ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-203/2020ИЗГОТОВ от 24.07.2020 Ярославского районного суда (Ярославская область)

Дело № 2а-203/2020 Изготовлено 24 июля 2020 года

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 июня 2020 года г.Ярославль

Ярославский районный суд Ярославской области в составе:

председательствующего судьи Маханько Ю.М.,

при секретаре Цырулевой Т.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Таракановой Екатерины Андреевны к МКУ «Центр земельных ресурсов Ярославского муниципального района» о признании незаконными приказов,

У С Т А Н О В И Л:

Тараканова Е.А. обратилась в суд с административным иском к МКУ «Центр земельных ресурсов Ярославского муниципального района Ярославской области» (МКУ «ЦЗР ЯМР»), в котором с учетом уточнения (л.д.69-71) просила:

- признать незаконными приказы МКУ «ЦЗР ЯМР» от 8 июля 2019 года № «Об отказе Е.А. Таракановой в предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов», и от 26 сентября 2019 года № «О внесении изменений в приказ от 8 июля 2019 года № 39 «Об отказе Е.А. Таракановой в предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов»,

- обязать МКУ «ЦЗР ЯМР» рассмотреть повторно заявление административного истца в 10-дневный срок со дня вступления в законную силу судебного решения.

В обоснование заявленных требований ссылается на то, что является многодетной матерью и состоит на учете в качестве имеющего право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка в Администрации ЯМР ЯО. 27 июня 2019 года она обратилась в МКУ «ЦЗР ЯМР» с заявлением о предоставлении в аренду без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером расположенного по адресу: <адрес>.

Приказом МКУ «ЦЗР ЯМР» от 8 июля 2019 года ей было отказано в предоставлении в аренду земельного участка в связи с тем, что в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, поступило заявление о проведении аукциона по его продаже или аукциона на право заключения договора аренды и уполномоченным органом не принято решение об отказе в проведении этого аукциона.

Также указывает, что приказ от 26 сентября 2019 года «О внесении изменений в приказ от 8 июля 2019 года «Об отказе Е.А. Таракановой в предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов» также является незаконным поскольку изменения внесены по истечении 30 дневного срока на рассмотрение заявления административного истца.

Административный истец в судебное заседание не явилась, о дне слушания дела извещена заранее, надлежаще.

Представитель административного истца по доверенности Жиганова Л.Н. ходатайствовала о рассмотрении дела в свое отсутствие. Участвуя в судебном заседании ранее, административный иск с учетом уточнения поддержала в полном объеме. Указывала, что первоначальная редакция приказа является незаконной, пропущены все разумные сроки для принятия решения о проведении аукциона. Указывала, что нарушаются права многодетной семьи на предоставление в аренду земельного участка, приказом от 26 сентября 2019 года «О внесении изменений в приказ от 8 июля 2019 года устанавливается новая причина для отказа

Представитель административного ответчика – МКУ «ЦЗР ЯМР» по доверенности Назарова О.А. в суде возражала по уточненному административному иску. Пояснила, что первоначально в приказе была допущена ошибка в указании основания для отказа Таракановой Е.А., поскольку специалист, подготавливавший данный приказ, не является юристом. Когда ошибка была обнаружена, то был издан приказ от 26 сентября 2019 года о внесении изменений. При этом это было сделано еще до того, как административный ответчик узнал о наличие спора в суде. Указывает, что в МКУ «ЦЗР ЯМР» имелась информация от КУМИ Администрации ЯМР ЯО о подготовке к аукциону в отношении спорного земельного участка, о публикации извещения о предоставлении земельного участка, в связи с чем и были вынесены оспариваемые приказы.

