34RS0002-01-2021-008929-81
Дело №2а-203/2022
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
04 марта 2022 года г.Волгоград
Дзержинский районный суд города Волгограда в составе:
Председательствующего судьи Серухиной А.В.
При секретаре Куроян А.М.
с участием старшего помощника Волгоградского межрайонного природоохранного прокурора Волгоградской межрегиональной природоохранной прокуратуры ФИО4,
представителя административного ответчика – администрации Волгограда ФИО5,
представителя административного ответчика – администрации Волгограда – ФИО6,
представителя заинтересованного лица – департамента городского хозяйства администрации Волгограда ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Волгоградского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Волгограда, администрации Волгограда о возложении обязанности по ликвидации объектов накопленного экологического вреда,
У С Т А Н О В И Л:
Волгоградский межрайонный природоохранный прокурор обратился с указанным административным иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации Волгограда, в обоснование требований указал, что Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратурой в связи с поступившими обращениями проведены проверочные мероприятия на территории Волгограда в связи с образованием несанкционированных свалок отходов. В рамках проведенного осмотра территории, 17.06.2021г. совместно со специалистами Комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии выявлено, что на территории северо-западного склона Мамаева Кургана на месте соединения войск 21-й и 62-й армий в имеются места несанкционированного размещения отходов, а именно, в точке с координатами 48.7524482, 44.523893, на почте имеется место несанкционированного размещения твердых отходов и промышленных отходов. Площадь захламления составляет 100 кв.м. и включает в себя следующие отходы: строительный мусор код по ФККО 89000001724, промышленный мусор корд по ФККО 7 33 200 00 00 0, отходы пленки полиэтилена и изделий из нее незагрязненные код по ФККО 4 34 110 02 29 5, отходы упаковочного промышленного мусора код по ФККО 4 05 183 01 60 5, отходы продукции из целлофана незагрязненные код по ФККО 4 34 199 01 20 5, отходы сучье, ветвей, вершинок от лесоразборок код по ФККО 1 52 ПО 01 21 5, шины пневматические автомобильные отработанные код по ФККО 9 21 ПО 01 50 4, общий объем несанкционированного размещения отходов порядка 150 куб.м. При этом, действующим природоохранным и экологическим законодательством запрещено размещать отходы в границах населенных пунктов, в связи с чем на землепользователей возлагается обязанность по предотвращению негативного воздействия отходов на землю. Таким образом, администрация Волгограда обязана принимать меры по благоустройству территории и ликвидации несанкционированных свалок. Считает, что со стороны органа местного самоуправления - администрации Волгограда имеет место ненадлежащее исполнение обязанности, возложенной на нее нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия должностных лиц. 05.07.2021г. в адрес главы администрации внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства с требованием ликвидировать свалки отходов на территории северо-западного склона Мамаева Кургана на месте соединения войск 21-й и 62-1 армий в Волгограда, однако, исходя из ответа администрации от 16.07.2021г. до настоящего времени нарушения не устранены, свалка отходов не ликвидирована.
На основании изложенного, с учетом уточнения исковых требований, просит обязать администрацию Волгограда принять меры по благоустройству и проведению мероприятий по ликвидации несанкционированного размещения твердых бытовых отходов и промышленных отходов в точке с координатами 48.7524482, 44.523893, площадью 100 кв.м., и объемом порядка 150 куб.м. Указанные мероприятия провести в течении трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Определением суда от 12.01.2022г. к участию в деле в качестве административного соответчика привлечена администрация Волгограда.
Протокольным определением суда от 30.01.2022г. к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены ООО «Ситиматик-Волгоград», департамент городского хозяйства администрации Волгограда.
В судебном заседании старший помощник Волгоградского межрайонного природоохранного прокурора Волгоградской межрегиональной природоохранной прокуратуры ФИО4 исковые требований, с учетом их уточнения поддержала, по основаниям, изложенным в иске.
В судебном заседании представитель административного ответчика – администрации Волгограда ФИО5 возражал против удовлетворения заявленных требований, в случае их удовлетворения просил увеличить срок исполнения решения суда.
