Дело № 2а-2049/2022
89RS0004-01-2022-002941-90
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Новый Уренгой 11 июля 2022 года
Новоуренгойский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе председательствующего судьи Осмоловской А.Л.,
при секретаре судебного заседания Юзеевой А.А.,
с участием старшего помощника
Новоуренгойского транспортного прокурора Николаенко Е. В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Новоуренгойского транспортного прокурора в интересах неопределённого круга лиц, о признании информации размещенной посредством сети Интернет запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
Новоуренгойский транспортный прокурор обратился в суд с административным иском о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет» запрещенной.
В обоснование исковых требований указано, что транспортной прокуратурой в рамках исполнения функций по осуществлению надзора за исполнением законов в сфере экономики, защиты прав субъектов предпринимательской деятельности и таможенной сфере проведен мониторинг сети Интернет, по итогам которого установлен сетевой ресурс, содержащий информацию о реализации на территории Российской Федерации продукции, в отношении которой применяются специальные экономические меры. Так, в частности, в ходе обозрения каталога продукции, размещенного на сайте https://wine-butik.ru/, установлено, что к приобретению на территории Российской Федерации предлагается продукция, страной происхождения которой является страна Европейского союза - Испания. Так, на странице с сетевым адресом https://wine-butik.ru/jamon/ к покупке предлагается «Хамон Paleta Bellota 100% Iberico» и «Хамон Jamon de Bellota 100% Iberico», страной происхождения которых является Испания. На странице по каждому продукту приводится подробная информация, в том числе о месте его происхождения, наименовании, также указана цена, и имеется функционал добавления в «корзину», где в последующем оформляется заказ. Вход на сайт осуществляется свободно, размещенный каталог продукции доступен без регистрации для всех лиц. Также указаны сведения о получении товаров посредством доставки. Просил признать информацию, распространяемую посредством сети «Интернет» на странице, имеющей сетевой адрес https://wine-butik.ru/jamon/, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Определением суда от 06.07.2022 г., занесенным в протокол судебного заседания, принято заявление административного истца Новоуренгойского транспортного прокурора об уточнении требований административного искового заявления, из которого следует, что необходимость в уточнении исковых требований возникла, в связи с допущенной технической ошибкой. Фактически выявленный спорный контент, размещен на странице, имеющей сетевой адрес https://wine-butik.ru/gourmet_food_jamon/from_spain/, в связи с чем в описательно-мотивировочной и просительной частях рассматриваемого административного искового заявления просил считать корректным URL-адрес: https://wine-butik.ru/gourmet_food_jamon/from_spain/.
В судебном заседании административный истец Новоуренгойский транспортный прокурор Николаенко Е.В. на удовлетворении иска настаивал, по основаниям, изложенным в заявлениях.
Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу Шевченко О.Д., в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя Управления Роскомнадзора.
На основании п. 6 ст. 226 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть заявление в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Выслушав административного истца, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Согласно ст. 265.1 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (далее также - административное исковое заявление о признании информации запрещенной), вправе обратиться прокурор, иные лица, которым такое право предоставлено законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.
Решения, являющиеся основаниями для ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, принимаются судами общей юрисдикции в порядке административного судопроизводства в рамках осуществления обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям (пп. 2.2 часть 3 статьи 1 КАС РФ).
По делам о признании информации, размещенной в сети Интернет, запрещенной к распространению в Российской Федерации, - юридически значимым обстоятельством является сам факт распространения на таком сайте в сети Интернет запрещенной информации.
Установление данного обстоятельства является достаточным основанием для признания приведенной информации, распространенной в сети Интернет, запрещенной.
В соответствии с частью 4 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
Пункт 5 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ устанавливает, что передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Согласно ч.ч. 2,3 ст. 1 Федерального закона от 30.12.2006 № 281-ФЗ «О специальных экономических мерах» специальные экономические меры применяются в случаях возникновения совокупности обстоятельств, требующих безотлагательной реакции на международно-противоправное деяние либо недружественное действие иностранного государства или его органов и должностных лиц, представляющие угрозу интересам и безопасности Российской Федерации и (или) нарушающие права и свободы ее граждан. Принудительные меры применяются для выполнения резолюций Совета Безопасности Организации Объединенных Наций.
