Дело № 2а - 2040\2019 УИД 76RS0022-01-2019-002152-34 Р Е Ш Е Н И Е И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И “ 02 ” октября 2019 Заволжский районный суд г. Ярославля в составе: Председательствующего судьи Добровольской Л.Л., При секретаре Зуевой О.В., Рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Министерству юстиции Российской Федерации о признании незаконным распоряжения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина, подлежащего освобождению из мест лишения свободы, у с т а н о в и л: Приговором Солнечногорского городского суда Московской области от 08.07.2004 Чжан-Шу-Фа А.Н. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного признаками ч. 3 ст. 162 УК РФ, с назначением наказания в виде 9 лет лишения свободы. Чжан-Шу-Фа А.Н. освобожден 29.12.2012 из ФКУ ИК-12 УФСИН России по ЯО по отбытии срока наказания. Распоряжением Министерства юстиции РФ за № 1599-рн от 16.05.2013 признана нежелательность пребывания (проживания) в Российской Федерации гражданина Республики Узбекистан Чжан-Шу-Фа А.Н. сроком до 05.01.2021, с возложением обязанности покинуть территорию РФ. Чжан-Шу-Фа А.Н. обратился в суд с административным иском к Министерству юстиции Российской Федерации о признании незаконным распоряжения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской федерации иностранного гражданина, подлежащего освобождению из мест лишения свободы. В судебном заседании административный истец иск поддержал. Требования обосновывал тем, что не представляет угрозы государственной и общественной безопасности, жизни и здоровью граждан. Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился. Суд считает возможным рассмотрение дела при имеющейся явке. Заслушав административного истца, его представителя ФИО2, свидетеля ФИО3, изучив материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению. В судебном заседании нашли свое подтверждение, а сторонами не оспорены. следующие факты: - приговором Солнечногорского городского суда Московской области Чжан-Шу-Фа А.Н. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного признаками ч. 3 ст. 162 УК РФ, с назначением наказания в виде 9 лет лишения свободы; - Чжан-Шу-Фа А.Н. освобожден 29.12.2012 из ФКУ ИК-12 УФСИН России по ЯО по отбытии срока наказания; - распоряжением Министерства юстиции РФ за № 1599-рн от 16.05.2013 признана нежелательность пребывания (проживания) в Российской Федерации гражданина Республики Узбекистан Чжан-Шу-Фа А.Н. сроком до 05.01.2021, с возложением обязанности покинуть территорию РФ. Согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление об обжаловании решений органов государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Административный истец пояснил, что копию оспариваемого распоряжения получил 30.07.2019. До указанного времени истец о наличии распоряжения информации не имел. Материалы дела доказательств обратного не содержат. Настоящий административный иск предъявлен в суд 09.09.2019 (л.д. 3). Оценив все обстоятельства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что настоящий иск подан административным истцом в пределах процессуального срока. В соответствии частью 3 статьи 62 Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации). Согласно части 1 ст. 25.10 ФЗ за № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (далее - Закон № 114-ФЗ) иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. В отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, незаконно находящихся на территории Российской Федерации, либо лица, которому не разрешен въезд в Российскую Федерацию, а также в случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящихся в Российской Федерации, создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц может быть принято решение о нежелательности пребывания (проживания) данного иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации. Порядок принятия, приостановления действия и отмены решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации и перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать такое решение, устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч. 4 ст. 25.10 Закона № 114-ФЗ). В соответствии с п. 11 ст. 31 Закона № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее Закон № 115-ФЗ), решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации может быть принято в отношении иностранного гражданина, находящегося в местах лишения свободы, указанное решение в течение трех дней со дня его вынесения направляется в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции, который принимает решение о депортации данного иностранного гражданина либо в случае наличия международного договора Российской Федерации о реадмиссии, который затрагивает данного иностранного гражданина, решение о его реадмиссии. Исполнение решения о депортации иностранного гражданина, указанного в пункте 11 настоящей статьи, либо решения о его реадмиссии осуществляется после отбытия данным иностранным гражданином наказания, назначенного по приговору суда (ч. 12 ст. 31 Закона № 115-ФЗ). Иностранные граждане, подлежащие депортации, содержатся в специальных учреждениях до исполнения решения о депортации (ч. 9 ст. 31 ФЗ № 115-ФЗ). Согласно ст. 2 Закона N 115-ФЗ депортацией является принудительная высылка иностранного гражданина из Российской Федерации в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания (проживания) в Российской Федерации. Положением о принятии решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации и перечнем федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 07 апреля 2003 года N 199, предусмотрено, что Минюст РФ входит в перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации. Полномочия Минюста РФ по принятию решений о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, осужденных судами Российской Федерации к лишению свободы за совершение умышленных преступлений, закреплены в Положении о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1313. Распоряжением Министерства юстиции РФ за № 1599-рн от 16.05.2013 признана нежелательность пребывания (проживания) в Российской Федерации гражданина Республики Узбекистан Чжан-Шу-Фа А.Н. сроком до 05.01.2021, с возложением обязанности покинуть территорию РФ. Вместе с тем, административный истец Чжан-Шу-Фа А.