В судебном заседании представитель административного ответчика – администрации Волгограда – ФИО6 просила в удовлетворении заявленных требований отказать, поддержав доводы, изложенные в письменных возражениях, в случае их удовлетворения просил увеличить срок исполнения решения суда.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица – департамента городского хозяйства администрации Волгограда ФИО3 возражал против удовлетворения заявленных требований, поддержав позицию представителя администрации Волгограда.
Представитель заинтересованного лица ООО «Ситиматик -Волгоград» в судебное заседание не явился, о дате рассмотрения дела извещён надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил.
Представитель заинтересованного Комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии в судебное заседание не явился, о дате рассмотрения дела извещён надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, оценив все доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.
Согласно положениям ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В силу ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» - охрана окружающей среды - это деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (далее также природоохранная деятельность).
В силу статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Сброс отходов на почву запрещается.
В соответствии с п. 1 ст. 13 Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
На основании п. 7.8 ГОСТ 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которых они находятся, которые намерены осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение.
Примечанием к данному пункту установлено, что если это лицо не установлено, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) предусмотрено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами; соблюдать требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
В целях охраны земель подпунктом 2 пункта 2 статьи 13 ЗК РФ на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков возложена обязанность проводить мероприятия по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления.
Материалы дела указывают, что Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратурой в связи с поступившими обращениями проведены проверочные мероприятия на территории Волгограда в связи с образованием несанкционированных свалок отходов. В рамках проведенного осмотра территории, 17.06.2021г. совместно со специалистами Комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии выявлено, что на территории северо-западного склона Мамаева Кургана на месте соединения войск 21-й и 62-й армий в имеются места несанкционированного размещения отходов, а именно, в точке с координатами 48.7524482, 44.523893, на почте имеется место несанкционированного размещения твердых отходов и промышленных отходов. Площадь захламления составляет 100 кв.м. и включает в себя следующие отходы: строительный мусор код по ФККО 89000001724, промышленный мусор корд по ФККО 7 33 200 00 00 0, отходы пленки полиэтилена и изделий из нее незагрязненные код по ФККО 4 34 110 02 29 5, отходы упаковочного промышленного мусора код по ФККО 4 05 183 01 60 5, отходы продукции из целлофана незагрязненные код по ФККО 4 34 199 01 20 5, отходы сучье, ветвей, вершинок от лесоразборок код по ФККО 1 52 ПО 01 21 5, шины пневматические автомобильные отработанные код по ФККО 9 21 ПО 01 50 4, общий объем несанкционированного размещения отходов порядка 150 куб.м. Лица, являющиеся собственниками отходов, не установлены.
Волгограда в адрес департамента финансов администрации Волгограда направлялись письма о необходимых денежных средствах на ликвидацию несанкционированных свалок, а также предложения о внесении изменений в бюджет Волгограда на 2017-2021г.г. год, с возможностью предусмотреть сумму дополнительных ассигнований на обеспечение мероприятий по ликвидации несанкционированных свалок на территории Волгограда, в частности, и на обеспечение мероприятий по ликвидации несанкционированных свалок по рассматриваемому административному исковому заявлению Волгоградского межрайонного природоохранного прокурора (от ДД.ММ.ГГГГ исх. №, отДД.ММ.ГГГГ исх. №, от ДД.ММ.ГГГГ исх. №, от 05.03.2019г. исх. №, от ДД.ММ.ГГГГ исх. №, от ДД.ММ.ГГГГ исх. №, от ДД.ММ.ГГГГ исх. №, от 07.09.2021г. исх. №, от 11.08.2021г. исх. №, от 01-21.650-21, от ДД.ММ.ГГГГ исх. №, от 22.10.2021г. исх. №, от 11.06.2021г. исх. №/от 08.12.2021г. исх. №).
