ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-203/2018 от 08.06.2018 Мелекесского районного суда (Ульяновская область)

Дело №2а-203/2018

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

Ульяновская область

Мелекесский районный суд Ульяновской области в составе

председательствующего судьи Гончаровой И.В.,

при секретаре Вериной Ю.С.,

с участием помощника прокурора Мелекесского района Платонова А.А., представителя административного ответчика администрации МО «Мулловское городское поселение» Шпарова А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Мелекесского района в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к МКУ «Управление делами» муниципального образования «Мулловское городское поселение» Мелекесского района Ульяновской области, администрации муниципального образования «Мулловское городское поселение» Мелекесского района Ульяновской области об устранении нарушений требований законодательства о пожарной безопасности,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Мелекесского района Ульяновской области обратился в суд с административным иском, впоследствии уточненным, в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к МКУ «Управление делами» МО «Мулловское городское поселение» Мелекесского района Ульяновской области, администрации МО «Мулловское городское поселение» Мелекесского района Ульяновской области об устранении нарушений требований законодательства о пожарной безопасности. Указывает, что прокуратурой района **.**.**** года на основании решения о проведении проверки от **.**.**** года №34 с участием заместителя начальника ОНД и ПР по г.Димитровграду, Мелекесскому и Новомалыклинскому районам УНД и ПР ГУ МЧС России по Ульяновской области подполковника внутренней службы А. проведена проверка соблюдения противопожарного законодательства в деятельности администрации МО «Мулловское городское поселение» и МКУ "Управление делами" МО "Мулловское городское поселение" Мелекесского района Ульяновской области, в ходе которой выявлены нарушения законодательства.

Так, установлено, что в оперативном управлении МКУ имеется спортивный комплекс «Текстильщик», расположенный: ***, в котором проводятся спортивные мероприятия, в том числе с участием несовершеннолетних.

Согласно ст.1 Федерального закона РФ от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» пожарной безопасностью являются состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Требованиями пожарной безопасности являются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством РФ, нормативными документами. Нарушением требований пожарной безопасности является невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.

В соответствии со ст.34 данного Федерального закона РФ гражданам гарантируется право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.

В то же время, в ходе настоящей проверки установлено, что в нарушение ст.34, ст.37 Федерального закона «О пожарной безопасности», ч.1 ст.5 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" от **.**.**** N 123-ФЗ, а также положений постановления Правительства РФ от 25.04.2012 № 390, которым утверждены правила противопожарного режима в РФ (ППР в РФ) должностными лицами администрации МО «Мулловское городское поселение» не выполняются основные обязанности по соблюдению требований пожарной безопасности на указанном объекте, не обеспечена система её обеспечения.

