ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2044/18 от 15.08.2018 Тамбовского районного суда (Тамбовская область)

Дело №2а-2044/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

<адрес> 15 августа 2018 года

Тамбовский районный суд Тамбовской области в составе:

председательствующего судьи Ситниковой Е.Н.

с участием помощника прокурора прокуратуры Тамбовского района Тамбовской области Колмаковой С.А.

при секретаре Катичевой К.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску ФИО1 к окружной избирательной комиссии пятнадцатимандатного избирательного округа по выборам депутатов Цнинского сельского Совета народных депутатов <адрес> шестого созыва о признании незаконным и отмене постановления окружной избирательной комиссии пятнадцатимандатного избирательного округа по выборам депутатов Цнинского сельского Совета народных депутатов <адрес> шестого созыва от ДД.ММ.ГГГГ «О регистрации ФИО3 кандидатом в депутаты Цнинского сельского Совета народных депутатов <адрес> шестого созыва»,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением к окружной избирательной комиссии пятнадцатимандатного избирательного округа по выборам депутатов Цнинского сельского Совета народных депутатов <адрес> шестого созыва о признании незаконным и отмене постановления окружной избирательной комиссии пятнадцатимандатного избирательного округа по выборам депутатов Цнинского сельского Совета народных депутатов <адрес> шестого созыва от ДД.ММ.ГГГГ «О регистрации ФИО3 кандидатом в депутаты Цнинского сельского Совета народных депутатов <адрес> шестого созыва».

В обоснование заявленных требований административный истец ФИО1 указала, что решением Цнинского сельского Совета народных депутатов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ назначены выборы депутатов Цнинского сельского Совета народных депутатов <адрес> шестого созыва на ДД.ММ.ГГГГ, которые проводятся по одному пятнадцатимандатному избирательному округу, включающему в себя всю территорию Цнинского сельсовета <адрес>.

Постановлением окружной избирательной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ она зарегистрирована кандидатом в депутаты Цнинского сельского Совета народных депутатов <адрес> шестого созыва.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 подала заявление (входящий ) в окружную избирательную комиссию пятнадцатимандатного избирательного округа по выборам депутатов Цнинского сельского Совета народных депутатов <адрес> шестого созыва с просьбой предоставить ей возможность ознакомиться с документами, представленными для уведомления о выдвижении избирательного объединения <адрес> местного отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия» кандидатов, включенных в заверенный избирательной комиссией Цнинского сельсовета <адрес> список кандидатов в депутаты Цнинского сельского Совета народных депутатов <адрес> шестого созыва.

ДД.ММ.ГГГГ она была ознакомлена с документами кандидатов, включенных в заверенный избирательной комиссией Цнинского сельсовета <адрес> список кандидатов в депутаты Цнинского сельского Совета народных депутатов <адрес> шестого созыва.

В результате ею был установлен факт принятия постановления окружной избирательной комиссии пятнадцатимандатного избирательного округа по выборам депутатов Цнинского сельского Совета народных депутатов <адрес> шестого созыва от ДД.ММ.ГГГГ, с нарушением требований, предусмотренных п.24 ст.38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Считает постановление окружной избирательной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, которым ФИО3 зарегистрирована кандидатом в депутаты Цнинского сельского Совета народных депутатов <адрес> шестого созыва незаконным и подлежащим отмене по следующим основаниям.

В заявлении ФИО3 отсутствует указание на идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), копия свидетельства о постановке на учет физического лица в налоговом органе на территории Российской Федерации не представлена вместе со всеми документами.

Не указаны сведения, что она является действующим депутатом Бокинского сельского Совета народных депутатов <адрес> пятого созыва, отсутствуют сведения о наименовании соответствующего представительного органа, депутатом которого она является. Отсутствует справка о том, что ФИО3 является депутатом Бокинского сельского совета народных депутатов <адрес> пятого созыва.

Кроме того, в документах, представленных ФИО3 отсутствуют документы, подтверждающие смену фамилию, что противоречит п.п. «в» п.2 ст.33 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», и является обязательным к представлению вместе с заявлением.

