Решение
Именем Российской Федерации
4 декабря 2020 г. г. Симферополь
Крымский гарнизонный военный суд в составе председательствующего Богославского А.А., при секретаре судебного заседания Собещанской А.Д., с участием представителей административного истца командира войсковой части <данные изъяты> – <данные изъяты> ФИО1, <данные изъяты> ФИО2, административного ответчика ФИО3, представителя заинтересованного лица начальника филиала Федерального казенного учреждения «Управление Черноморского флота» - «5 финансово-экономическая служба» - Письменной М.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело № 2а-204/2020 по административному исковому заявлению командира войсковой части <данные изъяты> об оспаривании результатов проверки финансово-экономической и хозяйственной деятельности названной воинской части Межрегиональным управлением ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны РФ (по Воздушно-космическим силам),
установил:
командир войсковой части <данные изъяты> обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным п. 6.4 Акта контрольных мероприятий отдельных вопросов финансово-экономической и хозяйственной деятельности войсковой части <данные изъяты> от 30 сентября 2020 г. <данные изъяты> (далее - Акт) проведенных Межрегиональным управлением ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны Российской Федерации (по Воздушно-космическим силам) (далее – МУВФКА), в части выводов о нарушении порядка списания авиационного топлива ТС-1 в сумме 1670058 рублей 04 копеек и обязать начальника МУВФКА исключить из п. 6.4 Акта выводы о нарушении порядка списания авиационного топлива ТС-1 в указанном размере.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 поддержал заявленные требования, приведя в их обоснование доводы, указанные в иске, при этом пояснил, что контрольной группой МУВФКА проводилась проверка отдельных вопросов финансово-экономической и хозяйственной деятельности воинской части, по итогам этой проверки в сентябре 2020 года был составлен Акт, в котором необоснованно указано о нарушении порядка списания авиационного топлива ТС-1 в размере 1670058 рублей 04 копейки. В проверяемый период авиационное топливо ТС-1 списывалось ежемесячно по фактическому расходу с учетом норм установленных приказом Министра обороны РФ <данные изъяты> и в порядке, предусмотренном приказами Министра обороны РФ № 139 и № <данные изъяты> путем оформления соответствующих форм по ОКУД с приложением полетных листов на каждое воздушное судно, расшифровкой о расходе горюче-смазочных материалов (далее – ГСМ), акта о списании материальных запасов. Указанный в оспариваемом Акте перерасход топлива на воздушных судах СУ-25УБ образовался в результате ошибочного применения норм расхода топлива на земле, предусмотренных для воздушного судна СУ-25СМ, ввиду идентичности их двигателей и технических характеристик.
При списании авиационного топлива ТС-1 за месяц, в отчетных документах указывалась положительная разница между нормой (экономией) и израсходованного сверх установленной нормы. Эти данные, исчисленные таким порядком, позволяли финансовому органу списывать авиационное топливо с регистров бюджетного учета.
После выявления ревизионной группой сверхнормативного расхода топлива при работе самолетов СУ-25УБ на земле, по каждому выявленному случаю проведены разбирательства, по итогам которого вина летного состава не была установлена, поскольку средствами объективного контроля в полном объеме подтвержден фактический расход авиационного топлива, указанного в качестве ущерба в оспариваемом Акте, в связи с чем, по мнению ФИО1, зафиксированный расход ТС-1 сверх установленной нормы по смыслу ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих» не может считаться реальным ущербом, а положения приказа Министра обороны РФ № <данные изъяты>, в данной ситуации, не применимы.
Представитель административного истца ФИО2 поддержал заявленные требования, просил суд удовлетворить их в полном объеме, при этом привел доводы аналогичные доводам ФИО1.
Представитель заинтересованного лица начальника филиала ФКУ «Управление Черноморского флота» - «5 финансово-экономическая служба» (далее - 5 ФЭС) Письменная в суде поддержала доводы административного иска и полагала заявленные требования подлежащими удовлетворению.
