Дело №2а-204/2024 КОПИЯ
№ 59RS0044-01-2023-004307-70
РЕШЕНИЕ
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
25 января 2024 года г. Горнозаводск
Чусовской городской суд Пермского края в составе: председательствующего судьи Куренных Е.В., при секретаре судебного заседания Сараевой О.М.,
с участием представителя административного истца Чеглаковой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Горнозаводске в помещении суда с использованием средств аудиопротоколирования административное дело по административному иску прокурора Горнозаводского района к администрации Горнозаводского городского округа Пермского края, Управлению развития инфраструктуры администрации Горнозаводского городского округа Пермского края, о признании незаконным бездействия, связанного с не постановкой на кадастровый учет, не проведением паспортизации, не оформлением в муниципальную собственность, автомобильных дорог местного значения, расположенных в р.п. ... ул..., возложении обязанности устранить допущенные нарушения,
установил:
Прокурор Горнозаводского района обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением к администрации Горнозаводского городского округа Пермского края о признании незаконным бездействия, связанного с не проведением паспортизации, не постановкой на кадастровый учет, не оформлением в муниципальную собственность земельных участков в границах полосы отвода автомобильных дорог местного значения, расположенных в р.п. ... возложении обязанности устранить допущенные нарушения.
В обоснование административного иска административный истец указывает, что по результатам проведенной проверки прокуратурой выявлено бездействие администрации Горнозаводского городского округа Пермского края по вопросам проведения паспортизации, а также постановки на государственный кадастровый учет, оформления в муниципальную собственность земельных участков, занятых автомобильными дорогами местного значения.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 16, ст.ст. 50, 51 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 №131-ФЗ, данный вопрос относится к компетенции органа местного самоуправления муниципального образования. В нарушений указанных положений, требований ст.ст. 1, 2, 4, 5 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», ст. 5 Федерального закона от 24.007.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», п.п. 3.8-3.10 4.2.2 ГОСТ 33388-2015 Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению диагностики и паспортизации, на территории Горнозаводского городского округа Пермского края не проведена паспортизация, не поставлены на кадастровый учет, не оформлены в муниципальную собственность земельные участки, на которых расположены автомобильные дороги местного значения по адресам: Пермский край, Горнозаводский городской округ, р.п. Сараны, ул. Шахтерская, протяженностью 0,180 км., р.п. Старый Бисер, ул. Зеленая, протяженностью 0,500 км., что нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц. Ответственность за допущенное бездействие несут органы местного самоуправления. Просит бездействие признать незаконным, возложить обязанность устранить допущенные нарушения.
Определением от 29.12.2023 к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено Управление развития инфраструктуры администрации Горнозаводского городского округа Пермского края.
В судебном заседании представитель административного истца помощник Горнозаводского районного прокурора Чеглакова И.А. исковые требования поддержала, пояснила, что спорные дороги имеют грунтовое покрытие, относятся к имуществу муниципального образования.
Представитель административных ответчиков администрации Горнозаводского городского округа Пермского края, Управлении развития инфраструктуры администрации Горнозаводского городского округа Пермского края Мухамедзянова Е.В. в письменных возражениях с исковыми требованиями была согласна частично. Не оспаривала, что не все необходимые действия в сфере организации дорожного движения были совершены. Также не оспаривала необходимость проведения паспортизации автомобильных дорог. Постановка на кадастровый учет автомобильных дорог, а также земельных участков, занятых автомобильными дорогами местного значения законодательно не предусмотрена. Земельные участки под дорогами являются землями общего пользования, фиксация их целевого назначения в результате постановки на кадастровый учет ограничит органы местного самоуправления в решении вопросов местного значения с учетом возможности использования данных участков на другие цели. Управление развития инфраструктуры администрации Горнозаводского городского округа Пермского края функции по оформлению правоустанавливающих документов на имущество не осуществляет, надлежащим ответчиком по делу не является.