В нарушение вышеприведенных требований федерального избирательного законодательства окружная избирательная комиссия приняла обжалуемое постановление от ДД.ММ.ГГГГ, которым зарегистрировала ФИО3 кандидатом в депутаты Цнинского сельского Совета народных депутатов <адрес> шестого созыва.

В нарушение п.2 ст.40 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» ФИО2 в отпуск не ушла, соответствующие подтверждающие документы в окружную избирательную комиссию не представила до настоящего времени.

ФИО1 просит признать незаконным и отменить постановление окружной избирательной комиссии пятнадцатимандатного избирательного округа по выборам депутатов Цнинского сельского Совета народных депутатов <адрес> шестого созыва от ДД.ММ.ГГГГ «О регистрации ФИО3 кандидатом в депутаты Цнинского сельского Совета народных депутатов <адрес> шестого созыва».

В ходе рассмотрения дела было представлено дополнение к административному иску, в котором дополнены основания иска, и указано, что ФИО3 в разделе «основное место работы или службы, занимаемая должность» не указала сведения, что исполняет обязанности депутата на постоянной основе. Справка об осуществлении полномочий депутата, а также копия удостоверения депутата не приложены.

Кроме того, в нарушение п.3 ст.33 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» ФИО3 вместе с заявлением не были предоставлены в окружную избирательную комиссию сведения о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности, о вкладах в банках, ценных бумагах.

Также ФИО3 обязана представлять сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруга и несовершеннолетних детей.

В качестве дополнительного основания для досрочного прекращения полномочий члена Совета Федерации и депутатских полномочий всех уровней установлено непредставление или несвоевременное представление сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (своих, супруги (супруга) и несовершеннолетних детей). Соответствующие сведения должны представляться ежегодно, не позднее 01 апреля.

До настоящего времени ФИО3 не представлены сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за отчетный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за отчетный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на страничке Бокинского сельского <адрес> на официальном сайте администрации <адрес> не размещены до настоящего времени.

Также кандидатом ФИО3 вместе с заявлением не была предоставлена справка об отсутствии/наличии судимости, справку ФИО3 не заказывала, не получала. Заявление было подано ДД.ММ.ГГГГ без приложенной справки.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО4, действующая по доверенности, административные исковые требования ФИО1 с учетом дополнений поддержала и пояснила, что постановление окружной избирательной комиссии пятнадцатимандатного избирательного округа по выборам депутатов Цнинского сельского Совета народных депутатов <адрес> шестого созыва от ДД.ММ.ГГГГ «О регистрации ФИО3 кандидатом в депутаты Цнинского сельского Совета народных депутатов <адрес> шестого созыва» было принято с нарушением требований, предусмотренных законодательством.

В заявлении ФИО3 отсутствует указание на идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), копия свидетельства о постановке на учет физического лица в налоговом органе на территории Российской Федерации не представлена вместе со всеми документами.

Не указаны сведения, что она является действующим депутатом Бокинского сельского Совета народных депутатов <адрес> пятого созыва, отсутствуют сведения о наименовании соответствующего представительного органа, депутатом которого она является. Отсутствует справка о том, что ФИО3 является депутатом Бокинского сельского совета народных депутатов <адрес> пятого созыва.

В разделе «основное место работы или службы, занимаемая должность» не указала сведения, что исполняет обязанности депутата на постоянной основе. Справка об осуществлении полномочий депутата, а также копия удостоверения депутата - не приложены.

ФИО3 в отпуск не ушла, соответствующие подтверждающие документы в окружную избирательную комиссию не представила до настоящего времени.

Кроме того, в документах, представленных ФИО3 отсутствуют документы, подтверждающие смену фамилию, что противоречит п.п. «в» п.2 ст.33 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

ФИО3 не были предоставлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности, о вкладах в банках, ценных бумагах.

Также ФИО3 обязана представлять сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруга и несовершеннолетних детей. Данные сведения не представлены, что является дополнительным основанием для досрочного прекращения депутатских полномочий.

Помимо этого, кандидатом ФИО3 вместе с заявлением не была предоставлена справка об отсутствии/наличии судимости.

