Дело № 2а-2050/2018
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г.Саранск 21 декабря 2018 года
Октябрьский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе председательствующего - судьи Куриновой Л.Ю.,
при секретаре судебного заседания Рыженковой Л.И.,
с участием в деле:
административного истца - Черакшевой А.В., ее представителя Терешкина Ю.Н., действующего на основании доверенности,
административного ответчика – Министерства энергетики Российской Федерации,
заинтересованного лица – ПАО «Газпром», его представителя Первухина М.В., действующего на основании доверенности,
заинтересованного лица – ООО «Газпром инвест»,
заинтересованного лица – администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Черакшевой Антонины Владимировны к Министерству энергетики Российской Федерации о признании недействительным приказа №996 от 19 октября 2017 года об изъятии земельных участков для государственных нужд Российской Федерации (федеральных нужд) в целях строительства объекта трубопроводного транспорта федерального значения «Расширение ЕСГ для подачи газа в газопровод «Южный поток» (Восточный коридор)» (Этап 1) в части изъятия принадлежащих ей земельных участков,
установил:
Черакшева А.В. обратилась в суд с вышеуказанным административным иском.
В обоснование административного иска указала, что она является собственником земельного участка с кадастровым номером <...>.
13 августа 2018 года от соседнего землепользователя ей стало известно, что принадлежащий ей земельный участок подлежит изъятию, о чем вынесен соответствующий приказ Министерства энергетики Российской Федерации №996 от 19 октября 2017 года.
К приказу №996 от 19 октября 2017 года имелось приложение с перечнем земельных участков, изымаемых для государственных нужд Российской Федерации в целях строительства объекта трубопроводного транспорта федерального значения «Расширение ЕСГ для подачи газа в газопровод «Южный поток» (Восточный коридор)» (Этап 1). В приложении указан принадлежащий ей земельный участок с кадастровым номером <...>, который у нее принудительно изымается.
Однако каких-либо обоснований необходимости такого изъятия принадлежащего ей земельного участка не указано. Не указано и причин невозможности оформления права аренды на указанный земельный участок, когда как все соседние земельные участки на указанном направлении размещения газопровода оформлены на праве аренды.
Указанное решение не соответствует статье 19 Конституции Российской Федерации.
Не ясно, на каком основании и по какому принципу административным ответчиком определено, что принадлежащий ей земельный участок подлежит изъятию с прекращением ее права собственности, а у соседних землевладельцев право собственности остается незыблемым.
В нарушении пункта 3 статьи 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации до настоящего времени проекта планировки территории, утвержденного и согласованного в установленном законе порядке, не имеется.
Гарантии прав граждан, установленные пунктами 5, 6, 7 статьи 56.5 Земельного кодекса Российской Федерации, не соблюдены.
Неясно, на каком основании принято решение об изъятии при отсутствии ссылок на проект межевания территории. В связи с чем, принятие решения об изъятии не имеет юридической силы.
Согласование предусмотренных проектом планировки территории границ зон планируемого размещения объектов местного значения, предусмотренных частью 11 и частью 12.4 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, не проводилось.
Найти в открытом доступе документацию проекта планировки территории невозможно.
В нарушении пунктов 5,10 статьи 56.6 Земельного кодекса Российской Федерации сведений об утверждении схемы расположения изымаемых земельных участков оспариваемое решение не содержит. Приказ об изъятии не был опубликован в порядке установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа (муниципального района в случае, если земельные участки, подлежащие изъятию, расположены на межселенной территории) по месту нахождения земельных участков, подлежащих изъятию.
По данным основаниям с учетом изменения административных исковых требований просила суд признать недействительным приказ Министерства энергетики Российской Федерации №996 от 19 октября 2017 года об изъятии земельных участков для государственных нужд Российской Федерации (федеральных нужд) в целях строительства объекта трубопроводного транспорта федерального значения «Расширение ЕСГ для подачи газа в газопровод «Южный поток» (Восточный коридор)» (Этап 1) в части изъятия принадлежащего ей земельного участка с кадастровым номером <...>, проверив обжалуемый приказ на соблюдение требований, предусмотренных статьей 19 Конституции Российской Федерации, пунктами 5 и 10 статьи 56.6 Земельного кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель административного истца Терешкин Ю.Н. административный иск поддержал по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица ПАО «Газпром» Первухин М.В. просил административные исковые требования оставить без удовлетворения.
Административный истец Черакшева А.В., представитель административного ответчика Министерства энергетики Российской Федерации, представители заинтересованных лиц ООО «Газпром инвест», администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия и Межрегионального территориального управления Росимущества в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республики и Пензенской области в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены своевременно и надлежаще.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу о том, что административные исковые требования Черакшевой А.В. не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно статье 218 КАС Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 КАС Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Таким образом, признание незаконными решений государственного органа возможно только при несоответствии обжалуемого решения нормам действующего законодательства, сопряжённым с нарушением прав и законных интересов граждан.
Как следует из материалов дела и объяснений участников процесса, Черакшевой А.В. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером <...>, расположенный по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 13.11.2009 № 1715-р утверждена Энергетическая стратегия России на период до 2030 года, целью которой является максимально эффективное использование природных энергетических ресурсов и потенциала энергетического сектора для устойчивого роста экономики, повышения качества жизни населения страны и содействия укреплению ее внешнеэкономических позиций. Настоящая Стратегия определяет цели и задачи долгосрочного развития энергетического сектора страны на предстоящий период, приоритеты и ориентиры, а также механизмы государственной энергетической политики на отдельных этапах ее реализации, обеспечивающие достижение намеченных целей.
Строительство газопровода «Южный поток» является одним из важнейших стратегических инфраструктурных проектов в сфере энергетики, реализация которых началась в 2011 году на основании вышеуказанной Энергетической стратегии.
Объект «Расширение ЕСГ для подачи газа в газопровод «Южный поток» (Восточный коридор)» предназначен для подачи газа по дну Черного моря в страны Южной и Центральной Европы в целях диверсификации маршрутов экспорта природного газа и исключения транзитных рисков.
Реализацию «Расширение ЕСГ для подачи газа в газопровод «Южный поток» (Восточный коридор), (Этап 1) осуществляет ПАО «Газпром»
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.05.2015 № 816-р утверждена схема территориального планирования Российской Федерации в области федерального транспорта (в части трубопроводного транспорта).
В соответствии с пунктом 19 Перечня магистральных газопроводов, планируемых для размещения (Приложение № 4 к Схеме территориального планирования) предусмотрено размещение объекта «Расширение ЕСГ для обеспечения подачи газа в газопровод «Южный поток» (Восточный коридор)» в целях обеспечения подачи газа в газопровод «Южный поток» в Нижегородской области, в том числе в Починковском районе Нижегородской области.
На территории Починковского района Нижегородской области запланирован объект «Южно-Европейский газопровод. Участок «Починки-Анапа», км 0 - км 181. Газопровод магистральный линейная часть», входящий в состав объекта «Расширение ЕСГ для подачи газа в газопровод «Южный поток» (Восточный коридор)», протяженностью 40,8 км.
Выбор земельных участков для строительства линейной части магистрального газопровода по инвестиционному проекту ПАО «Газпром» осуществлен в 2012 году на основании акта выбора земельных участков и схемы расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте территории, утвержденного Распоряжением Главы Администрации Починковского муниципального района Нижегородской области от 16 ноября 2012 года № 1201-р и согласованного с правообладателями земельных участков.
На основании задания на подготовку документации по планировке территории для размещения объекта «Расширение ЕСГ для подачи газа в газопровод «Южный поток» (Восточный коридор)», утвержденного приказом Минэнерго России от 18.02.2016 № 95, на основе разработанного проекта планировки территории с учетом сведений государственного кадастра недвижимости, материалов градостроительной документации, инженерно-геодезической съемки, выполненной АО «Гипроспецгаз» в 2014-2016 годах, в 2017 году был разработан проект межевания территории и получены сведения о земельных участках, пересекаемых проектируемым объектом, в том числе земельном участке с кадастровым номером <...>, принадлежащим Черакшевой А.В.
Согласно рабочей документации установлены координаты формируемых земельных участков, указан планируемый вид разрешенного использования: трубопроводный транспорт, а также вид разрешенного использования: размещение газопровода, а также иных зданий и сооружений, необходимых для эксплуатации.
Установлены координаты формируемых земельных участков площадью 533,31 кв.м. и площадью 29 254, 59 кв.м., которые в настоящее время являются частью земельного участка с кадастровым номером <...>.
Объект предусмотрен схемой территориального планирования Российской Федерации в области федерального транспорта (в части трубопроводного транспорта), утвержденной распоряжением Правительства РФ от 06.05.2015 № 816-р, приказом Минэнерго России от 17.07.2017 № 643 «Об утверждении документации по планировке территории для размещения объекта трубопроводного транспорта «Расширение ЕСГ для подачи газа в газопровод «Южный поток» (Восточный коридор)» (Этап 1)».
21 сентября 2017 года за исх.№07/013-1132 ПАО «Газпром» в адрес Министерства энергетики Российской Федерации направлено ходатайство об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, в том числе земельный участок, принадлежащий административному истцу.
Согласно приказу № 996 от 19 октября 2017 года Минэнерго России, подписанному первым заместителем министра энергетики, в соответствии с главой VII. 1 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 279 Гражданского кодекса Российской Федерации, подпунктам 4.4.26 Положения о Министерстве энергетики Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 2008 года № 400, схемой территориального планирования Российской Федерации в области федерального транспорта (в части трубопроводного транспорта), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 06 мая 20015 года № 816-р, приказом Минэнерго России от 17 июля 20017 года № 643 «Об утверждении документации по планировке территории для размещения объекта трубопроводного транспорта федерального значения «Расширение ЕСГ для подачи газа в газопровод «Южный поток» (Восточный коридор) (Этап 1), приказом Минэнерго России от 12 апреля 20017 года № 308 «О предоставлении полномочий», на основании ходатайства ПАО «Газпром» от 21.09.2017 № 07/013-1132, и в целях строительства объекта трубопроводного транспорта федерального значения Расширение ЕСГ для подачи газа в газопровод «Южный поток» (Восточный коридор) (Этап 1), принято решение изъять для государственных нужд Российской Федерации земельные участки, в том числе земельный участок с кадастровым номером <...>, принадлежащий Черакшевой А.В.
20 октября 2017 года за исх. №АТ-11736/08 Минэнерго России в адрес администрации Починковского муниципального района Нижегородской области направлено письмо «О принятии решения об изъятии земельных участков для государственных нужд Российской Федерации», согласно которому сообщено, что приказом Минэнерго России от 19 октября 2017 года № 996 принято решение об изъятии земельных участков для государственных нужд Российской Федерации в целях строительства объекта трубопроводного транспорта федерального значения «Расширение ЕСГ для подачи газа в газопровод «Южный поток» (Восточный коридор) (Этап 1)». В соответствии с подпунктом 1 пункта 10 статьи 56.6 Земельного кодекса Российской Федерации вышеуказанный приказ размещен на официальном сайте Минэнерго России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (www.minenergo.gov.ru). В связи с отсутствием информации о почтовых адресах правообладателей изымаемых земельных участков, в соответствии с подпунктом 2 пункта 10 данной статьи содержится просьба обеспечить опубликование вышеуказанного решения в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом городского округа по месту нахождения земельных участков, подлежащих изъятию.
Анализируя все представленные доказательства, положения главы VII. 1 Земельного кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу, что административные исковые требования не подлежат удовлетворению.
Изъятие земельных участков, в том числе для государственных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством (пункт 1 статьи 279 ГК Российской Федерации).
Порядок изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд установлен главой VII. 1 Земельного кодекса Российской Федерации.
Основания изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд определены статьей 49 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным со строительством, реконструкцией следующих объектов государственного значения (объектов федерального значения, объектов регионального значения) или объектов местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов - линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий.
В статье 56.2. Земельного кодекса Российской Федерации указаны органы, принимающие решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основании решений уполномоченных федеральных органов исполнительной власти - в случае изъятия земельных участков для государственных нужд Российской Федерации (федеральных нужд), в том числе для размещения объектов федерального значения (пункт 1 статьи 56.2 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 56.3. Земельного кодекса Российской Федерации, изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования (за исключением объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, которые в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности не подлежат отображению в документах территориального планирования).
Судом установлено, что распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.05.2015 № 816-р утверждена схема территориального планирования Российской Федерации в области федерального транспорта (в части трубопроводного транспорта), а документация по планировке территории для размещения объекта трубопроводного транспорта федерального значения «Расширение ЕСГ для подачи газа в газопровод «Южный поток» (Восточный коридор)» (Этап 1) утверждена приказом Минэнерго России от 17.07.2017 № 643.
В связи с чем, довод административного истца об отсутствии утвержденного и согласованного в установленном законом порядке проекта планировки территории суд признает необоснованным.
Согласно подпункту 1 пункта 1, пункту 7 статьи 56.4. Земельного кодекса Российской Федерации решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд может быть принято на основании ходатайств об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд (далее также - ходатайство об изъятии), с которыми в уполномоченные органы исполнительной власти или органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 56.2 настоящего Кодекса, вправе обратиться организации являющиеся субъектами естественных монополий, в случае изъятия земельных участков для размещения объектов федерального значения или объектов регионального значения, указанных в статье 49 настоящего Кодекса и обеспечивающих деятельность этих субъектов.
Требования к форме и содержанию ходатайства об изъятии, состав прилагаемых к нему документов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Судом установлено, что 21 сентября 2017 года за исх.№07/013-1132 ПАО «Газпром» в адрес Министерства энергетики Российской Федерации направлено ходатайство об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, в том числе земельных участков, принадлежащих административному истцу. Указанное ходатайство соответствует положениям статей 56.3, 56.4 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 3,4,5 статьи 56.6. Земельного кодекса Российской Федерации решение об изъятии может быть принято в отношении всех или некоторых земельных участков, расположенных в границах зоны планируемого размещения объекта федерального значения, объекта регионального значения или объекта местного значения, для строительства, реконструкции которых осуществляется такое изъятие.
В решении об изъятии должны быть указаны изымаемые земельные участки, в том числе земельные участки, подлежащие образованию, и расположенные на таких земельных участках объекты недвижимого имущества, а также цель изъятия земельных участков, реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется изъятие. В случае, если решение об изъятии принимается на основании ходатайства, поданного лицом, указанным в статье 56.4 настоящего Кодекса, в решении об изъятии указывается это лицо. В решении об изъятии указываются сооружения, изъятие которых в соответствии с гражданским законодательством не осуществляется, а также сервитуты, публичные сервитуты, которые установлены в отношении изымаемых земельных участков и которые сохраняются. К решению об изъятии прилагается схема расположения земельного участка, если подлежащие изъятию земельные участки предстоит образовать и отсутствует утвержденный проект межевания территории, в границах которой предусмотрено образование таких земельных участков. В этом случае решение об изъятии должно содержать указание на утверждение схемы расположения земельного участка.
Приказ № 996 от 19 октября 2017 года Министерства энергетики Российской Федерации отвечает вышеуказанным требованиям статьи 56.6 Земельного кодекса Российской Федерации, содержит указание земельных участков, подлежащих изъятию, цель изъятия земельных участков, реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется изъятие, в том числе об утверждении документации по планировке межевания территории.
Согласно пункту 4.4.26 постановления Правительства Российской Федерации от 28.05.2008 № 400 «О Министерстве энергетики Российской Федерации» полномочия по принятию решений об изъятии земельных участков для государственных нужд Российской Федерации (федеральных нужд) по основаниям, связанным со строительством, реконструкцией объектов федерального значения, в том числе объектов систем газоснабжения федерального значения, линейных объектов федерального значения, обеспечивающих деятельность субъектов естественных монополий, осуществляет Минэнерго России. Приказ подписан первым заместителем министра энергетики, полномочия которого подтверждены приказом Минэнерго России от 12 апреля 20017 года № 308 «О предоставлении полномочий».
Согласно пункту 10 статьи 56.6 Земельного кодекса Российской Федерации в течение десяти дней со дня принятия решения об изъятии уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение:
1) осуществляют размещение решения об изъятии на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
2) обеспечивают опубликование решения об изъятии (за исключением приложений к нему) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа (муниципального района в случае, если земельные участки, подлежащие изъятию, расположены на межселенной территории) по месту нахождения земельных участков, подлежащих изъятию;
3) направляют копию решения об изъятии правообладателям изымаемой недвижимости письмом с уведомлением о вручении по почтовым адресам, указанным в заявлениях об учете прав на недвижимость, либо в случае отсутствия указанных адресов по почтовым адресам, указанным в Едином государственном реестре недвижимости. В случае, если в связи с изъятием земельных участков изъятию подлежат расположенные на них здания, сооружения, находящиеся в них помещения, копия решения об изъятии направляется также по месту нахождения таких зданий, сооружений, помещений. Если правообладатель изымаемой недвижимости сообщил адрес для связи в виде электронной почты, ему также отправляется копия решения об изъятии в электронной форме. В отсутствие сведений об адресах, указанных в настоящем пункте, копия решения об изъятии по указанным адресам не направляется;
4) направляют копию решения об изъятии в орган регистрации прав;
5) направляют организации, подавшей ходатайство об изъятии, на основании которого осуществляется изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд (при наличии такого ходатайства), копию решения об изъятии, сведения о лицах, подавших заявления об учете их прав на недвижимость, и способах связи с ними, о лицах, являющихся правообладателями земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости, сведения о которых получены на основании предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 статьи 56.5 настоящего Кодекса запросов, а также копии документов, подтверждающих права указанных лиц на изымаемые земельные участки и (или) на расположенные на таких земельных участках объекты недвижимого имущества.
Положения пункта 10 статьи 56.6 Земельного кодекса Российской Федерации административным ответчиком соблюдены.
Судом установлено, что Минэнерго России в течение десяти дней с момента принятия решения об изъятии осуществило размещение об изъятии на своем официальном сайте в сети «Интернет» (http://minenergo.gov.ru/node/9589); направило копию решения об изъятии в администрацию Починковского района Нижегородской области (письмо от 20 октября 2017 года № AT-11730/08) для опубликования в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов; направило копию решения об изъятии в Управление Росреестра по Нижегородской области.
Приказ Минэнерго России от 19 октября 2017 года № 996 официально опубликован в газете «На земле Починковской» - 11 ноября 2017 года, № 89.
Как указано выше, подпунктом 3 пункта 10 статьи 56.6 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что орган исполнительной власти направляет копию решения об изъятии правообладателям изымаемой недвижимости письмом с уведомлением о вручении по почтовым адресам, указанным в заявлениях об учете прав на недвижимость, либо в случае отсутствия указанных адресов по почтовым адресам, указанным в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляет размещение решения об изъятии на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В отсутствие сведений об адресах, указанных в настоящем пункте, копия решения об изъятии по указанным адресам не направляется.
В связи с тем, что в Едином государственном реестре недвижимости сведения о почтовом адресе правообладателя отсутствовали, сообщений от правообладателя об адресе электронной почты правообладателя для связи в Минэнерго России не поступало, то сведения о вышеуказанных адресах для направления правообладателю копии решения об изъятии у Минэнерго России не имелись, в связи с чем, решение не было направлено административному истцу.
Подпункт 3 пункта 10 статьи 56.6 ЗК Российской Федерации содержит исчерпывающий перечень документов, в которых может содержаться почтовый адрес правообладателя изымаемого земельного участка (заявление об учете прав на недвижимость, ЕГРН, сообщение правообладателя о наличии адреса электронной почты).
Кроме того, в силу приведенных норм Земельного кодекса Российской Федерации у уполномоченного органа отсутствует обязанность по самостоятельному получению сведений о почтовом либо электронном адресе правообладателя изымаемой недвижимости.
Приказ № 996 от 19 октября 2017 года Минэнерго России опубликован на официальном сайте Минэнерго 19.10.2017, опубликован в газете «На земле Починковской»
Процедура размещения решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд Минэнерго России соблюдена, возможность ознакомления с Приказом для правообладателя обеспечена.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 56.5 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае, если в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на земельные участки, подлежащие изъятию для государственных или муниципальных нужд, а также о зарегистрированных правах на расположенные на таких земельных участках объекты недвижимого имущества, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 56.2 настоящего Кодекса, не менее чем за шестьдесят дней до принятия решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд обязаны обеспечить размещение сообщения о планируемом изъятии земельных участков, которое должно содержать сведения, предусмотренные подпунктами 1, 4, 6 и 7 пункта 5 настоящей статьи, на информационном щите в границах населенного пункта, на территории которого расположены земельные участки, подлежащие изъятию, а в случае, если такие земельные участки расположены за пределами границ населенного пункта, на информационном щите в границах соответствующего муниципального образования.