Пунктом 1 Указа Президента РФ от 06.08.2014 № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации», в целях защиты национальных интересов Российской Федерации и в соответствии с федеральными законами от 30 декабря 2006 г. N 281-ФЗ «О специальных экономических мерах и принудительных мерах» и от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности» постановлено, органам государственной власти Российской Федерации, федеральным государственным органам, органам местного самоуправления, юридическим лицам, образованным в соответствии с законодательством Российской Федерации, организациям и физическим лицам, находящимся под юрисдикцией Российской Федерации, в своей деятельности исходить из того, что в течение одного года со дня вступления в силу настоящего Указа запрещается либо ограничивается осуществление внешнеэкономических операций, предусматривающих ввоз на территорию Российской Федерации отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых является государство, принявшее решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц или присоединившееся к такому решению.
Указом Президента Российской Федерации от 20.09.2021 № 534 «О продлении действия отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» действие отдельных специальных экономических мер, предусмотренных Указом № 560, продлено по 31.12.2022 г.
Во исполнение приведенных выше правовых актов Президента Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 07.08.2014 № 778 «О мерах по реализации указов Президента РФ от 06.08.2014 № 560, от 24.06.2015 № 320, от 29.06.2016 № 305, от 30.06.2017 № 293, от 12.07.2018 № 420, от 24.06.2019 № 293, от 21.11.2020 № 730 и от 20.09.2021 № 534» по 31.12.2022 г. введен запрет на ввоз в Российскую Федерацию сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, странами происхождения которых являются Соединенные Штаты Америки, страны Европейского союза, Канада, Австралия, Королевство Норвегия, Украина, Республика Албания, Черногория, Республика Исландия, Княжество Лихтенштейн и Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, по перечню согласно приложению.
Как следует из Перечня сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых являются Соединенные Штаты Америки, страны Европейского союза, Канада, Австралия, Королевство Норвегия, Украина, Республика Албания, Черногория, Республика Исландия, Княжество Лихтенштейн и Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии и которые по 31.12.2021 г. запрещены к ввозу в Российскую Федерации, являющегося приложением к ПП РФ № 778, запрещенным к ввозу и подлежащими уничтожению, в том числе являются: свиньи живые (за исключением чистопородных племенных животных), мясо крупного рогатого скота, свежее или охлажденное; мясо крупного рогатого скота, замороженное; свинина свежая, охлажденная или замороженная; пищевые субпродукты крупного рогатого скота, свиней, овец, коз, лошадей, ослов, мулов или лошаков, свежие, охлажденные или замороженные; мясо и пищевые субпродукты домашней птицы, указанной в товарной позиции 0105, свежие, охлажденные или замороженные; свиной жир, отделенный от тощего мяса, и жир домашней птицы, не вытопленные или не извлеченные другим способом, свежие, охлажденные, замороженные, соленые, в рассоле, сушеные или копченые; мясо соленое, в рассоле, сушеное или копченое; живая рыба (за исключением мальков лосося атлантического, мальков форели, мальков форели, мальков камбалы-тюрбо, мальков лаврака обыкновенного, живой декоративной рыбы); рыба и ракообразные, моллюски и прочие водные беспозвоночные (за исключением молоди (спата) устриц, молоди (спата) мидий, молоди белоногой креветки; молоко и молочная продукция (за исключением специализированного безлактозного молока и специализированной безлактозной молочной продукции для диетического лечебного питания и диетического профилактического питания); овощи, съедобные корнеплоды и клубнеплоды (за исключением картофеля семенного, лука-севка, кукурузы сахарной гибридной для посева, гороха для посева); фрукты и орехи; колбасы и аналогичные продукты из мяса, мясных субпродуктов или крови; готовые пищевые продукты, изготовленные на их основе; пищевые или готовые продукты, изготовленные по технологиям производства сыра и содержащие 1,5 мас.% или более молочного жира; соль (включая соль столовую и денатурированную) и хлорид натрия чистый, растворенные или не растворенные в воде, или содержащие или не содержащие добавки агентов, препятствующих слипанию или обеспечивающих сыпучесть, и вода морская (за исключением биологически активных добавок)
При изложенных обстоятельствах, поскольку в отношении продуктов, изготовленные по технологиям производства сыра, содержащих более 1,5 мас.% молочного жира (сыры), и мясных продуктов (хамон, палеты, салями), предлагаемых к приобретению на сайте, применяются специальные экономические меры, последние запрещены к ввозу, ввиду чего не могут реализовываться на территории Российской Федерации.
