ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2054/2017 от 15.12.2017 Миллеровского районного суда (Ростовская область)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 декабря 2017 года г. Миллерово

Миллеровский районный суд Ростовской области в составе: председательствующего судьи Бугаевой Е.А.

при секретаре Розовой О.В.

с участием помощника Миллеровского межрайонного прокурора Кислова А.А.,

рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению Миллеровского межрайонного прокурора в интересах неопределённого круга лиц к Администрации Волошинского сельского поселения о возложении обязанности организовать уличное освещение территории,

У С Т А Н О В И Л:

В Миллеровский районный суд Ростовской области с административным исковым заявлением обратился административный истец Миллеровский межрайонный прокурор к администрации Волошинского сельского поселения Миллеровского района, согласно которому просил суд: признать незаконным бездействие администрации Волошинского
сельского поселения по непринятию мер к организации освещения территории ул.
Подгорной х. Афанасьевский Миллеровского района Ростовской области и обязать администрацию Волошинского сельского поселения
Миллеровского района Ростовской области организовать в срок до 28.02.2017
освещение территории ул. Подгорной х. Афанасьевский Миллеровского района
Ростовской области.

В обоснование административного искового заявления было указано, что Миллеровской межрайонной прокуратурой проведена проверка по обращению ФИО3 по факту отсутствия уличного освещения на ул. Подгорной х. Афанасьевский Миллеровского района Ростовской области.

В ходе проверки установлено, что по ул. Подгорной х. Афанасьевский Миллеровского района Ростовской области, как и во всем вышеуказанном населенном пункте, администрацией Волошинского сельского поселения не организовано уличное освещение, что подтверждается информации главы администрации Волошинского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, в нарушение требований действующего законодательства администрация Волошинского сельского поселения ненадлежащим образом осуществляет полномочия по решению вопросов местного значения, что выражается в непринятии мер по благоустройству, организации освещения уличной территории в х. Афанасьевский Миллеровского района Ростовской области.

Отсутствие наружного освещения уличной территории нарушает права граждан, проживающих на указанной улице, в том числе, их права в сфере обеспечения личной безопасности, а также право на благоприятные условия проживания, что не позволяет достичь целей деятельности органов местного самоуправления - решение вопросов местного значения в интересах жителей поселения, в данном конкретном случае - создания благоприятных условий

проживания и жизнедеятельности.

Согласно требованиям п. 19 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселений относится утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих, в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения...

Как следует из положений пункта 18 статьи 2 Устава муниципального образования «Волошинское сельское поселение» к вопросам местного значения. Волошинского сельского поселения относится организация освещения улиц.. .

Более того, согласно пункту 18 статьи 33 Устава муниципального образования «Волошинское сельское поселение» Администрация Волошинского сельского поселения под руководством Главы Волошинского сельского поселения организует освещение улиц в населенных пунктах.. .

В соответствии со ст. 6.5.1 Правил благоустройства территории Волошинского сельского поселения, утвержденных решением Собрания депутатов Волошинского сельского поселения от 20.01.2.017 № 27 «улицы, дороги, площади, мосты и пешеходные аллеи, общественные и рекреационные территории, территории жилых кварталов и Жилых домов, территории промышленных и коммунальных Организаций, а также арки входов, дорожные знаки и указатели, элементы информации о населенных пунктах должны освещаться в темное время суток по графику, утвержденному администрацией Волошинского сельского поселения.

Статьей 6.5.3 указанных Правил определено, что строительство, эксплуатацию, текущий и капитальный ремонт сетей наружного освещения улиц осуществляет администрация Волошинского сельского поселения по договорам со. специализированными организациями.

Пункты 4.6.3, 4.6.4. Постановления Госстандарта Российской Федерации от 11 октября 1993 года № 221 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» определяют, что в целях обеспечения безопасности дорожного движения. предусмотрено, что доля действующих светильников, работающих в вечернем и ночном режимах, должна составлять не менее 95%. Допускается частичное до 50% отключение наружного освещения в ночное время.

При этом исходя из содержания Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного, самоуправления в Российской Федерации» к ведению местного самоуправления относятся вопросы обеспечения жизнедеятельности населения муниципальных образований, т.е. вопросы,, удовлетворения самых насущных, жизненных потребностей людей, к которым, в частности, относятся и вопросы организации уличного освещения в муниципальных образованиях. Отсутствие уличного освещения нарушает права граждан на личную безопасность в вечернее и ночное время суток, а также на безопасность дорожного движения. Данное обстоятельство ведет к нарушению прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

По результатам рассмотрения обращения ФИО1 13.10.2017 главе администрации Волошинского сельского поселения внесено представление об устранении выявленных нарушений законодательства в сфере электроэнергетики.

Вместе с тем, согласно ответу администрации Волошинского сельского поселения от 10.11.2017 освещение ул. Подгорной х. Афанасьевский Миллеровского района Ростовской области до настоящего времени не организовано, в связи с отсутствием денежных средств в бюджете поселения.

Обращение прокурора с настоящим иском преследует цель предотвращения угрозы для неопределенного круга лиц, создания благоприятных условий проживания и жизнедеятельности, защиты прав неопределенного круга лиц па личную неприкосновенность.

Таким образом, неисполнение органом местного самоуправления требований закона в области организации уличного освещения создает угрозу нарушения прав конституционных прав граждан. Отсутствие освещения, в том числе, нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную среду обитания, создает угрозу неприкосновенности граждан от преступных посягательств.

В соответствии со ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться, в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов. Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Прокурор, обратившийся в суд с административным исковым заявлением, пользуется процессуальными правами и несет процессуальные обязанности административного истца (за исключением права на заключение соглашения о примирении и обязанности по уплате судебных расходов), а также обязанность по уведомлению гражданина или его законного представителя о своем отказе от поданного им в интересах гражданина административного иска.

В соответствии с ч. 1 ст. 22 КАС РФ административное исковое заявление к органу государственной власти, иному государственному органу, органу местного самоуправления, избирательной комиссии, комиссии референдума, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, подается в суд по месту их нахождения, к должностному лицу (за исключением судебного пристава-исполнителя), государственному или муниципальному служащему - по месту нахождения органа, в котором указанные лица исполняют свои обязанности.

Помощник Миллеровского межрайонного прокурора Кислов А.А. в ходе судебного заседания заявленные требования поддержал и просил удовлетворить административный иск в полном объёме.

Представитель административного ответчика Администрации Волошинского сельского поселения глава Администрации Волошинского сельского поселения ФИО2 требования административного иска признал и не возражал против удовлетворения административного иска. Кроме того, административным ответчиком суду предоставлен отзыв на административный иск из которого следует, что в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131 -ФЗ, организация освещения улиц является полномочием сельского поселения. То есть, от администрации поселения зависит наличие уличного освещения в населенных пунктах, график его работы, количество осветительных приборов. Существует социальный стандарт уличного освещения в сельской местности, которым предусмотрено, что не менее 80% улиц в населенном пункте должны быть освещены. По состоянию на 1 ноября 2017 года данный показатель не достигнут в сельском поселении.

Проблема уличного освещения регулярно обсуждается на конференциях и собраниях граждан, поскольку в настоящее время линии электропередач изношены либо вообще отсутствуют, в течение многих лет не проводился капитальный ремонт оборудования, большинство осветительных приборов либо в нерабочем состоянии, либо не соответствуют современным требованиям из-за большого энергопотребления, отсутствуют автоматические системы включения освещения в зависимости от уровня естественной освещенности.