Так, установлено, что в помещениях теплового узла спортивного комплекса не заделан негорючими материалами технологический проем (нарушен п.22 ППР в РФ), в здании спорткомплекса отсутствует внутренний пожарный водопровод (нарушены п.6.1, табл.1 п.п.4 СНиП 2.04.01-85), на первом и втором этажах отсутствуют планы эвакуации при пожаре (п.7 ППР в РФ), отсутствуют первичные средства пожаротушения (огнетушители) (нарушение п. 70, 468, 474 ППР в РФ), дверное полотно, отделяющее помещения физкультурного комплекса от помещения аптеки, отделено деревянной дверью, в то время, как требуется дверь с пределом огнестойкости не менее предела огнестойкости противопожарной перегородки EI 30; заполнение дверного косяка в противопожарной двери помещения электрощитовой выполнено горючей монтажной пеной, сертификат пожарной безопасности не предоставлен; перегородка электрощитовой выполнена гипсокартоном, требуется противопожарная (нарушение ст.1, ч.4 ст.4, ч.1 ст.6, ст. 59, ст. 87, ст. 88 №123-ФЗ), на двери электрощитовой отсутствует обозначение ее категории по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (нарушение п. 20 ППР в РФ), второй этаж здания спортивного комплекса не оборудован вторым эвакуационным выходом (нарушение СНиП 21-01-97*), отсутствует программа проведения вводного противопожарного инструктажа (нарушение ППР в РФ п. 3; п.14 НПБ Обучение МПБ), отсутствует программа первичного противопожарного инструктажа (нарушение ППР в РФ п. 3; п.18 НПБ Обучение МПБ), не разработана специальная программа пожарно-технического минимума (нарушение ППР в РФ п. 3, п.51, НПБ «Обучения мерам пожарной безопасности работников организаций»), отсутствует приказ (распоряжение) руководителя организации о создании квалификационной комиссии в составе не менее трех человек, для проведения проверки знаний требований пожарной безопасности работников, прошедших обучение пожарно-техническому минимуму в организации без отрыва от производства (нарушение ППР в РФ п. 3, НПБ «Обучение мерам пожарной безопасности работников организации» п.43), лицо, ответственное за приобретение, ремонт, сохранность и готовность к действию первичных средств пожаротушения, не назначено, соответствующий документ отсутствует (нарушение ППР в РФ п.4), не разработана инструкция по применению и техническому обслуживанию огнетушителей (нарушение п.478 ППР в РФ), отсутствуют журналы инструктажей (нарушение ППР в РФ п. 3, НПБ «Обучение мерам пожарной безопасности работников организации» п.10), журнал первичных средств пожаротушения отсутствует (нарушение п.478 ППР в РФ), обучение пожарно-техническому минимуму директора не проводилось, удостоверение не предоставлено (нарушение ППР в РФ п. 3, НПБ «Обучение мерам пожарной безопасности работников организации» п.31), не разработан график проведения повторного противопожарного инструктажа в соответствии с графиком проведения занятий, утвержденным руководителем организации (нарушение ППР в РФ п. 3; п.23 НПБ Обучение МПБ), в ходе повторного противопожарного инструктажа не проверяются знания стандартов, правил, норм и инструкций по пожарной безопасности, умение пользоваться первичными средствами пожаротушения, знание путей эвакуации, систем оповещения о пожаре и управления процессом эвакуации людей, соответствующий документ отсутствует (нарушение ППР в РФ п. 3; п.25 НПБ Обучение МПБ), не организовано проведение целевого противопожарного инструктажа: при выполнении разовых работ, связанных с повышенной пожарной опасностью (сварочные и другие огнеопасные работы); при подготовке в организации мероприятий с массовым пребыванием людей, с числом участников более 50 человек (нарушение ППР в РФ п. 3; п.28 НПБ Обучение МПБ), не организовано проведение внепланового противопожарного инструктажа: при введении в действие новых или изменении ранее разработанных правил, норм, инструкций по пожарной безопасности, иных документов, содержащих требования пожарной безопасности; при нарушении работниками организации требований пожарной безопасности, которые могли привести или привели к пожару; для дополнительного изучения мер пожарной безопасности по требованию органов государственного пожарного надзора при выявлении ими недостаточных знаний у работников организации; при перерывах в работе более чем на 30 календарных дней, а для остальных работ – 60 календарных дней (для работ, к которым предъявляются дополнительные требования пожарной безопасности); при поступлении информационных материалов об авариях, пожарах, происшедших на аналогичных объектах; при установлении фактов неудовлетворительного знания работниками организаций требований пожарной безопасности (нарушение ППР в РФ п. 3; п.26 НПБ Обучение МПБ), отсутствует инструкция о действиях персонала по эвакуации людей при пожаре (нарушение ППР в РФ п. 12), отсутствует приказ о назначении ответственного за пожарную безопасность (нарушение ППР в РФ п. 4).

В ходе настоящей проверки установлены факты работы спортивного комплекса «Текстильщик», связанной с организацией спортивных мероприятий с участием несовершеннолетних. Так, **.**.**** в МО МВД России «Димитровградский» поступило сообщение по факту обращения в Новомайнскую городскую больницу К. **.**.**** г.р. Из материала доследственной проверки следует, что та посещала спортивную секцию «Олимпия», тренировки команды проходят в р.п.Мулловка в спорткомплексе «Текстильщик». Перед игрой в футбол происходила разминка, в ходе которой К. подвернула ногу. Схожие по содержанию объяснения дал и тренер футбольной команды У

Таким образом, в ходе проверки установлено, что в помещении спортивного комплекса регулярно проходят занятия при функционировании спортивного комплекса с грубым нарушением требований противопожарной безопасности, что противоречит ст.4 Федерального закона от 24.07.1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", согласно которой целями государственной политики в интересах детей являются содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей; защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.