Суд, заслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 46 Конституции РФ, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 257-ФЗ), действие которого распространяется на все автомобильные дороги в Российской Федерации независимо от их форм собственности и значения.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона N 257-ФЗ под автомобильной дорогой понимается объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Согласно ст. ст. 1, 4, 5 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе посредством установления полномочий и ответственности органов местного самоуправления, регулирования деятельности на автомобильном транспорте и в дорожном хозяйстве.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Под дорожной деятельностью, согласно ст. 3 Федерального закона N 257-ФЗ понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
К собственности поселения, если для сельского поселения иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог (ч. 8 ст. 6 Федерального закона N 257-ФЗ).
Статьей 10 Федерального закона N 257-ФЗ предусмотрено формирование и ведение Единого государственного реестра автомобильных дорог, в который вносятся сведения об автомобильных дорогах, предоставленные собственниками данных дорог.
Исходя из положений ст. 50 Федерального закона N 131-ФЗ в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.
При этом согласно ст. 51 Федерального закона N 131-ФЗ органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 30.08.2011 N 424 утвержден Порядок ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества, согласно которому реестр состоит из 3 разделов. В раздел 1 включаются сведения о муниципальном недвижимом имуществе, в том числе кадастровый номер муниципального недвижимого имущества.
В соответствии с ч. 7 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет недвижимого имущества - это внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
Как следует из материалов дела, постановлением администрации Горнозаводского городского округа Пермского края от ... реестр автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования (л.д. 11-20).
В соответствии с указанным реестром, а также в соответствии с выпиской из реестра объектов муниципальной собственности от ... (л.д. 60-65, 16-17), на территории Горнозаводского городского округа Пермского края в границах населенных пунктов расположены автомобильные дороги местного значения по адресам: ... протяженностью 0,180 км., р.п. ..., протяженностью 0,500 км., – с переходным типом покрытия. Указанные дороги являются муниципальной собственностью Горнозаводского городского округа Пермского края.
По сведениям администрации автомобильные дороги общего пользования местного значения по адресам: Пермский край, Горнозаводский городской округ, р...., протяженностью 0,180 км., р.п. ..., протяженностью 0,500 км., не имеют технических паспортов. Данные обстоятельства административный ответчик не оспаривает (л.д. 64-65).
Согласно выписке из реестра объектов муниципальной собственности от ..., указанные автомобильные дороги не имеют кадастрового номера, на кадастровый учет не поставлены (л.д. 60).
Положениями ст. ст. 3, 5, 6, 13, 17 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", подп. 4 п. 9 раздела IV Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утвержденной Приказом Минтранса России от 16 ноября 2012 г. N 402, пп. 4.2.1 - 4.2.3, 9.1, 9.2 ГОСТ 33388-2015, в обязанности административного ответчика входит содержание автомобильных дорог местного значения, том числе и их паспортизация.
Техническому учету и паспортизации подлежат все автомобильные дороги независимо от принадлежности, состояния и вида покрытия. Учет и паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге или ее части.
Паспорт составляется как на существующие, так и на вновь построенные (реконструированные) и введенные в эксплуатацию автомобильные дороги.
Паспортизация дорог, относящаяся к прочим работам по их содержанию, в результате которой устанавливается полная информация о наличии автомобильных дорог, их протяженности, техническом состоянии, качестве, степени износа отдельных конструктивных элементов, информации о наличии и состоянии инженерного оборудования, обустройства и обстановки дорог, линейных зданий и сооружений, напрямую связана с безопасностью дорожного движения.
В соответствии с п. 8 «Положения об автомобильных дорогах Горнозаводского муниципального района и дорожной деятельности», утвержденного решением Земского Собрания Горнозаводского муниципального района от 26.03.2008 №13, муниципальные автомобильные дороги общего пользования подлежат обязательному учету. Учет предусматривает, в том числе, ведение технических паспортов с данными о типе дорожного покрытия, техническом и транспортно-эксплуатационном состоянии дорог.
