Дело № 2а-2049/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 июня 2018 года г. Элиста
Элистинский городской суд Республики Калмыкия в составе
председательствующего судьи Буджаевой С.А.,
при секретаре судебного заседания Оконовой А.Э.,
с участием прокурора Эндгеевой И.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Калмыцкого Республиканского отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» к Элистинской территориальной избирательной комиссии Республики Калмыкия о признании незаконным решения о формировании участковой избирательной комиссии избирательного участка № 22 и назначении ее председателя,
у с т а н о в и л:
Калмыцкое Республиканское отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» (далее по тексту – КРО ПП КПРФ) обратилось в суд с административным иском к Элистинской территориальной избирательной комиссии Республики Калмыкия (далее – ЭТИК) о признании незаконным решения от 06 июня 2018 года № 31/127/4 «О формировании участковой избирательной комиссии избирательного участка №22 и назначении ее председателя».
В обоснование требований указывает, что состав участковой избирательной комиссии избирательного участка №22 сформирован на основании предложений Калмыцкого регионального отделения Всероссийской общественной организации «Молодая гвардия Единой России» (1 человек), Калмыцкого регионального отделения Политической партии «Патриоты России» (1 человек), Регионального отделения Всероссийской Политической партии «Родина» в Республике Калмыкия (1 человек), Элистинского городского Собрания (1 человек), Регионального отделения Политической партии Справедливая Россия в Республике Калмыкия (1 человек), Регионального отделения в Республике Калмыкия Политической партии «Гражданская платформа» (1 человек), Элистинского местного отделения Всероссийской Политической партии «Единая Россия» (1 человек). Председателем участковой избирательной комиссии избирательного участка № 22 назначена ФИО1
Кандидатура, представленная КРО ПП КПРФ в лице ФИО2, не была включена в состав политических партий. Считает, что на основании ст.27 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», ст.ст. 2, 3, 25, 36, 37 Федерального закона от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях» политическая партия КПРФ имеет преимущественное (льготное) право предлагать своих представителей в состав каждой участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. В связи с чем просит признать незаконным решение Элистинской ТИК от 06 июня 2018 года № 31/127/4 «О формировании участковой избирательной комиссии избирательного участка №22 и назначении ее председателя».
Представитель КРО ПП КПРФ ФИО3 поддержала заявленные требования в полном объеме, просила удовлетворить.
Представитель административного ответчика – Элистинская территориальная избирательная комиссия Республики Калмыкия ФИО4 заявленные требования не признала, пояснив, что Элистинская ТИК действовала в соответствии с требованиями закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Представитель привлеченного в качестве заинтересованного лица Избирательной комиссии Республики Калмыкия ФИО5 не согласилась с заявленными исковыми требованиями, ссылаясь на законность и обоснованность оспариваемого решения Элистинской ТИК.
Выслушав доводы сторон, представителя заинтересованного лица, мнение прокурора Эндгеевой И.С., полагавшей необходимым в удовлетворении требования КРО ПП КПРФ отказать, суд считает административные исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
В соответствии с частью 2 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.
В соответствии со статьей 27 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее Федерального закона № 67-ФЗ) для обеспечения процесса голосования избирателей, участников референдума и подсчета голосов избирателей, участников референдума на избирательных участках, участках референдума формируются участковые комиссии. На избирательных участках, участках референдума, образованных в соответствии с пунктом 2 статьи 19 настоящего Федерального закона, участковые комиссии формируются территориальными комиссиями.
Число членов участковой комиссии с правом решающего голоса определяется формирующими ее территориальной комиссией либо должностным лицом в зависимости от числа избирателей, участников референдума, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного участка, участка референдума, в следующих пределах: а) до 1001 избирателя - 3-9 членов участковой комиссии; б) от 1001 до 2001 избирателя - 7-12 членов участковой комиссии; в) более 2000 избирателей - 7-16 членов участковой комиссии.
Формирование участковой комиссии осуществляется на основе предложений, указанных в пункте 2 статьи 22 Федерального закона № 67-ФЗ, а также предложений представительного органа муниципального образования, собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы. Количество вносимых предложений не ограничивается.
Территориальная комиссия обязана назначить не менее одной второй от общего числа членов участковой комиссии на основе поступивших предложений: а) политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания РФ; б) политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта РФ, а также политических партий, выдвинувших списки кандидатов, которым переданы депутатские мандаты в соответствии с законом субъекта РФ, предусмотренным пунктом 17 статьи 35 настоящего Федерального закона; в) избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в представительном органе муниципального образования.