Просила признать незаконным и отменить постановление окружной избирательной комиссии пятнадцатимандатного избирательного округа по выборам депутатов Цнинского сельского Совета народных депутатов <адрес> шестого созыва от ДД.ММ.ГГГГ «О регистрации ФИО3 кандидатом в депутаты Цнинского сельского Совета народных депутатов <адрес> шестого созыва».

Представитель административного ответчика ФИО5 в судебном заседании административные исковые требования признала и пояснила, что требования ФИО1 являются обоснованными, в связи с тем, что постановление окружной избирательной комиссии пятнадцатимандатного избирательного округа по выборам депутатов Цнинского сельского Совета народных депутатов <адрес> шестого созыва от ДД.ММ.ГГГГ «О регистрации ФИО3 кандидатом в депутаты Цнинского сельского Совета народных депутатов <адрес> шестого созыва» было принято с нарушением требованием законодательства.

Действительно, ФИО3 в заявлении не указала ИНН, не указала, что она является действующим депутатом, не представила копию приказа об освобождении от должностных обязанностей на время выборов.

Сведения о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности, о вкладах в банках, ценных бумагах, она не представила.

Что касается справки о наличии/отсутствии судимости, то избирательная комиссия сама запрашивает сведения о судимости. В отношении ФИО3 была запрошена данная информация, но ответ до настоящего времени не получен.

Представитель заинтересованного лица ФИО6, действующая по доверенности, в судебном заседании с требованиями ФИО1 была не согласна и пояснила, что ФИО3 является главой сельсовета и осуществляет депутатские полномочия на постоянной основе. В связи с чем, у нее нет обязанности указывать, что она является депутатом Бокинского сельсовета <адрес> пятого созыва и указывать наименование соответствующего представительного органа. Поскольку ФИО3 занимает выборную муниципальную должность, а не должность муниципальной службы, уходить в отпуск и представлять в избирательную комиссию копию соответствующего приказа законом не предусмотрено. Справку об осуществлении полномочий депутата представлять не обязана, поскольку осуществляет данные полномочии на постоянной основе.

Что касается доводов административного истца о том, что в документах, представленных ФИО3, отсутствуют документы, подтверждающие смену фамилии, то просит учесть, что все представленные ФИО3 документы, касающиеся ее личности, оформлены именно на нее, вследствие чего у ФИО3 отсутствовала правовая обязанность представлять в окружную избирательную комиссию какие - либо документы о смене фамилии.

Кроме того, законом не предусмотрена обязанность ФИО3 предоставлять справку о наличии/отсутствии судимости.

Сведения о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности, о вкладах в банках, ценных бумагах, ФИО3 предоставлять была не должна, так как согласно п.4 ст.33 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» при выборах депутатов представительных органов муниципальных образований, при которых избирательные округа образуются в соответствии со средней нормой представительства избирателей, не превышающей пяти тысяч избирателей, кандидаты не обязаны представлять в соответствующую избирательную комиссию сведения, предусмотренные пунктом 3 настоящей статьи, если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации.

Средняя норма представительства избирателей не превышает пяти тысяч избирателей, рассчитывается следующим образом: 15 264 (избирателей) : 15.

Вопрос о предоставлении сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за отчетный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ к рассматриваемому делу отношения не имеет. Скриншот, представленный стороной административного истца, не является доказательством, подтверждающим неподачу сведений.

Сведения об идентификационном номере налогоплательщика (ИНН) в заявлении указываются при наличии свидетельства. Однако свидетельство у ФИО3 отсутствовало, поэтому она не указала ИНН в заявлении.

Данное основание не является существенным.

Считала, что постановление окружной избирательной комиссии отмене не подлежит.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, заслушав заключение помощника прокурора прокуратуры <адрес> Колмаковой С.А., полагавшей требование административного иска удовлетворить, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.2 ст.32 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

Согласно п.1 ст.75 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.

Особенности производства по административным делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации закреплены в главе 24 КАС РФ.

В силу ч.10 ст.239 КАС РФ с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о заверении списка кандидатов, об отказе в заверении списка кандидатов, о регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, избирательное объединение, в отношении которых вынесено такое решение, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого заверен или зарегистрирован по тому же избирательному округу.

