ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2047/20 от 29.06.2020 Геленджикского городского суда (Краснодарский край)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Геленджик 29 июня 2020 года

Геленджикский городской суд Краснодарского края в составе:

судьи Соловьяновой С. В.,

при секретаре Мозымове В. В.,

с участием:

административного истца Жолудева А. А.,

помощника прокурора г. Геленджика Зиненко А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Жолудева А.А. к участковой избирательной комиссии избирательного участка №09-12 города-курорта Геленджик Краснодарского края о включении в дополнительный список участников голосования,

УСТАНОВИЛ:

Жолудев А. А. обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании решения № 7 участковой избирательной комиссии избирательного участка №09-12 города-курорта Геленджик Краснодарского края от 26.06.2020 года, которым отказано во включении в список участников голосования, поскольку адрес места жительства не включен в границы избирательного участка. Жолудев А. А. постоянно зарегистрирован по адресу: <адрес>, в настоящее время работает в <данные изъяты> на территории г. Геленджика и проживает по адресу: <адрес>. Считает отказ необоснованным и просит обязать участковую избирательную комиссию включить в дополнительный список участников голосования.

В судебном заседании административный истец требования поддержал, дополнив, что 10.06.2020 через МФЦ направил заявление в ЦИК РФ на дистанционное голосование. 21.06.2020 позвонил в свой избирательный участок по месту регистрации в г. Магадане, однако было сообщено, что заявление не поступало, в связи с чем, обратился в избирательный участок по месту проживания в г. Геленджике.

В судебное заседание представитель административного ответчика не явился, направил ходатайство о рассмотрении административного дела в отсутствие представителя, при рассмотрении дела полагался на усмотрение суда.

Помощник прокурора г. Геленджика в судебном заседании полагал, что административные исковые требования подлежат удовлетворению.

Выслушав административного истца, исследовав материалы административного дела, заслушав мнение прокурора, суд находит административное исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации каждому гражданину принадлежит право и возможность голосовать и быть избранным на периодических выборах, проводимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей без необоснованных ограничений.

Право избирать (активное избирательное право) и право быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления (пассивное избирательное право), а также право участвовать в референдуме, по общему правилу, принадлежит гражданам Российской Федерации (ч.2 ст.32 Конституции Российской Федерации, статьи 2-4 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).

Согласно п. 4 ст. 3 Федерального закона о поправке к Конституции Российской Федерации от 14.03.2020 года № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» ст.1 данного Закона вступает в силу со дня официального опубликования результатов общероссийского голосования в случае, если предусмотренные ею изменения в Конституцию Российской Федерации получили одобрение в ходе общероссийского голосования. Статьей 2 Закона предусмотрено, что в общероссийском голосовании вправе принимать участие граждане Российской Федерации, достигшие на день проведения общероссийского голосования 18 лет, за исключением граждан, признанных судом недееспособными или содержащихся в местах лишения свободы по приговору суда. Граждане Российской Федерации участвуют в общероссийском голосовании на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании. Участие гражданина Российской Федерации в общероссийском голосовании является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в общероссийском голосовании, а также препятствовать его свободному волеизъявлению. Подготовка и проведение общероссийского голосования осуществляются открыто и гласно.

Указом Президента Российской Федерации от 17.03.2020 года №188 установлено, что дата проведения общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации определяется отдельным указом.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 01.06.2020 года №354 дата 01.07.2020 года определена в качестве даты проведения общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации, предусмотренных статьей 1 Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти».

Порядок общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации определен Постановлением Центральной избирательной Комиссии России от 20.03.2020 года № 244/1804-7.

Пунктом 1.2 указанного акта предусмотрено, что общероссийское голосование проводится на всей территории Российской Федерации, а также за пределами территории Российской Федерации в соответствии с данным Порядком.

Разделом 5 Порядка определено, что списки участников голосования составляются на основании данных, содержащихся в ГАС «Выборы».

В списки участников голосования включаются все граждане Российской Федерации, обладающие правом на участие в общероссийском голосовании.

Основанием для включения участника голосования в список участников голосования на конкретном участке для голосования является факт нахождения его места жительства на территории этого участка для голосования, установленный органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Основанием для включения в список участников голосования участника голосования, который в день голосования будет находиться вне места жительства, является заявление о голосовании по месту нахождения, поданное в порядке и сроки, установленные ЦИК России, с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, территориальную либо участковую комиссию.