Указанные выше нарушения требований пожарной безопасности являются существенными, создают угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц.

В соответствии с ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц. Круг лиц, жизни, здоровью и имуществу которых может быть причинен вред вследствие функционирования спорткомплекса «Текстильщик» с нарушениями требований противопожарной безопасности, точно определен быть не может.

В силу ч. 1 ст. 85 КАС РФ по заявлению о применении мер предварительной защиты административного истца или лица, обратившегося в суд в защиту прав других лиц или неопределенного круга лиц, суд может принять меры предварительной защиты по административному иску в случае, если до принятия судом решения по административному делу существует явная опасность нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или неопределенного круга лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано административное исковое заявление.

Нарушения законодательства о пожарной безопасности устранить в настоящее время не представляется возможным, в связи с чем дальнейшее функционирование спорткомплекса «Текстильщик» может повлечь за собой создание опасности жизни и здоровью граждан при возникновении пожара в нем.

Просил обязать МКУ "Управление делами" муниципального образования "Мулловское городское поселение" Мелекесского района Ульяновской области устранить нарушения пожарной безопасности в спортивном комплексе «Текстильщик», а именно выполнить следующие действия: заделать негорючими материалами технологический проем в помещениях теплового узла; обустроить пожарный водопровод; на первом этаже разместить планы эвакуации при пожаре; на втором этаже разместить план эвакуации при пожаре; оборудовать здание автоматической пожарной сигнализацией; оборудовать здание системой оповещения и управления эвакуацией при пожаре; провести огнезащитную обработку деревянных конструкций чердачного помещения; обеспечить здание первичными средствами пожаротушения (огнетушителями); дверное полотно, отделяющее помещения физкультурного комплекса от помещения аптеки, отделить дверью с пределом огнестойкости не менее предела огнестойкости противопожарной перегородки EI 30; заполнить дверной косяк в противопожарной двери помещения электрощитовой огнестойкой монтажной пеной с подтверждением указанного действия сертификатом пожарной безопасности; сделать перегородку электрощитовой из противопожарного материала; на двери электрощитовой обозначить ее категории по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; обеспечить ширину второго эвакуационного выхода не менее 1,2 метра; разработать программу проведения вводного противопожарного инструктажа; разработать программу первичного противопожарного инструктажа; разработать специальную программу пожарно-технического минимума; издать приказ (распоряжение) о создании квалификационной комиссии в составе не менее трех человек, для проведения проверки знаний требований пожарной безопасности работников, прошедших обучение пожарно-техническому минимуму в организации без отрыва от производства; назначить лицо, ответственное за приобретение, ремонт, сохранность и готовность к действию первичных средств пожаротушения, разработан соответствующий документ; разработать журналы инструктажей; разработать журнал первичных средств пожаротушения; провести обучение пожарно-техническому минимуму директора, получить удостоверение об указанном; разработать график проведения повторного противопожарного инструктажа в соответствии с графиком проведения занятий, утвержденным руководителем организации; в ходе повторного противопожарного инструктажа обеспечить проверку знания стандартов, правил, норм и инструкций по пожарной безопасности, умение пользоваться первичными средствами пожаротушения, знание путей эвакуации, систем оповещения о пожаре и управления процессом эвакуации людей, разработать документ, подтверждающий проведение указанных действий; организовать проведение целевого противопожарного инструктажа: при выполнении разовых работ, связанных с повышенной пожарной опасностью (сварочные и другие огнеопасные работы); при подготовке в организации мероприятий с массовым пребыванием людей, с числом участников более 50 человек; организовать проведение внепланового противопожарного инструктажа: при введении в действие новых или изменении ранее разработанных правил,