Основания аннулирования регистрации кандидата (списка кандидатов), отмены решения комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), исключении кандидата из списка кандидатов, отмены регистрации кандидата (списка кандидатов), инициативной группы по проведению референдума урегулированы ст.76 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Согласно п.6 ст.76 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.

Согласно подпунктам «в», "в.1", "в.2" пункта 24 статьи 38 данного Федерального закона основаниями отказа в регистрации кандидата являются: отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата; наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона; отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, каких-либо сведений, предусмотренных пунктами 2 и 3 (при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации также сведений, предусмотренных пунктом 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, иным законом.

Аналогичные основания предусмотрены для отказа в регистрации кандидата в депутаты пунктом 6 статьи <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-З «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в <адрес>».

Условия выдвижения кандидатов перечислены в ст.33 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Пунктами 2 и 2.2 статьи 33 данного федерального закона закреплено, что соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат, за исключением случая, предусмотренного пунктом 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона, считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, в заявлении должны быть указаны сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа. Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и подписанного уполномоченным лицом политической партии, иного общественного объединения либо уполномоченным лицом соответствующего структурного подразделения политической партии, иного общественного объединения.

Вместе с заявлением, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, представляются копия паспорта (отдельных страниц паспорта, определенных Центральной избирательной комиссией Российской Федерации) или документа, заменяющего паспорт гражданина, заверенная соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения; копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом; если кандидат менял фамилию, или имя, или отчество, - копии соответствующих документов.

Судом установлено, что решением Цнинского сельского Совета народных депутатов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ были назначены выборы депутатов Цнинского сельского Совета народных депутатов <адрес> шестого созыва на ДД.ММ.ГГГГ, которые проводятся по одному пятнадцатимандатному избирательному округу, включающему в себя всю территорию Цнинского сельсовета <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 обратилась в окружную избирательную комиссию пятнадцатимандатного избирательного округа по выборам депутатов Цнинского сельского Совета народных депутатов <адрес> шестого созыва с заявлением о даче согласия выдвинувшему ее <адрес>ному местному отделению Всероссийской политической партии «Единая Россия» баллотироваться кандидатом в депутаты Цнинского сельского Совета народных депутатов <адрес> по пятнадцатимандатному избирательному округу.

В заявлении она указала дату и место рождения, адрес места жительства, сведения о документе, удостоверяющем личность, гражданстве, реквизиты документа об образовании, указала, что является главой Бокинского сельсовета <адрес> и членом Всероссийской политической партии «Единая Россия».

К заявлению ФИО3 приложены документы: решение об избрании главой сельсовета, копия диплома об образовании, копия паспорта, первый финансовый отчет, справка, подтверждающая, что она является членом Всероссийской политической партии «Единая Россия».

Постановлением окружной избирательной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 зарегистрирована кандидатом в депутаты Цнинского сельского Совета народных депутатов <адрес> шестого созыва.

Судом также установлено, что постановлением окружной избирательной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ кандидатом в депутаты Цнинского сельского Совета народных депутатов <адрес> шестого созыва была зарегистрирована ФИО1.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 подала заявление в окружную избирательную комиссию пятнадцатимандатного избирательного округа по выборам депутатов Цнинского сельского Совета народных депутатов <адрес> шестого созыва с просьбой предоставить ей возможность ознакомиться с документами, представленными для уведомления о выдвижении избирательного объединения <адрес>ное местное отделение Всероссийской политической партии «Единая Россия» кандидатов, включенных в заверенный избирательной комиссией Цнинского сельсовета <адрес> список кандидатов в депутаты Цнинского сельского Совета народных депутатов <адрес> шестого созыва.

Считая постановление окружной избирательной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, которым ФИО3 была зарегистрирована кандидатом в депутаты Цнинского сельского Совета народных депутатов <адрес> шестого созыва незаконным и подлежащим отмене, ФИО1 обратилась с административным иском в суд.

Административный истец считает, что в нарушение требований закона ФИО2 в заявлении о даче согласия баллотироваться кандидатом в депутаты не указала идентификационный номер налогоплательщика.

В силу ст.33 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в заявлении указывается идентификационный номер налогоплательщика (при наличии).