Содержание и оплата электроэнергии уличного освещения в Волошинском сельском поселении финансируется из собственных доходов. Налоги на имущество (налог на имущество физических лиц, земельный налог) составляют 77, 3 процента собственных доходов, которые уплачиваются физическими лицами в бюджет сельского поселения не позднее 1 декабря. Практически по каждому физическому лицу по состоянию на 01.12.2017 имеется задолженность. Общая сумма недоимки составляет 625,3 тыс. руб. В 2017 году на оплату уличного освещения по состоянию на 01.12.2017 предусмотрено 322,2 тыс. руб., факт исполнения составил 204,0 тыс.руб.

Вместе с тем, сельское поселение производит оплату за электроэнергию уличного освещения как предприятия и организации, занимающиеся коммерческой деятельностью. Как известно, коммерческая деятельность - это рыночная деятельность, имеющая своей целью получение прибыли или рыночного дохода от продажи (сбыта) товаров или оказания услуг, превышающих по размеру затраты на их создание. Сельское поселение коммерческой деятельностью не занимается. Его роль заключается в социально-экономическом развитии территории. Сельское поселение обеспечивает разрешение вопросов местного значения на основе общечеловеческих ценностей, исторических, религиозных, национальных и иных традиций в тесном взаимодействии с органами государственной власти и местным самоуправлением муниципального района.

Рост тарифов на электроэнергию будет продолжаться, и повлиять на это ни поселение, ни район не могут. Если тариф за электроэнергию для населения составляет 3 руб.60 коп. кВт/ч, то тариф за электроэнергию, оплачиваемый сельским поселением за уличное освещение - в среднем составляет 6 руб. 29 коп. кВт/ч.

Вопрос экономии электроэнергии на уличное освещение - один из важнейших для местного бюджета сельского поселения. Устанавливаются энергосберегающие лампы, таймеры для автоматического включения. Но даже эти меры при нынешних тарифах не позволяют достичь значительной экономии бюджетных средств, которые могли быть направлены на модернизацию уличного освещения в поселении, проведение своевременного текущего и планового капитального ремонта сети, электрификацию ранее неосвещенных улиц и т.п. Эти меры позволили бы поселению приблизиться к социальному стандарту освещения улиц на селе, что в вечерние часы служит безопасности, снижению вероятности криминогенной обстановки, снижению дорожно-транспортных происшествий.

Суд, выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении требований по следующим основаниям.

Согласно требованиям п. 19 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселений относится утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих, в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения...

Как следует из положений пункта 18 статьи 2 Устава муниципального образования «Волошинское сельское поселение» к вопросам местного значения. Волошинского сельского поселения относится организация освещения улиц.. .

Более того, согласно пункту 18 статьи 33 Устава муниципального образования «Волошинское сельское поселение» Администрация Волошинского сельского поселения под руководством Главы Волошинского сельского поселения организует освещение улиц в населенных пунктах.. .

В соответствии со ст. 6.5.1 Правил благоустройства территории Волошинского сельского поселения, утвержденных решением Собрания депутатов Волошинского сельского поселения от 20.01.2.017 № 27 «улицы, дороги, площади, мосты и пешеходные аллеи, общественные и рекреационные территории, территории жилых кварталов и Жилых домов, территории промышленных и коммунальных Организаций, а также арки входов, дорожные знаки и указатели, элементы информации о населенных пунктах должны освещаться в темное время суток по графику, утвержденному администрацией Волошинского сельского поселения.

Статьей 6.5.3 указанных Правил определено, что строительство, эксплуатацию, текущий и капитальный ремонт сетей наружного освещения улиц осуществляет администрация Волошинского сельского поселения по договорам со. специализированными организациями.

Пункты 4.6.3, 4.6.4. Постановления Госстандарта Российской Федерации от 11 октября 1993 года № 221 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» определяют, что в целях обеспечения безопасности дорожного движения. предусмотрено, что доля действующих светильников, работающих в вечернем и ночном режимах, должна составлять не менее 95%. Допускается частичное до 50% отключение наружного освещения в ночное время.

Согласно требованиям Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного, самоуправления в Российской Федерации» к ведению местного самоуправления относятся вопросы обеспечения жизнедеятельности населения муниципальных образований, т.е. вопросы, удовлетворения самых насущных, жизненных потребностей людей, к которым, в частности, относятся и вопросы организации уличного освещения в муниципальных образованиях.

Как было установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела,

Миллеровской межрайонной прокуратурой была проведена проверка по обращению ФИО1 (л.д. 11) по факту отсутствия уличного освещения на ул. Подгорной х. Афанасьевский Миллеровского района Ростовской области. В ходе проверки установлено, что по ул. Подгорной х. Афанасьевский Миллеровского района Ростовской области, как и во всем вышеуказанном населенном пункте, администрацией Волошинского сельского поселения не организовано уличное освещение, что подтверждается информации главы администрации Волошинского сельского поселения от 13.10.2017 № 733. ( л.д. 12).

Таким образом, в нарушение требований действующего законодательства администрация Волошинского сельского поселения ненадлежащим образом осуществляет полномочия по решению вопросов местного значения, что выражается в непринятии мер по благоустройству, организации освещения уличной территории в х. Афанасьевский Миллеровского района Ростовской области.

По результатам рассмотрения обращения ФИО1 13.10.2017 главе администрации Волошинского сельского поселения внесено представление об устранении выявленных нарушений законодательства в сфере электроэнергетики.

Вместе с тем, согласно ответу администрации Волошинского сельского поселения от 10.11.2017 освещение ул. Подгорной х. Афанасьевский Миллеровского района Ростовской области до настоящего времени не организовано, в связи с отсутствием денежных средств в бюджете поселения.

Как следует из положений пункта 18 статьи 2 Устава муниципального образования «Волошинское сельское поселение» к вопросам местного значения. Волошинского сельского поселения относится организация освещения улиц.. . Согласно пункту 18 статьи 33 Устава муниципального образования «Волошинское сельское поселение» Администрация Волошинского сельского поселения под руководством Главы Волошинского сельского поселения организует освещение улиц в населенных пунктах ( л.д.17-19).

В соответствии со ст. 6.5.1 Правил благоустройства территории Волошинского сельского поселения, утвержденных решением Собрания депутатов Волошинского сельского поселения от 20.01.2.017 № 27 «улицы, дороги, площади, мосты и пешеходные аллеи, общественные и рекреационные территории, территории жилых кварталов и Жилых домов, территории промышленных и коммунальных Организаций, а также арки входов, дорожные знаки и указатели, элементы информации о населенных пунктах должны освещаться в темное время суток по графику, утвержденному администрацией Волошинского сельского поселения.

Статьей 6.5.3 указанных Правил определено, что строительство, эксплуатацию, текущий и капитальный ремонт сетей наружного освещения улиц осуществляет администрация Волошинского сельского поселения по договорам со. специализированными организациями (л.д. 22).

Суд, проанализировав предоставленные доказательства, соглашается с доводами прокурора о том, что отсутствие уличного освещения нарушает права граждан на личную безопасность в вечернее и ночное время суток, а также на безопасность дорожного движения. Данное обстоятельство ведет к нарушению прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Руководствуясь № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Постановление Госстандарта Российской Федерации от 11 октября 1993 года № 221 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» ст. 175-180 КАС РФ,

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Миллеровского межрайонного прокурора в интересах неопределённого круга лиц к Администрации Волошинского сельского поселения о возложении обязанности организовать уличное освещение территории – удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Волошинского
сельского поселения по непринятию мер к организации освещения территории ул.
Подгорной х. Афанасьевский Миллеровского района Ростовской области.

Обязать администрацию Волошинского сельского поселения
Миллеровского района Ростовской области организовать в срок до 28.02.2017
освещение территории ул. Подгорной х. Афанасьевский Миллеровского района
Ростовской области.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Миллеровский районный суд в течение одного месяца с даты изготовления решения в окончательной форме.

Судья Е.А. Бугаева

решение в окончательной

форме изготовлено 20.12.2017