Станчевскому В.М. действительно ДД.ММ.ГГГГ выдано разрешение на строительство индивидуального жилого дома на принадлежащем ему земельном участке. В ДД.ММ.ГГГГ г. утвержден градостроительный план на застройку участка с указанием зоны возможного размещения индивидуального жилого дома, в частности, с указанием минимальных отступов от границ земельного участка - не менее 3-х метров. ДД.ММ.ГГГГ Станчевским В.М. представлено уведомление об окончании строительства индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым номером , в котором отражено, что с северной стороны возведенного жилого дома отступ от границы землевладения составляет 2 метра, что не соответствует Правилам землепользования и застройки Белоусовского сельского поселения, утвержденным ДД.ММ.ГГГГ, которыми предусмотрено расстояние от границ землевладения до строений не менее 3-х метров. В этой связи Администрацией застройщику выдано уведомление от ДД.ММ.ГГГГ о несоответствии построенного объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке по адресу: <адрес> требованиям законодательства о градостроительной деятельности. Таким образом, оспариваемое уведомление соответствует закону.

Дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, явка которых не признана судом обязательной.

Исследовав материалы дела, суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению.

В судебном заседании установлено, что Станчевский В.М. является собственником земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты>., расположенного по адресу: <адрес>, относящегося к категории земель населенных пунктов, с разрешенным видом использования «для ведения личного подсобного хозяйства», на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ. Право собственности истца на участок зарегистрировано в ЕГРН. Установленный вид разрешенного использования допускает строительство на участке индивидуального жилого дома. ДД.ММ.ГГГГ органом местного самоуправления в лице Администрации Еткульского муниципального района собственнику участка выдано разрешение на строительство индивидуального жилого дома на указанном участке со сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ. На основании заявления Станчевского В.М. ДД.ММ.ГГГГ Управлением строительства и архитектуры <адрес> подготовлен градостроительный план на застройку данного участка, в котором содержится план размещения индивидуального жилого дома и зона возможного размещения индивидуального жилого дома: по фронтальной линии не менее 5 метров от границы участка, по остальным линиям - не менее 3-х метров от границы участка. План содержит запрещение выноса строения за линию застройки. Градостроительный план содержит также ссылку на Правила землепользования и застройки Белоусовского сельского поселения, утвержденные решением Совета депутатов Белоусовского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ. В 2018 году застройщиком на данном земельном участке построен индивидуальный жилой дом с мансардой общей площадью <данные изъяты> что подтверждается техническим паспортом, выданным ДД.ММ.ГГГГ ОГУП «Обл.ЦТИ». ДД.ММ.ГГГГ Станчевский В.М. обратился в Администрацию Еткульского муниципального района с уведомлением об окончании строительства, в котором в схематичном изображении построенного объекта и в разделе 3.3.3 «Сведения об отступах от границ земельного участка» указал, что расстояние от возведенного дома до северной (тыльной) границы участка составляет 2 метра. По результатам рассмотрения данного уведомления ДД.ММ.ГГГГ Администрацией Еткульского муниципального района вынесено уведомление о несоответствии построенного объекта индивидуального жилищного строительства требованиям законодательства о градостроительной деятельности, которое выражается в нарушении установленного 3-х метрового минимального расстояния от границ соседнего землевладения с северной стороны до построенного жилого дома. Законность данного отказа является предметом настоящего судебного разбирательства.

В соответствии с пунктом 1 части 19 ст.55 Градостроительного кодекса РФ уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления об окончании строительства проводит проверку соответствия указанных в уведомлении об окончании строительства параметров построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами (в том числе в случае, если указанные предельные параметры или обязательные требования к параметрам объектов капитального строительства изменены после дня поступления в соответствующий орган уведомления о планируемом строительстве и уведомление об окончании строительства подтверждает соответствие параметров построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве). В случае, если уведомление об окончании строительства подтверждает соответствие параметров построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, действующим на дату поступления уведомления об окончании строительства, осуществляется проверка соответствия параметров построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома указанным предельным параметрам и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, действующим на дату поступления уведомления об окончании строительства.

Уведомление о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности направляется только в следующих случаях, в частности, если параметры построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не соответствуют указанным в пункте 1 ч.19 настоящей статьи предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами (пункт 1 части 20 ст.55 Градостроительного кодекса РФ).

Таким образом, юридически значимым по делу обстоятельством является соответствие параметров возведенного застройщиком Станчевским В.М. индивидуального жилого дома предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории.

На территории Белоусовского сельского поселения Еткульского района решением Совета депутатов Белоусовского сельского поселения № 191 от 17.12.2012 г. утверждены Правила землепользования и застройки, которыми установлены минимальные расстояния от границ соседнего земельного участка до возводимого основного строения - 3 метра. В последующем, решением Собрания депутатов Еткульского муниципального района № 172 от 21.12.2016 г. утверждены новые Правила землепользования и застройки Белоусовского сельского поселения, которые содержат аналогичную норму, устанавливающую минимальные расстояния от границ соседнего земельного участка до возводимого основного строения - не менее 3-х метров.

В судебном заседании бесспорно установлено, что истцом Станчевским М.В. при строительстве индивидуального жилого дома не соблюдено минимальное расстояние от возведенного дома до северной границы земельного участка. Фактически оно составляет 2 метра.

Таким образом, параметры построенного истцом индивидуального жилого дома не соответствуют указанным в пункте 1 ч.19 ст.55 Градостроительного кодекса РФ предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилам землепользования и застройки.

Безусловно, собственник земельного участка вправе по своему усмотрению реализовывать правомочия собственника, в частности, имеет право возводить на своем участке жилые здания (ст.40 Земельного кодекса РФ, ст.ст.209, 263 Гражданского кодекса РФ) - на что ссылается административный истец в качестве оснований иска.

Между тем, данные правомочия следует осуществлять с соблюдением требований градостроительных регламентов, иных правил и нормативов, не нарушая при этом права и охраняемые законом интересы иных лиц, что предусмотрено частью 3 ст.17 Конституции РФ и нашло свое развитие в вышеуказанных правовых нормах.

В рассматриваемой ситуации истец осуществил правомочия по возведению жилого дома с нарушением вышеуказанных требований закона.

У органа местного самоуправления, уполномоченного на выдачу уведомления о соответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности, отсутствует обязанность оценки нарушений допустимых параметров построенного объекта (значительные либо незначительные отклонения), установления наличия либо отсутствия нарушения прав и охраняемых законом интересов иных лиц, установления возможной угрозы причинения вреда жизни и здоровью каких-либо лиц сохранением постройки.

При рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (ч.ч.9,11 ст.226 Кодекса административного судопроизводства РФ).

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 ч.9 настоящей статьи возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В рассматриваемой ситуации суд не усматривает нарушения органом местного самоуправления прав и охраняемых законом интересов истца как легитимного собственника земельного участка; нарушения органом местного самоуправления требований нормативных правовых актов, устанавливающих основания для принятия оспариваемого решения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-179 КАС РФ суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении административного иска Станчевского В.М. о признании незаконным уведомления Администрации Еткульского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ о несоответствии построенного объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке по адресу: <адрес>, требованиям законодательства о градостроительной деятельности, и возложении на Администрацию Еткульского муниципального района обязанности повторно рассмотреть его уведомление об окончании строительства индивидуального жилого дома и выдать уведомление о соответствии построенного объекта индивидуального жилищного строительства на вышеуказанном земельном участке требованиям законодательства, отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Еткульский районный суд в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий :