Дело № 2а-204/2022
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
С. Миасское 03 марта 2022 г.
Красноармейский районный суд Челябинской области в составе
председательствующего – судьи Новикова К.М.
при секретаре Кузмичёвой Е.В.
с участием старшего помощника прокурора Красноармейского района Челябинской области Дудиной М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по иску прокурора Красноармейского района Челябинской области о признании информации, размещенной на Интернет-сайте, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор Красноармейского района Челябинской области в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском о признании информации, размещенной на интернет-сайте по сетевому <адрес>, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В обоснование требований указано, что прокуратурой Красноармейского района Челябинской области в ходе проведения мониторинга сети «Интернет» установлено, что на интернет-ресурсе с электронным адресом <адрес> размещена информация, в которой описаны различные способы обналичивания денежных средств. Данная информация находится в свободном доступе, предназначена для неопределенного круга лиц. Вход на страницу сайта свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, с содержанием интернет-страницы может ознакомиться любой пользователь. Информация распространяется бесплатно, ограничение на ее передачу, копирование и распространение отсутствует. Установить лицо, распространившее такую информацию, в ходе проверки не представилось возможным. Нахождение в открытом доступе в сети «Интернет» указанной информации нарушает права неопределенного круга лиц, противоречит целям и задачам действующего законодательства.
В судебном заседании ст. помощник прокурора Красноармейского района Дудина М.В. требования поддержала по изложенным основаниям, дополнительно пояснив, что свободный доступ на указанную страницу интернет-сайта до настоящего времени является свободным.
Привлеченное к участию в деле в качестве заинтересованного лица Управление Роскомнадзора по Челябинской области участия в судебном заседании своего представителя не обеспечило, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, представило в суд отзыв, согласно которому действительно указанный интернет-ресурс находится в свободном доступе.
В силу положений статьи 150 Кодекса административного производства Российской Федерации (КАС РФ) суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие заинтересованного лица.
Заслушав пояснения заместителя прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Закон № 149-ФЗ) в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.
Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (часть 5 статьи 15 Закона № 149-ФЗ).
Как следует из пункта 9 статьи 2 Закона № 149-ФЗ под распространением информации признаются действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц.
Частью 6 статьи 10 Закона № 149-ФЗ запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Статьей 9 Закона № 149-ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 15.1 Закона № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети Интернет, содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее – Единый реестр).
В Единый реестр включаются: 1) доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; 2) сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 15.1 Закона № 149-ФЗ).
Как предусмотрено пунктом 2 части 5 статьи 15.1 Закона № 149-ФЗ основанием для включения в реестр является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Из материалов дела следует, что прокуратурой Красноармейского района Челябинской области в ходе проведения мониторинга сети «Интернет» установлено, что на интернет-ресурсе с электронным адресом <адрес> размещена информация, в которой описаны различные способы обналичивания денежных средств. Данная информация находится в свободном доступе, предназначена для неопределенного круга лиц. Вход на страницу сайта свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, с содержанием интернет-страницы может ознакомиться любой пользователь. Информация распространяется бесплатно, ограничение на ее передачу, копирование и распространение отсутствует.
Лицо, распространившее данную информацию, не установлено.
Интернет-сайт с указанным электронным адресом в Единый реестр не включен, что подтверждается скриншотами с интернет-сайта, снятыми сотрудником прокуратуры при подаче в суд административного иска, а также представленным суду отзывом заинтересованного лица.
В соответствии с положениями ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Одним из признаков предпринимательской деятельности выступает государственная регистрация субъектов предпринимательской деятельности, носящая в отличие от иных существенных признаков (рисковый характер деятельности, систематическое получение прибыли и т.д.) формальный характер.
Деятельность, связанная с незаконным обналичиванием денежных средств, содержит признаки ряда экономических преступлений.
Руководители юридических лиц прибегают к незаконному обналичиванию денежных средств в целях уклонения от уплаты установленных налогов и сборов, погашения кредиторской задолженности, вывода активов в преддверии процедур банкротства и т.д..
В зависимости от цели обналичивания, роли в данном процессе и размера незаконно полученных доходов либо неуплаченных в бюджет налогов действия участников подобной деятельности может квалифицироваться по различным статьям Уголовного кодекса Российской Федерации (статья 198 – уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица, статья 199 – уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации, статья 327 – подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, статья 173.1 – незаконное образование (создание, реорганизация) юридического лица, статья 171 – незаконное предпринимательство, статья 172 – незаконная банковская деятельность, статья 187 – неправомерный оборот средств платежей).
Таким образом информация с описанием различных способов обналичивания денежных средств способствует нарушению действующего законодательства, поэтому нахождение ее в свободном доступе является недопустимой.
Поэтому административный иск прокурора является обоснованным и подлежит удовлетворению
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 265.5 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Административный иск прокурора Красноармейского района Челябин-
ской области удовлетворить.
Признать информацию, размещенную на Интернет-сайте <адрес> информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение подлежит немедленному исполнению.
Копию решения направить в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Челябинской области для включения вышеназванного сайта в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет, содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» в целях ограничения доступа к данной информации.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Челябинского областного суда в течение месяца со дня принятия его судом первой инстанции в окончательной форме через Красноармейский районный суд Челябинской области.
Председательствующий
<данные изъяты>
<данные изъяты>