57RS0022-01-2021-003489-22 производство 2а-2052/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 июля 2021 г. г. Орёл
Заводской районный суд г.Орла в составе:
председательствующего судьи Кальной Е.Г.,
при секретаре Шамриной Н.С.,
с участием помощника прокурора Заводского района г.Орла Амелиной Е.М.,
представителя административного истца Управления Министерства внутренних дел России по Орловской области по доверенности ФИО1,
административного ответчика ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Заводского районного суда г.Орла административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства внутренних дел России по Орловской области к ФИО2 о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего реадмиссии, в специальном учреждении,
УСТАНОВИЛ:
Управление Министерства внутренних дел России по Орловской области (далее – УМВД России по Орловской области) обратилось в суд с административным исковым заявлением к ФИО2 о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего реадмиссии, в специальном учреждении.
В обоснование требований указано, что ФИО2 (информация скрыта) осужден (информация скрыта) по (информация скрыта) годам лишения свободы и отбывал наказание в ФКУ ИК – 5 УФСИН России по Орловской области. Распоряжением Министерства Юстиции Российской Федерации от (дата обезличена)(номер обезличен), пребывание (проживание) в Российской Федерации ФИО2, гражданина (информация скрыта), признано нежелательным. УМВД России по Орловской области принято решение о депортации из Российской Федерации гражданина (информация скрыта) ФИО2 ФИО2 освобожден из ФКУ ИК-5 УФСИН России по Орловской области и законных оснований для пребывания (проживания) в Российской Федерации не имеет. Обстоятельства, свидетельствующие о принадлежности ФИО2 к гражданству Российской Федерации, отсутствуют. Решением Заводского районного суда г. Орла от 30.08.2019 ФИО2 помещен в Центр временного содержания иностранных граждан УМВД России по Орловской области, до исполнения решения о депортации, на срок до 30 ноября 2019 года. Решением Заводского районного суда г. Орла от 28.11.2019 срок пребывания ФИО2 в Центр временного содержания иностранных граждан УМВД России по Орловской области продлён на срок до 28.02.2020. Последний раз решением Заводского районного суда г. Орла от 15 февраля 2021 года срок пребывания ФИО2 в Центр временного содержания иностранных граждан УМВД России по Орловской области продлён на срок до 15.04.2021. Генеральному консулу Посольства Республики Узбекистан в Российской Федерации 26.07.2019 направлен материал для установления гражданской принадлежности ФИО2 и выдаче свидетельства на возвращение. Начальнику УКНД ГУВМ МВД России 23.09.2019 направлен проект решения о реадмиссии за пределы Российской Федерации гражданина (информация скрыта) ФИО2 В адрес УВМ УМВД России по Орловской области 30 января 2020 года поступил ответ из УМиОГ УВД Республики Узбекистан, из которого следует, что ФИО2, уроженец (адрес обезличен), ранее был документирован паспортом гражданина (информация скрыта). Начальнику УКНД ГУВМ МВД России 05.02.2020 направлено решение о реадмиссии за пределы Российской Федерации Д.В.МБ. для последующего получения свидетельства на возвращение. В адрес УМВД России по Орловской области 30.07.2020 поступил ответ из УКНД ГУВМ МВД России о том, что для оформления свидетельства на возвращение ФИО2 необходимо обратиться с заявлением в консульский отдел Посольства Республики Узбекистан о снятии его с постоянного консульского учета или оформить биометрический паспорт, не выходя с постоянного консульского учета, в случае оплаты консульских сборов и штрафов за просрочку паспорта. Заместителю начальника УМВД России по Орловской области 03.11.2020 года, 11.11.2020 направлены письма о выделении денежных средств для оплаты консульских сборов и штрафов для последующего получения биометрического паспорта на имя ФИО2
Начальнику ГУВМ МВД России 07.12.2020 направлено письмо с просьбой оказать содействие в получении свидетельства на возвращение на имя ФИО2 в Консульском отделе Посольства Республики Узбекистан. В адрес УМВД России по Орловской области 18.01.2021 поступил ответ из ГУВМ МВД России о том, что в МИД России направлено письмо об оказании содействия в получении свидетельства на возвращение на имя ФИО2 Врио заместителя УКНД ГУВМ МВД России повторно направлено письмо с просьбой оказать содействие в получении свидетельства на возвращение на имя ФИО2 в Консульском отделе Посольства (информация скрыта).
