дело № 2а-204/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Калманский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Л.А.Ереминой
при секретаре Монисовой Н.В.
с участием прокурора В.А. Щербакова
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению прокурора Калманского района Алтайского края к Муниципальному образованию «Калманский район Алтайского края» о возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Калманского района Алтайского края обратился с административным исковым заявлением к Муниципальному образованию «Калманский район Алтайского края» о возложении обязанности по непринятию мер к ликвидации несанкционированных свалок на территории Калманского района Алтайского края. В обоснование указал, что прокуратурой Калманского района на территории муниципального образования Калманский район выявлены грубые нарушения законодательства в сфере обращения с отходами, земельного законодательства путем размещения несанкционированных свалок бытовых отходов, расположенных на земельных участках <адрес> собственник которых не установлен: с кадастровым номером ......., с местоположением: примерно в 1000 м от ориентира по направлению на северо-запад, адрес ориентира: <адрес>, общей площадью 30000 кв.м; с кадастровым номером ....... с местоположением: примерно в 1300 м по направлению на северо-восток от участка по адресу: <адрес>, общей площадью 62447 кв.м; без кадастрового номера, с местоположением: примерно в 320 м по направлению на юг от участка по адресу: <адрес>; без кадастрового номера, с местоположением: примерно в 200 м по направлению на юго-восток от ориентира: цех по переработке молока, <адрес>; без кадастрового номера, с местоположением: примерно в 1800 м по направлению на северо-запад от ориентира, здание администрации сельсовета, <адрес>; без кадастрового номера, с местоположением: примерно в 2300 м по направлению на северо-запад от ориентира <адрес>; без кадастрового номера, с местоположением: примерно в 370 м по направлению на север от ориентира <адрес>; без кадастрового номера, с местоположением: примерно в 500 м по направлению на северо-восток от ориентира <адрес>; без кадастрового номера с местоположением: примерно в 1600 м по направлению на северо-восток от ориентира <адрес>; без кадастрового номера с местоположением: примерно в 1300 м по направлению на север от ориентира <адрес>. Прокуратурой 19.12.2019г. в целях ликвидации вышеуказанных свалок внесено было представление главе <адрес>, до настоящего времени нарушения не устранены указанные свалки не ликвидированы, чем нарушаются положения действующего законодательства. В исковом заявлении прокурор просил суд признать незаконным бездействие администрации Калманского района Алтайского края, выразившееся в непринятии мер к ликвидации вышеуказанных не санкционированных свалок на территории Калманского района.
В судебном заседании процессуальный истец на удовлетворении исковых требований настаивает по основаниям изложенным в заявлении.
Представитель администрации Калманского района Алтайского края – Оплачко В.В., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала. Суду пояснила, что не оспаривая факт нахождения на территории Калманского района не санкционированных свалок, считает что администрация района может быть освобождена от обязанности по ликвидации не санкционированных свалок ввиду отсутствия финансовых средств. Зная о наличии на территории района не санкционированных свалках, администрацией были приняты меры по отысканию финансов, а именно направлены ходатайства в Правительство Алтайского края, Министру природных ресурсов и экологии Алтайского края об оказании финансовый помощи для выполнения работ по ликвидации объектов накопления твердых коммунальных отходов. При формировании бюджета, денежные средства закладываются для исполнения иных приоритетных задач, для целей ликвидации ест накопления твердых коммунальных отходов заложено по 500 рублей на каждый сельсовет. Ввиду отсутствия финансовых средств до настоящего времени работы по ликвидации не санкционированных свалок не проведены.
Изучив материалы дела, выслушав участвующих лиц, суд считает исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 12 Земельного кодекса РФ целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
Из ч.1 ст. 13 Земельного кодекса РФ следует, что охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.
В силу ч.2 ст. 13 Земельного кодекса РФ, в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
Статья 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89) устанавливает, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с указанным Федеральным законом.
Согласно проведенной проверки прокуратурой Калманского района Алтайского края об устранении нарушений законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления, земельного законодательства установлено, что до настоящего времени нарушения указанные в представлении от 19.12.2019г. не устранены указанные свалки не ликвидированы. Указанные обстоятельства подтверждаются актами проверок от 25 мая 2021г. с приложенными фототаблицами, и также не оспариваются ответчиками. Таким образом установлено, что на земельных участках, указанных в исковом заявлении расположены несакционированные свалки твердых бытовых отходов, которые не ликвидированы на дату судебного заседания.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" к вопросам местного значения муниципального района относится организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды.
Таким образом, прямая обязанность по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории муниципального образования возложена на органы МСУ. Непринятие мер к ликвидации несанкционированной свалки нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду.