В судебном заседании административный ответчик Хижняк просил отказать в удовлетворении заявленных требований административного иска и пояснил, что нормы расхода ГСМ утверждены с учетом Курса боевой подготовки и являются основанием для законного списания ГСМ, израсходованных при эксплуатации, в том числе воздушных судов. При этом списание ГСМ производится по фактическому расходу, но не более установленных норм при их эксплуатации на земле и в воздухе. Исходя из того, что нормы расхода определены на 1 час работы воздушного судна СУ-25УБ на земле, должностными лицами воинской части безосновательно производилось списание израсходованного ТС-1, применяя нормы для воздушного судна СУ-25СМ, а также путем получения положительной разницы между нормой (экономией) и израсходованного сверх установленной нормы топлива относительно к общему расходу ТС-1 при подведении итогов за месяц, тогда как должны отражаться сведения по фактическому расходу топлива как по каждому полету, так и по работе воздушного судна на земле, зафиксированным в полетном листе, в котором указывается перерасход в графе «Израсходовано сверх установленной нормы». По мнению Хижняка, списание вышеприведенным способом авиационного топлива израсходованного сверх установленных норм привело к выбытию топлива из владения собственника Министерства обороны РФ и является нарушением, которое в соответствии с Классификатором основных нарушений и недостатков является ущербом (код - 1.03.09у), подлежащим внесению в книгу учета недостач воинской части. Кроме того, согласно п. 9 Программы экономии топливно-энергетических ресурсов в Вооруженных Силах РФ на период 2019 - 2023 годов, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 24 января 2019 г. № 22, командиры авиационных воинских частей обязаны исключить преднамеренную ускоренную выработку горючего в полете на форсажах и максимальных режимах работы двигателей с выпуском средств механизации крыла, тормозных щитков и шасси, кроме аварийных ситуаций, отработки упражнений в ходе учебных полетов и выполнения специальных задач. По каждому случаю расхода горючего сверх установленных норм, необходимо проводить административное расследование, а не административное разбирательство, и в силу положений Федерального закона от 12 июля 1999 г. № 161-ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих» принимать меры по привлечению виновных лиц к ответственности в установленном законом порядке, после чего проводить работу по списанию с учета сумм ущерба в соответствии с приказом Министра обороны РФ № <данные изъяты>.
Надлежащим образом извещенный о времени и месте проведения судебного заседания административный ответчик начальник МУВФКА в суд не прибыл, об отложении судебного заседания не ходатайствовал, что на основании ч. 6 ст. 226 КАС РФ не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела.
В письменных возражениях врио начальника МУВФКА ФИО4 просил отказать в удовлетворении административного иска и указал, что по результатам выездной проверки финансово-экономической и хозяйственной деятельности войсковой части <данные изъяты> составлен Акт, из положений которого следует, что контрольной группой обоснованно выявлены нарушения порядка списания ТС-1 в количестве 38434 кг. на общую сумму 1670058 рублей 04 копейки, поскольку такое списание производилось в нарушение п. 1 и 3 раздела 1 приказа Министра обороны РФ № <данные изъяты>, в результате чего при эксплуатации воздушных судов списано с регистров бюджетного учета 5 ФЭС и материального учета воинской части по актам на основании полетных листов сверх установленных норм. В соответствии с требованиями п. 51 Регламента организации и осуществления ведомственного финансового контроля в Вооруженных Силах РФ утвержденного приказом Министра обороны РФ от 17 февраля 2017 г. № 100 (далее – Регламент), сумма ущерба в указанном размере подлежит постановке на учет путем внесения в книгу учета недостач войсковой части <данные изъяты>.
Исследовав материалы дела, представленные доказательства и письменные возражения, заслушав объяснения участвующих в деле лиц, суд приходит к следующим выводам.
Согласно п. 7 Положения о МУВФКА, утвержденного приказом директора департамента ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны РФ от 26 марта 2018 г. № 68, одной из основных задач данного управления является осуществление ведомственного финансового контроля в Вооруженных Силах Российской Федерации (пп. 1). В рамках этой деятельности МУВФКА в соответствии с пп. 1 п. 8 вышеуказанного Положения осуществляет функции ведомственного финансового контроля путем проведения контрольных мероприятий с подготовкой актов по результатам этих мероприятий.
