Дело № 2а-2053/2018
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 июня 2018 года г. Элиста
Элистинский городской суд Республики Калмыкия в составе:
председательствующего судьи Цыкаловой Н.А.,
при секретаре Бадлееве Н.Н.,
с участием прокурора Бухиновой А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Калмыцкого Республиканского отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» к Элистинской территориальной избирательной комиссии Республики Калмыкия о признании незаконным решения о формировании участковой избирательной комиссии избирательного участка № 13 и назначении ее председателя,
у с т а н о в и л:
Калмыцкое Республиканское отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» (далее - КРОПП КПРФ, административный истец) обратилось в суд с указанным иском, ссылаясь на следующие обстоятельства. 6 июня 2018 г. Элистинская территориальная избирательная комиссия (далее - ЭТИК) приняла решение № 31/124-4 «О формировании участковой избирательной комиссии избирательного участка № 13 и назначении ее председателя». В соответствии с названным решением сформирован состав участковой избирательной комиссии (далее - УИК) избирательного участка № 13 на основании предложений: от Регионального отделения Политической партии Справедливая России в Республике Калмыкия (1 чел.), от Калмыцкого республиканского союза организаций профсоюзов «Федерация Профсоюзов Калмыкии» (1 чел.), от собрания избирателей по месту работы (1 чел.), от Калмыцкого регионального отделения Политической партии «Патриоты России» (1 чел.), от Калмыцкого регионального отделения Политической партии ЛДПР - Либерально-демократической партии России (1 чел.), от Элистинского местного отделения Всероссийской Политической партии «Единая Россия» (1 чел.), от Элистинского городского Собрания (1 чел.). Председателем участковой избирательной комиссии избирательного участка № 13 назначена Кованова М.М. КРОПП КПРФ выдвигало свой список кандидатов в состав участковых избирательных комиссий и своих представителей в преимущественном порядке, а не на общих основаниях. Однако, в состав участковой избирательной комиссии избирательного участка № 13, несмотря на предложение от КРОПП КПРФ, не был включен Хасыков Владимир Павлович. Партия полагает, что имеет приоритетное, а не на общих основаниях, право при назначении представленных ею кандидатур в состав УИК при проведении выборов, которое было нарушено. Просит решение Элистинской территориальной избирательной комиссии от 6 июня 2018 г. № 31/124-4 «О формировании участковой избирательной комиссии избирательного участка № 13 и назначении ее председателя» признать незаконным.
В судебном заседании представитель КРОПП КПРФ Шивидова Е.А. заявленное требование поддержала и просила признать незаконным решение ЭТИК от 6 июня 2018 г. № 31/124-4 «О формировании участковой избирательной комиссии избирательного участка № 13 и назначении ее председателя», в котором не назначен в качестве члена комиссии представитель от КРОПП КПРФ. Невключением в состав УИК избирательного участка № 13 лицо, предложенное от КРОПП КПРФ, ЭТИК, тем самым, нарушила требования избирательного законодательства и ограничила право политической партии на представительство в участковых комиссиях.
В судебном заседании представитель ответчика ЭТИК Хаджаева Н.М. заявленное административное требование не признала, просила оказать в удовлетворении административного иска, ссылаясь на доводы, изложенные в письменных возражениях, приобщенных к материалам административного дела. Указала, что при формировании состава УИК избирательного участка № 13 ЭТИК были соблюдены нормы Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Закона Республики Калмыкия «Об избирательных комиссиях, комиссиях референдума Республики Калмыкия», соблюдены Методические рекомендации о порядке формирования территориальных избирательных комиссий, избирательных комиссий муниципальных образований, окружных и участковых избирательных комиссий, утвержденные постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 17 февраля 2010 г. № 192/1337-5, Процедура отбора кандидатур для назначения в составы участковых избирательных комиссий, утвержденная постановлением Избирательной комиссии Республики Калмыкия от 16 января 2013 г. № 11/65-5.
В судебном заседании представитель Избирательной комиссии Республики Калмыкия Шовунова М.Н. просила в удовлетворении административного искового заявления отказать, ссылаясь на письменные возражения, приобщенные к материалам дела. Считает, что заявленное административным истцом требование о признании незаконным решение ЭТИК является необоснованным и не подлежащим удовлетворению, поскольку нарушений требований федерального и республиканского законодательства допущено не было, формирование комиссии проведено с соблюдением норм федерального и республиканского избирательного законодательства на основе поступивших от субъектов права предложений.
Выслушав участников процесса, заслушав заключение прокурора Бухиновой А.Ю., указавшей на законность оспариваемого решения ЭТИК, суд не находит оснований для удовлетворения административного иска по следующим основаниям.
Особенности производства по делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации определены главой 24 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ).
Так, в соответствии с ч. 2 ст. 239 КАС РФ кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.
Частью 15 ст. 239 КАС РФ предусмотрено, что с административным исковым заявлением об отмене решения избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, о результатах выборов, референдума могут обратиться гражданин, зарегистрированный в установленном порядке и участвовавший в выборах в качестве кандидата, избирательное объединение, участвовавшее в выборах и выдвинувшее кандидата или список кандидатов на выборные должности, инициативная группа по проведению референдума и (или) ее уполномоченные представители, в установленных законом случаях прокурор.
Как следует из Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 22 апреля 2013 г. № 8-П, федеральный законодатель обладает определенной свободой усмотрения при создании конкретных процессуальных механизмов судебной защиты избирательных прав (включая установление форм ее реализации, круга субъектов и оснований для обращения в суд и т.п.), но должен исходить из особенностей их конституционной природы, с тем чтобы вводимые им способы судебной защиты обеспечивали эффективную возможность принудительной реализации заявленных материально-правовых требований, вытекающих из избирательных правоотношений, восстановление нарушенных прав участников избирательного процесса.
Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований определяются Федеральным законом от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации (далее - Федерального закона № 67-ФЗ).
В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона № 67-ФЗ избирательные комиссии субъектов Российской Федерации избирательные комиссии муниципальных образований, окружные избирательные комиссии, территориальные, участковые комиссии формируются на основе предложений политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, законодательном (представительном) органе государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации. Формирование указанных избирательных комиссий осуществляется также на основе предложений политических партий, выдвинувших списки кандидатов, которым переданы депутатские мандаты в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, предусмотренным п. 17 ст. 35 настоящего Федерального закона, предложений других политических партий и иных общественных объединений.
В соответствии с ч. 1 ст. 27 Федерального закона № 67-ФЗ для обеспечения процесса голосования избирателей, участников референдума и подсчета голосов избирателей, участников референдума на избирательных участках, участках референдума формируются участковые комиссии. На избирательных участках, участках референдума, образованных в соответствии с п. 2 ст. 19 настоящего Федерального закона, участковые комиссии формируются территориальными комиссиями.
В соответствии с ч. 3 ст. 27 указанного Федерального закона число членов участковой комиссии с правом решающего голоса определяется формирующими ее территориальной комиссией либо должностным лицом в зависимости от числа избирателей, участников референдума, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного участка, участка референдума, в следующих пределах: а) до 1001 избирателя - 3-9 членов участковой комиссии; б) от 1001 до 2001 избирателя - 7-12 членов участковой комиссии; в) более 2000 избирателей - 7-16 членов участковой комиссии.
В соответствии с ч. 4 ст. 27 указанного Федерального закона формирование участковой комиссии осуществляется на основе предложений, указанных в п. 2 ст. 22 Федерального закона, а также предложений представительного органа муниципального образования, собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы. Количество вносимых предложений не ограничивается.
В соответствии с ч. 5 ст. 27 указанного Федерального закона территориальная комиссия обязана назначить не менее одной второй от общего числа членов участковой комиссии на основе поступивших предложений: политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания РФ; политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации, а также политических партий, выдвинувших списки кандидатов, которым переданы депутатские мандаты в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, предусмотренным п. 17 ст. 35 настоящего Федерального закона; избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в представительном органе муниципального образования.
Пунктом 13 ст. 21 Федерального закона № 67-ФЗ предусмотрено, что Центральная избирательная комиссия Российской Федерации (далее - ЦИК России) в пределах своей компетенции вправе издавать инструкции по вопросам единообразного применения настоящего Федерального закона, обязательные для исполнения.
В целях единообразного применения положений действующего законодательства, постановлением ЦИК России от 17 февраля 2010 г. № 192/1337-5 (в редакции от 23 марта 2016 г.) утверждены Методические рекомендации о порядке формирования территориальных избирательных комиссий, избирательных комиссий муниципальных образований, окружных и участковых избирательных комиссий (далее - Методические рекомендации).