норм, инструкций по пожарной безопасности, иных документов, содержащих требования пожарной безопасности; при нарушении работниками организации требований пожарной безопасности, которые могли привести или привели к пожару; для дополнительного изучения мер пожарной безопасности по требованию органов государственного пожарного надзора при выявлении ими недостаточных знаний у работников организации; при перерывах в работе более чем на 30 календарных дней, а для остальных работ, 60 календарных дней (для работ, к которым предъявляются дополнительные требования пожарной безопасности); при поступлении информационных материалов об авариях, пожарах, происшедших на аналогичных объектах; при установлении фактов неудовлетворительного знания работниками организаций требований пожарной безопасности; разработать инструкцию о действиях персонала по эвакуации людей при пожаре.

В судебном заседании представитель административного истца помощник прокурора Мелекесского района Платонов А.А. административные исковые требования поддержал в полном объеме по вышеуказанным доводам и уточнил их, просил суд обязать МКУ "Управление делами" муниципального образования "Мулловское городское поселение" Мелекесского района Ульяновской области устранить нарушения пожарной безопасности в спортивном комплексе «Текстильщик», а именно выполнить следующие действия: заделать негорючими материалами технологический проем в помещениях теплового узла; обустроить пожарный водопровод; на первом этаже разместить планы эвакуации при пожаре; на втором этаже разместить план эвакуации при пожаре; обеспечить здание первичными средствами пожаротушения (огнетушителями); дверное полотно, отделяющее помещения физкультурного комплекса от помещения аптеки, отделить дверью с пределом огнестойкости не менее предела огнестойкости противопожарной перегородки EI 30; заполнить дверной косяк в противопожарной двери помещения электрощитовой огнестойкой монтажной пеной с подтверждением указанного действия сертификатом пожарной безопасности; сделать перегородку электрощитовой из противопожарного материала; на двери электрощитовой обозначить ее категории по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; обеспечить второй эвакуационный выход 2 этажа здания спортивного комплекса; разработать программу проведения вводного противопожарного инструктажа; разработать программу первичного противопожарного инструктажа; разработать специальную программу пожарно-технического минимума; издать приказ (распоряжение) о создании квалификационной комиссии в составе не менее трех человек, для проведения проверки знаний требований пожарной безопасности работников, прошедших обучение пожарно-техническому минимуму в организации без отрыва от производства; назначить лицо, ответственное за приобретение, ремонт, сохранность и готовность к действию первичных средств пожаротушения, разработан соответствующий документ; разработать журналы инструктажей; разработать журнал первичных средств пожаротушения; провести обучение пожарно-техническому минимуму директора, получить удостоверение об указанном; разработать график проведения повторного противопожарного инструктажа в соответствии с графиком проведения занятий, утвержденным руководителем организации; в ходе повторного противопожарного инструктажа обеспечить проверку знания стандартов, правил, норм и инструкций по пожарной безопасности, умение пользоваться первичными средствами пожаротушения, знание путей эвакуации, систем оповещения о пожаре и управления процессом эвакуации людей, и разработать документ, подтверждающий проведение указанных действий; организовать проведение целевого противопожарного инструктажа: при выполнении разовых работ, связанных с повышенной пожарной опасностью (сварочные и другие огнеопасные работы) и при подготовке в организации мероприятий с массовым пребыванием людей, с числом участников более 50 человек; организовать проведение внепланового противопожарного инструктажа: при введении в действие новых или изменении ранее разработанных правил, норм, инструкций по пожарной безопасности, иных документов, содержащих требования пожарной безопасности; при нарушении работниками организации требований пожарной безопасности, которые могли привести или привели к пожару; для дополнительного изучения мер пожарной безопасности по требованию органов государственного пожарного надзора при выявлении ими недостаточных знаний у работников организации; при перерывах в работе более чем на 30 календарных дней, а для остальных работ 60 календарных дней (для работ, к которым предъявляются дополнительные требования пожарной безопасности); при поступлении информационных материалов об авариях, пожарах, происшедших на аналогичных объектах; при установлении фактов неудовлетворительного знания работниками организаций требований пожарной безопасности; разработать инструкцию о действиях персонала по эвакуации людей при пожаре.