Согласно сообщению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по <адрес>ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ДД.ММ.ГГГГ присвоен ИНН , свидетельство выдано ДД.ММ.ГГГГ.

В заявлении о даче согласия баллотироваться кандидатом в депутаты ФИО3 идентификационный номер налогоплательщика указан не был.

Между тем суд считает, что данное обстоятельство не является существенным и значительным для формирования мнения о кандидате, не искажает информацию о кандидате.

Нарушений требований, предъявляемых к оформлению документа и влияющих на объем изложенной в нем информации, судом не усматривается.

Обязанности представлять копию свидетельства о постановке на учет физического лица в налоговом органе у ФИО3 не имелось.

Суд принимает во внимание, что в силу пункта 24 статьи 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» неуказание кандидатом в депутаты сведений об ИНН законодателем не рассматривается в качестве самостоятельного основания для отказа в регистрации кандидата.

Статьей 40 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предусмотрено, что кандидаты, замещающие государственные или выборные муниципальные должности, кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе либо являющиеся членами органов управления организаций независимо от формы собственности (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, - членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций), за исключением политических партий, а также кандидаты, являющиеся должностными лицами, журналистами, другими творческими работниками организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, при проведении своей избирательной кампании не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения.

Зарегистрированные кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе либо работающие в организациях, осуществляющих выпуск средств массовой информации, на время их участия в выборах освобождаются от выполнения должностных или служебных обязанностей и представляют в избирательную комиссию заверенные копии соответствующих приказов (распоряжений) не позднее чем через пять дней со дня регистрации. Законом субъекта Российской Федерации может быть установлено, что на выборах в представительные органы муниципальных образований при определенном числе избирателей в избирательном округе (но не более пяти тысяч избирателей) зарегистрированные кандидаты, находящиеся на государственной службе, на время их участия в выборах могут не освобождаться от выполнения должностных или служебных обязанностей.

Административный истец считает, что в нарушение п.2 ст.40 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» ФИО3 в отпуск не ушла, соответствующие подтверждающие документы в окружную избирательную комиссию не представила до настоящего времени.

Суд учитывает, что общий запрет на использование преимущества должностного или служебного положения при проведении своей избирательной компании распространяется на кандидатов на всех этапах избирательной компании. Указанные ограничения касаются кандидатов, которые непосредственно осуществляют властные функции либо обеспечивают их реализацию либо связаны с выпуском средств массовой информации.

Понятие «муниципальной службы» дается в пункте 1 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации». Муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).

Понятие «выборное должностное лицо местного самоуправления» дается в статье 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Выборное должностное лицо местного самоуправления - должностное лицо местного самоуправления, избираемое на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, либо на сходе граждан, осуществляющем полномочия представительного органа муниципального образования, и наделенное собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Перечень муниципальных должностей, в том числе выборных муниципальных должностей, устанавливается непосредственно законами субъектов РФ и уставами муниципальных образований.

В Реестре должностей муниципальной службы в <адрес>, утвержденном законом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №223-ФЗ «О муниципальной службе в <адрес>» глава сельсовета отсутствует.

Таким образом, ФИО3 не находится на муниципальной службе, а замещает выборную муниципальную должность.

На время участия в выборах, со дня регистрации, зарегистрированные кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе либо работающие в организациях, осуществляющих выпуск средств массовой информации, должны быть освобождены от выполнения своих обязанностей, то есть уйти в отпуск.

Согласно действующей редакции статьи 40 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» лица, замещающие государственные или выборные муниципальные должности, могут продолжать свою деятельность, но при этом согласно пункта 1 статьи 40 не имеют права использовать преимущества своего должностного или служебного положения.

При таких обстоятельствах доводы представителя административного истца о нарушении законодательства в части того, что ФИО3 не ушла в отпуск и соответствующие подтверждающие документы в окружную избирательную комиссию не представила, не нашли своего подтверждения в судебном заседании.

Согласно п.2 ст.33 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, в заявлении должны быть указаны сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа.

В судебном заседании установлено, что ФИО3 является депутатом Бокинского сельсовета <адрес> пятого созыва на постоянной основе. В связи с чем, сведения об этом, а также наименование соответствующего представительного органа, в заявлении указывать не должна.