Н. никогда гражданином республики Узбекистан не являлся. Основанием для принятия решения о нежелательности пребывания административного истца в Российской Федерации, явился лишь факт совершения им на территории России умышленного особо тяжкого преступления. Однако наличие судимости само по себе не является доказательством того, что лицо создает реальную угрозу общественному порядку, правам и законным интересам граждан Российской Федерации. Согласно материалам дела, оспариваемое распоряжение вынесено через 4 месяца после освобождения административного истца из исправительного учреждения по отбытию срока. Следует отметить, что данное распоряжение не исполнено до настоящего времени. Вместе с тем, обстоятельства, послужившие вынесению оспариваемого распоряжения, изменились. С момента отбытия наказания и по настоящее время (7 лет) административный истец проживает совместно с гражданской супругой ФИО3 по адресу: <адрес>. Свидетель ФИО3 пояснила следующее. Отсутствие гражданства и паспорта у административного истца является препятствием к регистрации брака. Между тем, свидетель указывает на тесные семейные связи с административным истцом. Возможность депортации административного истца серьезно ущемит права и законные интересы не только административного истца, но и права и законные интересы свидетеля. В семье административный истец зарекомендовал себя как ответственный, заботливый и законопослушный член семьи. Согласно характеристике с места жительства, истец со слов соседей характеризуется удовлетворительно. Жалоб и заявлений от родственников и соседей в ОМВД России по заволжскому городскому району не поступало. Согласно справке ИЦ УМВД России по ЯО, административный истец с момента отбытия наказания (с 29.12.2012) и по настоящее время к уголовной и административной ответственности не привлекался. Заключениями начальника отделения организации миграционного учета отдела разрешительно-визовой работы УВМ УМВД России по ЯО от 18.02.2019 и 17.05.2019 личность административного истца Чжан-Шу-Фа А.Н. ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженца <адрес>, как лица без гражданства, установлена (л.д. 9 - 13). Постановлением судьи Заволжского районного суда г. Ярославля от 11.07.2019 с Чжан-Шу-Фа А.Н. досрочно снята судимость по приговору Солнечногорского городского суда Московской области от 08.07.2004 (л.д. 170). Положения статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод гарантируют право каждого на уважение его личной и семейной жизни (пункт 1), при этом не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц (пункт 2). Европейский Суд по правам человека неоднократно отмечал, что лежащая на государствах ответственность за обеспечение публичного порядка обязывает их контролировать въезд в страну и пребывание иностранцев и высылать за пределы страны правонарушителей из их числа, однако подобные решения, поскольку они могут нарушить право на уважение личной и семейной жизни, охраняемое в демократическом обществе статьей 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, должны быть оправданы крайней социальной необходимостью и соответствовать правомерной цели. В данном случае суд отмечает, что такое вмешательство в семейную жизнь административного истца, являющегося лицом без гражданства, у которого фактически сложились устойчивые семейные отношения с гражданкой РФ – ФИО3, проживающей на территории РФ, не может быть при указанных обстоятельствах оправдано крайней социальной необходимостью. Каких-либо доказательств, объективно свидетельствующих о том, что пребывание административного истца на территории РФ на сегодняшний день создает реальную угрозу безопасности государства, общественному порядку, здоровью населения, правам и законным интересам граждан Российской Федерации, административным ответчиком, в нарушение положений ст. 62 КАС РФ, не представлено. При регулировании общественных отношений федеральный законодатель связан конституционным принципом соразмерности и вытекающими из него требованиями адекватности и пропорциональности используемых правовых средств; в тех случаях, когда конституционные нормы позволяют законодателю установить ограничения закрепляемых ими прав, он не может осуществлять такое регулирование, которое посягало бы на само существо того или иного права и приводило бы к утрате его реального содержания; даже имея цель воспрепятствовать злоупотреблению правом, он должен использовать не чрезмерные, а только необходимые и обусловленные конституционно признаваемыми целями таких ограничений меры. Несоблюдение одного из этих критериев ограничения представляет собой нарушение прав и свобод человека, которые подлежат судебной защите в установленном законом порядке. Ограничение прав и свобод человека допускается лишь в том случае, если имеются относимые и достаточные основания для такого ограничения, а также если соблюдается баланс между законными интересами лица, права и свободы которого ограничиваются, и законными интересами иных лиц, государства, общества. Таким образом, в каждом конкретном случае надлежит не ограничиваясь установлением лишь формальных оснований применения закона, а исследовать и оценивать реальные обстоятельства, чтобы признать соответствующие решения в отношении иностранного гражданина необходимыми и соразмерными. В противном случае это может привести к избыточному ограничению прав и свобод лиц без гражданства и иностранных граждан. Оценив все обстоятельства в их совокупности, суд находит исковые требования Чжан-Шу-Фа А.Н. обоснованными и подлежащими удовлетворению. В соответствии со ст. 25.10 ФЗ за № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», руководствуясь ст. ст. 111, 219, 227, 228, 298 КАС РФ, суд р е ш и л: Административный иск ФИО1 к Министерству юстиции Российской Федерации о признании незаконным распоряжения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина, подлежащего освобождению из мест лишения свободы удовлетворить. Распоряжение Министерства юстиции РФ за № 1599-рн от 16.05.2013 о признании нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации гражданина Республики Узбекистан ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженца <адрес>, сроком до 05.01.2021, с возложением обязанности покинуть территорию РФ, признать незаконным и отменить. Решение может быть обжаловано в течение месяца в Ярославский областной суд через Заволжский районный суд. Судья Л.Л.Добровольская |