ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2045/2022 от 20.10.2022 Ленинскогого районного суда г. Тамбова (Тамбовская область)

Именем Российской Федерации

г.Тамбов 20 октября 2022 года

Ленинский районный суд г. Тамбова в составе

судьи Воронцовой Е.С.,

при секретаре судебного заседания Шинкиной О.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-2045/2022 по административному иску Проскурякова Дмитрия Михайловича, Проскуряковой Веры Владимировны, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетнего Проскурякова Кирилла Дмитриевича, Прокас Ирины Дмитриевны к судебному приставу – исполнителю Ленинского РОСП г.Тамбова УФССП России по Тамбовской области Гавриковой Олесе Сергеевне, УФССП России по Тамбовской области о признании незаконным постановления от 21.06.2022 о прекращении исполнительного производства,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением от 20.04.2022 судебным приставом – исполнителем Ленинского РОСП г.Тамбова УФССП России по Тамбовской области Гавриковой О.С. возбуждено исполнительное производство *** с предметом исполнения: признать незаконным приказ Управления государственного строительного надзора Тамбовской области от 18.06.2019 № 418 в части исключения из реестра пострадавших граждан Проскурякова Д.М., Проскурякову В.В.

Согласно выписке ЕГРЮЛ от 20.04.2022 Управление государственного строительного надзора Тамбовской области 05.04.2022 ликвидировано.

Судебный пристав – исполнитель обратился в суд с заявлением о прекращении исполнительного производства.

Определением Ленинского районного суда г.Тамбова от 12.05.2022 производство по заявлению судебного пристава – исполнителя прекращено на основании п. 1 ч. 1 ст. 194 КАС РФ.

Из определения следует, что вопрос о прекращении исполнительного производства в случае внесения записи об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ не подлежит рассмотрению судом. Согласно п. 7 ч. 2 ст. 43 Федерального закона от *** № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» разрешение данного вопроса входит в полномочия судебного пристава – исполнителя.

Постановлением от 01.06.2022 судебный пристав – исполнитель прекратил исполнительное производство ***-ИП, указав в основание принятого решения – прекращение исполнительного производства судом.

Постановлением от 21.06.2022 старшим судебным приставом – исполнителем Ленинского РОСП г.Тамбова УФССП России по Тамбовской области Бычковой И.И. отменено постановление от 01.06.2022, исполнительное производство ***-ИП возобновлено.

Постановлением от 21.06.2022 судебный пристав – исполнитель вновь прекратил исполнительное производство ***-ИП, указав в основание принятого решения – внесение записи об исключении должника – организации из ЕГРЮЛ.

Проскуряков Д.М., Проскурякова В.В. действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетнего Проскурякова К.Д., Прокас И.Д. обратились с административным иском в суд, в котором просят признать постановление от 21.06.2022 незаконным.

В административном иске указано, что действительно в выписке ЕГРЮЛ в отношении Управления государственного строительного надзора Тамбовской области имеется запись от 05.04.2022 о том, что оно ликвидировано.

Вместе с тем, постановлением администрации Тамбовской области от 27.12.2021 № 230 утверждено Положение о Департаменте государственного жилищного, строительного и технического надзора (контроля) Тамбовской области, п. 3.1.2. которого определено, что данный Департамент выполняет функции регионального строительного надзора, в том числе функции в сфере защиты прав граждан – участников долевого строительства.

При таких обстоятельствах, правовых оснований для прекращения исполнительного производства у судебного пристава – исполнителя не было. Функции Управления государственного строительного надзора Тамбовской области переданы Департаменту государственного жилищного, строительного и технического надзора (контроля) Тамбовской области.

Кроме того, постановление о прекращении исполнительного производства судебным приставом – исполнителем вынесено в период рассмотрения Ленинским районным судом г.Тамбова заявления Проскуряков Д.М., Проскурякова В.В. действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетнего Проскурякова К.Д., Прокас И.Д. о замене должника в исполнительном производстве.

В судебное заседание Проскуряков Д.М. не явился, извещен о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом. Его представитель по доверенности Коробов С.А., а также административные истцы Проскурякова В.В. и Прокас И.Д. требования административного иска поддержали по изложенным в нем основаниям.

Судебный пристав – исполнитель Ленинского РОСП г.Тамбова УФССП России по Тамбовской области Гаврикова О.С. в судебном заседании возражала против требований административного иска, указав, что оспариваемое постановление вынесено в строгом соответствии с требованиями п. 7 ч. 2 ст. 43Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве". Правопреемников Управление государственного строительного надзора Тамбовской области не имеет, а наличие в суде заявления административных истцов о замене должника в исполнительном производстве не освобождало от обязанности прекратить исполнительное производство. В случае удовлетворения судом требований о замене должника, постановление о прекращении исполнительного производства было бы отменено, производство возобновлено. Сообщила, что определением Ленинского районного суда г.Тамбова от 18.10.2022 отказано в удовлетворении заявления о замене должника в исполнительном производстве. Считала также, что пропущены сроки по ст. 219 КАС РФ, поскольку оспариваемое постановление получено взыскателем Проскуряковой В.В. 24.06.2022.

Представители УФССП России по Тамбовской области, Департамент государственного жилищного, строительного и технического надзора (контроля) Тамбовской области в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии сп. 7 ч. 2 ст. 43Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительное производство прекращается судебным приставом-исполнителем в случаях: внесения записи об исключении юридического лица (взыскателя-организации или должника-организации) из единого государственного реестра юридических лиц.

В силуп. 3 ст. 49Гражданского кодекса Российской Федерации правоспособность юридического лица возникает с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о его создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о его прекращении.