В силу п.2 ст.33 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в заявлении указывается основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий).

Представитель административного истца считает, что ФИО3 нарушено требование законодательства, поскольку ФИО3 не указала сведения, что исполняет обязанности депутата на постоянной основе. Кроме того, справка об осуществлении полномочий депутата, копия удостоверения депутата к заявлению не приложены.

Однако в заявлении должны быть указаны сведения в случае, если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе.

В заявлении ФИО3 указала, что является главой Бокинского сельсовета <адрес>, приложив решение об избрании ее главой. Глава сельсовета избирается сельским Советом из своего состава на срок полномочий сельского Совета.

В силу п.2.1 ст.33 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» если у кандидата имелась или имеется судимость, в заявлении, предусмотренном пунктом 2 настоящей статьи, указываются сведения о судимости кандидата, а если судимость снята или погашена, - также сведения о дате снятия или погашения судимости.

Суд считает, что обязанности представить справку о наличии/отсутствии судимости у ФИО3 не имелось.

Кроме того, как следует из объяснений представителя административного ответчика, сведения о судимости кандидата запрашивает избирательная комиссия.

По сообщению информационного центра УМВД России по <адрес> сведений о судимости ФИО3 не имеется.

В силу п.3 ст.33 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» вместе с заявлением, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, либо на основании пункта 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона в иной срок в соответствующую избирательную комиссию должны быть представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата (каждого кандидата из списка кандидатов), а также об имуществе, принадлежащем кандидату (каждому кандидату из списка кандидатов) на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах.

При этом п.4 ст.33 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предусмотрено, что при выборах депутатов представительных органов муниципальных образований, при которых избирательные округа образуются в соответствии со средней нормой представительства избирателей, не превышающей пяти тысяч избирателей, кандидаты не обязаны представлять в соответствующую избирательную комиссию сведения, предусмотренные пунктом 3 настоящей статьи, если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации.

Как разъяснено в Методических рекомендациях по вопросам, связанным с выдвижением и регистрацией кандидатов, списков кандидатов на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, утвержденных постановлением Центральной избирательной комиссии РФ от ДД.ММ.ГГГГ, вместе с заявлением, указанным в пункте 3.4 настоящих Методических рекомендаций, в соответствующую избирательную комиссию должны быть представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата (каждого кандидата из списка кандидатов), а также об имуществе, принадлежащем кандидату (каждому кандидату из списка кандидатов) на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах.

При выборах депутатов представительных органов муниципальных образований, при которых избирательные округа образуются в соответствии со средней нормой представительства избирателей, не превышающей пяти тысяч избирателей, кандидаты не обязаны представлять в соответствующую избирательную комиссию вышеуказанные сведения, если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации.

Пунктом 4 статьи 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предусмотрено, что одномандатные и (или) многомандатные избирательные округа должны образовываться с соблюдением следующих требований: соблюдается примерное равенство одномандатных избирательных округов по числу избирателей с допустимым отклонением от средней нормы представительства избирателей не более чем на 10 процентов, а в труднодоступных или отдаленных местностях - не более чем на 30 процентов.

При образовании многомандатных избирательных округов соблюдается примерное равенство числа избирателей на один депутатский мандат.

Как следует из справки администрации Цнинского сельсовета численность избирателей на территории Цнинского сельсовета <адрес> составляет 15 264 человека.

Выборы проводятся по одному пятнадцатимандатному избирательному округу, включающему в себя всю территорию Цнинского сельсовета <адрес>.

Таким образом, средняя норма представительства избирателей составляет менее пяти тысяч - 15 264 (избирателя) : на 15 (мандатов).

При таких обстоятельствах, поскольку средняя норма представительства избирателей не превышает пяти тысяч, кандидат не обязан представлять в избирательную комиссию вышеуказанные сведения.

Что касается доводов представителя административного истца о том, что ФИО3 не представила сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за отчетный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и данные сведения на страничке Бокинского сельского <адрес> на официальном сайте администрации <адрес> не размещены, то они правового значения для рассматриваемого дела не имеют.

