ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2044/20 от 10.06.2020 Советского районного суда г. Махачкалы (Республика Дагестан)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Махачкала ДД.ММ.ГГГГ года

Советский районный суд г.Махачкалы в составе:

председательствующего судьи Шуаева Д.А.,

при секретаре судебного заседания Метревели Ц.Т.,

с участием представителя Министерства природных ресурсов и экологии Республики Дагестан по доверенности ФИО1, судебного пристава-исполнителя МО СП по ОИП УФССП России по РД ФИО2, представителя Махачкалинской межрайонной природоохранной прокуратуры РД ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Министерства природных ресурсов и экологии Республики Дагестан к судебному приставу-исполнителю МО СП по ОИП УФССП России по РД ФИО4, и УФССП по РД о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя СП по ОИП УФССП России по РД ФИО4 о взыскании исполнительского сбора от ДД.ММ.ГГГГ г. №

УСТАНОВИЛ:

Министерство природных ресурсов и экологии Республики Дагестан обратилось в суд с вышеуказанным административным иском, ссылаясь на то, что решением Советского районного суда г. Махачкалы по делу №17 выдан исполнительный лист серии ФС №019517725, от ДД.ММ.ГГГГ года.

Судебным приставом-исполнителем межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП по Республике Дагестан постановлением от ДД.ММ.ГГГГ года, возбуждено исполнительное производство .

В рамках указанного исполнительного производства постановлением от ДД.ММ.ГГГГ года, судебным приставом наложен на Министерство природных ресурсов и экологии Республики Дагестан исполнительский сбор в размере 50000 руб.

Истец, считает постановление от ДД.ММ.ГГГГ года незаконным и необоснованным по следующим основаниям.

Решением Советского районного суда г. Махачкалы от ДД.ММ.ГГГГ года были удовлетворены исковые требования Махачкалинского межрайонного природоохранного прокурора к Министерству природных ресурсов и экологииРД о:

- признании незаконным бездействия Минприроды РД выразившееся в непринятии мер по постановке на государственный кадастровый учет особо охраняемых природных территорий регионального значения и созданию охранных зон памятников природы и природных парков.

- обязании Минприроды РДпринять меры по постановке на государственный кадастровый учет особо охраняемых природных территорий регионального значения;

- обязании Минприроды РД подготовить и внести проекты указов ГлавыРД о создании охранных зон в отношении природных парков и памятников природы регионального значения по мере постановки их на государственный кадастровый учет.

На основании данного решения суда, был выписан исполнительный лист серии ФС

Как видно из постановления №05020/20/535736 от ДД.ММ.ГГГГ года, основанием для принятия такого решения послужило то, что исполнительный лист серии ФС №019517725 Министерством природных ресурсов и экологии Республики Дагестан в течение срока установленного для добровольного исполнения, не исполнен. Доказательства уважительности причин неисполнения не представлены, наличия чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств, других непреодолимых препятствий, находящихся вне контроля при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась в целях надлежащего исполнения.

Однако судебным приставом-исполнителем не учтено следующее.

Свидетельством исполнения Минприроды РД исполнительного документа серии ФС №019517725 от 13 июня 2017 года в срок, установленный
требованиями судебного пристава-исполнителя, для добровольного исполнения, являются письма, адресованные федеральной службе судебных приставов России по Республике Дагестан: письмо Минприроды РД от 19 января 2018 года №письмо Минприроды РД от 19 декабря 2018 года письмо Минприроды РД от 3 апреля 2019 года №

Вышеперечисленными письмами, Минприроды РД помимо подтверждения исполнения исполнительного документа в срок, также указало уважительность причин неисполнения части требований, установленных судебным приставом-исполнителем. Однако последним в рамках исполнительного производства №4114/18/05020-ИП претензий к указанным документам, в порядке ст.105 ФЗ от
2 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве», являющимся доказательством исполнения исполнительного документа серии ФС №019517725 от 13 июня 2017 года в срок, в адрес Минприроды РД не поступало. Содержанием №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» установлено, что в случаях неисполнения должником

требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для его добровольного исполнения, в течение суток с момента получения копии постановления
судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для его исполнения. Следовательно, Управление федеральной службы судебных приставов России по Республике Дагестан тем самым признавало факт исполнения исполнительного документа, и уважительность причин неисполнения части требований.