Представитель заинтересованного лица – КУМИ Администрации ЯМР ЯО по доверенности Потапова И.В. в судебном заседании возражала по иску и пояснила, что в период действия 171 ФЗ с 1 марта 2015 года по 1 января 2017 года полномочия по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, была возложена на органы местного самоуправления сельских поселений, и сложилась такая ситуация, что некий гражданин 15 июня 2015 года обратился с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в <адрес> площадь 1120 кв.м., в аренду для ведения личного подсобного хозяйства. В соответствии с процедурой предоставления, по 39.18 ЗК РФ, данное извещение было опубликовано администрацией Кузнечихинского сельского поселения 14 августа 2015 года, по данному извещению поступило 2 заявления от граждан, соответственно, Администрация Кузнечихинского сельского поселения приняла решение об отказе Егорову в предоставлении земельного участка. 1 апреля 2016 года Администрация Кузнечихинского сельского поселения утверждает схему расположения земельного участка, в том числе, и предварительно, согласовывает данный земельный участок себе, с целью проведения аукциона, и последующим его формированием. Было проведено межевание земельного участка Администрацией Кузнечихинского сельского поселения, межевой план подготовлен от 13 апреля 2016 года, и сведения о земельном участке внесены 18 апреля 2016 года, и земельному участку присвоен кадастровый номер. Администрация Кузнечихинского сельского поселения аукцион не проводила, не успели провести аукцион до 1 января 2017 года, соответственно, данный пакет документов, в том числе с кадастровой выпиской на земельный участок, был передан в КУМИ, с целью предоставления земельного участка путем проведения аукциона. КУМИ, пока обрабатывали, и получали информацию, начали запрашивать информацию о подключении к инженерно-техническим сетям, с целью выявления возможности подключения данного земельного участка, поступили ответы, заказан отчет о рыночной стоимости данного земельного участка от 2017 года, далее готовился проект постановления Администрацией о проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды, данное постановление не согласовывается отделом архитектуры администрации ЯМР, в связи с отсутствием проезда, подъезда к данному земельному участку. Далее начали проводить согласования о возможности съезда, последний ответ был получен 27 декабря 2019 года, от МКУ МФЦР о том, что съезд согласовывается к данному участку с автомобильной дороги находящейся в собственности ЯМР.

Заслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что в удовлетворении административного иска должно быть отказано по следующим основаниям:

Судом установлено, что у Таракановой Е.А. имеются 3 несовершеннолетних детей, выдано удостоверение многодетной семьи (л.д.19).

27 июня 2019 года Тараканова Е.А. обратилась в МКУ «ЦЗР ЯМР» с заявлением о предоставлении в аренду без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером , площадью 1058 кв.м., из земель населенных пунктов, для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: <адрес>

Приказом МКУ «ЦЗР ЯМР» от 8 июля 2019 года «Об отказе Е.А. Таракановой в предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов» (л.д.17) административному истцу со ссылкой на пункт 12 ст.39.16 ЗК РФ было отказано в предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов, в связи с тем, что в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, поступило заявление о проведении аукциона по его продаже или аукциона на право заключения договора аренды и уполномоченным органом не принято решение об отказе в проведении этого аукциона.

Приказом МКУ «ЦЗР ЯМР» от 26 сентября 2019 года «О внесении изменений в приказ от 8 июля 2019 года «Об отказе Е.А. Таракановой в предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов» (л.д.32) указано, что в связи с допущенной содержательной ошибкой в преамбуле приказа слова «пунктом 12» заменить словами «пунктом 13», пункт 1 приказа изложить в новой редакции «отказать Таракановой Е.А. в предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов, в связи с тем, что в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, опубликовано и размещено в соответствии с подп.1 п.1 ст.39.18 ЗК РФ извещение о предоставлении земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства».

Суд считает, что оспариваемые приказы являются законными, обоснованными, приняты уполномоченным органом в пределах своей компетенции.

Судом установлено, что 15 июня 2015 года в отношении спорного земельного участка, на тот момент ещё не образованного и не состоящего на кадастровом учете, в Администрацию Кузнечихинского с/п ЯМР ЯО (орган местного самоуправления, который на тот момент в силу положений ст.3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» осуществлял предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена), поступило заявление ФИО8 о предоставлении участка в аренду для ведения личного подсобного хозяйства (л.д.35). Ему было отказано в связи с тем, что на испрашиваемый земельный участок имеются права иных лиц (л.д. 36). 13 августа 2015 года, как следует из информационного письма о рассмотрении заявления ФИО8 (л.д. 42), Егоров вновь обратился в Администрацию Кузнечихинского сельского поселения.