Пунктом 31 Регламента оговорена необходимость внесения в акт контрольных мероприятий документально подтвержденных фактов нарушений финансовой дисциплины, злоупотреблений, суммы нарушений и причин их возникновения.
В соответствии с п. 35, 39 и 40 названного Регламента, по результатам проведения контрольных мероприятий оформляется акт, в описательную часть которого подлежит включению выявленные нарушения, а в заключительную часть указываются выводы, включающие обобщенную информацию о результатах проведения контрольного мероприятия с указанием перечня выявленных нарушений, сумм нарушений, предложения по их устранению.
Как установлено в суде, контрольные мероприятия по отдельным вопросам финансово-экономической и хозяйственной деятельности войсковой части <данные изъяты> были включены в соответствующий План на 2020 год, утверждены первым заместителем Министра обороны РФ и проведены на основании приказа начальника МУВФКА от 16 июня 2020 г. № 106 контрольной группой МУВФКА.
В соответствии с нормой № 1, утвержденной приказом Министра обороны РФ 1999года № 082 «Об утверждении норм расхода и инструкции по применению горючего, масел, смазок и специальных жидкостей на авиационной технике Вооруженных Сил Российской Федерации» расход авиационного топлива на воздушных судах СУ-25УБ на земле составляет 940 кг. в час. Расход авиационного топлива на воздушных судах СУ-25СМ на земле составляет 1400 кг. в час.
Согласно Классификатору основных нарушений и недостатков, выявляемых в процессе осуществления в Вооруженных Силах РФ внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, а также ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд, являющемуся приложением к приказу Министра обороны РФ от 3 октября 2015 г. № 590, неправомерное (незаконное) списание материальных ценностей является ущербом (код - 1.03.09у).
По результатам указанных контрольных мероприятий составлен Акт от 30сентября 2020 г. № <данные изъяты> с отражением сведений о нарушении порядка списания авиационного топлива ТС-1 в количестве 38434 кг. на общую сумму 1670058 рублей 04 копейки (при работе воздушных судов СУ-25УБ на земле ошибочно применялась норма для работы в указанных условиях, установленная для воздушных судов СУ-25СМ).
Данный Акт подписан всеми членами ревизионной группы и командиром воинской части.
В описательной части Акта содержатся сведения о нарушениях финансовой дисциплины, сумм нарушений и причины их возникновения, основываясь на приложенных к нему соответствующих документах. В заключительной части этого Акта указаны выводы о результатах проведения контрольного мероприятия с указанием перечня выявленных нарушений, сумм нарушений, а также предложений по их устранению. Таким образом, порядок проведения контрольных мероприятий не нарушен.
В соответствии с п. 67 Регламента в случае несогласия с фактами, выводами и предложениями, содержащимися в Акте, руководителем объекта ведомственного финансового контроля в течение 7 рабочих дней со дня вручения Акта этому руководителю, направляются письменные возражения по рекомендуемому образцу (приложение № 9).
Согласно п. 72 Регламента возражения рассматриваются руководителем субъекта ведомственного финансового контроля, назначившим проведение контрольного мероприятия в срок не позднее 15 рабочих дней с даты поступления возражений.
Пунктом 75 Регламента определено, что по результатам рассмотрения возражений составляется протокол рассмотрения возражений по рекомендуемому образцу (приложение № 10), который подписывается всеми присутствующими на рассмотрении возражений и утверждается руководителем субъекта ведомственного финансового контроля.
В соответствии с п. 76 Регламента в протоколе указывается место и дата рассмотрения возражений, лица присутствующие на их рассмотрении, положения Акта, на которые поданы возражения, существо возражений, позиция субъекта ведомственного финансового контроля, результаты рассмотрения возражений.
Как усматривается из протокола рассмотрения возражений от 5 ноября 2020г. № 4, данный протокол составлен в соответствии с вышеприведенными требованиями Регламента.