Руководителю Орловской региональной общественной организации по оказанию социально – правовой помощи выходцам из Азии «Евразия» ФИО7 направлено письмо об оказании содействия в оплате консульских сборов и штрафов для последующего получения биометрического паспорта на имя ФИО2
Заместителю председателя общероссийской организации «Всероссийский Конгресс узбеков, узбекистанцев», председателю региональной общественной организации узбекская национально – культурная автономия Орловской области ФИО8 направлено письмо об оказании содействия в оплате консульских сборов и штрафов для последующего получения биометрического паспорта на имя ФИО2
Руководителю Орловского регионального отделения общероссийской общественной организации «Ассамблея народов России» ФИО9 направлено письмо об оказании содействия в оплате консульских сборов и штрафов для последующего получения биометрического паспорта на имя ФИО2
На основании изложенного, просит суд о продлении срока пребывания ФИО2 в «Центре временного содержания иностранных граждан УМВД России по Орловской области», расположенном по адресу: г.Орёл, (адрес обезличен), сроком на три месяца (до (дата обезличена)), в связи с оформлением документов, необходимых для исполнения решения о реадмиссии.
В судебном заседании представитель административного истца УМВД России по Орловской области по доверенности ФИО1 заявленные требования поддержал, дал пояснения, аналогичные изложенным в административном исковом Указал, что в настоящее время ведутся переговоры между указанными в исковом заявлении общественными организациями и УМВД России по Орловской области об оказании содействия в оплате консульских сборов.
Административный ответчик ФИО2 в судебном заседании возражал против удовлетворения требований административного истца, Ссылался, что в течение длительного времени он ограничен в правах и не имеет возможности проживать со своей семьей. В (адрес обезличен) у него ничего нет, отсутствует место жительства.
Помощник прокурора Заводского района г. Орла Амелина Е.М. полагала, что административное исковое заявление о продлении срока пребывания ФИО2 в Центре временного содержания иностранных граждан УМВД России по Орловской области не подлежит удовлетворению.
Выслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьёй 266 КАС РФ административное исковое заявление о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении подается представителем территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции, функции по контролю (надзору) и оказанию государственных услуг в сфере миграции, в суд по месту нахождения специального учреждения, в которое помещен иностранный гражданин, подлежащий депортации или реадмиссии.
Согласно статье 5 Федерального закона от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации может быть соответственно продлен либо сокращен в случаях, если изменились условия или перестали существовать обстоятельства, в связи с которыми ему был разрешен въезд в Российскую Федерацию.
В силу статье 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых принято решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию или решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, обязаны выехать из Российской Федерации в порядке, предусмотренном федеральным законом. Иностранный гражданин или лицо без гражданства, не покинувшие территорию Российской Федерации в установленный срок, подлежат депортации. Депортация иностранного гражданина или лица без гражданства, в отношении которых принято решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию или решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, осуществляется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориальным органом во взаимодействии с иными федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами в пределах их компетенции.
Иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых принято решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию или решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, обязаны выехать из Российской Федерации в порядке, предусмотренном федеральным законом.
Иностранный гражданин или лицо без гражданства, не покинувшие территорию Российской Федерации в установленный срок, подлежат депортации. Депортация иностранного гражданина или лица без гражданства, в отношении которых принято решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию или решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, осуществляется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориальным органом во взаимодействии с иными федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами в пределах их компетенции.
Согласно частям 10-12 статьи 31 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» иностранные граждане, подлежащие депортации, могут быть переданы Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии в порядке, предусмотренном главой V.1 настоящего Федерального закона.
В случае, если уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в отношении иностранного гражданина, находящегося в местах лишения свободы, вынесено решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации или решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию, такое решение в течение трех рабочих дней со дня его вынесения направляется в соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, который принимает решение о депортации данного иностранного гражданина либо в случае наличия международного договора Российской Федерации о реадмиссии, который затрагивает данного иностранного гражданина, решение о его реадмиссии.
Исполнение решения о депортации иностранного гражданина, указанного в пункте 11 настоящей статьи, либо решения о его реадмиссии осуществляется после отбытия данным иностранным гражданином наказания, назначенного по приговору суда.
Как следует из положений части 2 статьи 267 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административное исковое заявление о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении подается в суд не позднее чем за сорок восемь часов до истечения установленного по решению суда срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении.
На основании частей 1, 2 статьи 269 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд, рассмотрев по существу административное исковое заявление о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении, принимает решение, которым удовлетворяет административный иск или отказывает в его удовлетворении. В мотивировочной части решения, которым удовлетворено административное исковое заявление, должен быть также установлен и обоснован разумный срок пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении, а в резолютивной части – конкретный срок пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении.
В судебном заседании установлено, что ФИО2, (дата обезличена) года рождения, прибыл в Российскую Федерацию в 1999 году.
(дата обезличена) ФИО2 осужден (информация скрыта) к (информация скрыта) лишения свободы. Отбывал наказание в ФКУ ИК – 5 УФСИН России по Орловской области, откуда освобожден по отбытии срока наказания 30.08.2019.
ФИО2 является гражданином (информация скрыта), что подтверждается заключением по установлению личности иностранного гражданина или лица без гражданства (номер обезличен) от (дата обезличена), сведениями из СПО «Мигрант-1», паспортом гражданина (информация скрыта) № (номер обезличен) (срок действия которого истек (дата обезличена)), приговором (информация скрыта) от (дата обезличена).
Распоряжением Министерства Юстиции Российской Федерации «О нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего освобождению из мест лишения свободы» от (дата обезличена)(номер обезличен)-рн, пребывание (проживание) в Российской Федерации ФИО2, гражданина (информация скрыта), признано нежелательным.С данным распоряжением ФИО2 был ознакомлен, обжаловал в установленном законом порядке. Решением Мценского районного суда Орловской области от 10.01.2020, в удовлетворении административного искового заявление ФИО2 к Министерству Юстиции Российской Федерации отказано. Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Орловского областного суда от 19.03.2020 решение Мценского районного суда Орловской области от 10.01.2020 оставлено без изменения, жалоба ФИО2 без удовлетворения. Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции от 16.06.2020 решение Мценского районного суда Орловской области от 10.01.2020 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Орловского областного суда от 19.03.2020 оставлены без изменения.
Старшим инспектором отдела иммиграционного контроля УМВД России по Орловской области принято решение о депортации за пределы Российской Федерации ФИО2, которое не отменено.
Решением Заводского районного суда города Орла от 30.08.2019 ФИО2, помещен в «Центр временного содержания иностранных граждан УМВД России по Орловской области», расположенный по адресу: <...>, до исполнения решения о его депортации, на срок до 30.11.2019.
Генеральному консулу Посольства Республики Узбекистан в Российской Федерации 26.07.2019 направлен запрос об оказании содействия в оформлении на имя гражданина Республики Узбекистан ФИО2 свидетельства на возвращение без оплаты консульского сбора в связи с отсутствием у него средств к существованию и тяжелым материальным положением.
Решениями Заводского районного суда г.Орла срок пребывания ФИО2 в специальном учреждении, до исполнения решения о депорации, реадмиссии неоднократно продлевался, последний раз срок пребывания продлен на три месяца, то есть до 14.07.2021.
Решением инспектора по ОП ОИК УВМ УМВД России по Орловской области ФИО1, от 20.09.2019 начата процедура реадмиссии в отношении ФИО2
23.09.2019 в адрес начальника УОКНД ГУВМ МВД России был направлен проект решения о реадмиссии за пределы Российской Федерации гражданина (информация скрыта) ФИО2
В адрес УВМ УМВД России по Орловской области 17.12.2019 поступил ответ Министерства внутренних дел (информация скрыта), согласно которого по информации УМиОГ УВД (адрес обезличен), гражданин ФИО2, (дата обезличена) года рождения, уроженец (адрес обезличен) прописанным - выписанным не значится, был документирован (дата обезличена) ГУВД (адрес обезличен) паспортом гражданина (информация скрыта) серии (номер обезличен). При проверке по прежнему месту жительства ФИО2 было установлено, что он был выписан в 2013 году на ПМЖ в Российскую Федерацию. На основании изложенного ФИО2 является гражданином (информация скрыта).
06.02.2020 инспектором по ОП ОИК УВМ УМВД России по Орловской области ФИО1 принято решение о реадмиссии ФИО2
С данным распоряжением ФИО2 был ознакомлен 06.02.2020, как следует из его пояснений, данных в судебном заседании, указанное решение обжаловано им не было.
В адрес УВМ УМВД России по Орловской области поступил ответ из Посольства (информация скрыта) в Российской Федерации от 20.07.2020 с сообщением, о том, что для оформления свидетельства на возвращение ФИО2 может обратиться с заявлением в консульский отдел посольства с просьбой о снятии с постоянного консульского учёта и предоставить нотариально заверенное согласие на прописку его на территории (информация скрыта) от лица владельца жилья в (информация скрыта), а также приложить копию паспорта владельца жилья, либо он может оформить биометрический паспорт в консульском отделе Посольства, не выходя с постоянного консульского учёта в случае оплаты консульских сборов и штрафов за просрочку паспорта.
28.09.2020 Генеральному консулу Посольства Республики Узбекистан в Российской Федерации. был направлен запрос об оказании содействия в оформлении на имя ФИО2 свидетельства на возвращение без оплаты консульского сбора в связи с отсутствием у него средств к существованию и тяжелым материальным положением.
03.11.2020 и 11.11.2020 Управлением по вопросам миграции в адрес заместителя начальника УМВД России по Орловской области направлены письма о выделении денежных средств для оплаты консульских сборов и штрафов и последующего получения биометрического паспорта на имя ФИО2, а также приобретения авиабилета.
Как следует из сообщения УМВД России по Орловской области от 27.11.2020 направленного в адрес начальника Управления по вопросам миграции УМВ, оплата расходов ФИО3 за получение биометрического паспорта, а также штрафа за несвоевременное обращение за оформлением паспорта не имеют под собой правовых оснований и не могут быть произведены, так как при проверке использования средств федерального бюджета могут быть отменены на неправомерные расходы. В связи с чем полагает необходимым дополнительно проработать вопрос исполнения реадмиссии в отношении ФИО3 с ГУВМ МВД России.
07.12.2020 в адрес начальника ГУВМ МВД был направлен запрос об оказании содействия в оформлении свидетельства на возвращение на имя ФИО2 в Консульском отделе посольства Республики Узбекистан для исполнения решения о реадмиссии.
В адрес УМВД России по Орловской области 18.01.2021 поступил ответ из ГУВМ МВД России о том, что в МИД России направлено письмо об оказании содействия в получении свидетельства на возвращение на имя ФИО2
20.02.2021 директору Третьего департамента стран СНГ МИД России Главным управлением по вопросам миграции МВД России направлено обращение о необходимости проведения экспертной встречи с представителями МВД Республики Узбекистан по вопросам реализации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Узбекистан о реадмиссии, в том числе в части тематики оформления сертификатов на возвращение гражданам Республики Узбекистан подлежащих реадмиссии.
14.04.2021 в адрес УМВД России по Орловской области поступило письмо из Главого управления по вопросам миграции МВД России о том, что 04.03.2021 МИД России повторно направлена нота узбекским партнерам с предложением организовать экспертные переговоры по вопросам реализации Соглашения, в том числе в части тематики оформления сертификатов на возвращение гражданам Республики Узбекистан подлежащих реадмиссии.
Руководителю Орловской региональной общественной организации по оказанию социально – правовой помощи выходцам из Азии «Евразия» ФИО7 направлено письмо об оказании содействия в оплате консульских сборов и штрафов для последующего получения биометрического паспорта на имя ФИО2
Заместителю председателя общероссийской организации «Всероссийский Конгресс узбеков, узбекистанцев», председателю региональной общественной организации узбекская национально – культурная автономия Орловской области ФИО8 направлено письмо об оказании содействия в оплате консульских сборов и штрафов для последующего получения биометрического паспорта на имя ФИО2
Руководителю Орловского регионального отделения общероссийской общественной организации «Ассамблея народов России» ФИО9 направлено письмо об оказании содействия в оплате консульских сборов и штрафов для последующего получения биометрического паспорта на имя ФИО2
В судебном заседании представитель истца пояснил, что в настоящее время ведутся переговоры с общественными организациями относительно оказания содействия в оплате консульского сбора. Положительного решения не принято.
Исходя из положений ст. ст. 3, 8, 9 Всеобщей декларации прав человека от 10.12.1948 года и пункта "а" ч. 1 статьи 5 Декларации о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами стран, в которой они проживают и статьи 9 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16.12.1966 года, право человека на свободу и личную неприкосновенность, а также на судебную защиту в случае задержания относятся к общепризнанным принципам и нормам международного права, которые в соответствии со ст. 15 Конституции Российской Федерации являются составной частью правовой системы Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 5 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950 года предусмотрена возможность лишения свободы в случае законного задержания или заключения под стражу лица с целью предотвращения его незаконного въезда в страну или лица, против которого принимаются меры по его высылке или выдаче.
Европейский Суд по правам человека в постановлениях неоднократно указывал на то, что любое лишение свободы будет оправданным только до тех пор, пока рассматривается вопрос о депортации или экстрадиции. Если такие действия не осуществляются с должной тщательностью, содержание под стражей перестает быть дозволительным. Национальные власти обязаны рассмотреть вопрос о том, является ли выдворение реальной перспективой, является ли помещение иностранного гражданина в Центр временного содержания реальной перспективой и оправданным, или продолжает оставаться таковым.
Из полученных неоднократных ответов Консульского отдела Посольства Республики Узбекистан следует, что биометрический паспорт будет оформлен и выдан ФИО2 только после оплаты консульского сбора и штрафа. Свидетельство на возвращение в Республику Узбекистан на ФИО2 оформлено не будет, в связи с отсутствием оснований.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 25 сентября 2014 года N 1830-О указывал, что пункт 9 статьи 31 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", действующий в настоящий момент в редакции Федерального закона от 21 июля 2014 года N 232-ФЗ, предусматривает, что иностранные граждане, подлежащие депортации, содержатся в специальных учреждениях до исполнения решения о депортации, что согласуется с подпунктом "f" пункта 1 статьи 5 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, который допускает лишение свободы в случае законного задержания или заключения под стражу лица с целью предотвращения его незаконного въезда в страну или лица, против которого принимаются меры по его высылке или выдаче.
Применение мер в виде помещения иностранного гражданина, подлежащего депортации, в специальное учреждение, носит обеспечительный характер для предотвращения затягивания процедуры выезда иностранного гражданина и не может расцениваться как мера наказания.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 25.09.2014 N 1830-О указал, что действующей системой правового регулирования предусматривается судебный контроль за сроком содержания лица, в отношении которого принято решение о депортации, в специализированном учреждении, и, соответственно, оно не предполагает, что лицо, в отношении которого принято решение о депортации, может быть оставлено в неопределенности относительно сроков его содержания в специализированном учреждении.
Учитывая, что срок содержания ответчика в центре временного содержания составил более 1 года и 6 месяцев, судом неоднократно предоставлялся истцу срок для получения свидетельства о возвращении ответчика на родину, исполнения решения о реадмиссии и с учетом того, что утрачена реальная возможность для получения такого свидетельства, сведений о наличии перспективы получения необходимых документов до настоящего момента для исполнения решения о реадмиссии суду не представлено, оснований для нахождения ответчика в центре временного содержания.
Коль скоро возможность исполнения решения о реадмиссии утрачена, принятые истцом меры для его исполнения никакого результата не имеют, не имеется перспектив получения свидетельства о возвращении на родину ответчика и на день рассмотрения дела, то суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований административного истца о продлении срока пребывания ФИО2, подлежащего реадмиссии, в специальном учреждении
В соответствии с ч. 2 ст. 188 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в случае отсутствия в настоящем Кодексе прямого запрета на немедленное исполнение решений по административным делам определенной категории суд по просьбе административного истца может обратить решение по административному делу к немедленному исполнению, если вследствие особых обстоятельств замедление исполнения этого решения может нанести значительный ущерб публичным или частным интересам. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с его принятием.
Оснований для приведения решения суда к немедленному исполнению не имеется, поскольку срок нахождения ответчика в специальном учреждении установлен вступившим в законную силу решением суда и фактический пересмотр указанного решения невозможен.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 188, 266-269 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление Управления Министерства внутренних дел России по Орловской области к ФИО2 о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего реадмиссии, в специальном учреждении - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Орловский областной суд через Заводской районный суд г. Орла в течение десяти дней со дня принятия решения – 12.07.2021.
Судья Е.Г.Кальная