УИД 38RS0031-01-2020-002753-78
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
5 ноября 2020 г. г. Иркутск
Иркутский районный суд Иркутской области в составе: председательствующего судьи Суровцевой Ю.В., при секретаре Чупановой А.Г.,
с участием представителя истца старшего помощника прокурора Иркутского района ФИО3,
представителя административного ответчика администрации Молодежного муниципального образования ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2058/2020 по административному исковому заявлению прокурора Иркутского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Молодежного муниципального образования о признании незаконным бездействия, обязании разработать и утвердить программы комплексного развития инфраструктуры,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Иркутского района обратился в суд с исковым заявлением к администрации Молодежного муниципального образования, в котором просит: признать незаконным бездействие администрации Молодежного муниципального образования, выразившееся в непринятии программы комплексного развития транспортной инфраструктуры поселения; признании незаконным бездействие администрации Молодежного муниципального образования, выразившееся в непринятии программы комплексного развития социальной инфраструктуры поселения; обязании администрацию Молодежного муниципального образования в срок не позднее шести месяцев со дня вступления в законную силу судебного решения разработать и утвердить программу комплексного развития транспортной инфраструктуры; обязании администрацию Молодежного муниципального образования в срок не позднее шести месяцев со дня вступления в законную силу судебного решения разработать и утвердить программу комплексного развития социальной инфраструктуры.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что Прокуратурой Иркутского района проведена проверка соблюдения администрацией Молодежного муниципального образования земельного законодательства и законодательства в сфере градостроительной деятельности. В ходе проверки установлено следующее.
Решением Думы Молодежного муниципального образования от **/**/****№/дсп утвержден Генеральный план Молодежного муниципального образования.
Согласно ответу главы Молодежного муниципального образования по состоянию на **/**/**** программы комплексного развития транспортной инфраструктуры и комплексного развития социальной инфраструктуры не разработаны.
Согласно статье 8 Устава Молодежного муниципального образования к полномочиям органов местного самоуправления поселения по решению вопросов местного значения относится разработка и утверждение программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры поселения, программ комплексного развития социальной инфраструктуры поселения, требования к которым устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Таким образом, бездействием администрации Молодежного муниципального образования, выразившемся в самоустранении от предусмотренной законодательством обязанности по разработке, утверждению и принятию программ комплексного развития транспортной инфраструктуры и комплексного развития социальной инфраструктуры поселения.
В судебном заседании представитель административного истца старший помощник прокурора ФИО3 поддержала заявленные требования, просила их удовлетворить в полном объеме.
Представитель административного ответчика Молодежного муниципального образования, по доверенности, ФИО4 в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, суду пояснил, что постановлением администрации Молодежного муниципального образования от **/**/****№ утверждена программа комплексного развития транспортной инфраструктуры Молодежного муниципального образования, о чем имеется подтверждении в официальном источнике опубликования нормативных правовых актов муниципального образования в газете «Молодежный. Вчера. Сегодня. Завтра». Тем самым исковые требования в указанной части удовлетворению не подлежат, так как фактически исполнены ответчиком. В части признания незаконным бездействия о создании программы комплексного развития социальной инфраструктуры сельское поселение обращает внимание на отсутствие со стороны администрации бездействия, выражающегося в отсутствие позитивных целенаправленных действий на достижение правового результата, поскольку администрацией заключен муниципальных контракт с индивидуальным предпринимателем ФИО1 об оказании услуг по разработке программы комплексного развития социальной инфраструктуры. В силу п. 3.4 договора указанные работы должны быть выполнены до **/**/**** Таким образом, администрацией приняты исчерпывающие меры для осуществления полномочий в целях создания программ комплексного развития транспортной инфраструктуры и совершения действий для разработки и принятия программ комплексного развития социальной инфраструктуры. Учитывая, отсутствие фактов бездействия и принятия, действенных мер по принятию и выработке вышеуказанных программ комплексного развития, правовых оснований для удовлетворения исковых требований не усматривается, просит отказать в удовлетворении иска.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении заявленных требований исходя из следующего.
В силу требований части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 КАС РФ при оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями суд признает их незаконными при наличии одновременно двух условий, их не соответствие нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Федеральный закон №131-ФЗ), к вопросам местного значения поселений относятся вопросы в части социальной и транспортной инфраструктуры поселения.