В этом протоколе, утвержденном начальником МУВФКА, указаны место (г.Москва) и дата рассмотрения возражений, лица присутствующие на их рассмотрении, положения Акта, существо возражений командира войсковой части <данные изъяты>, позиция МУВФКА, результаты рассмотрения возражений.
Согласно пп. 36, 38 п. 10 Положения о Министерстве обороны РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 16 августа 2004 г. № 1082 «Вопросы Министерства обороны Российской Федерации» Министр обороны РФ определяет порядок учета, списания и утверждает нормы создания, накопления и расхода вооружения, военной и специальной техники, специальных средств и других материальных средств.
В порядке предоставленных полномочий Министром обороны РФ 26 октября 2013 г. издан приказ № <данные изъяты>, которым утвержден Порядок организации в Вооруженных Силах РФ работы по списанию с учета сумм ущерба, который определяет организацию работы воинских частей по списанию с учета сумм ущерба, причиненного в результате недостачи, хищения, утраты, уничтожения, повреждения, других действий (бездействия) с имуществом, а также безнадежной к взысканию дебиторской задолженности.
Согласно п. 2 Порядка командир воинской части при обнаружении ущерба обязан немедленно назначить административное расследование для установления причин его возникновения, размера и виновных лиц. Если эти обстоятельства установлены контрольным мероприятием, ревизией, проверкой, дознанием, следствием или судом, то административное расследование может не проводиться.
В соответствии с п. 4 этого Порядка имущество, выбывшее из владения, пользования и распоряжения вследствие гибели или уничтожения, в том числе помимо воли владельца, а также вследствие невозможности установления его местонахождения (недостающее имущество, в том числе превышающее нормы естественной убыли, независимо от его назначения, источников поступления и способов приобретения), списывается с учета воинской части на основании приказа командира воинской части, в котором обязательно указываются решение о списании имущества и сумма ущерба.
Таким образом, в суде установлено, что контрольной группой МУВФКА, по итогам проведенного контрольного мероприятия, выявлено ошибочное применение должностными лицами воинской части норм расходования авиационного топлива ТС-1 на земле для воздушных судов СУ-25СМ, при фактической работе в данных условиях воздушных судов СУ-25УБ, что привело к неправомерному списанию с регистров бюджетного учета указанного авиационного топлива в размере 38434кг., путем получения положительной разницы между нормой (экономией) и израсходованного сверх установленной нормы авиационного топлива ТС-1 при подведении итогов за отчетный месяц.
Вместе с тем, по мнению суда, такой порядок подсчета не предусмотрен, в том числе вышеприведенными приказами Министра обороны РФ и пояснениями к формам по ОКУД, на которые ссылается административный истец. Напротив, в этих таблицах предусмотрено отражение, как экономии (+), так и израсходованного топлива сверх установленных норм (-), в том числе по итогам месяца, и эти показатели не подлежат взаимозачёту для получения положительной разницы с целью списания с регистров бюджетного учета, поскольку по каждому перерасходу ТС-1 необходимо проводить административное расследование, а в случае выявления виновных лиц в причинении ущерба принимать меры к взысканию, а также организовывать работу по списанию с учета сумм ущерба, причиненного в результате превышения норм расхода топлива, что предусмотрено вышеуказанным Порядком.
При таких обстоятельствах, суд признает обоснованным отражение сведений в Акте о нарушении порядка списания ТС-1 в общей сумме 1670058 рублей 04 копеек, а заявленные требования административного иска не подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь статьями 175 - 180 и 227 КАС РФ, суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления командира войсковой части <данные изъяты> об оспаривании результатов проверки финансово-экономической и хозяйственной деятельности войсковой части <данные изъяты> Межрегиональным управлением ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны РФ (по Воздушно-космическим силам), отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Южного окружного военного суда, через Крымский гарнизонный военный суд, в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий А.А. Богославский
Мотивированное решение составлено 9 декабря 2020 г.