Сведения о зарегистрированных правах административного истца на земельные участки в Едином государственном реестре недвижимости имеются, в связи с чем, размещение сообщений о планируемом изъятии земельных участков для государственных нужд не требуется.
Согласно пункту 7 статьи 56.6 Земельного кодекса Российской Федерации, решение об изъятии не может быть принято в случае, если:
земельные участки являются выморочным имуществом и на таких земельных участках отсутствуют объекты недвижимого имущества, являющиеся частной собственностью или находящиеся в пользовании третьих лиц;
земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности, не обременены правами третьих лиц и на таких земельных участках отсутствуют объекты недвижимого имущества, являющиеся частной собственностью или находящиеся в пользовании третьих лиц;
земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности, не обременены правами третьих лиц и на таких земельных участках расположены объекты недвижимого имущества, которые являются выморочным или бесхозяйным имуществом.
Земельный участок административного истца не подпадает под случаи, предусмотренные пунктом 7 статьи 56.6 Земельного кодекса Российской Федерации, при наличии которых решение об изъятии не может быть принято.
Согласно частям 11 и 12.4 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в случае, если решение о подготовке документации по планировке территории принимается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления муниципального района, подготовка указанной документации должна осуществляться в соответствии с документами территориального планирования Российской Федерации, документами территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, документами территориального планирования субъекта Российской Федерации, документами территориального планирования муниципального района.
Проект планировки территории, предусматривающий размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, для размещения которых допускается изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд, до его утверждения подлежит согласованию с органом государственной власти или органом местного самоуправления, уполномоченными на принятие решений об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд. Предметом согласования проекта планировки территории с указанными органом государственной власти или органом местного самоуправления являются предусмотренные данным проектом планировки территории границы зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения.
Из материалов дела следует, что документация по планировке территории согласована с администрацией Починковского района Нижегородской области (письмо от 28 марта 2017 года № 844).
Судом установлено, что в соответствии с требованиями части 15 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации Минэнерго России направило копию приказа Минэнерго России от 17 июля 2017 № 643 «Об утверждении документации по планировке территории для размещения объекта «Расширение ЕСГ для подачи газа в газопровод «Южный поток» (Восточный коридор)» (Этап 1) с приложением документации в адрес администрации Починковского района Нижегородской области для официального опубликования и размещения информации о данном документе на официальном сайте муниципального образования.
Доводы административного истца о том, что приказ № 996 не содержит обоснований необходимости изъятия земельного участка и о том, что не указаны причины невозможности оформления права аренды на земельный участок (его части) отклоняются судом, поскольку данные доводы не основаны на нормах действующего законодательства.
Доводы административного истца о нарушении административным ответчиком пункта 5 статьи 56.6 Земельного кодекса Российской Федерации, также признаются судом необоснованными.
Пунктом 5 статьи 56.6 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к решению об изъятии прилагается схема расположения земельного участка, если подлежащие изъятию земельные участки предстоит образовать и отсутствует утвержденный проект межевания территории, в границах которой предусмотрено образование таких земельных участков. В этом случае решение об изъятии должно содержать указание на утверждение схемы расположения земельного участка.
В данном случае приказ № 996 от 19 октября 2017 года отвечает положениям пункта 5 статьи 56.6 Земельного кодекса Российской Федерации, содержит реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется изъятие, в том числе об утверждении документации по планировке территории для размещения трубопроводного транспорта, включающей проект межевания территории.
Доводы административного истца о том, что в приказе № 996 от 19 октября 2017 года указана цель изъятия земельного участка - строительство объекта трубопроводного транспорта федерального значения «Расширение ЕСГ для подачи газа в газопровод «Южный поток» (Восточный коридор) (Этап 1), однако строительство газопровода окончено еще в 2016 году, также не влияют на законность оспариваемого решения. Данное обстоятельство вопреки доводам административного истца не является юридически значимым.
Доводы административного истца о том, что в материалах дела имеется приказ Министерства энергетики Российской Федерации № 643 от 17 июля 2017 года, однако он надлежащим образом не заверен, также отклоняются судом.
Все запрашиваемые судом документы, представлены Минэнерго России по электронной почте, все копии документов заверены усиленной квалифицированной электронной подписью заместителя директора Департамента корпоративного управления, ценовой конъюнктуры и контрольно-ревизионной работы в отраслях ТЭК, более того, часть документов находится в свободном доступе.
Доводы административного истца о том, что административный ответчик не представил никаких доказательств публикации приказа Министерства энергетики Российской Федерации № 643 от 17 июля 2017 года, в порядке, предусмотренном статьей 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в связи с чем, доказательств вступления в силу данного приказа об утверждении проекта планировки территории в законную силу не имеется, также признаются необоснованными, поскольку при установленных обстоятельствах также не влияют на предмет настоящего спора.
В соответствии со статьей 19 Конституции Российской Федерации, все равны перед законом и судом.
Доводы административного истца Черакшевой А.В. о том, что в указанном случае нарушаются ее права, предусмотренные статьей 19 Конституции Российской Федерации, со ссылкой на то, что не ясно на каком основании и по какому принципу административным ответчиком определено, что принадлежащий ей земельный участок подлежит изъятию с прекращением ее право собственности, а у соседних землевладельцев право собственности остается незыблемым, отклоняются судом, поскольку при установленных выше обстоятельствах нарушений статьи 19 Конституции Российской Федерации суд не усматривает.
Судом не установлено, что указанные выше действия административного ответчика повлекли нарушение прав и законных интересов административного истца, выразившиеся в нарушении принципа равенства граждан перед законом, установленного статьей 19 Конституции Российской Федерации.
Целью судебной защиты с учетом требований части 3 статьи 17, части 1 статьи 19, части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, является восстановление нарушенных или оспариваемых прав, при этом защита такого права в судебном порядке должна обеспечивать как соразмерность нарушенного права и способа его защиты, так и баланс интересов всех участников спора.
В соответствии с положениями Главы 22 КАС Российской Федерации, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Данные требования закона судом проверены, оспариваемое решение соответствует нормативным правовым актам и не нарушает права, свободы и законные интересы административного истца.
Суд считает, что установленный трехмесячный срок для обращения в суд административным истцом не пропущен.
В силу части 1 статьи 219 КАС Российской Федерации административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Таким образом, КАС Российской Федерации, связывает момент возникновения права на обращение в суд с моментом, когда лицу стало известно о нарушении его прав, а не с моментом официального опубликования оспариваемого ненормативного акта.
Оспариваемый административным истцом приказ не является нормативно-правовым, поскольку не содержит правил поведения, обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, применение данных актов и вступление в законную силу не связано с их официальным опубликованием для всеобщего сведения.
Учитывая изложенное, административное исковое заявление об оспаривании приказа, могло быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда административному истцу стало известно о нарушении указанными актами его прав, свобод и законных интересов.
Как следует из искового заявления о нарушении своего права административный истец Черакшева А.В. узнала 13 августа 2018 года. Административное исковое заявление подано в суд 22 августа 2018 года, то есть в установленный законом срок. Сведений о том, что административному истцу о нарушении своего права стало известно ранее 13 августа 2018 года, материалы дела не содержат.
При таких обстоятельствах административные исковые требования являются необоснованными и не подлежат удовлетворению, поскольку решение административного ответчика соответствует нормам действующего законодательства и прав и законных интересов административного истца не нарушает.
В соответствии со статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных административным истцом требований и по указанным им основаниям, руководствуясь статьями 175-181, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении административных исковых требований Черакшевой Антонины Владимировны к Министерству энергетики Российской Федерации о признании недействительным приказа №996 от 19 октября 2017 года об изъятии земельных участков для государственных нужд Российской Федерации (федеральных нужд) в целях строительства объекта трубопроводного транспорта федерального значения «Расширение ЕСГ для подачи газа в газопровод «Южный поток» (Восточный коридор)» (Этап 1) в части изъятия принадлежащих ей земельных участков отказать.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Мордовия через Октябрьский районный суд г.Саранска Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Л.Ю. Куринова
Мотивированное решение суда
составлено 26 декабря 2018 года.
Судья Л.Ю. Куринова