Пунктом 6.1 части 1 статьи 17 Федерального закона № 131-ФЗ установлено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений обладают полномочиями, в том числе, по разработке и утверждению программ комплексного развития транспортной инфраструктуры поселения и программ комплексного развития социальной инфраструктуры поселения, требования к которым устанавливаются Правительством Российской Федерации. Аналогичные полномочия органов местного самоуправления закреплены в пункте 8 части 1 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
При этом в соответствии с части 5 статьи 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации реализация генерального плана поселения, осуществляется путем выполнения мероприятий, которые, в том числе, предусмотрены программами комплексного развития социальной и транспортной инфраструктур поселений.
В силу требований частей 5.1 и 5.2 ст. 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации программы комплексного развития транспортной и социальной инфраструктур поселений, разрабатываются и подлежат утверждению органами местного самоуправления поселений в шестимесячный срок с даты утверждения генеральных планов соответствующих поселений; содержат графики выполнения мероприятий, предусмотренных указанными программами. Программы комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений и программы комплексного развития социальной инфраструктуры поселений разрабатываются и утверждаются органами местного самоуправления поселения в силу требований пунктов 27 и 28 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации на основании утвержденных в порядке, установленном настоящим Кодексом, генеральных планов поселения и должны обеспечивать сбалансированное, перспективное развитие транспортной и социальной инфраструктур поселения в соответствии с потребностями в строительстве, реконструкции объектов транспортной инфраструктуры местного значения и в соответствии с потребностями в строительстве объектов социальной инфраструктуры местного значения.
Во исполнение требований п. 4.1 ст. 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2015 № 1050 утверждены Требования к программам комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов и постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.2015 № 1440 утверждены Требования к программам комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов.
Пунктом 6 Требований № 1050 и пунктом 5 Требований № 1440 установлено, что программы разрабатываются на срок не менее 10 лет и не более чем на срок действия генеральных планов поселения. Мероприятия и целевые показатели (индикаторы), предусмотренные программой, должны быть указаны на первые 5 лет с разбивкой по годам, а на последующий период (до окончания срока действия программы) - без разбивки по годам. Если на момент разработки программы генеральный план реализуется менее 5 лет, программа разрабатывается на оставшийся срок действия генерального плана, при этом мероприятия и целевые показатели (индикаторы) указываются с разбивкой по годам в течение первых 5 лет, а на последующий период (до окончания срока действия программы) - без разбивки по годам.
Программы социальной инфраструктуры в силу п. 7 Требований № 1050 включают в себя: а) паспорт; б) характеристику существующего состояния социальной инфраструктуры; в) перечни мероприятий (инвестиционных проектов) по проектированию, строительству и реконструкции объектов социальной инфраструктуры поселения (сгруппированные по видам объектов социальной инфраструктуры) с указанием наименования, местоположения, технико-экономических параметров (вид, назначение, мощность (пропускная способность), площадь, категория и др.), сроков реализации в плановом периоде (с разбивкой по годам), ответственных исполнителей; г) оценку объемов и источников финансирования мероприятий (инвестиционных проектов) по проектированию, строительству и реконструкции объектов социальной инфраструктуры поселения; д) целевые индикаторы программы, включающие технико-экономические, финансовые и социально-экономические показатели развития социальной инфраструктуры (устанавливаются по каждому мероприятию и по каждому виду объектов социальной инфраструктуры); е) оценку эффективности мероприятий, включенных в программу, в том числе с точки зрения достижения расчетного уровня обеспеченности населения поселения, городского округа услугами в областях, указанных в пункте 1 настоящих требований, в соответствии с нормативами градостроительного проектирования соответственно поселения или городского округа; ж) предложения по совершенствованию нормативно-правового и информационного обеспечения развития социальной инфраструктуры, направленные на достижение целевых показателей программы.
