РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Большое Болдино 29 марта 2017г
Большеболдинский районный суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Кидимова М.А.,
с участием заместителя прокурора Большеболдинского района Нижегородской области Гаврилова Е.А.,
при секретаре Туршатовой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-204/2017 по административному исковому заявлению прокурора Большеболдинского района Нижегородской области в интересах неопределенного круга лиц к Сельскому Совету Новослободского сельсовета Большеболдинского муниципального района Нижегородской области об оспаривании бездействия
УСТАНОВИЛ
Прокуратурой Большеболдинского района в рамках осуществления надзора за исполнением законов органами управления и руководителями органов местного самоуправления, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства проведена проверка соблюдения законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан на территории Большеболдинского района, в ходе которой установлено следующее.
Согласно п. 1 решения сельского Совета Новослободского сельсовета № 47 от 21.05.2010 «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения обращения граждан» принято Положение о порядке рассмотрения обращения граждан (Далее Положение).
Проверкой установлено, что данное Положение не в полной мере соответствует федеральному законодательству.
Так, вопреки требованиям п. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.11.2014 N 357-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", Положение, в том числе ст. 8, не содержит норм, предусматривающих, что письменное обращение, содержащее информацию о фактах возможных нарушений законодательства Российской Федерации в сфере миграции, направляется в течение пяти дней со дня регистрации в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции, и высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации его обращения.
Как следует из ч. 1 ст. 11 Положения, в случае, если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, и почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается. В то время как ч.1 ст. 11 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" предусматривает право на не направление ответа на обращение в случае, если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, или почтовый адрес, т.е. в случае когда в обращении отсутствует один из реквизитов.
В силу ч. 2 ст. 11 Положения обращение, в котором обжалуется судебное решение, возвращается гражданину, направившему обращение, с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения.
При этом вопреки требованиям ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" названные нормы Положения не содержат указание на семидневный срок возвращения такого обращения со дня регистрации.
Согласно ч. 4 ст. 11 Положения, в случае, если текст письменного обращения не поддается прочтению, ответ на обращение не дается, и оно не подлежит направлению на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, о чем сообщается гражданину, направившему обращение, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению.
В то же время в названной норме Положения в нарушение ч. 4 ст. 11 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ также отсутствует указание на семидневный срок сообщения гражданину о принятом решении.
В нарушение требований ст. 21 Федерального закона от 27.07.2010 N 227-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" Положение не содержит норм, предусматривающих обращение гражданина в форме электронного документа, а также о получении ответа на него в такой же форме.
Самостоятельно сельский совет Новослободского сельсовета своё решение в соответствие с федеральным законодательством до настоящего времени не привёл. По мнению прокурора, отсутствие названных изменений в Положении создаёт возможность появления иного отличного от установленного законом порядка реализации гражданами дополнительных прав на обращение, предусмотренных федеральным законодательством.
Согласно ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц.В этой связи прокурор полагает, что в целях обеспечения интересов неопределённого круга граждан, по обеспечению нормальной работы органов местного самоуправления сельсовета и их должностных лиц, имеется необходимость в обращении в суд, и просит признать незаконным бездействие административного ответчика, выразившееся в не приведении Положения в соответствие с федеральным законодательством и обязать его устранить в полном объеме допущенное нарушение.
В судебное заседание представитель административного ответчика, глава Сельского Совета Новослободского сельсовета Большеболдинского муниципального района Нижегородской области ФИО1 не явилась, просила рассмотреть дело в свое отсутствие, с административными исковыми требованиями прокурора согласилась в полном объеме. Судом вынесено определение о рассмотрении дела в отсутствие представителя административного ответчика, главы Сельского Совета Новослободского сельсовета Большеболдинского муниципального района Нижегородской области ФИО1
В судебном заседании заместитель прокурора Большеболдинского района Гаврилов Е.А. поддержал административные исковые требования в полном объеме.
Заслушав лиц участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Согласно п. 1 решения сельского Совета Новослободского сельсовета № 47 от 25.05.2010 «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения обращения граждан» принято оспариваемое Положение.
В судебном заседании установлено, что вопреки требованиям п. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.11.2014 N 357-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", Положение, в том числе ст. 8, не содержит норм, предусматривающих, что письменное обращение, содержащее информацию о фактах возможных нарушений законодательства Российской Федерации в сфере миграции, направляется в течение пяти дней со дня регистрации в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции, и высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации его обращения.
Часть 1 статьи 11 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" предусматривает право на не направление ответа на обращение в случае, если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, или почтовый адрес, т.е. в случае, когда в обращении отсутствует один из реквизитов. Однако как следует из ч. 1 ст. 11 Положения в случае, если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, и почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается.
Согласно ч. 2 ст. 11 Положения обращение, в котором обжалуется судебное решение, возвращается гражданину, направившему обращение, с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения.
При этом вопреки требованиям ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" названные нормы Положения не содержат указание на семидневный срок возвращения такого обращения со дня регистрации.
Согласно ч. 4 ст. 11 Положения в случае, если текст письменного обращения не поддается прочтению, ответ на обращение не дается, и оно не подлежит направлению на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, о чем сообщается гражданину, направившему обращение, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению.
В то же время в названной норме Положения в нарушение ч. 4 ст. 11 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ также отсутствует указание на семидневный срок сообщения гражданину о принятом решении.
В нарушение требований ст. 21 Федерального закона от 27.07.2010 N 227-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" Положение не содержит норм, предусматривающих обращение гражданина в форме электронного документа, а также о получении ответа на него в такой же форме.
В судебном заседании установлено, что оспариваемое Положение административным ответчиком в соответствие с федеральным законодательством не приведено.
Суд полагает, что отсутствие вышеназванных изменений в Положении создаёт возможность появления иного отличного от установленного законом порядка реализации гражданами дополнительных прав на обращение, предусмотренных федеральным законодательством.
Таким образом, суд находит, что имеются все основания для удовлетворения заявленных требований.
Руководствуясь изложенным и ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ суд
РЕШИЛ
Удовлетворить административное исковое заявление прокурора Большеболдинского района Нижегородской области в интересах неопределенного круга лиц к Сельскому Совету Новослободского сельсовета Большеболдинского муниципального района Нижегородской области об оспаривании бездействия.
Признать незаконным бездействие Сельского Совета Новослободского сельсовета Большеболдинского муниципального района Нижегородской области, выразившееся в не приведении Положения о порядке рассмотрения обращения граждан в органы местного самоуправления Новослободского сельсовета, утвержденного решением сельского совета Новослободского сельсовета № 47 от 21 мая 2010г в соответствие с федеральным законодательством и обязать его устранить в полном объеме допущенное нарушение.
Установить Сельскому Совету Новослободского сельсовета Большеболдинского муниципального района Нижегородской области срок устранения допущенного нарушения один месяц со дня вступления данного решения суда в законную силу, и возложить на него обязанность сообщить об исполнении решения по данному административному делу в Большеболдинский районный суд и прокурору Большеболдинского района Нижегородской области, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке, в судебную коллегию по административным делам Нижегородского областного суда, в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме, через Большеболдинский районный суд.
Судья Большеболдинского районного суда
Кидимов М.А.