Пунктом 13 статьи 21 Федерального закона № 67-ФЗ предусмотрено, что Центральная избирательная комиссия Российской Федерации в пределах своей компетенции вправе издавать инструкции по вопросам единообразного применения настоящего Федерального закона, обязательные для исполнения.
В целях единообразного применения положений действующего законодательства постановлением ЦИК РФ от 17.02.2010 №192/1337-5 утверждены Методические рекомендации о порядке формирования территориальных избирательных комиссий, избирательных комиссий муниципальных образований, окружных и участковых избирательных комиссий (далее - Методические рекомендации).
В соответствии с п. 8.7, 8.8 Методических рекомендаций в случае, если число кандидатур, предложенных политическими партиями, избирательными объединениями, указанными в пункте 8.6 настоящих Методических рекомендаций, более одной второй от общего числа членов участковой избирательной комиссии, рекомендуется определять конкретные кандидатуры из числа предложенных указанными политическими партиями, избирательными объединениями для назначения в состав участковой избирательной комиссии таким образом, чтобы политические партии, избирательные объединения, указанные в пункте 8.6, были представлены в участковых избирательных комиссиях на соответствующей территории на равных основаниях.
Отбор кандидатур проводится на основании процедуры, определенной решением избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, а при его отсутствии - решением соответствующей территориальной комиссии. Процедура отбора может предусматривать рейтинговое голосование, жеребьевку, иные способы определения конкретных кандидатур для назначения в состав участковой избирательной комиссии.
Кандидатуры, предложенные в состав участковой избирательной комиссии, но не назначенные членами комиссии, зачисляются в резерв составов участковых комиссий, который формируется избирательной комиссией субъекта Российской Федерации в соответствии с Порядком формирования резерва составов участковых комиссий и назначения нового члена участковой комиссии из резерва составов участковых комиссий, установленным ЦИК РФ.
Во исполнение приведенных положений Методических рекомендаций Избирательной комиссией Республики Калмыкия постановлением от 16 января 2013 года №11/65-5 утверждена Процедура отбора кандидатур для назначения в составы УИК (далее – Процедура), территориальным избирательным комиссиям поручено осуществлять отбор кандидатур для назначения в составы УИК в соответствии с указанной Процедурой, в том числе в случаях, указанных в пунктах 8.7 Методических рекомендаций.
Пунктом 1.1 Процедуры предусмотрено применение указанной процедуры в том числе, в случае внесения политическими партиями, избирательными объединениями, перечисленными в пункте 5 статьи 27 Федерального закона № 67-ФЗ, предложений по кандидатурам для назначения в состав УИК в количестве, превышающем одну вторую от общего числа членов УИК.
В соответствии с пунктом 2.1 Процедуры соответствующая территориальная избирательная комиссия осуществляет отбор кандидатур для назначения в состав УИК рейтинговым голосованием.
В случае, указанном пункте 1.1. Процедуры, рейтинговое голосование проводится сначала между политическими партиями, избирательными объединениями, указанными в пункте 5 статьи 27 Федерального закона № 67-ФЗ, до назначения одной второй от общего числа членов УИК. В дальнейшем рейтинговое голосование проводится между кандидатурами, представленными политическими партиями, общественными объединениями, иными субъектами права внесения предложений, в том числе и политической партией, избирательным объединением, указанным в пункте 5 статьи 27 Федерального закона № 67-ФЗ, но по результатам первого рейтингового голосования не вошедшим в одну вторую от общего числа членов участковой комиссии, до назначения полного состава УИК.
Рейтинговое голосование является открытым и представляет собой ряд последовательных голосований по каждой кандидатуре, предложенной для назначения в состав УИК (пункт 2.2 Процедуры).
В рейтинговом голосовании по каждой из кандидатур принимают участие все члены соответствующей территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса, присутствующие на заседании, на котором решается вопрос о формировании УИК (пункт 2.3 Процедуры).
В соответствии с пунктом 2.7 Процедуры избранной (избранными) кандидатурой (кандидатурами) для назначения в состав УИК считается (считаются) кандидатура (кандидатуры), набравшая(ие) в ходе рейтингового голосования наибольшее числе голосов относительно других кандидатур.