Согласно п. 6 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и запрете информации» запрещается распространение информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В свою очередь ст. 9 Федерального закона № 149-ФЗ установлена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Статья 14.2. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривает ответственность за незаконную продажу товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 14.17.1 настоящего Кодекса.
В силу п. 1 ст. 7 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» не допускается реклама товаров, производство и (или) реализация которых запрещены законодательством Российской Федерации.
Как установлено судом, транспортной прокуратурой в рамках исполнения функций по осуществлению надзора за исполнением законов в сфере экономики, защиты прав субъектов предпринимательской деятельности и таможенной сфере проведен мониторинг сети Интернет, по итогам которого установлен сетевой ресурс, https://wine-butik.ru/gourmet_food_jamon/from_spain/, содержащий информацию о реализации на территории Российской Федерации продукции, в отношении которой применяются специальные экономические меры.
По информации сервиса определения IP адресов, предоставляемого посредством сайта https://2ip.ru/services/, указатель страницы, с сетевым адресом https://wine-butik.ru/gourmet_food_jamon/from_spain/, имеет IP-адрес 195.211.221.71.
На сайте опубликован контактный номер телефона, форма для заказа, цены на товары, сведения о возможности доставки и оплаты продукции, в отношении которой применяются специальные экономические меры.
Вход на страницу: https://wine-butik.ru/gourmet_food_jamon/from_spain/, свободный, не требует регистрации и пароля. Ознакомиться с содержанием данной страницы и приобрести продукцию, в отношении которой применяются специальные экономические меры, может любой Интернет-пользователь.
При проведении мониторинга Новоуренгойским транспортным прокурором информации, размещенной на странице сайта каталога продукции, в отношении которой применяются специальные экономические меры с URL-адресом: https://wine-butik.ru/gourmet_food_jamon/from_spain/, установлено, WEB-страница активна, сайт находится в свободном доступе и на момент проведения проверки в Реестр не включен.
С учетом изложенного, поскольку выявленная информация, размещенная на сайте, нарушает прямой запрет, установленный Федеральным законом от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» на рекламу товаров, реализация которых запрещена законодательством Российской Федерации, а также административным законодательством, подрывает экономические и национальные интересы Российской Федерации, влечет нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц, в том числе российских производителей аналогичных товаров, последнюю следует рассматривать как запрещенную к распространению, в силу несоответствия положениям, установленным федеральным законодательством.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что предоставление возможности доступа к информации о продаже продукции, запрещенной к ввозу на территорию Российской Федерации, с помощью информационно-телекоммуникационных услуг связей, в том числе сети «Интернет», фактически является распространением запрещенной информации.
В соответствии с частью 1 статьи 15.1 Закона о защите информации в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее – Реестр).
Согласно пункту 2 части 5 статьи 15.1 Закона о защите информации основанием для включения в Реестр является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 15.1 Закона о защите информации).
Обязанность внесения сведений, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, по решению суда также относится к компетенции Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзора).
Полномочия по созданию, формированию и ведению Единого реестра отнесены к компетенции Роскомнадзора в соответствии с п. 5.1.7 Положения о Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.03.2009 №228.
Судом установлено, что на момент проверки указанный Интернет-ресурс в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, не внесен, в связи с чем, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявления прокурора о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет» и размещенной в сети Интернет на странице, имеющей сетевой адрес: https://wine-butik.ru/gourmet_food_jamon/from_spain/, информацией, запрещенной к распространению в Российской Федерации.
При таких обстоятельствах заявление Новоуренгойского транспортного прокурора обоснованно и подлежит удовлетворению.
Основанием для внесения указанной интернет-ссылки в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению (часть 4 статьи 265.5 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Руководствуясь ст. ст. 179, 180 КАС РФ суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Новоуренгойского транспортного прокурора в интересах Российской Федерации, удовлетворить.
Признать информацию, размещенную в информационно-коммуникационной сети Интернет на странице, имеющей сетевой адрес: https://wine-butik.ru/gourmet_food_jamon/from_spain/, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Направить в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре, Ямало-Ненецкому автономному округу, копию решения суда, которое является основанием для включения указателя страницы сайта в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение подлежит немедленному исполнению.
На решение может быть подана сторонами апелляционная жалоба в суд Ямало-Ненецкого автономного округа через Новоуренгойский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья А.Л. Осмоловская