Согласно п.2.2 ст.33 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» вместе с заявлением, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, представляются если кандидат менял фамилию, или имя, или отчество, - копии соответствующих документов.

Факт изменения фамилии кандидата может быть подтвержден посредством представления в избирательную комиссию соответствующих документов, в том числе свидетельства о рождении кандидата, а также свидетельства о заключении брака или о расторжении брака.

Вместе с заявлением о согласии баллотироваться кандидат в случае изменения фамилии обязан предоставить в избирательную комиссию копии соответствующих документов.

Судом установлено, что кандидат ФИО7 ранее имела иную фамилию - ФИО8. По запросу суда была представлена копия актовой записи о регистрации брака между ФИО9 и ФИО3, из которой следует, что фамилия ФИО3 до заключения брака ФИО8.

В избирательную комиссию не было представлено документов, подтверждающих изменение фамилии.

Доводы представителя заинтересованного лица о том, что все представленные ФИО3 документы, касающиеся ее личности, оформлены именно на нее, вследствие чего у ФИО3 отсутствовала правовая обязанность представлять в окружную избирательную комиссию какие - либо документы о смене фамилии, суд отклоняет.

Законом предусмотрена обязанность кандидата предоставить документы в случае изменения фамилии, независимо о того, когда произошла такая перемена фамилии.

Суд считает, что непредставление необходимых сведений может вызывать у избирателя ложное представление о кандидате. Отсутствие документов, подтверждающих изменение фамилии, имеет существенное значение для выбора избирателя в поддержку того или иного кандидата и нарушает принцип равенства прав и обязанностей всех кандидатов перед законом.

В результате отсутствия сведений о предыдущей фамилии невозможно проверить информацию о наличии либо отсутствии судимости у кандидата.

Суд считает, что непредставление документов, подтверждающих изменение фамилии, свидетельствует о неисполнении кандидатом ФИО3 требований закона, и является основанием для отмены постановления окружной комиссии о ее регистрации в качестве кандидата в депутаты.

В силу императивного указания подпункта «в» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата, является основанием для отказа в регистрации кандидата.

В силу ст.46 КАС РФ административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично. Суд не принимает признание административным ответчиком административного иска, если это противоречит КАС РФ, другим федеральным законам или нарушает права других лиц.

Суд не принимает признание иска административным ответчиком, поскольку оно нарушает права других лиц.

В судебном заседании представителем заинтересованного лица заявлялось ходатайство о признании доказательств, представленных административным истцом, недопустимыми, в удовлетворении которого было отказано.

Статьей 59 КАС РФ предусмотрено, что доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном КАС РФ и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.

Согласно ст.61 КАС РФ доказательства являются допустимыми, если они отвечают требованиям, указанным в статье 59 КАС РФ. Обстоятельства административного дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими иными доказательствами.

Представленные административным истцом доказательства являются допустимыми, отвечающими требованиям ст.59 КАС РФ, нарушений закона при их получении не установлено.

Руководствуясь ст.ст. 175-176,178-180, 244 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление ФИО1 к окружной избирательной комиссии пятнадцатимандатного избирательного округа по выборам депутатов Цнинского сельского Совета народных депутатов <адрес> шестого созыва о признании незаконным и отмене постановления окружной избирательной комиссии пятнадцатимандатного избирательного округа по выборам депутатов Цнинского сельского Совета народных депутатов <адрес> шестого созыва от ДД.ММ.ГГГГ «О регистрации ФИО3 кандидатом в депутаты Цнинского сельского Совета народных депутатов <адрес> шестого созыва» - удовлетворить.

Признать незаконным и отменить постановление окружной избирательной комиссии пятнадцатимандатного избирательного округа по выборам депутатов Цнинского сельского Совета народных депутатов <адрес> шестого созыва от ДД.ММ.ГГГГ «О регистрации ФИО3 кандидатом в депутаты Цнинского сельского Совета народных депутатов <адрес> шестого созыва».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в административную коллегию Тамбовского областного суда через районный суд в течение пяти дней со дня его принятия.

Решение принято в окончательной форме: 16 августа 2018 года.

Федеральный судья: Е.Н. Ситникова