Дело № 2а-28/2024
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Крутиха 09 февраля 2024 г.
Крутихинский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Торопицыной И.А.,
при секретаре Барминой Е.А., Орловой Е.М.,
с участием прокурора Звягинцева Н.В., Капраловой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Крутихинского района Алтайского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации Крутихинского района Алтайского края о признании бездействия незаконным, возложении обязанности совершить действия,
установил:
Прокурор Крутихинского района Алтайского края обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц к администрации Крутихинского района Алтайского края, в котором указал, что прокуратурой Крутихинского района проверено соблюдение законодательства в сфере предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В соответствии с п. «з» ч.2 ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы местного самоуправления самостоятельно создают при органах местного самоуправления постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Согласно абз.4 ч.2 ст.8 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию муниципальные системы оповещения населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны.
В силу п.2.1.5 «ГОСТ Р 22.7.01-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Единая дежурно-диспетчерская служба. Основные положения», утвержденного и введенного в действие Приказом Росстандарта от 27.01.2021 № 25-ст (далее – ГОСТ Р 22.7.012021) единая дежурно-диспетчерская служба муниципального образования (далее – ЕДДС) – орган повседневного управления территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций муниципального уровня, обеспечивающий деятельность органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий о чрезвычайных ситуаций, управления силами и средствами, предназначенными и привлекаемыми для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществления обмена информацией и оповещения населения при угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций.
Постановлением администрации Крутихинского муниципального округа Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ№ создана ЕДДС Крутихинского района.
Численность населения Крутихинского района на ДД.ММ.ГГГГ (по данным Управления Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю и Республике Алтай) составляет 8 062 чел., в связи с чем, ЕДДС Крутихинского района относится к V - категории (п.3.8 ГОСТ Р 22.7.012021).
В соответствии с п.3.9 ГОСТ Р 22.7.012021 численность специалистов в составе оперативной дежурной смены для V – категории ЕДДС составляет от 2 до 5 человек.
В силу п.3.11.1 ГОСТ Р 22.7.012021 организационная (штатная) структура ЕДДС IV-V категории должна включать следующих специалистов: начальник ЕДДС ; заместитель начальника ЕДДС – старший дежурный оперативный; дежурные оперативные; помощники дежурного оперативного – Операторы-112 (при вводе системы – 112 в постоянную эксплуатацию).
Вместе с тем, организационная структура ЕДДС Крутихинского района указанному требованию п.3.11.1 ГОСТ Р 22.7.012021 не соответствует, включает 5 должностей: оперативный дежурный (4) и старший оператор дежурный (1).
Согласно п.3.12 ГОСТ Р 22.7.012021 зал оперативной дежурной смены ЕДДС должен обеспечивать возможность одновременной работы в едином информационном пространстве оперативной дежурной смены, а также главы муниципального образования (председателя КЧС ОПБ), заместителя председателя КЧС ОПБ, старшего оперативного дежурного (для ЕДДС V категории должны быть предусмотрены минимум пять автоматизированных рабочих мест).
Зал ЕДДС Крутихинского района, расположенный по адресу: <адрес>, данным требованиям не соответствует, имеет только четыре автоматизированных рабочих места.
Прокуратурой района в связи с бездействием администрации Крутихинского района по принятию мер по приведению ЕДДС в соответствии с требованиями ГОСТ Р 22.7.01-2021 внесено представление ДД.ММ.ГГГГ№.
В ноябре 2023 г. был направлен соответствующий запрос в администрацию Крутихинского района.
Из ответов администрации следует, что нарушения закона устранены не были, что является не допустимым, создает угрозу ненадлежащего оповещения населения об опасностях, в том числе, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, положения ч.1 ст.39 КАС РФ, прокурор просил, признать незаконным бездействие администрации Крутихинского района Алтайского края по приведению ЕДДС Крутихинского района Алтайского края по приведению ЕДДС Крутихинского района в соответствие с требованиями п.п.3.9, 3.11.1, 3.12 «ГОСТ Р 22.7.01-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Единая дежурно-диспетчерская служба. Основные положения», утвержденного и введенного в действие Приказом Росстандарта от 27.01.2021 № 25-ст.; возложить на администрацию Крутихинского района Алтайского края обязанность в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда по настоящему делу, привести в соответствие с требованиями «ГОСТ Р 22.7.01-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Единая дежурно-диспетчерская служба. Основные положения», ЕДДС Крутихинского района путем:
- доукомплектовать численность специалистов в составе оперативной дежурной смены в соответствии с требованиями п.3.9 «ГОСТ Р 22.7.01-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Единая дежурно-диспетчерская служба. Основные положения», утвержденного и введенного в действие Приказом Росстандарта от 27.01.2021 № 25-ст;
- устроить автоматизированные рабочие места в зале оперативной дежурной смены ЕДДС, расположенном в здании администрации Крутихинского района по адресу: <адрес>, в соответствии с требованиями п.3.12 «ГОСТ Р 22.7.01-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Единая дежурно-диспетчерская служба. Основные положения», утвержденного и введенного в действие Приказом Росстандарта от 27.01.2021 № 25-ст.
