дело № 2а-2042/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Волгоград 20 сентября 2021 года
Ворошиловский районный суд Волгограда в составе:
председательствующего судьи Гориной Л.М.,
при секретаре судебного заседания Фефеловой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску исполняющего обязанности прокурора Ворошиловского района г. Волгограда в интересах неопределённого круга лиц и Российской Федерации о признании распространяемой в сети «Интернет» информации - запрещённой в Российской Федерации,
установил:
прокурор Ворошиловского района Волгограда, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском, в обоснование исковых требований указав, что в ходе мониторинга сети «Интернет» выявлен факт размещения в информационно - телекоммуникационной сети для свободного доступа неограниченного круга лиц на интернет–сайте расположенную по URL-адресам: <данные изъяты><данные изъяты> на которых размещены тексты государственного военного стандарта ФИО6 2.903-1996 «Единая система конструкторской документации. Правила поставки документации», ГОСТ РВ 0044-001-2007 «Каталогизация предметов снабжения Вооруженных сил Российской Федерации. Порядок формирования и ведения каталога предметов снабжения» и ГОСТ РВ 0015-002-2012 «Система разработки и постановки на производство военной техники. Система менеджмента качества. Общие требований». Получение файла (текстов документа) не требует дополнительной регистрации, ознакомиться с содержанием размещенного материала и получить файл в формате <данные изъяты> может любой Интернет- пользователь.
В связи с чем, просит признать информацию, размещенную в сети «Интернет» по адресу: <данные изъяты><данные изъяты> информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Возложить обязанность на Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций – оператора «Единого реестра доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, содержащие информации, распространение которой в Российской Федерации запрещено» в течение 15 дней со дня вступления решения суда в законную силу внести в указанный реестр сведения об интернет–сайте: https://<данные изъяты>, содержащей информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Административный истец - представитель прокуратуры Ворошиловского района г. Волгограда ФИО1 в судебном заседании поддержала исковые требования просила удовлетворить их в полном объеме.
Представитель Управления Роскомнадзора по Волгоградской области и Республике Калмыкия в судебное заседание не явился, заместитель руководителя Управления Роскомнадзора по Волгоградской области и Республике Калмыкия представил отзыв на административное исковое заявление, просили рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Указанному корреспондирует статья 46 Конституции РФ, согласно которой каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
В соответствии со статьей 265.1 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (далее также - административное исковое заявление о признании информации запрещенной), вправе обратиться прокурор, иные лица, которым такое право предоставлено законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.
Согласно части 2 статьи 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в зависимости от категории доступа к информации она подразделяется на общедоступную и информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа).
В силу части 1 статьи 10 указанного Федерального закона распространение информации в Российской Федерации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Как следует из материалов дела, прокуратурой района проверкой ДД.ММ.ГГГГ с использованием служебного компьютера, подключенного к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», осуществлен мониторинг страниц сайтов в сети «Интернет» и поиск ресурсов, допускающих размещение информации, доступ к которой ограничен и целях обеспечения безопасности в обороноспособности Российской Федерации. Проверка и поиск Интернет - ресурсов осуществлялись с использованием программы браузера «<данные изъяты>».
В адресной строке браузера при введении в отобразившемся окне поиска ключевых слов «ГОСТ РВ 0027-010-2008» и «ГОСТ РВ 0027-011-2008» отобразился список ресурсов (интернет-сайтов)- <данные изъяты> на которых размещены тексты государственного военного стандарта ФИО6 2.903-1996 «Единая система конструкторской документации. Правила поставки документации», ГОСТ РВ 0044-001-2007 «Каталогизация предметов снабжения Вооруженных сил Российской Федерации. Порядок формирования и ведения каталога предметов снабжения» и ГОСТ РВ 0015-002-2012 «Система разработки и постановки на производство военной техники. Система менеджмента качества. Общие требования», соответственно.
Получение файла (текста документа) не требует дополнительной регистрации, о знакомиться с содержанием размещенного материала и получить файл в формате PDF может любой Интернет-пользователь.
Сопоставление текстов данных документов с текстами государственных военных стандартов ФИО7 2.903-1996 «Единая система конструкторской документации. Правил поставки документации», ГОСТ РВ 004-001-2007 «Каталогизация предметов снабжения Вооруженных сил Российской Федерации. Порядок формирования и ведения каталога предметов снабжения» и ГОСТ РВ 0015-002-2012 «Система разработки и постановки на производство военной техники. Система менеджмента качества. Общие требования, имеющихся в распоряжении 1079 и 553 военных представительств О РФ и зарегистрированных в качестве документов, содержащих служебную <данные изъяты>, показало, что содержание и размещение тестов идентично.
Указанный сайт не является официальным сайтом органов государственной власти или подведомственных им учреждений и организаций, ограничения на передачу, копирование и распространение текста документа отсутствуют.
На момент проверки указатели страниц сайтов, на которых размещена запрещенная информация, в единый реестр доменных имен, содержащих информацию, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено, не включена. Таким образом, на вышеуказанных страницах допускается размещение информации, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом РФ и федеральными закон (служебная <данные изъяты>), включены в перечень сведений конфиденциального характера, утвержденного указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ№.
В силу п. 2 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти, уполномоченном органе ФИО2 использованием атомной энергии и уполномоченном органе по космической деятельное А» (далее - Положение №) » служебная информация, содержащаяся в подготавливаемых в федеральных органах исполнительной власти проектах указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, других служебных документов, но подлежит разглашению (распространению).
В соответствии с п. 1.2 Положения № к служебной информации ограниченного распространения относится несекретная информация, касающаяся деятельности организаций, ограничения, на распространение которой диктуются служебной необходимостью, а также поступившая в организации несекретная информация, доступ которой ограничен в соответствии с федеральными законами.
На документах (в необходимых случаях и на их проектах), содержащих служебную информацию ограниченного распространения, проставляется пометка «Дня служебного пользования» (п. 1.3 Положения №).
Доступность информации о документах по стандартизации с учетом ограничений, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации в области защиты сведений, составляют их государственную <данные изъяты> или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации иной информации ограниченного доступа, определена одним из основных принципов стандартизации в Российской Федерации (п. 10 ст. 4 Федерального закона от. N.06.2015 № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 162-ФЗ)).
На том же принципе основана и стандартизация оборонной продукции, процессов и иных объектов стандартизации, связанных с такой продукцией (п. «к» раздела III Положения о стандартизации в отношении оборонной продукции (товаров, работ, услуг) по государственному оборонному заказу, а также процессов и иных объектов стандартизации, связанных с такой продукцией, утвержденного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ (далее - Положение №).
Согласно пп. «ж» и «ч» и. 2 раздел I Положения 1567 «государственный поенный стандарт» - документ по стандартизации, утвержденный (принятый) федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации, устанавливающий требования к военной продукции, а также процессам и иным объектам стандартизации, связанным с такой продукцией; «распространение документов по стандартизации оборонной продукции» - предоставление в установленном порядок же официальных изданий документов по стандартизации оборонной продукции.
Из положений пп. «л» п. 2 раздела I и п. 34 раздела VII Положения № следует, что информационное обеспечение участников деятельности по стандартизации оборонной продукции, т.е. представление информации о составе документов по стандартизации оборонной продукции (изменении состава таких документов) или содержании отдельных документов, а также распространение указанных документов, осуществляется Министерством обороны Российской Федерации и Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии посредством издания и распространения сводного перечня документов по стандартизации оборонной продукции (отдельных разделов по отраслевой тематике) и изменений указанного сводного перечня.
Статьей 13.14 КоАП РФ установлена административная ответственность за разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом (за исключением случаев, если разглашение такой информации влечет уголовную ответственность), лицом, получившим доступ к такой информации в связи исполнение служебных или профессиональных обязанностей, за исключением случае, предусмотренных ч. 1 ст. 14.33 КоАП РФ.
В силу ч. 6 ст. 10 Федерального закона № 149-ФЗ запрещается распространение информации, которая направленная на пропаганду войны, разжигание национальной, рисовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которое предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В ходе установленном проверки информации, содержащейся на сайтах по указанным электронным адресам, прокуратурой района при помощи персонального компьютера, с возможностью выхода в информационно- телекоммуникационную сеть Интернет, расположенного в прокуратуре <адрес> по адресу ул. социалистическая <адрес>. Согласно открытым данным сети интернет сайта http://www.whois-service.ru/ сведений о собственнике указанного сайта не имеется. На момент проверки указатели страниц сайтов, на которых размещена запрещенная информация, в единый реестре доменных имен, содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, не включена.
В соответствии с ч. 5 ст. 15 Закона № 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно - телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Статьей 9 Закона № 149-ФЗ ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Частью 6 ст. 7 Закона № 149-ФЗ установлено, что в случае, если размещение информации в форме открытых данных может повлечь за собой нарушение прав обладателей информации, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами, размещение указанной информации в форме открытых данных должно быть прекращено по решению суда.
Согласно положениям ст. 15.1 Закон № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты и сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - реестр).
В реестр включаются: доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Основаниями для включения в реестр сведений, указанных в части 2 статьи 15.1 Закона № 149-ФЗ в частности являются решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Результаты проверки свидетельствуют о том, что информация, содержащаяся на сайтах по указанным электронным адресам, содержит сведения распространение которых запрещено.
Таким образом, перечисленными выше правовыми нормами в их взаимосвязи предусмотрен запрет на распространение информации, за которую может быть предусмотрена административная ответственность.
Статьей 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Статьей 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ предусмотрено, что в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - реестр).
Согласно части 1 статьи 15.1 Закона о защите информации в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В реестр включаются: 1) доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; 2) сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Статьей 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» определено, что сайт в сети «Интернет» - это совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети «Интернет» (пункт 13); страница сайта в сети «Интернет» (интернет-страница) - это часть сайта в сети «Интернет», доступ к которой осуществляется по указателю, состоящему из доменного имени и символов, определенных владельцем сайта в сети «Интернет» (пункт 14); доменное имя - обозначение символами, предназначенное для адресации сайтов в сети «Интернет» в целях обеспечения доступа к информации, размещенной в сети «Интернет» (пункт 15); сетевой адрес - идентификатор в сети передачи данных, определяющий при оказании телематических услуг связи абонентский терминал или иные средства связи, входящие в информационную систему (пункт 16).
Согласно пункту 2 части 5 статьи 15.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», основанием для включения в реестр является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решения, являющиеся основаниями для ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, принимаются судами общей юрисдикции в порядке административного судопроизводства в рамках осуществления обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям (часть 3 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
При таких обстоятельствах, суд считает подлежащими удовлетворению требования исполняющего обязанности прокурора Ворошиловского района г. Волгограда о признании информации, распространяемой в сети Интернет, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Руководствуясь ст. 175-179,265.5 КАС РФ, суд
решил:
административный иск прокурора Ворошиловского района Волгограда в интересах неопределённого круга лиц и Российской Федерации о признании распространяемой в сети «Интернет» информации - запрещённой в Российской Федерации - удовлетворить.
Признать информацию, размещенную в сети «Интернет» по адресу: <данные изъяты> информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Ворошиловский районный суд г. Волгограда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Мотивированный текст решения составлен 24 сентября 2021 года.
Председательствующий Горина Л.М.