Пунктом 7.8 Письма Минприроды России от 11.10.2019 N 08-25-53/24802 "О направлении разъяснений по вопросу регулирования деятельности в области обращения с ТКО" ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения" установлено, что собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которых они находятся, которые намерены осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение. Если это лицо не установлено, собственником отходов являются органы МСУ, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся (примечание к пункту 7.8 ГОСТ 30772-2001).
Из анализа приведенных правовых норм следует, что федеральное законодательство не возлагает на граждан и юридических лиц обязанности по содержанию иных территорий, кроме земельных участков, находящихся в их собственности или владении.
Таким образом, обязанность по ликвидации несанкционированных свалок ТКО, расположенных на неразграниченных землях, возлагается на органы МСУ.
В соответствие со ст.42 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и ст. 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Несоблюдение требований природоохранного законодательства стало возможным ввиду ненадлежащего исполнения возложенных законом на орган местного самоуправления полномочий, и является недопустимым, поскольку влечет наступление негативных последствий в виде нарушения принципов охраны окружающей среды, а также прав жителей Калманского района на благоприятную окружающую среду.
Администрацией Калманского района Алтайского края в 2017 году заключены соглашения о передаче осуществления части полномочий администрации Калманского района по решению вопросов местного значения в границах населенных пунктов муниципальных образований Зимаревского, Бурановского, Калистратихинского, Кубанского, Новоромановского, Обского, Усть-Алейского, Шадринского, Шиловского Калманского района сельсоветов, о передаче им полномочий по организации сбора и транспортирования твердых коммунальных отходов, иные полномочия по обращению с ТКО сельским поселениям района не передавались.
Суммирую вышеизложенное, исковые требования прокурора Калманского района подлежат удовлетворению, администрация Калманского сельсовета Калманского района Алтайского края не совершала действия направленные на ликвидацию несанкционированных свалок на территории Калманского района и обязана принять меры по ликвидации несанкционированных свалок на территории Калманского района.
Доводы административного ответчика, на которые ссылаются в своих возражениях, а именно на отсутствие необходимых бюджетных средств для исполнения законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления, земельного законодательства, суд признает не состоятельными, поскольку отсутствие денежных средств, необходимых для исполнения требований законодательства не исключает вины должника и не является основанием для освобождения от исполнения возложенных законом обязательств. Необходимо отметить, что при должном отношении, администрация Калманского района не была лишена возможности и ранее ( до внесения представления прокурором района и обращения в суд с иском) обратиться в Правительство Алтайского края, Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края с ходатайством об оказании финансовой помощи для выполнения работ по ликвидации объектов накопления твердых коммунальных отходов, а также принимать иные действия направленные на исполнение законодательства, в том числе решать вопросы об утверждении бюджета, где предусмотрен достаточный объем денежных средств для выполнения работ по ликвидации несанкционированных свалок, и о перераспределении денежных средств. Суд также учитывает, что административный ответчик владел достаточной информацией о наличии на территории района не санкционированных объектов ( свалок) накопления твердых коммунальных отходов, которые накапливались в течение нескольких лет.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 177, 227 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора Калманского района Алтайского края к Муниципальному образованию «Калманский район Алтайского края» о возложении обязанности по ликвидации несанкционированных свалок на территории Калманского района удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Калманского района, выразившееся в неприятие мер по ликвидации несанкционированных свалок на территории Калманского района Алтайского края.
Обязать администрацию Калманского района Алтайского края в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу ликвидировать несанкционированные свалки на территории Калманского района расположенные на земельных участках:
- с кадастровым номером ......., с местоположением: примерно в 1000 м от ориентира по направлению на северо-запад, адрес ориентира: <адрес>, общей площадью 30000 кв.м;
- с кадастровым номером ....... с местоположением: примерно в 1300 м по направлению на северо-восток от участка по адресу: <адрес>, общей площадью 62447 кв.м;
- без кадастрового номера, с местоположением: примерно в 320 м по направлению на юг от участка по адресу: <адрес>;
- без кадастрового номера, с местоположением: примерно в 200 м по направлению на юго-восток от ориентира: цех по переработке молока, <адрес>;
-без кадастрового номера, с местоположением: примерно в 1800 м по направлению на северо-запад от ориентира, здание администрации сельсовета, <адрес>;
- без кадастрового номера, с местоположением: примерно в 2300 м по направлению на северо-запад от ориентира <адрес>;
- без кадастрового номера, с местоположением: примерно в 370 м по направлению на север от ориентира <адрес>;
- без кадастрового номера, с местоположением: примерно в 500 м по направлению на северо-восток от ориентира <адрес>;
- без кадастрового номера с местоположением: примерно в 1600 м по направлению на северо-восток от ориентира <адрес>;
- без кадастрового номера с местоположением: примерно в 1300 м по направлению на север от ориентира <адрес>.
Решение суда может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Калманский районный суд Алтайского края в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме,
Судья Л.А.Еремина