Представитель административного ответчика администрации МО «Мулловское городское поселение» Мелекесского района Ульяновской области Шпаров А.В. и ранее участвовавший в суде представитель административного ответчика МКУ «Управление делами» МО «Мулловское городское поселение» Мелекесского района Ульяновской области Оряшин В.П. административный иск прокурора Мелекесского района признали, фактически не оспаривая наличие вышеуказанных нарушений требований законодательства о пожарной безопасности, выявленных при проверке от **.**.**** и обозначенных в административном иске прокурора. СК «Тектильщик» в данный момент он закрыт для посетителей, деятельность приостановлена **.**.**** МКУ «Управление делами» – действующее юридическое лицо, но фактически деятельность не осуществляет. 1 этаж здания построен в 1973 году, реконструкция была произведена в 1998 году, следовательно, к 1 этажу здания применим СНиП более ранний, 1970 года. В настоящее время устранены нарушения в виде определения путей эвакуации, обработки чердачного помещения и оборудования системы оповещения при пожаре.

Представитель заинтересованного лица Главного управления МЧС России по Ульяновской области в лице отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г.Димитровграду, Мелекесскому и Новомалыклинскому районам УНД и ПР Главного управления МЧС России по Ульяновской области Т., ранее участвовавший в судебном заседании, также против удовлетворения административного иска возражений не высказал и пояснил, что в данном случае, при выявлении всех нарушений требований законодательства о пожарной безопасности, необходима техническая документация здания спортивного комплекса «Текстильщик», включая инвентарное дело, чтобы выяснить год постройки здания, поскольку было известно только о реконструкции 1998 г., а в зависимости от года постройки действовали различные СНиПы для определения норм требований к обустройству второго эвакуационного выхода со второго этажа здания и по проему этого выхода из-за задействования несущей стены.

Суд, выслушав участвующего в деле прокурора и представителя административного ответчика и изучив материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении административного иска.

Согласно ст.1 Федерального закона РФ от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» пожарной безопасностью являются состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Требованиями пожарной безопасности являются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством РФ, нормативными документами. Нарушением требований пожарной безопасности является невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.

В соответствии со ст.34 данного Федерального закона основным правом граждан в этой области признается право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.

В силу ст. 38 ФЗ N 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции. Указанные лица за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности согласно действующему законодательству.

В соответствии с ст.5 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" от 22.07.2008 N 123-ФЗ, каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности. Целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленного настоящим Федеральным законом, и направленных на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате пожара.

Как следует из объяснения заведующего спортивным комплексом «Текстильщик» МКУ «Управление делами» МО «Мулловское городское поселение» О. от **.**.****, работавшего в данной должности с **.**.****, что в его обязанности входило, в том числе, соблюдение требований пожарной безопасности на указанном выше объекте. В ходе прокурорской проверки **.**.**** установлено, что в собственности МО «Мулловское городское поселение» и в оперативном управлении МКУ находится спортивный комплекс «Текстильщик», расположенный: ***, в котором проводятся спортивные мероприятия, в том числе с участием несовершеннолетних, и в нарушение ст.34, ст.37 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности», ч.1 ст.5 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" от 22.07.2008 N123-ФЗ, а также положений постановления Правительства РФ от 25.04.2012 № 390, которым утверждены Правила противопожарного режима в РФ, должностными лицами администрации МО «Мулловское городское поселение» и МКУ не выполняются основные обязанности по соблюдению требований пожарной безопасности на указанном объекте, не обеспечена система её обеспечения. С указанными нарушениями законодательства он в целом согласился, кроме указания, что ширина второго эвакуационного выхода менее 1,2 м, так как полагает ее соответствующей нормативам. С п.22 справки проверки он также не согласился, поскольку обучение пожарно-техническому минимуму он проходил, удостоверения у него имеется. Неизвестно, сколько времени займет устранение выявленных нарушений законодательства, все будет зависеть от объема выделяемого финансирования, которого в настоящее время нет.