Исследовав и оценив по правилам ст.84 КАС РФ доказательства, выслушав объяснения сторон, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст.218КАС Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на нихнезаконновозложены какие-либо обязанности.

В соответствии со ст.360КАС Российской Федерациипостановленияглавного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.

На основании ст.121Федерального закона Российской Федерации N 229-ФЗ от 02.10.2007 года "Об исполнительном производстве" постановлениясудебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.

Из содержания ст. ст. 14, 15, 30 Федерального закона "Об исполнительном производстве" следует, что судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя.

Решение о возбуждении исполнительного производства оформляетсяпостановлениемдолжностного лица службы судебных приставов. Обязательность законных требований судебного пристава-исполнителя для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций, подлежащие неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации, закреплена законодательно (ст.6 Федерального закона "Об исполнительном производстве").

По смыслу ст. 105 Федерального закона "Об исполнительном производстве" в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выноситпостановлениеовзысканииисполнительскогосбораи устанавливает должнику новый срок для исполнения.

Исполнительскийсборявляется денежнымвзысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копиипостановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.Исполнительскийсборзачисляется в федеральный бюджет (п.1 ст.112 Федерального закона от 02.10.2007 года "Об исполнительном производстве" N 229-ФЗ).

Исполнительскийсборустанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным

вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Исполнительскийсборустанавливается в размере семи процентов от подлежащейвзысканиюсуммы или стоимостивзыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характераисполнительский сборс должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (п.3 ст.112 Федерального закона от 02.10.2007 года "Об исполнительном производстве" №229-ФЗ).

Исполнительскийсборимеет свойстваадминистративнойштрафной санкции и является мерой публично-правовой ответственности должника, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства (Постановление Конституционного Суда РФ от 30.07.2001 №13-П, п.78ПостановленияПленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 №50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства".

В силу положений ч. 11 ст.226 КАС РФобязанность доказывать нарушения прав, свобод и законных интересовадминистративногоистца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующееадминистративноеисковое заявление, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а доказывание обстоятельств законности действий (бездействия) должного лица, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Как установлено в судебном заседании, 07.07.2017 года в отношении Министерства природных ресурсов и экологии Республики Дагестан судебным приставом исполнителем 07.07.2017 года возбуждено исполнительное производство №4114/18/05020-ИП. Предмет исполнения: обязать Министерство природных ресурсов и экологии Республики Дагестан принять меры по постановке на государственный кадастровый учет особо охраняемых природных территорий регионального значения, внести проекты Указов Главы республики Дагестан о создании новых зон в отношении природных парков и памятников природы регионального значения по мере постановки их на государственный учет.

В постановлении о возбуждении исполнительного производствадолжнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии настоящегопостановления. Так же, должник предупрежден, что в случае неисполнения исполнительного документа в срок, предоставленный для добровольного исполнения, и непредставления доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, с него будетвзысканисполнительскийсборв размере 7 % от подлежащейвзысканиюсуммы или стоимостивзыскиваемого имущества, но не менее 1000 руб. с должника-гражданина или должника-индивидуального предпринимателя и 10000 руб., с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характераисполнительскийсборс должника-гражданина или должника-индивидуального предпринимателя устанавливается в размере 5000 руб., с должника-организации – 50000 руб. При наличии чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и других непредвиденных и непреодолимых препятствий, могущих сделать невозможным добровольное исполнение исполнительного документа, должнику предлагается в срок, установленный для добровольного исполнения, надлежащим образом уведомить об этом судебного пристава-исполнителя.

Поскольку в установленный для добровольного исполнения срок требования исполнительного документа должником Минприроды РД выполнены не были, 23.03.2020 года судебным приставом-исполнителем МО СП по ОИП УФССП России по РД ФИО4, вынесенопостановлениеовзысканиис Минприроды РД исполнительскогосборав размере 50000 руб.

Как следует из разъяснений, данных в абз. 2 п. 75ПостановленияПленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 №50, при применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, об освобождении должника отвзысканияисполнительского сборасудам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности отвзысканиямогут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи401 ГК РФ). Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительскогосбораисходя из положений пункта 1 статьи401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплатыисполнительскогосбора.

Анализ приведенных выше положений позволяет сделать вывод о том, что единственным основанием, препятствующим вынесению судебным приставом-исполнителемпостановленияовзысканииисполнительскогосбора, в случае неисполнения должником требований исполнительного документа в установленный законом срок, является представление судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, и если должник принял все меры для надлежащего исполнения.

При этом обязанность доказывания совершения всех возможных действий, подтверждающих намерение исполнить исполнительный документ в добровольном порядке, а также наличия уважительных причин, повлекших невозможность его своевременного исполнения, возложена на должника.

Как следует из материалов дела, на момент вынесения судебным приставом оспариваемогопостановлениядолжником в его адрес таких доказательств, представлено не было.

Вместе с тем, суд считает возможным освободить должника – Министерство природных ресурсов и экологии Республики Дагестан от взыскания исполнительскогосборас учетом следующих обстоятельств.

Исполнительскийсбор, по своей сути, является штрафной санкцией, в связи, с чем долженвзыскиватьсяисключительно при наличии виновного поведения должника.

Согласноч. 2 ст. 13ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Решением Советского районного суда города Махачкалы от 06.04.2017 года был определен срок и порядок исполнения решения суда.

Как усматривается из представленных документов представителем административного истца в 2018 году министерством подготовлены следующие землеустроительные дела по описанию местоположения границ объекта землеустройства: государственный природный заказник, регионального значения «Андрейаульский», «Дешлагарский», «Хамаматюртовский», «Касумкентский». Подготовлен указ Главы Республики Дагестан о создании охранной зоны природного парка регионального значения «Верхний Гуниб», пояснительная записка к нему, положение об охранной зоне природного парка регионального значения «Верхний Гинуб»., координаты охранной зоны природного парка регионального значения «Верхний Гуниб», координаты поворотных точек границ природного парка регионального значения «Верхний Гуниб». 25.03.2020 г. Министром проект направлен в Правительство РД.

Как следует из п. 7 ст.112Федерального закона «Об исполнительном производстве», суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств, при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства вправе освободить должника отвзысканияисполнительскогосбора.

Согласно п. 74ПостановленияПленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» суд не связан основаниями и доводами требованийобоспариваниипостановлениясудебного пристава-

исполнителя, он вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости освободить должника от еговзысканияна основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались.

С учетом вышеуказанных обстоятельств, ввиду того, что Минприроды РД требования исполнительного листа не были вовремя исполнены по независящим от Минприроды РД обстоятельствам, а также с учетом того, что Минприроды РД предпринимались неоднократные попытки для исполнения решения суда, а также того что решение суда не исполнено частично, суд приходит к выводу о возможности освободить Минприроды РД отвзысканияисполнительскогосбораподлежащего уплате в соответствии с постановлением судебного пристава–исполнителя МО СП по ОИП УФССП России по РД ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ г. о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству -ИП от ДД.ММ.ГГГГ года.

На основании выше изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 178-180 КАС Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Министерства природных ресурсов и экологии Республики Дагестан к судебному приставу-исполнителю МО СП по ОИП УФССП России по РД ФИО4 и УФССП по РД о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя СП по ОИП УФССП России по РД ФИО4 о взыскании исполнительского сбора от ДД.ММ.ГГГГ г. №, оставить без удовлетворения.

Освободить Министерство природных ресурсов и экологии Республики Дагестан от взыскания исполнительского сбора в размере 50000 рублей, подлежащего уплате в соответствие с постановлением судебного пристава-исполнителя МО СП по ОИП УФССП России по РД ФИО4 №05020/20/535736 от ДД.ММ.ГГГГ г. по исполнительному производству №ИП от ДД.ММ.ГГГГ г.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд РД в течение месяца со дня составления его в окончательной форме

Мотивированное решение составлено 19 июня 2020 года.

Судья Шуаев Д.А.