В соответствии с п. 8.6 Методических рекомендаций, территориальная избирательная комиссия обязана назначить не менее одной второй от общего числа членов участковой избирательной комиссии на основе поступивших предложений: политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации; политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта РФ, а также политических партий, выдвинувших списки кандидатов, которым переданы депутатские мандаты в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, предусмотренным п. 17 ст. 35 Федерального закона; избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в представительном органе соответствующего муниципального образования.
В соответствии с п. 8.7 Методических рекомендаций, если число кандидатур, предложенных политическими партиями, избирательными объединениями, указанными в пункте 8.6 настоящих Методических рекомендаций, менее одной второй от общего числа членов участковой избирательной комиссии, рекомендуется назначить часть состава участковой избирательной комиссии по предложениям иных политических партий с тем, чтобы общее число членов участковой избирательной комиссии, назначаемых на основе предложений политических партий, избирательных объединений, составило не менее одной второй от общего числа членов участковой избирательной комиссии, а иные политические партии были представлены в участковых избирательных комиссиях на соответствующей территории на равных основаниях.
Если число кандидатур, предложенных политическими партиями, избирательными объединениями, указанными в пункте 8.6 настоящих Методических рекомендаций, более одной второй от общего числа членов участковой избирательной комиссии, рекомендуется определять конкретные кандидатуры из числа предложенных указанными политическими партиями, избирательными объединениями для назначения в состав участковой избирательной комиссии таким образом, чтобы политические партии, избирательные объединения, указанные в пункте 8.6 настоящих Методических рекомендаций, были представлены в участковых избирательных комиссиях на соответствующей территории на равных основаниях.
Отбор кандидатур проводится на основании процедуры, определенной решением избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, а при его отсутствии - решением соответствующей территориальной комиссии. Процедура отбора может предусматривать рейтинговое голосование, жеребьевку, иные способы определения конкретных кандидатур для назначения в состав участковой избирательной комиссии.
В соответствии с п. 8.8 Методических рекомендаций, кандидатуры, предложенные в состав участковой избирательной комиссии в соответствии с пунктом 8.4 настоящих Методических рекомендаций, но не назначенные членами комиссии, зачисляются в резерв составов участковых комиссий, который формируется избирательной комиссией субъекта Российской Федерации в соответствии с Порядком формирования резерва составов участковых комиссий и назначения нового члена участковой комиссии из резерва составов участковых комиссий, установленным Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.
Согласно приведенным положениям процедура отбора кандидатов в члены УИК, в том числе в форме рейтингового голосования, при отсутствии по этому вопросу решения избирательной комиссии субъекта Российской Федерации устанавливается территориальной избирательной комиссией.
В соответствии с п. 1.1.5 Методических рекомендаций при формировании избирательной комиссии рекомендуется учитывать принцип преемственности в ее работе, целесообразность назначения в ее состав лиц, имеющих высшее (для участковых избирательных комиссий также среднее) профессиональное образование: юридическое, в области информационных технологий, автоматизации, обработки информации либо иное высшее профессиональное образование, опыт организации и проведения выборов, референдумов, а также участие молодежи в работе избирательных комиссий.
Постановлением Избирательной комиссии Республика Калмыкия № 11/65-5 от 16 января 2013 г. утверждена «Процедура отбора кандидатур для назначения в составы участковых избирательных комиссий».
Согласно пунктов 1.1., 1.2., 1.3. указанной Процедуры отбора, настоящая Процедура применяется в целях реализации п. 5 ст. 27 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в случае внесения политическими партиями, избирательными объединениями, перечисленными в указанном пункте Федерального закона, предложений по кандидатурам для назначения в состав УИК в количестве, превышающем одну вторую от общего числа членов УИК; в случае внесения политическими партиями, избирательными объединениями, перечисленными в п. 5 ст. 27 Федерального закона, предложений по кандидатурам для назначения в состав УИК в количестве, не достаточном для соблюдения требования указанного Федерального закона, и назначения членов УИК из числа кандидатур, предложенных иными субъектами права внесения предложений по кандидатурам в составы УИК; в случае, если политическими партиями, общественными объединениями, иными субъектами права внесения предложений в составы УИК внесено несколько предложений по кандидатурам в составы УИК, и отсутствует указание на очередность, в соответствии с которой предлагаемые ими кандидатуры назначаются в состав УИК.