В соответствии с копиями постановления администрации поселения МО «Мулловское городское поселение» №*** от **.**.**** и акта приема-передачи от **.**.**** спорткомплекс «Текстильщик», расположенный по адресу: ***, как муниципальное имущество передан в оперативное управление муниципальному казенному учреждению «Управление делами» МО «Мулловское городское поселение».

Исходя из копии должностной инструкции заведующего спортивного комплекса «Текстильщик», на него возложены обязанности по обеспечению хозяйственного обслуживания и надлежащего состояния в соответствии с правилами и нормами производственной санатории и противопожарной защиты зданий, помещений предприятия, а также контроль за исправностью оборудования освещения, систем отопления, вентиляции; обеспечение выполнения противопожарных мероприятий и содержания в исправном состоянии пожарного инвентаря.

Как усматривается из материалов дела, между МКУ «Управление делами» МО «Мулловское городское поселение» Мелекесского района Ульяновской области и ООО «Рубеж» были заключены договор №*** и договор купли-продажи от **.**.****, на основании которых заказчик поручает подрядчику ООО «Рубеж» выполнить работы по монтажу пожарной сигнализации и системы оповещения и эвакуации при пожаре в здании спортивного комплекса «Текстильщик», расположенный по адресу: ***.

В деле имеется документация отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г.Димитровграду, Мелекесскому и Новомалыклинскому районам по проведенной сотрудником отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г.Димитровграду, Мелекесскому и Новомалыклинскому районам УНДиПР Главного управления МЧС России по Ульяновской области А.**.**.**** проверке соблюдения требований пожарной безопасности в вышеуказанном спортивном комплексе «Текстильщик», и выявлены следующие нарушения данных требований: в помещениях теплового узла спортивного комплекса не заделан негорючими материалами технологический проем (нарушен п.22 ППР в РФ), в здании спорткомплекса отсутствует внутренний пожарный водопровод (нарушены п.6.1, табл.1 п.п.4 СНиП 2.04.01-85), на первом и втором этажах отсутствуют планы эвакуации при пожаре (п.7 ППР в РФ), отсутствуют первичные средства пожаротушения (огнетушители) (нарушение п. 70, 468, 474 ППР в РФ), дверное полотно, отделяющее помещения физкультурного комплекса от помещения аптеки, отделено деревянной дверью, в то время, как требуется дверь с пределом огнестойкости не менее предела огнестойкости противопожарной перегородки EI 30; заполнение дверного косяка в противопожарной двери помещения электрощитовой выполнено горючей монтажной пеной, сертификат пожарной безопасности не предоставлен; перегородка электрощитовой выполнена гипсокартоном, требуется противопожарная (нарушение ст.1, ч.4 ст.4, ч.1 ст.6, ст. 59, ст. 87, ст. 88 №123-ФЗ), на двери электрощитовой отсутствует обозначение ее категории по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (нарушение п. 20 ППР в РФ), второй этаж здания спортивного комплекса не оборудован вторым эвакуационным выходом (нарушение СНиП 21-01-97*), отсутствует программа проведения вводного противопожарного инструктажа (нарушение ППР в РФ п. 3; п.14 НПБ Обучение МПБ), отсутствует программа первичного противопожарного инструктажа (нарушение ППР в РФ п. 3; п.18 НПБ Обучение МПБ), не разработана специальная программа пожарно-технического минимума (нарушение ППР в РФ п. 3, п.51, НПБ «Обучения мерам пожарной безопасности работников организаций»), отсутствует приказ (распоряжение) руководителя организации о создании квалификационной комиссии в составе не менее трех человек, для проведения проверки знаний требований пожарной безопасности работников, прошедших обучение пожарно-техническому минимуму в организации без отрыва от производства (нарушение ППР в РФ п. 3, НПБ «Обучение мерам пожарной безопасности работников организации» п.43), лицо, ответственное за приобретение, ремонт, сохранность и готовность к действию первичных средств пожаротушения, не назначено, соответствующий документ отсутствует (нарушение ППР в РФ п.4), не разработана инструкция по применению и техническому обслуживанию огнетушителей (нарушение п.478 ППР в РФ), отсутствуют журналы инструктажей (нарушение ППР в РФ п. 3, НПБ «Обучение мерам пожарной безопасности работников организации» п.10), журнал первичных средств пожаротушения отсутствует (нарушение п.478 ППР в РФ), обучение пожарно-техническому минимуму директора не проводилось, удостоверение не предоставлено (нарушение ППР в РФ п. 3, НПБ «Обучение мерам пожарной безопасности работников организации» п.31), не разработан график проведения повторного противопожарного инструктажа в соответствии с графиком проведения занятий, утвержденным руководителем организации (нарушение ППР в РФ п. 3; п.23 НПБ Обучение МПБ), в ходе повторного противопожарного инструктажа не проверяются знания стандартов, правил, норм и инструкций по пожарной безопасности, умение пользоваться первичными средствами пожаротушения, знание путей эвакуации, систем оповещения о пожаре и управления процессом эвакуации людей, соответствующий документ отсутствует (нарушение ППР в РФ п. 3; п.25 НПБ Обучение МПБ), не организовано проведение целевого противопожарного инструктажа: при выполнении разовых работ, связанных с повышенной пожарной опасностью (сварочные и другие огнеопасные работы); при подготовке в организации мероприятий с массовым пребыванием людей, с числом участников более 50 человек (нарушение ППР в РФ п. 3; п.28 НПБ Обучение МПБ), не организовано проведение внепланового противопожарного инструктажа: при введении в действие новых или изменении ранее разработанных правил, норм, инструкций по пожарной безопасности, иных документов, содержащих требования пожарной безопасности; при нарушении работниками организации требований пожарной безопасности, которые могли привести или привели к пожару; для дополнительного изучения мер пожарной безопасности по требованию органов государственного пожарного надзора при выявлении ими недостаточных знаний у работников организации; при перерывах в работе более чем на 30 календарных дней, а для остальных работ – 60 календарных дней (для работ, к которым предъявляются дополнительные требования пожарной безопасности); при поступлении информационных материалов об авариях, пожарах, происшедших на аналогичных объектах; при установлении фактов неудовлетворительного знания работниками организаций требований пожарной безопасности (нарушение ППР в РФ п. 3; п.26 НПБ Обучение МПБ), отсутствует инструкция о действиях персонала по эвакуации людей при пожаре (нарушение ППР в РФ п. 12), отсутствует приказ о назначении ответственного за пожарную безопасность (нарушение ППР в РФ п. 4).