Согласно сведениям департамента муниципального имущества администрации Волгограда земельные участки, на которых выявлены нарушения действующего законодательства в области охраны окружающей среды (несанкционированные свалки), относятся к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена, а потому находятся в ведении органа местного самоуправления – администрации Волгограда.
На основании части 4 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
В соответствии с пунктом 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Согласно ч.1 ст. 16 от N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов, а также утверждение правил благоустройства территории городского округа, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории городского округа в соответствии с указанными правилами.
В соответствии с п. 1 ст. 38 Устав города-героя Волгограда администрация Волгограда является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления Волгограда, которая в силу ст. 39 Устава уполномочена на осуществление организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Согласно Положению об администрации Волгограда, утвержденного решением Волгоградской городской Думы от 24.12.2010г. №, администрация Волгограда, является территориальным структурным подразделением администрации Волгограда. При этом администрация района, не являющегося муниципальным образованием, не осуществляет полномочия собственника земельных участков, находящихся в ведении Волгограда.
В связи с изложенным, доводы представителя административного ответчика – администрации Волгограда о том, что именно администрация Волгограда организует мероприятия по предотвращению образования, выявлению и ликвидации несанкционированных свалок на территории района суд признает несостоятельными.
Принимая во внимание установленные обстоятельства о том, что собственник отходов, размещенных на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, не установлен, за третьими лицами земельные участки не закреплялись, земельные участки находятся в ведении администрации Волгограда, обязанность по ликвидации несанкционированных свалок должна быть возложена на орган местного самоуправления – администрацию Волгограда, которая, к тому же, на плановой основе предпринимает меры по устранению несанкционированных свалок в рамках доведенных лимитов бюджетных ассигнований, что подтверждается письмами администрации Волгограда в департамент городского хозяйства.
Вместе с тем, выявленные Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратурой несанкционированные свалки до настоящего времени не ликвидированы.
Таким образом, со стороны органа местного самоуправления администрации имеет место ненадлежащее исполнение обязанности, возложенной на нее нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия должностных лиц.
Вопреки доводам представителя администрации Волгограда, судом установлено, что действующее законодательство не связывает реализацию органами местного самоуправления полномочий по обращению с отходами производства и потребления с их финансовыми возможностями.
В соответствии со ст.ст. 9, 139, 140 Бюджетного Кодекса РФ, органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, а также инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
На основании изложенного, администрация Волгограда нарушает права неопределенного круга лиц, определить число которых не представляется возможным вследствие постоянного свободного передвижения, на благоприятную окружающую среду обитания, факторы которой не должны оказывать вредного воздействия на человека, что гарантировано ст.42 Конституции РФ, ст.11ФЗ «Об охране окружающей среды».
Руководствуясь вышеизложенным, суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований Волгоградского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Волгограда о возложении обязанности по ликвидации объектов накопленного экологического вреда.
Учитывая, что в соответствии с действующим федеральным законодательством, а именно Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» ответчику требуется совершить ряд мероприятий, требующих значительных временных затрат ввиду длительности процедуры организации работ и трудоемкости работ по ликвидации скопления отходов производства и потребления, сгораемого бытового мусора (свалки отходов), суд приходит к выводу о необходимости установления срока для исполнения решения суда в шести месяцев. Указанный срок исполнения судебного акта с учетом социальной значимости его исполнения является разумным и достаточным для исполнения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
административное исковое заявление Волгоградского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Волгограда, администрации Волгограда о возложении обязанности по ликвидации объектов накопленного экологического вреда, – удовлетворить.
Возложить на администрацию Волгограда обязанность выполнить работы и принять меры по благоустройству и проведению мероприятий по ликвидации несанкционированного размещения твердых бытовых отходов и промышленных отходов на территории северо-западного склона Мамаева Кургана на месте соединения войск 21-й и 62-й армий в в точке с координатами 48.7524482, 44.523893 в радиусе 100 кв.м. от центра свалки и объемом порядка 150 куб.м. в течении шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Дзержинский районный суд в течении месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Справка: решение суда в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ (в соответствии с частью 2 статьи 177 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Судья А.В. Серухина