В силу пункта 2.8 Процедуры в случае, если по итогам рейтингового голосования несколько кандидатур получили одинаковое количество голосов членов территориальной избирательной комиссии, избранной (избранными) для назначения в состав УИК считается (считаются) кандидатура (кандидатуры), имеющая(ие) высшее профессиональное образование, в том числе в области информационных технологий и автоматизации обработки информации, юридическое, опыт работы в избирательных комиссиях, опыт организации и проведения выборов, референдумов. При наличии у кандидатов равных критериев, по этим кандидатурам проводится повторное рейтинговое голосование.
Как установлено судом, решением Элистинской ТИК от 17 апреля 2018 года №30/81-4 определено число членов участковых избирательных комиссий избирательных участков №№1-49 с правом решающего голоса с учетом числа избирателей, участников референдума, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного участка согласно приложению.
Как следует из приложения к указанному решению число членов с правом решающего голоса УИК избирательного участка №22 определено в составе 7 человек. Соответственно 1/2 от общего числа членов УИК избирательного участка №22 равна 4 членам.
На основании решения Элистинской ТИК от 17 апреля 2018 года №30/82-4 Элистинской ТИК опубликовано информационное сообщение о сроках и порядке приема предложений по формированию участковых избирательных комиссий г.Элисты и резерва составов участковых избирательных комиссий г.Элисты. Прием предложений осуществлялся в период с 23 апреля по 22 мая 2018 года включительно.
Согласно выписке из протокола заседания № 31 ЭТИК от 06 июня 2018 года за период с 23 апреля по 22 мая 2018 года включительно в ЭТИК поступили предложения от 12 субъектов инициативы выдвижения. В частности, КРО ПП КПРФ, являющейся парламентской партией и допущенной к распределению мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания РФ и законодательном органе государственной власти республики, направлены предложения по 57 кандидатурам в члены УИК с правом решающего голоса и резерв состава 49-ти участковых комиссий г.Элисты.
Судом установлено, что представители КРО ПП КПРФ включены в состав 45 участковых комиссий г.Элисты из 49 действующих участковых комиссий, таким образом они не вошли в составы 4-х комиссий, в том числе в состав Элистинской УИК избирательного участка №22, что оспаривается административным истцом по настоящему делу.
В состав УИК избирательного участка №22 с правом решающего голоса направлены предложения по 10 кандидатурам от 9 субъектов инициативы выдвижения.
Помимо КРО ПП КПРФ, внесшей предложение по 1 кандидатуре (кандидатура ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., образование среднее специальное, опыт работы в избирательных комиссиях не имеется), кандидатуры для назначения членами УИК избирательного участка № 22 с правом решающего голоса предложили Калмыцкое региональное отделение Всероссийской общественной организации «Молодая гвардия Единой России» (1 кандидатура), Калмыцкое региональное отделение Политической партии «Патриоты России» (1 кандидатура), Региональное отделение Всероссийской Политической партии «Родина» (1 кандидатура), Элистинское городское Собрание (1 кандидатура), Региональное отделение Политической партии Справедливая Россия в Республике Калмыкия (1 кандидатура), Региональное отделение в Республике Калмыкия Политической партии «Гражданская платформа» (1 кандидатура), Калмыцкое региональное отделение Политической партии ЛДПР (1 кандидатура), Собрание избирателей по месту работы (1 кандидатура), Элистинское местное отделение Всероссийской Политической партии «Единая Россия» (2 кандидатуры. При этом одна из двух предложенных кандидатур была исключена).
Поскольку общее количество кандидатур, предложенных политическими партиями, указанными в п.п. «а», «б» п. 5 ст. 27 Федерального закона № 67-ФЗ, превышало 1/2 от установленного числа членов УИК избирательного участка № 22, равной 4 членам, ЭТИК в соответствии с Методическими рекомендациями, а также Процедурой отбора кандидатов, в первую очередь проведено рейтинговое голосование между кандидатурами, предложенными вышеназванными политическими партиями.