Определением Мелекесского районного суда от **.**.**** заявление прокурора Мелекесского района о применении мер предварительной защиты было удовлетворено: приостановлена деятельность спортивного комплекса «Текстильщик», расположенного по адресу: *** до устранения выявленных нарушений правил пожарной безопасности: обустройства пожарного водопровода, оборудования здания автоматической пожарной сигнализацией, оборудования здания системой оповещения и управления эвакуацией при пожаре, обеспечения здания первичными средствами пожаротушения (огнетушители), обеспечения ширины второго эвакуационного выхода не менее 1,2 метра.

Из копии постановления администрации поселения МО «Мулловское городское поселение» №*** от **.**.**** усматривается, что эксплуатация здания спортивного комплекса «Текстильщик», расположенный по адресу: ***, приостановлена до окончания работ по проведению здания в состояние соответствующее законодательству РФ о противопожарной безопасности.

Таким образом, суд, исследовав и оценив все представленные доказательства, приходит к выводу об удовлетворении заявленного прокурором административного иска. При этом судом принимается во внимание, что в соответствии со ст.34 Федерального закона «О пожарной безопасности» гражданам гарантируется право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара. В то же время, в ходе прокурорской проверки установлено, что в нарушение данного Федерального закона и иных приведенных выше правовых норм, соответствующими должностными лицами административного ответчика не выполнялись основные обязанности по соблюдению требований пожарной безопасности на указанном выше здании спортивного комплекса как объекте с массовым пребыванием людей, в том числе несовершеннолетних, не обеспечено в полном объеме соблюдение всех требований пожарной безопасности. Исходя из указанного, следует административный иск прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к МКУ «Управление делами» МО «Мулловское городское поселение», администрации МО «Мулловское городское поселение» Мелекесского района Ульяновской области об устранении вышеобозначенных нарушений требований законодательства о пожарной безопасности удовлетворить.