Отсутствие технических паспортов автомобильных дорог общего пользования местного значения, не позволяет достоверно определить технические и экономические, характеристики дороги, протяженность покрытий, наличие подъездов, дорожных сооружений и другие характеристики, необходимые для эксплуатации дороги, что позволяет определить спорную дорогу в качестве индивидуально определенной вещи и отнести дорогу к объектам недвижимости, влияет на безопасность дорожного движения, а, следовательно, затрагивает права и законные интересы неопределенного круга лиц.
Административным ответчиком также не оспаривается отсутствие правоустанавливающих документов, не внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости о принадлежности земельных участков, занятых автомобильными дорогами местного значения общего пользования по адресам: Пермский край, Горнозаводский городской округ, р.п..., протяженностью 0,180 км., р.п. Старый ..., протяженностью 0,500 км.
Согласно ст. 3 Федерального закона N 257-ФЗ автомобильная дорога - это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
В пункте 2 статьи 8 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" закреплено, что к основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально определенной вещи, к которым согласно пункту 4 также отнесены: вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение, машино-место, объект незавершенного строительства, единый недвижимый комплекс, предприятие как имущественный комплекс или иной вид), описание местоположения объекта недвижимости.
Пунктом 2 ст. 14 указанного Федерального закона N 218-ФЗ установлено, что основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости; вступившие в законную силу судебные акты.
В силу ст. 128 ГК РФ к объектам гражданских прав относятся вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права; работы и услуги; охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальная собственность); нематериальные блага.
Согласно п. 1 ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Соответственно, право собственности, в том числе право собственности на сооружение - дорогу как на самостоятельный объект гражданских прав, может возникнуть в том случае, если она создана именно как объект недвижимости в установленном порядке, индивидуализирована в качестве объекта недвижимости.
Из объяснений представителя административного истца следует, что указанные автомобильные дороги определенных границ не имеют, в твердом покрытии не исполнены.
При оценке доводов истца о противоправном бездействии, связанном с не постановкой на кадастровый учет земельных участков, используемых под размещение автомобильных дорог местного значения, не оформлению права муниципальной собственности на указанные участки, суд исходит из того, что действующее законодательство не содержит каких-либо исключений или оговорок в отношении дорог, имеющих грунтовое покрытие.
При этом земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги в силу положений ст. 3 Федерального закона N257-ФЗ входят в состав автомобильной дороги как объекта транспортной инфраструктуры, предназначенного для движения транспортных средств.
В пункте 2 статьи 8 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" закреплено, что к основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков.
Данные сведения вносятся в кадастр недвижимости на основании документов, указанных в пунктах 7, 7.2 - 7.4 части 2 статьи 14 настоящего Федерального закона, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Таким образом, действующее законодательство не предусматривает возможность существования земельных участков, не включенных в кадастр недвижимости. Функционирование автомобильных дорог местного значения без оформления правоустанавливающих документов на занимаемые ими земельные участки нарушает указанные положения.
Административным ответчиком не оспаривается отсутствие правоустанавливающих документов, не внесение сведений в Единый государственный кадастр недвижимости о принадлежности земельных участков, на которых расположены автомобильной дороги по адресу: Пермский край, Горнозаводский городской округ, р.п. ..., протяженностью 0,180 км., р.п. ..., протяженностью 0,500 км.
Отсутствие надлежащего оформления земельных участков под автомобильными дорогами в качестве объектов недвижимого имущества влияет на возможность пользования и распоряжения указанными объектами, противоречит принципу правовой определенности.
Представления прокурора от ... об устранении нарушений законодательства в сфере безопасности дорожного движения к фактическому устранению выявленных нарушений не привели (л.д. 40-59).
Таким образом, административный истец доказал факт нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц, в результате совершения оспариваемого бездействия административным ответчиком (п. 1 ч. 9 ст. 226 КАС РФ, ч. 11 ст. 226 КАС РФ).