По результатам первого рейтингового голосования кандидатура ФИО2, предложенная КРО ПП КПРФ, а также кандидатуры ФИО6, ФИО7, набрали наименьшее количество голосов относительно других кандидатур, в связи с чем в состав УИК избирательного участка № 22 с правом решающего голоса были включены ФИО8, ФИО9, ФИО10 и ФИО11
Из выписки из протокола заседания № 31 ЭТИК от 06 июня 2018 года также следует, что второе рейтинговое голосование проводилось между кандидатурами, не вошедшими в состав УИК № 22 по результатам первого рейтингового голосования (кандидатуры ФИО2, ФИО6 и ФИО7), а также кандидатурами, предложенными политической партией, собранием избирателей по месту работы, не указанные в п.п. «а», «б» п. 5 ст. 27 Федерального закона № 67-ФЗ (кандидатура ФИО12 от Калмыцкого регионального отделения Всероссийской общественной организации «Молодая гвардия Единой России», кандидатура ФИО1 от Элистинского городского собрания).
По результатам второго рейтингового голосования кандидатура ФИО7 набрала 0 голосов, кандидатура ФИО2 набрала 1 голос, кандидатуры ФИО12, ФИО1, ФИО6 – по 8 голосов.
Таким образом, кандидатуры ФИО12, ФИО1, ФИО6, набравшие в ходе второго рейтингового голосования наибольшее число голосов относительно кандидатур ФИО2 и ФИО7, избраны в состав УИК избирательного участка № 22.
Решением Элистинской ТИК от 06 июня 2018 года № 31/127/4 сформирована участковая избирательная комиссия избирательного участка № 22 сроком на 5 лет в количестве 7 членов комиссии с правом решающего голоса в следующем составе: ФИО12, предложенный в состав участковой избирательной комиссии Калмыцким региональным отделением Всероссийской общественной организации «Молодая гвардия Единой России», ФИО8, предложенная в состав участковой избирательной комиссии Калмыцким региональным отделением Политической партии «Патриоты России», ФИО9, предложенный в состав участковой избирательной комиссии Региональным отделением Всероссийской Политической партии «Родина», ФИО1, предложенная в состав участковой избирательной комиссии Элистинским городским Собранием, ФИО6, предложенная в состав участковой избирательной комиссии Региональным отделением Политической партии Справедливая Россия в Республике Калмыкия, ФИО10, предложенная в состав участковой избирательной комиссии Региональным отделением в Республике Калмыкия Политической партии «Гражданская платформа», ФИО11, предложенная в состав участковой избирательной комиссии Элистинским местным отделением Всероссийской Политической партии «Единая Россия». Председателем участковой избирательной комиссии избирательного участка № 22 назначена ФИО1
Таким образом, предложенная партией КПРФ кандидатура ФИО2 в члены участковой избирательной комиссии №22 рассмотрена на заседании ЭТИК наравне с кандидатами от других субъектов выдвижения, указанных в п.п. «а», «б» п. 5 ст. 27 Федерального закона № 67-ФЗ, по результатам первого рейтингового голосования приняла участие во втором рейтинговом голосовании, однако не набрала необходимого количества голосов. Следовательно, в данном случае принцип равного избирательного права в виде обеспечения доступа в УИК не нарушен.
Довод административного истца о приоритетном праве кандидатур КРО ПП КПРФ перед иными субъектами права выдвижения кандидатур, и назначения в обязательном порядке в состав каждой участковой избирательной комиссии является ошибочным, основанным на неверном толковании норм избирательного законодательства, которым такое право парламентских политических партий не предусмотрено.
Элистинская территориальная избирательная комиссия, являющаяся коллегиальным органом, при обсуждении вопроса о формировании участковых комиссий учитывает и оценивает совокупность всех обстоятельств и требований, предъявляемых к кандидатам и представляемым ими документам, и на основе данной оценки с соблюдением требований статей 22 и 26 Федерального закона принять большинством голосов членов комиссии соответствующее решение. Каких-либо данных, опровергающих выводы суда и подтверждающих нарушение ЭТИК требований статей 22 и 27 Федерального закона №67-ФЗ либо нарушение процедуры рассмотрения вопроса о формировании участковой избирательной комиссии, суду не представлено.
На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что избирательная комиссия при формировании состава участковой избирательной комиссии избирательного участка №22 действовала в соответствии с законом и в рамках предоставленных полномочий, в связи с чем оснований для удовлетворения административных исковых требований не имеется.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 244, частью 3 статьи 298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
в удовлетворении административного искового заявления Калмыцкого Республиканского отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» к Элистинской территориальной избирательной комиссии Республики Калмыкия о признании незаконным решения о формировании участковой избирательной комиссии избирательного участка № 22 и назначении ее председателя отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Калмыкия через Элистинский городской суд Республики Калмыкия в течение пяти дней со дня его принятия.
Судья С.А. Буджаева