На основании вышеизложенного, руководствуясь 175, 177, 180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административный иск прокурора Мелекесского района в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к МКУ «Управление делами» МО «Мулловское городское поселение» Мелекесского района Ульяновской области, администрации МО «Мулловское городское поселение» Мелекесского района Ульяновской области об устранении нарушений требований законодательства о пожарной безопасности удовлетворить.

Обязать МКУ "Управление делами" муниципального образования "Мулловское городское поселение" Мелекесского района Ульяновской области устранить нарушения пожарной безопасности в спортивном комплексе «Текстильщик», а именно выполнить следующие действия: заделать негорючими материалами технологический проем в помещениях теплового узла; обустроить пожарный водопровод; на первом этаже разместить планы эвакуации при пожаре; на втором этаже разместить план эвакуации при пожаре; обеспечить здание первичными средствами пожаротушения (огнетушителями); дверное полотно, отделяющее помещения физкультурного комплекса от помещения аптеки, отделить дверью с пределом огнестойкости не менее предела огнестойкости противопожарной перегородки EI 30; заполнить дверной косяк в противопожарной двери помещения электрощитовой огнестойкой монтажной пеной с подтверждением указанного действия сертификатом пожарной безопасности; сделать перегородку электрощитовой из противопожарного материала; на двери электрощитовой обозначить ее категории по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; обеспечить второй эвакуационный выход 2 этажа здания спортивного комплекса; разработать программу проведения вводного противопожарного инструктажа; разработать программу первичного противопожарного инструктажа; разработать специальную программу пожарно-технического минимума; издать приказ (распоряжение) о создании квалификационной комиссии в составе не менее трех человек для проведения проверки знаний требований пожарной безопасности работников, прошедших обучение пожарно-техническому минимуму в организации без отрыва от производства; назначить лицо, ответственное за приобретение, ремонт, сохранность и готовность к действию первичных средств пожаротушения, разработать соответствующий документ; разработать журналы инструктажей; разработать журнал первичных средств пожаротушения; провести обучение пожарно-техническому минимуму директора, получить удостоверение об указанном; разработать график проведения повторного противопожарного инструктажа в соответствии с графиком проведения занятий, утвержденным руководителем организации; в ходе повторного противопожарного инструктажа обеспечить проверку знания стандартов, правил, норм и инструкций по пожарной безопасности, умение пользоваться первичными средствами пожаротушения, знание путей эвакуации, систем оповещения о пожаре и управления процессом эвакуации людей, разработать документ, подтверждающий проведение указанных действий; организовать проведение целевого противопожарного инструктажа: при выполнении разовых работ, связанных с повышенной пожарной опасностью (сварочные и другие огнеопасные работы), и при подготовке в организации мероприятий с массовым пребыванием людей, с числом участников более 50 человек; организовать проведение внепланового противопожарного инструктажа: при введении в действие новых или изменении ранее разработанных правил, норм, инструкций по пожарной безопасности, иных документов, содержащих требования пожарной безопасности; при нарушении работниками организации требований пожарной безопасности, которые могли привести или привели к пожару; для дополнительного изучения мер пожарной безопасности по требованию органов государственного пожарного надзора при выявлении ими недостаточных знаний у работников организации; при перерывах в работе более чем на 30 календарных дней, а для остальных работ 60 календарных дней (для работ, к которым предъявляются дополнительные требования пожарной безопасности); при поступлении информационных материалов об авариях, пожарах, происшедших на аналогичных объектах; при установлении фактов неудовлетворительного знания работниками организаций требований пожарной безопасности; разработать инструкцию о действиях персонала по эвакуации людей при пожаре.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Мелекесский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме – с 14.06.2018 года.

С у д ь я: