Дело ***а-2045/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Тамбов 22 августа 2018 года
Ленинский районный суд г.Тамбова в составе:
председательствующего судьи Кострюкова П.А.,
при секретаре Бабкиной Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску администрации г.Тамбова к УФССП России по Тамбовской области, МОСП по ИОИП УФССП России по Тамбовской области, судебному приставу-исполнителю МОСП по ИОИП УФССП России по Тамбовской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
У С Т А Н О В И Л:
Администрация г.Тамбова обратилась в суд с административным иском к УФССП России по Тамбовской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора в сумме 50000 руб., наложенного 17.08.2016г. постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного ОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Тамбовской области Ивановой К.А., в рамках исполнительного производства ***-ИП от 20.07.2016г. В обоснование административного иска указано, что решением Ленинского районного суда г.Тамбова от 30.05.2016г. на администрацию г.Тамбова возложена обязанность организовать работы по сносу строения по адресу: *** освобождению земельного участка по указанному адресу от строительного мусора. 20.07.2016г. было возбуждено исполнительное производство ***-ИП. После возбуждения исполнительного производства администрации г.Тамбова был предоставлен срок пять дней для добровольного исполнения решения суда, однако в течение установленного срока реальное исполнение решение суда было невозможным, вследствие объективных причин, поскольку организация работы по сносу осуществляется в соответствии с Положением о порядке списания объектов основных средств муниципального имущества городского округа - Тамбов, утвержденным решением Тамбовской городской Думы от 25.07.2007г. №420, в соответствии с которым жилые помещения относятся к основным средствам муниципального имущества и списываются на основании решения городской Думы. В целях списания объектов основных средств, относящихся к объектам недвижимости, подлежащих сносу, формируется определенный пакет документов, который рассматривается комиссией по списанию основных средств администрации г.Тамбова в месячный срок с момента формирования пакета документов. Результаты принятого комиссией решения оформляются протоколом, на основании которого готовится проект решения городской Думы. Проект решения о списании объектов основных средств с выпиской из протокола комиссии, документами, предусмотренными Положением о порядке списания объектов основных средств муниципального имущества городского округа - Тамбов, вносится в городскую Думу. До момента вступления в силу решения городской Думы о списании объектов основных средств разборка и демонтаж объектов основных средств не допускаются. Постановлением администрации г. Тамбова от 14.03.2018г. №1310 были внесены изменения в Устав МКУ «Долговой центр» в части дополнения функцией осуществления сноса расселенных домов и освобождению земельных участков от строительного мусора. В настоящее время указанные изменения зарегистрированы в ЕГРЮЛ в отношении МКУ «Долговой центр» и также решается вопрос о внесении изменений в муниципальную программу для осуществления финансирования данного вида работ, т.е. сноса строений. Длительность исполнения, а также ограниченность бюджетного финансирования предопределяют наличие объективных причин и отсутствие вины должника в неисполнении решения суда в установленный для добровольного исполнения срок.
Определением Ленинского районного суда г. Тамбова от 02.08.2018г. к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены: - Межрайонный отдел судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Тамбовской области; - судебный пристав-исполнитель Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Тамбовской области Иванова К.А.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Лесникова Е.Ю. заявленные административные требования поддержала в полном объеме и по основаниям, изложенным в административном иске. Также пояснила, что исполнение данного решения суда влечет длительные временные и денежные затраты, поскольку администрация г. Тамбова в силу своих полномочий обладает только распорядительными функциями, в связи с чем не осуществляет организацию работ по сносу строений, а также использует выделенные денежные средства строго по их целевому назначению. Для исполнения решения суда требуется принятие решения о списании квартир сносимого строения, после администрацией г. Тамбова определялось муниципальное учреждение, которое будет осуществлять организацию работ по сносу строения, в связи с чем, были внесены изменения в Устав МКУ «Долговой центр», на которое была возложена данная задача, а также направлялись соответствующие письма о необходимости изыскания необходимых денежных средств. Кроме того, для осуществления процедуры сноса строения, требуется в соответствии с законодательством РФ, заключение контракта с подрядчиками на проведение самих работ по сносу. Таким образом, в силу необходимой процедуры для исполнения решения суда требуется определенный срок, который значительно превышает срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа. При выполнении необходимой процедуры, исполнение решения в пятидневный срок не представляется возможным.
Представители административных ответчиков и административный ответчик – судебный пристав-исполнитель МОСП по ИОИП УФССП России по Тамбовской области в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст.112 Федерального закона от 2 октября 2007г. N229-ФЗ
«Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества
В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-организации устанавливается в размере пятидесяти тысяч рублей.
Согласно ч.6 ст.112 названного Федерального закона должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Частью 7 названной статьи предусмотрено право суда освободить должника от взыскания исполнительского сбора при отсутствии установленных ГК РФ оснований ответственности за нарушение обязательства.
Основания ответственности за нарушения обязательств установлены статьей 401 ГК РФ, согласно которой лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Следовательно, в силу прямого предписания в законе вопросы об имущественном положении должника, степени его вины в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства подлежат выяснению при рассмотрении судом иска должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.
Как установлено судом и следует из материалов административного дела, 20.07.2016г. судебным приставом-исполнителем Межрайонного ОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Тамбовской области было возбуждено исполнительное производство ***-ИП, по предмету исполнения: обязать городской округ г. Тамбова в лице администрации г. Тамбова организовать работы по сносу строения по адресу: *** освобождению земельного участка по указанному адресу от строительного мусора.
В пункте 2 постановления о возбуждении исполнительного производства должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии данного постановления.
17.08.2016г. судебным приставом-исполнителем Межрайонного ОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Тамбовской области, в рамках указанного исполнительного производства, вынесено постановление о взыскании с администрации г. Тамбова исполнительского сбора в размере 50000 руб., в силу того, что администрацией г. Тамбова исполнительный документ в срок, установленный для добровольного исполнения, не исполнен.
Также судом установлено, что письмом администрации г. Тамбова от 01.08.2016г. на имя судебного пристава-исполнителя Межрайонного ОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Тамбовской области сообщалось, что в администрации г. Тамбова проводится работа по исполнению решения суда.
Кроме того, организация работы по сносу осуществляется в соответствии с Положением о порядке списания объектов основных средств муниципального имущества городского округа - Тамбов, утвержденным решением Тамбовской городской Думы от 25.07.2007г. №420, в соответствии с которым жилые помещения относятся к основным средствам муниципального имущества и списываются на основании решения городской Думы.
Как следует из представленных документов, со стороны административного истца, решением Тамбовской городской Думы от 25.10.2017г. №684 комитету по управлению имуществом города администрации города Тамбова разрешено произвести списание квартир, находящихся в муниципальной казне, расположенных по адресу: ***. Постановлением администрации г.Тамбова Тамбовской области от 14.03.2018г. №1310 утверждены изменения в Устав МКУ «Долговой центр» на предмет возложения функции по организации работ по сносу аварийных многоквартирных жилых домов, расположенных на территории г.Тамбова. МКУ «Долговой центр» составлена смета на снос ***, что следует из сообщения МКУ «Долговой центр» от 13.07.2018г. Также решением Тамбовской городской Думы от 25.07.2018г. №883 внесены изменения в решение Тамбовской городской Думы Тамбовской области от 22.12.2017 №730 «О бюджете городского округа – город Тамбов на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов», и которым предусмотрено выделение денежных средств на организацию работ по сносу аварийных многоквартирных жилых домов, расположенных на территории г.Тамбова после завершения их расселения в рамках областной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилого фонда».
Также из пояснений представителя административного истца, и что не опровергнуто в ходе судебного разбирательства, следует, что для осуществления процедуры сноса строения, требуется в соответствии с законодательством РФ, заключение контракта с подрядчиками на проведение самих работ по сносу строения.
Таким образом, действия, направленные на исполнение требований исполнительного документа, а именно организацию работ по сносу строения, требуют значительных временных затрат, значительно превышающих срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что не исполнение требований исполнительного документа в срок для добровольного исполнения было вызвано объективными причинами, не зависящими только от воли администрации г. Тамбова, что свидетельствует об отсутствии вины администрации г. Тамбова и наличии оснований для освобождения от исполнительского сбора.
Кроме того, судом учитывается правовая позиция Конституционного суда Российской Федерации относительно правовой природы исполнительского сбора, взыскиваемого с должника в рамках исполнительного производства органом принудительного исполнения, изложенная в Постановлении от 30.07.2001 №13-П, согласно которой этот сбор представляет собой административную санкцию штрафного характера. То есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Следовательно, основанием для взыскания исполнительского сбора является наличие одновременно двух условий: невыполнение должником требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем для его добровольного исполнения, и отсутствие у должника уважительных причин для такого неисполнения.
Помимо вышеизложенного судом учитывается и то обстоятельство, что администрация г. Тамбова является органом местного самоуправления, относится к бюджетной системе Российской Федерации и обязана использовать выделенные бюджетные средства строго по их целевому назначению в установленном законом порядке.
Исполнение вышеуказанного решения суда носит определенный временной характер, поскольку предусматривает совершение последовательности необходимых действий при организации работ, связанных со сносом строений, входящих в компетенцию органа местного самоуправления, и который в силу своих полномочий обладает только распорядительными функциями.
Также судом учитывается, что при организации работ по сносу строения, необходимо заключение муниципального контракта для выполнения самих работ по сносу строения, процедура которого определена законодательством РФ о контрактной системе, и требующей определенных временных затрат.
На основании изложенного, суд считает возможным освободить администрацию г. Тамбова от исполнительского сбора в сумме 50000 рублей, наложенного 17.08.2016г. постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Тамбовской области, в рамках исполнительного производства ***-ИП от 20.07.2016г.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск администрации г. Тамбова удовлетворить.
Освободить администрацию г.Тамбова от исполнительского сбора в сумме 50000 руб., наложенного 17.08.2016г. постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Тамбовской области, в рамках исполнительного производства ***-ИП от 20.07.2016г.
Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья П.А. Кострюков
Решение суда в окончательной форме составлено 03.09.2018г.
Судья П.А. Кострюков