В судебном заседании прокурор Капралова Н.А. на удовлетворении административных исковых требований в части возложения обязанности на ответчика устроить автоматизированные рабочие места в зале оперативной дежурной смены ЕДДС, не настаивала в связи с добровольных устранением ответчиком указанного нарушения в ходе судебного разбирательства по делу. На удовлетворении остальной части заявленных административных исковых требований настаивала по основаниям, изложенным в административном иске.
Представитель административного ответчика администрации Крутихинского района Алтайского края Кандилян Л.Ю., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения административных исковых требований прокурора в связи с отсутствием на стороне ответчика незаконного бездействия.
Представитель третьего лица Главного управления МЧС России по Алтайскому краю, в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела уведомлен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.
В письменном отзыве на административное исковое заявление прокурора представитель Главного управления МЧС России по Алтайскому краю указал, что требования прокурора поддерживает в полном объеме.
Выслушав лиц, участвующих в деле, их представителей, исследовав материалы дела, суд находит административный иск подлежащим удовлетворению частично по следующим основаниям.
Пунктами 7 и 21 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района отнесены: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района; организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В силу подпунктов «г» и «з» п. 2 ст. 11 и п. 1 ст. 24 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» к обязанностям органов местного самоуправления в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций отнесено: финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; создание при органах местного самоуправления постоянно действующих органов управления, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. № 794 утверждено Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, п. 11 которого определено, что органами повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на муниципальном уровне являются единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований.
По смыслу положений приведенных норм создание единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования отнесено к компетенции органов местного самоуправления.
Из материалов дела следует, что на территории муниципального образования Крутихинский район на основании постановления администрации Крутихинского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ№ создана единая дежурно-диспетчерская служба.
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 января 2021 г. № 25-ст утвержден и введен в действие с 1 июня 2021 г. ГОСТ Р 22.7.01-2021 «Национальный стандарт Российской Федерации. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Единая дежурно-диспетчерская служба. Основные положения».
Согласно п.3.8 названного акта единая дежурно-диспетчерская служба муниципального образования создается на штатной основе. Категория единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования определяется в соответствии с численностью населения на обслуживаемой ею территории: I - категория: более 1 млн человек; II - категория: от 250 тыс. до 1 млн человек; III - категория: от 100 до 250 тыс. человек; IV - категория: от 50 до 100 тыс. человек; V - категория: до 50 тыс. человек.
В п. 3.9 ГОСТа Р 22.7.01-2021 указано, что численность специалистов в составе оперативной дежурной смены зависит от категории единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования, а также характеристик муниципального образования (наличия потенциально опасных объектов, состояния транспортной инфраструктуры, наличия других рисков на территории и т.п.) и может составлять: I - категория: 20 - 25 человек; II - категория: 15 - 20 человек; III - категория: 10 - 15 человек; IV - категория: 3 - 10 человек; V - категория: 2 - 5 человек.
Организационная структура единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования и численность персонала, в соответствии с категорией единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования, определяется распорядительным актом главы муниципального образования (председателем Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности) (п. 3.11 ГОСТа Р 22.7.01-2021). Состав специалистов единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования согласуется с Главным управлением МЧС России по субъекту Российской Федерации (п. 3.11 ГОСТа Р 22.7.01-2021). Организационная структура ЕДДС IV-V категории должна включать следующих специалистов: начальник ЕДДС, заместитель начальника ЕДДС – старший дежурный оперативный, дежурные оперативные, помощники дежурного оперативного – Операторы- 112 (при вводе системы-112 в постоянную эксплуатацию.
ЕДДС Крутихинского района относится к V – категории ЕДДС (п.3.8 ГОСТ Р 22.7.012021).
Положением о единой дежурно-диспетчерской службы Крутихинского района Алтайского края, утвержденного постановлением администрации района от ДД.ММ.ГГГГ№, предусмотрено, что единая дежурно-диспетчерская служба муниципального образования Крутихинский район включает в себя дежурно-диспетчерский персонал, технические средства управления, связи и оповещения. В состав персонала единой дежурно-диспетчерской службы входят: руководство ЕДДС: руководитель ЕДДС, заместитель руководителя ЕДДС (старший оперативный дежурный); дежурно-диспетчерский персонал ЕДДС: дежурные оперативные, операторы – 112. Из числа дежурно-диспетчерского персонала ЕДДС формируются ОДС из расчета несения круглосуточного дежурства, численный состав которых, определяется в зависимости от категории ЕДДС, характеристик Крутихинского района (наличия ПОО, состояния транспортной инфраструктуры, наличия рисков возникновения ЧС (происшествий).