Согласно п. 2.1. указанной «Процедуры отбора кандидатур для назначения в составы участковых избирательных комиссий», отбор кандидатур для назначения в состав избирательной комиссии осуществляется рейтинговым голосованием, которое проводится в случае указанном в п. 1.1., сначала между политическими партиями, избирательными объединениями, указанными в п. 5 ст. 27 Федерального закона, до назначения одной второй от общего числа членов УИК. Далее рейтинговое голосование проводится между кандидатурами, представленными политическими партиями, общественными объединениями, иными субъектами права внесения предложений, в том числе и политической партией, избирательным объединением, указанным в п. 5 ст. 27 Федерального закона, но по результатам первого рейтингового голосования не вошедшими в одну вторую от общего числа членов участковой комиссии, до назначения полного состава УИК; в случае, указанном в п. 1.2. кандидатуры, предложенные политическими партиями, избирательными объединениями, указанными в п. 5 ст. 27 Федерального закона, назначаются в состав УИК без проведения рейтингового голосования. Далее рейтинговое голосование проводится между кандидатурами, представленными политическими партиями, общественными объединениями, иными субъектами права внесения предложений, до назначения полного состава УИК.
Как следует из материалов дела решением ЭТИК № 30/81-4 от 17 апреля 2018 г. определено число членов УИК избирательного участка № 13 – 7 с правом решающего голоса с учетом числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного участка – 160. Следовательно, ? от общего числа членов УИК избирательного участка № 13 равен 4 членам комиссии.
17 апреля 2018 г. решением ЭТИК № 30/82-4 одобрен текст информационного сообщения о приеме предложений по кандидатурам членов участковых избирательных комиссий с правом решающего голоса (в резерв составов участковых избирательных комиссий), решено направить данное решение для опубликования в газету «Элистинская панорама» и в Избирательную комиссию РК для размещения на сайте в сети Интернет.
Судом установлено и сторонами не оспаривается, что 21 апреля 2018 г. в газете «Элистинская панорама» опубликован текст информационного сообщения о приеме предложений по кандидатурам для назначения членов участковых избирательных комиссий с правом решающего голоса (в резерв составов участковых комиссий), утвержденный решением ЭТИК от 17 апреля 2018 г. № 30/82-4.
В соответствии с данным сообщением прием документов определен в течение 30 дней с 23 апреля 2018 г. по 22 мая 2018 г. включительно.
Как следует с выписки из протокола заседания № 31 ЭТИК, на заседании Элистинской ТИК от 6 июня 2018 г. по формированию УИК присутствовали 8 членов Элистинской ТИК с правом решающего голоса. Лиджеева Н.И., председатель ЭТИК, и члены ЭТИК: Мучкаева А.В., Джальчинова Н.Б., Коваев В.В., Порсунков С.В., Тельджиев С.Б., Хаджаева Н.М., Убушаева Л.М. Отсутствовал член комиссии Шеркешев А.М.
Как следует из протокола, заседание проводилось с участием приглашенных: Бадмаева К.Б., член ЭТИК с правом совещательного голоса, Манкуров А.К., секретарь ЭМО КРО ПП КПРФ, депутат Элистинского городского собрания, Бембеев Ч-о.В., специалист РО ПП «Справедливая Россия в РК», Эдлеев А.А., юрист КРО ВПП «Единая Россия», Боромангаев Б.Б., председатель КРО ПП РОДП «Яблоко».
Таким образом, заседание Элистинской ТИК проведено в открытом режиме, гласно.
Согласно выписке из протокола заседания № 31 ЭТИК от 6 июня 2018 г. за указанный период в ЭТИК поступило 12 предложений от 12 субъектов выдвижения: от КРОПП КПРФ, Регионального отделения Политической партии Справедливая России в Республике Калмыкия, от Элистинского местного отделения Всероссийской Политической партии «Единая Россия», от Калмыцкого регионального отделения Политической партии ЛДПР - Либерально-демократической партии России, от Калмыцкого регионального отделения Политической партии «Патриоты России», от Регионального отделения в Республике Калмыкия Политической партии «Гражданская платформа», от Калмыцкого республиканского союза организаций профсоюзов «Федерация Профсоюзов Калмыкии», от Элистинского городского Собрания, от собрания избирателей по месту работы/жительства, от Калмыцкого регионального отделения Всероссийской общественной организации «Молодая гвардия Единой России», от Регионального отделения Всероссийской Политической партии «РОДИНА» в Республике Калмыкия, от Калмыцкого регионального отделения Политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО».
До проведения первого рейтингового голосования исключены кандидатуры, предложенные политическими партиями во вторую и последующие очереди (от Элистинского местного отделения Всероссийской Политической партии «Единая Россия» Хантыев С.М.).
В состав УИК № 13 предложены кандидатуры: от Регионального отделения Политической партии Справедливая России в Республике Калмыкия – Бадмаева С.Б., образование высшее, опыт работы в избирательных комиссиях имеет; от Калмыцкого республиканского союза организаций профсоюзов «Федерация Профсоюзов Калмыкии» Ерпылева Н.Е., образование среднее специальное, опыт работы в избирательных комиссиях имеет; от Собрания, от собрания избирателей по месту работы/жительства Кованова М.М., образование высшее, опыт работы в избирательных комиссиях имеет; от Калмыцкого регионального отделения Политической партии «Патриоты России» Матяшева М.С., образование высшее, опыт работы в избирательных комиссиях имеет; от Калмыцкого регионального отделения Политической партии ЛДПР - Либерально-демократической партии России Михайленко М.С., образование высшее, опыт работы в избирательных комиссиях имеет; от Элистинского местного отделения Всероссийской Политической партии «Единая Россия» Рахметова Б.Б., образование высшее, опыт работы в избирательных комиссиях имеет; от Элистинского городского Собрания Уланова И.У., образование высшее, опыт работы в избирательных комиссиях имеет; от КРОПП КПРФ Хасыков В.П., образование среднее, опыта работы в избирательных комиссиях не имеет.
То есть единственным кандидатом со средним образованием и не имеющим опыта работы в избирательных комиссиях является кандидат от КРОПП КПРФ Хасыков В.П.
В первую очередь рейтинговое голосование проводилось между данными кандидатурами, предложенными политическими партиями.
Согласно письменному заявлению от 4 мая 2018 г. Хасыков В.П. дал согласие на назначение в члены УИК с правом решающего голоса избирательного участка № 13, одновременно дал согласие на зачисление её кандидатуры в резерв составов УИК № 13, ЭТИК, характеризующими данными указал, что имеет среднее образование, является пенсионером, опыта работы в избирательных комиссиях не имеет.
По результатам двух рейтинговых голосований кандидат от КРОПП КПРФ набрал дважды меньшее количество голосов (таблица рейтингового голосования по отбору кандидатур, предложенных политическими партиями для назначения в состав УИК № 13).
Из таблицы рейтингового голосования следует, что по каждой кандидатуре проводилось открытое и последовательное рейтинговое голосование. Кандидатуры, набравшие в ходе голосования наибольшее число голосов относительно других кандидатур, включены в состав УИК. Процедура рейтингового голосования завершена избранием 7 членов комиссии и утверждением состава УИК избирательного участка № 13.
Так, по результатам голосования «за» Бадмаеву С.Б. проголосовали - 8 членов комиссии, «за» Матяшеву М.С. - 8 членов комиссии, «за» Михайленко И.А. - 8 членов комиссии, «за» Рахметову Б.Б. - 8 членов комиссии, «за» Хасыкова В.П. - 1 человек.
Таким образом, по результатам первого рейтингового голосования включены в состав УИК избирательного участка № 13 от политических партий 4 кандидатуры: Бадмаева С.Б., Матяшева М.С., Михайленко И.А., Рахметова Б.Б.
Следующий этап рейтингового голосования проведен среди оставшихся кандидатур до полного назначения состава комиссии. По результатам голосования «за» Ерпылеву Н.Е. проголосовали - 8 чел., «за» Кованову М.М. - 8 чел., «за» Уланову И.У - 8 чел., «за» Хасыкова В.П. - 0 чел.
Таким образом, по результатам рейтингового голосования включены 3 кандидатуры в состав УИК избирательного участка № 13 кандидаты Ерпылева Н.Е., Кованова М.М., Уланова И.У.
Последующее голосование проведено по назначению председателя, с выдвижением кандидатуры Ковановой М.М., за которую проголосовали все 8 членов комиссии.
По результатам заседания 6 июня 2018 г. ЭТИК принято решение № 31/124-4 «О формировании участковой избирательной комиссии избирательного участка № 13 и назначении ее председателя».
Следовательно, процедура рейтингового голосования была проведена в соответствии с вышеуказанными нормами Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ, Методическими рекомендациями о порядке формирования территориальных избирательных комиссий, избирательных комиссий муниципальных образований, окружных и участковых избирательных комиссий, утвержденными постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 17 февраля 2010 г. № 192/1337-5, и Процедурой отбора кандидатур для назначения в составы участковых избирательных комиссий.
При таких обстоятельствах требование п.п. «б» п. 5 ст. 27 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», в соответствии с которым соответствующая избирательная комиссия назначает не менее одной второй от общего числа членов участковой избирательной комиссии на основе предложений политических партий, допущенных к распределению депутатских мандатов при формировании участковой избирательной комиссии избирательного участка № 13 ЭТИК были соблюдены.
Согласно Порядку формирования резерва составов участковых комиссий и назначения нового члена участковой комиссии из резерва составов участковых комиссий, утвержденного ЦИК РФ постановлением от 5 декабря 2012 г. «О порядке формирования резерва составов участковых комиссий и назначения нового члена участковой комиссии из резерва составов участковых комиссий» в случае досрочного прекращения полномочий члена участковой комиссии, назначенного по представлению полномочных субъектов избирательного процесса, в соответствии с п. 5 ст. 27 Федерального закона № 67-ФЗ вакантное место замещается лицом, зачисленным в резерв составов участковых комиссий по предложению указанной политической партии (избирательного объединения).
Как следует из пояснений представителя ЭТИК, не назначенные членами УИК кандидатуры, в том числе Хасыков В.П., зачислены в резерв составов участковых комиссий.
Принимая во внимание, что предложенная партией кандидатура Хасыкова В.П. в члены УИК на срок осуществления полномочий 5 лет рассмотрены на заседании ЭТИК наравне с кандидатами от других субъектов выдвижения и по результатам рейтингового голосования Хасыков В.П. не набрал необходимого количества голосов, а впоследствии включен в резерв составов УИК, оснований считать, что нарушен принцип равного избирательного права в виде обеспечения доступа на представительство в участковых комиссиях, не имеется.
Приоритет кандидатур выдвинутых политическими партиями перед иными общественными объединениями, избирательными объединениями, выдвинувшими списки кандидатов, допущенных к распределению депутатских мандатов в представительном органе муниципального образования, а также собраниями избирателей по месту жительства, по месту работы или учебы действующим избирательным законодательством не установлен, а потому довод административного искового заявления и мнение представителя административного истца о том, что представитель КРОПП КПРФ в приоритетном порядке должен был быть назначен в УИК избирательного участка № 13, является несостоятельным.
ЭТИК, являющаяся коллегиальным органом, вправе при обсуждении вопроса о формировании участковых комиссий учесть и оценить совокупность всех обстоятельств и требований, предъявляемых к кандидатам и представляемым ими документам, и на основе данной оценки с соблюдением требований статей 22 и 26 Федерального закона принять большинством голосов членов комиссии соответствующее решение.
При установленных в судебном заседании обстоятельствах, не включение по результатам рейтингового голосования в состав членов УИК избирательного участка № 13 кандидата от КРОПП КПРФ, не свидетельствует о нарушении избирательных прав административного истца.
Учитывая вышеизложенное, суд не находит оснований для удовлетворения требования о признании незаконным решения ЭТИК от 6 июня 2018 г. № 31/124-4 «О формировании участковой избирательной комиссии избирательного участка № 13 и назначении ее председателя», в связи с чем отказывает административном истцу в удовлетворении заявленного требования.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л :
В удовлетворении административного искового заявления Калмыцкого Республиканского отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» к Элистинской территориальной избирательной комиссии Республики Калмыкия о признании незаконным решения Элистинской территориальной избирательной комиссии Республики Калмыкия от 6 июня 2018 года № 31/124-4 «О формировании участковой избирательной комиссии избирательного участка № 13 и назначении ее председателя» - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Калмыкия через Элистинский городской суд Республики Калмыкия в течение 5 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Председательствующий: Н.А. Цыкалова