Участник голосования вправе обратиться в участковую комиссию с заявлением об отсутствии его в списке участников голосования, о любой ошибке или неточности в сведениях о нем, внесенных в список участников голосования. В течение 24 часов, а в день голосования - в течение двух часов с момента обращения, но не позднее момента окончания голосования, участковая комиссия обязана проверить заявление и представленные документы и либо включить участника голосования в список участников голосования, устранить ошибку или неточность, либо принять решение об отклонении заявления с указанием причин такого отклонения, вручив заверенную копию этого решения заявителю.

Пунктом 2.3.1 Инструкции по составлению, уточнению и использованию списков участников общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации», утвержденной Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 20 марта 2020 года № 244/1809-7 «Об инструкции по составлению, уточнению и использованию списков участников общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации» установлено, что участник голосования, который в день голосования будет находиться вне места своего жительства, в том числе в месте временного пребывания, может принять участие в голосовании по месту своего нахождения в случае подачи им заявления о голосовании по месту нахождения.

Заявление о голосовании по месту нахождения может быть подано участником голосования лично в ППЗ, а именно:

- в любую участковую комиссию на территории Российской Федерации, за исключением комиссий, сформированных на участках для голосования, которые образованы для проведения голосования участников голосования, не имеющих регистрации по месту жительства в пределах Российской Федерации, - с 16 июня (решением избирательной комиссии субъекта Российской Федерации может быть установлен более ранний срок) до 14.00 по местному времени 21 июня 2020 года;

- через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - МФЦ) - с 5 июня до 14.00 по местному времени 21 июня 2020 года.

Заявление о голосовании по месту нахождения может быть подано в электронном виде с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» с 5 июня до 14.00 по московскому времени 21 июня 2020 года.

Как установлено в судебном заседании, административный истец является гражданином Российской Федерации, постоянно проживает по адресу: <адрес>, в настоящее время работает в ВЧ 9862 на территории г. Геленджика и проживает по адресу: <адрес>.

Административный истец не имел возможности прибыть для голосования по месту регистрации, поскольку работает в <данные изъяты> на территории г. Геленджика и проживает по адресу: <адрес>.

Вместе с тем, заблаговременно (10.06.2020) направил заявление через МФЦ в ЦИК РФ на дистанционное голосование, однако 21.06.2020 в избирательном участке по месту регистрации в <адрес> Жолудеву А. А. было сообщено, что заявление не поступало в результате сбоя программы.

Согласно ч.1 ст.239 КАС РФ избиратели, участники референдума вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие избирательные права этих граждан или их право на участие в референдуме.

Учитывая изложенное, с учетом удаленности места постоянного проживания административного истца, суд находит, что имеются основания для включения заявителя в дополнительный список участников голосования.

В соответствии с ч. 1 ст. 188 КАС РФ решение суда полежит немедленному исполнению в случаях, прямо предусмотренных настоящим Кодексом, а также в случае обращения судом принятого им решения к немедленному исполнению.

Согласно ч. 6 ст. 244 КАС РФ немедленному исполнению подлежат решение суда о включении гражданина в список избирателей и другие решения, если они обращены судом к немедленному исполнению по правилам, установленным статьей 188 настоящего Кодекса.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что решение суда подлежит немедленному исполнению.

Руководствуясь ст. 239-244 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Жолудева А.А. удовлетворить.

Признать решение №7 участковой избирательной комиссии избирательного участка №09-12 города-курорта Геленджик Краснодарского края от 26.06.2020 необоснованным.

Обязать участковую избирательную комиссию избирательного участка №09-12 города-курорта Геленджик Краснодарского края включить Жолудева А.А. в дополнительный список участников голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации и выдать бюллетень для голосования.

Обязать участковую избирательную комиссию избирательного участка №09-12 города-курорта Геленджика Краснодарского края через территориальную избирательную комиссию субъекта РФ уведомить соответствующую избирательную комиссию по месту постоянной регистрации административного истца о включении его в дополнительный список избирателей для голосования в г. Геленджике Краснодарского края.

Решение подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд в течение 5 дней со дня его вынесения.

Судья