С учетом данных обстоятельств, суд признает незаконным бездействие администрации Горнозаводского городского округа Пермского края в сфере обеспечения транспортной безопасности, выразившееся в: не проведении паспортизации автомобильных дорог местного значения, расположенных по адресам: Пермский край, Горнозаводский городской округ, ... протяженностью 0,180 км., р.п..., протяженностью 0,500 км.;
не постановке на кадастровый учет земельных участков, занятых автомобильными дорогами, расположенными по адресам: Пермский край, Горнозаводский городской округ, р.п. ..., протяженностью 0,180 км., р.п. ..., протяженностью 0,500 км.;
а также не оформлении права муниципальной собственности на указные земельные участки.
Признание судом бездействия незаконными является основанием для восстановления нарушенных прав неопределенного круга лиц, в интересах которых подано исковое заявление, в соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Суд возлагает на администрацию Горнозаводского городского округа Пермского края обязанность в срок до ... организовать и провести работы по паспортизации автомобильных дорог, расположенных по адресам: Пермский край, Горнозаводский городской округ, р.п. ..., протяженностью 0,180 км., р...., протяженностью 0,500 км.
Суд возлагает на администрацию Горнозаводского городского округа Пермского края обязанность в срок до ... провести работы по постановке на кадастровый учет и оформлению права муниципальной собственности земельных участков, используемых под размещение автомобильных дорог местного значения, расположенных по адресам: Пермский край, Горнозаводский городской округ, р..., протяженностью 0,180 км., р.п. ..., протяженностью 0,500 км.
Сроки устранения нарушений установлены судом с учетом необходимости проведения технической паспортизации указанных автомобильных дорог до совершения действий по постановке на кадастровый учет и оформлению права муниципальной собственности на указные земельные участки.
При установлении срока устранения допущенных нарушений, суд принимает во внимание финансовое состояние ответчика, а также необходимость организации работы по техническому учету и паспортизации дорог с привлечением специализированных организаций, работа с которыми возможна только в рамках Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок, товаров, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 НК РФ, оснований для взыскания государственной пошлины с органов местного самоуправления, не имеется.
Руководствуясь ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л :
Исковые требования прокурора Горнозаводского района удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Горнозаводского городского округа Пермского края по обеспечению транспортной безопасности, выразившееся в
не проведении паспортизации автомобильных дорог местного значения, расположенных по адресам: Пермский край, Горнозаводский городской округ, ..., протяженностью 0,18 км., Пермский край, Горнозаводский городской округ, р.п. ... протяженностью 0,5 км.;
не постановке на кадастровый учет земельных участков, занятых автомобильными дорогами, расположенными по адресам: Пермский край, Горнозаводский городской округ, р.п. ..., протяженностью 0,18 км., Пермский край, Горнозаводский городской округ, р.п. ... протяженностью 0,5 км., а также не оформлении права муниципальной собственности на указные земельные участки.
Возложить на администрацию Горнозаводского городского округа Пермского края обязанность в срок до 01.11.2025 организовать и провести работы по паспортизации автомобильных дорог, расположенных по адресам: Пермский край, Горнозаводский городской округ, р.п. ..., протяженностью 0,18 км., Пермский край, Горнозаводский городской округ, р.п. ..., протяженностью 0,5 км.
Возложить на администрацию Горнозаводского городского округа Пермского края обязанность в срок до ... провести работы по постановке на кадастровый учет и оформлению права муниципальной собственности земельных участков, используемых под размещение автомобильных дорог местного значения, расположенных по адресам: Пермский край, Горнозаводский городской округ, ..., протяженностью 0,18 км., Пермский край, Горнозаводский городской округ, ..., протяженностью 0,5 км.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Чусовской городской суд Пермского края в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение суда по рассмотренному административному делу составляется в течение десяти дней со дня окончания судебного разбирательства.
Судья подпись Е.В. Куренных
Копия верна: судья