В ходе проведенной прокуратурой Крутихинского района Алтайского края проверки установлено, что общая численность ЕДДС муниципального образования Крутихинский район положениями ГОСТа Р 22.7.01-2021 не соответствует и составляет: по штату – 11 чел., фактически – 5 чел.: 4 оперативных дежурных, 1 – старший оперативный дежурный. Численность специалистов в составе оперативной смены: в дневное время – 2 чел., в ночное время – 1 чел. (л.д. 7, 12).
Бездействие ответчика по необеспечению приведения в соответствие с положениями ГОСТа Р 22.7.01-2021 общей численности штата специалистов единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования Крутихинский район ставит под угрозу своевременное и качественное реагирования на возможные чрезвычайные ситуации и происшествия, и, как следствие, ставит под угрозу жизнь, здоровье и имущество населения Крутихинского района.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, а также положения действующего законодательства, суд, исходя из того, что муниципальным правовым актом не определена организационная структура единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования Крутихинский район и численность ее персонала, возможность выполнения ею с учетом существующего штата (1 старший оперативный дежурный и 4 оперативных дежурных) поставленных перед ней законом задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и/или гражданской обороны при муниципальном органе отсутствует, приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора в части признания бездействия ответчика незаконным, возложения на ответчика обязанности в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда по настоящему делу, привести в соответствие с требованиями «ГОСТ Р 22.7.01-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Единая дежурно-диспетчерская служба. Основные положения», ЕДДС Крутихинского района путем доукомплектования и обеспечения приведения в соответствии с требованиями «ГОСТ Р 22.7.01-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Единая дежурно-диспетчерская служба. Основные положения», утвержденного и введенного в действие Приказом Росстандарта от 27.01.2021 № 25-ст, общую численность штата специалистов единой дежурно-диспетчерской службы, из которых 1 – начальник единой дежурно-диспетчерской службы, 1 – заместитель начальника единой дежурно-диспетчерской службы – старший дежурный оперативный, 4 – дежурных оперативных, 5 помощников дежурного оперативного – операторы – 112.
В удовлетворении остальной части административных исковых требований суд полагает необходимым отказать в связи с их исполнением ответчиком в ходе судебного разбирательства по делу.
Доводы представителя ответчика об отсутствии со стороны последнего незаконного бездействия и принятии определенных мер для приведения в соответствие с положениями ГОСТа Р 22.7.01-2021 общей численности штата специалистов единой дежурно-диспетчерской службы, в данном случае судом во внимание не принимаются, поскольку принятые меры не носили исчерпывающий характер, не были направлены на доукомплектование всего, кроме начальника ЕДДС, дежурно-диспетчерского персонала ЕДДС, и не привели к достижению желаемого результата.
В соответствии с положениями ст.333.36 Налогового кодекса РФ по данному административному делу обе стороны освобождены от уплаты государственной пошлины, поэтому в силу ч.3 ст.114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, подлежат возмещению за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление прокурора Крутихинского района Алтайского края в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие администрации Крутихинского района Алтайского края, по приведению ЕДДС Крутихинского района Алтайского края в соответствие с требованиями п.п.3.9, 3.11.1 «ГОСТ Р 22.7.01-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Единая дежурно-диспетчерская служба. Основные положения», утвержденного и введенного в действие Приказом Росстандарта от 27.01.2021 № 25-ст.
Возложить на администрацию Крутихинского района Алтайского края обязанность в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда по настоящему делу, привести в соответствие с требованиями «ГОСТ Р 22.7.01-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Единая дежурно-диспетчерская служба. Основные положения», ЕДДС Крутихинского района путем доукомплектования и обеспечения приведения в соответствии с требованиями «ГОСТ Р 22.7.01-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Единая дежурно-диспетчерская служба. Основные положения», утвержденного и введенного в действие Приказом Росстандарта от 27.01.2021 № 25-ст, общую численность штата специалистов единой дежурно-диспетчерской службы, из которых 1 – начальник единой дежурно-диспетчерской службы, 1 – заместитель начальника единой дежурно-диспетчерской службы – старший дежурный оперативный, 4 – дежурных оперативных, 5 помощников дежурного оперативного – операторы – 112.
В удовлетворении остальной части административных исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Алтайского краевого суда через Крутихинский районный суд Алтайского края в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 09 февраля 2024 г.
Судья И.А. Торопицына