Порядок исключения юридического лица из ЕГРЮЛ определенФедеральным закономот 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

Согласноч. 6 ст. 22Федерального закона № 129-ФЗ ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим свою деятельность после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц. Регистрирующий орган публикует информацию о ликвидации юридического лица.

В соответствии сч. 1 ст. 61Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам.

Содержащееся вп. 7 ч. 2 ст. 43Федерального закона № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" положение, предусматривающее обязанность судебного пристава-исполнителя прекратить исполнительное производство в случае внесения записи об исключении юридического лица (взыскателя-организации или должника-организации) из единого государственного реестра юридических лиц, в системной взаимосвязи сп. 1 ст. 61Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам, свидетельствует о необходимости прекращения исполнительного производства в случаи ликвидация юридического лица, которое направлено на пресечение совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения в условиях отсутствия одной из сторон исполнительного производства - взыскателя или должника.

Из материалов дела следует, что постановлением от 20.04.2022 судебным приставом – исполнителем Ленинского РОСП г.Тамбова УФССП России по Тамбовской области Гавриковой О.С. возбуждено исполнительное производство ***-ИП с предметом исполнения: признать незаконным приказ Управления государственного строительного надзора Тамбовской области от 18.06.2019 № 418 в части исключения из реестра пострадавших граждан Проскурякова Д.М., Проскурякову В.В.

Согласно выписке ЕГРЮЛ от 20.04.2022 Управление государственного строительного надзора Тамбовской области 05.04.2022 ликвидировано.

Судебный пристав – исполнитель обратился в суд с заявлением о прекращении исполнительного производства.

Определением Ленинского районного суда г.Тамбова от 12.05.2022 производство по заявлению судебного пристава – исполнителя прекращено на основании п. 1 ч. 1 ст. 194 КАС РФ.

Из определения следует, что вопрос о прекращении исполнительного производства в случае внесения записи об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ не подлежит рассмотрению судом. Согласно п. 7 ч. 2 ст. 43 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» разрешение данного вопроса входит в полномочия судебного пристава – исполнителя.

Постановлением от 01.06.2022 судебный пристав – исполнитель прекратил исполнительное производство ***-ИП, указав в основание принятого решения – прекращение исполнительного производства судом.

Постановлением от 21.06.2022 старшим судебным приставом – исполнителем Ленинского РОСП г.Тамбова УФССП России по Тамбовской области Бычковой И.И. отменено постановление от 01.06.2022, исполнительное производство ***-ИП возобновлено.

Постановлением от 21.06.2022 судебный пристав – исполнитель вновь прекратил исполнительное производство ***-ИП, указав в основание принятого решения – внесение записи об исключении должника – организации из ЕГРЮЛ.

Проанализировав доводы административных истцов применительно к положениям действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, и установленные в ходе судебного разбирательства обстоятельства дела, суд не находит оснований для признания постановления судебного пристава – исполнителя от 21.06.2022 незаконным.

Внесение записи об исключении юридического лица – Управления государственного строительного надзора Тамбовской области из ЕГРЮЛ в силу п. 7 ч. 2 ст. 43Федерального закона № 229-ФЗ обязывало судебного пристава-исполнителя прекратить исполнительное производство.

Доводы административных истцов о том, что Департамент государственного жилищного, строительного и технического надзора (контроля) Тамбовской области по сути является правопреемником Управления государственного строительного надзора Тамбовской области ошибочны.

Будучи исполнительными органами государственной власти Тамбовской области, они являются самостоятельными юридическими лицами.

Кроме того, в силу п.п. 1, 2 постановления главы администрации Тамбовской области от 20.12.2021 № 225 «Об изменении структуры исполнительных органов государственной власти области, Управление государственного строительного надзора Тамбовской области упразднено.

Управление государственного жилищного надзора Тамбовской области переименовано в Департамент государственного жилищного, строительного и технического надзора (контроля) Тамбовской области.

В силу ч. 3 ст. 43 Федерального закона № 229-ФЗ при отмене судебного акта, ставшего основанием для прекращения исполнительного производства, либо изменении обстоятельств, послуживших основанием для прекращения исполнительного производства, оно возобновляется по заявлению взыскателя или инициативе судебного пристава-исполнителя.

Ввиду данного положения принятие судебным приставом – исполнителем оспариваемого постановления в период рассмотрения судом заявления административных истцов о замене должника в исполнительном производстве прав и интересов Проскурякова Д.М., Проскуряковой В.В. и Прокас И.Д. не нарушает.

Принимая во внимание, что об оспариваемом постановлении административные истцы узнали в ходе судебного разбирательства 08.09.2022 по административному делу № 2а-1467/2022 о признании незаконным постановления судебного пристава – исполнителя о прекращении исполнительного производства от 01.06.2022, суд находит сроки обращения с административным иском по ст. 219 КАС РФ по настоящему делу соблюденными.

Факт того, что согласно ШПИ 39297372248907 оспариваемое постановление получено Проскуряковой В.В. 24.06.2022, не опровергает указанные выводы, поскольку помимо нее административными истцами по настоящему делу также являются Проскуряков Д.М. и Прокас И.Д., а сведений о вручении им постановления от 21.06.2022 в деле не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ,

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного иска Проскурякова Дмитрия Михайловича, Проскуряковой Веры Владимировны, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетнего Проскурякова Кирилла Дмитриевича, Прокас Ирины Дмитриевны о признании незаконным постановления судебного пристава - исполнителя от 21.06.2022 о прекращении исполнительного производства отказать.

Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Е.С. Воронцова

Решение в окончательной форме принято 26.10.2022

Судья: Е.С. Воронцова