Согласно п.п.1 п.1 ст.39.18 ЗК РФ в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:

- обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Судом установлено, что извещение о предоставлении земельного участка опубликовано в газете «Ярославский край» от 14 августа 2015 года и в сети «Интернет» (л.д.37) в установленном порядке.

В установленный 30-дневный срок по указанному извещению поступило несколько заявлений граждан, указавших о своем намерении участвовать в аукционе по предоставлению в аренду (собственность) испрашиваемого земельного участка (л.д.41, 44).

В соответствии с подп.2 п.7 ст.39.18 ЗК РФ в случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение:

- об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка лицу, обратившемуся с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка. В этом случае уполномоченный орган обеспечивает образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ и принимает решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

С учетом указанных положений закона Администрацией Кузнечихинского с/п ЯМР ЯО письмом от 31 августа 2019 года (л.д.42-43) в адрес ФИО8 было сообщено об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка.

1 апреля 2016 года постановление Администрации Кузнечихинского сельского поселения утверждена схема расположения земельного участка (л.д. 45).

На основании указанной схемы по заявке Администрацией Кузнечихинского сельского поселения был 13 апреля 2016 года подготовлен межевой план (л.д.50) и участок поставлен на кадастровый учет 18 апреля 2016 года (л.д. 39).

Также судом установлено, что во исполнение положений п.п.2 п.7 ст.39.18 ЗК РФ Администрацией ЯМР ЯО, как органом местного самоуправления, к которому в соответствии с положениями п.2 ст.3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» с 01.01.2017 перешли полномочия по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в пределах муниципального района, в целях подготовки к проведению аукциона был в течение 2018 года подготовлен градостроительный план земельного участка, отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости. 10 июля 2019 года запрошены условия для организации подъезда (л.д. 55).

В настоящее время постановление о проведении аукциона в отношении спорного земельного участка не принято в связи с проводимыми мероприятиями по организации инфраструктуры относительно земельного участка (л.д. 108-111).

В силу положений пункта 13 ст.39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

- в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, опубликовано и размещено в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 39.18 настоящего Кодекса извещение о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.

С учетом представленных документов, положений п.13 ст.39.16 ЗК РФ суд считает, что Таракановой Е.А. правомерно приказом МКУ «ЦЗР ЯМР» от 8 июля 2019 года с учетом изменений, внесенных приказом от 26 сентября 2019 года, отказано в предоставлении земельного участка без проведения торгов.

Из положений подп.2 п.7 ст.39.18 ЗК РФ следует, что уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение лишь об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка лицу, обратившемуся с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, но не о проведении аукциона. В указанном случае орган местного самоуправления должен обеспечить меры к образованию земельного участка, что и было сделано органом местного самоуправления. При этом срок, в течение которого земельный участок должен быть образован, в отношении него должно быть принято решение о проведении аукциона, в подп.2 п.7 ст.39.18 ЗК РФ не указан. Доводы стороны административного истца об этом основаны на неправильном толковании норм Земельного кодекса РФ.

Судом учитывается тот факт, что в отношении спорного земельного участка принимались необходимые меры для подготовки аукциона, что не свидетельствует о бездействии со стороны уполномоченного органа.

В силу ч.1 ст.48 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.

Исходя из содержания указанной нормы, орган местного самоуправления вправе в порядке самоконтроля отменить, внести изменения в ранее принятый им правовой акт, в случае выявления его противоречия закону.

Суд считает, что МКУ «ЦЗР ЯМР» правомерно приказом от 26 сентября 2019 года были внесены изменения в приказ от 8 июля 2019 года в связи с выявлением содержательной ошибки, данный приказ принят в порядке самоконтроля. При этом судом учитывается, что на момент вынесения указанного приказа административному ответчику не было известно о поступлении административного иска в суд.

Таким образом, суд не усматривает правовых оснований к отмене оспариваемых приказов, в связи с чем в удовлетворении административных исковых требований административному истцу должно быть отказано в полном объеме.

Руководствуясь ст.175-180, 227, 228 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административных исковых требований Таракановой Екатерины Андреевны отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ярославский районный суд Ярославской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Ю.М. Маханько