Программы транспортной инфраструктуры в силу п. 6 Требований № 1440 включают в себя: а) паспорт программы; б) характеристику существующего состояния транспортной инфраструктуры; в) прогноз транспортного спроса, изменения объемов и характера передвижения населения и перевозок грузов на территории поселения, городского округа; г) принципиальные варианты развития транспортной инфраструктуры и их укрупненную оценку по целевым показателям (индикаторам) развития транспортной инфраструктуры с последующим выбором предлагаемого к реализации варианта; д) перечень мероприятий (инвестиционных проектов) по проектированию, строительству, реконструкции объектов транспортной инфраструктуры предлагаемого к реализации варианта развития транспортной инфраструктуры, технико-экономических параметров объектов транспорта, очередность реализации мероприятий (инвестиционных проектов); е) оценку объемов и источников финансирования мероприятий (инвестиционных проектов) по проектированию, строительству, реконструкции объектов транспортной инфраструктуры предлагаемого к реализации варианта развития транспортной инфраструктуры; ж) оценку эффективности мероприятий (инвестиционных проектов) по проектированию, строительству, реконструкции объектов транспортной инфраструктуры предлагаемого к реализации варианта развития транспортной инфраструктуры; з) предложения по институциональным преобразованиям, совершенствованию правового и информационного обеспечения деятельности в сфере проектирования, строительства, реконструкции объектов транспортной инфраструктуры на территории поселения, городского округа.
Кроме того, частью 5.3 ст. 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что проекты программ комплексного развития транспортной и социальной инфраструктуры поселения подлежат размещению на официальном сайте органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (при наличии официального сайта муниципального образования) и опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, не менее чем за тридцать дней до их утверждения.
В связи с чем, при разработке проектов программ комплексного развития транспортной инфраструктуры поселения и социальной инфраструктуры поселения необходимо обеспечить их размещение на официальном сайте для свободного доступа.
В судебном заседании установлено, что Генеральный план Молодежного муниципального образования утвержден Решением Думы Молодежного муниципального образования от **/**/****№/дсп.
Пунктом 16.1 статьи 8 Устава Молодежного муниципального образования к полномочиям органов местного самоуправления поселения по решению вопросов местного значения отнесена разработка и утверждение программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры поселения, программ комплексного развития социальной инфраструктуры поселения, требования к которым устанавливаются Правительством Российской Федерации.
**/**/**** в прокуратуру Иркутского района поступила информация из Службы архитектуры Иркутской области, в которой указано, что в Молодежном муниципальном образовании до настоящего времени не утверждены программы комплексного развития социальной инфраструктуры и транспортной инфраструктуры.
Согласно ответу на запрос от Администрации Молодежного муниципального образования от **/**/****№ утверждение Программы комплексного развития транспортной инфраструктуры Молодежного муниципального образования запланировано на июнь месяц 2020 года, в настоящее время ведутся работы по корректировке представленного подрядчиком проекта программы. Разработка Программы комплексного развития социальной инфраструктуры Молодежного муниципального образования запланирована бюджетом администрации Молодежного муниципального образования в текущем году. В настоящее время ведется мониторинг стоимости предоставления данных услуг для подбора наиболее выгодного предложения.
Административным ответчиком в материалы дела представлены доказательства утверждения Постановлением Администрации Молодежного муниципального образования **/**/**** Программы комплексного развития транспортной инфраструктуры Молодежного муниципального образования, опубликованной в газете администрации Молодежного муниципального образования «Молодежный. Вчера. Сегодня. Завтра» выпуск № за июль 2020 год.
Таким образом, заявленные административные исковые требования в указанной части удовлетворению не подлежат, так как фактически исполнены административным ответчиком.
Как следует из представленного представителем административного ответчика муниципального контракта №п, администрация Молодежного муниципального образования - Администрация сельского поселения **/**/**** заключила контракт на оказание услуг по разработке программы комплексного развития социальной инфраструктуры, предусматривающим в срок до **/**/**** надлежащим образом выполнить работы, предусмотренные контрактом и предоставить Заказчику отчетную документацию по итогам выполнения контракта. Пунктом 6.1 предусмотрен срок его действия до **/**/**** Стороны муниципального контракта ИП ФИО1 и администрация Молодежного муниципального образования – Администрация сельского поселения.
Вместе с тем, принимая во внимание сведения административного ответчика о проведенных мероприятиях, направленных на реализацию возложенных Федеральным законом №131-ФЗ и Уставом полномочиях, суд полагает обоснованными требования прокурора Иркутского района о признании незаконным бездействия администрации Молодежного муниципального образования, выразившегося в непринятии программы комплексного развития социальной инфраструктуры поселения, поскольку доказательств исполнения обязанностей в течение установленного законом срока с момента утверждения Генерального плана административным ответчиком и на момент разрешения требований судом не представлено.
Таким образом, суд также полагает обоснованными требования прокурора Иркутского района о возложении на администрацию Молодежного муниципального образования в срок не позднее шести месяцев со дня вступления в законную силу судебного решения разработать и утвердить программу комплексного развития социальной инфраструктуры.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Административные исковые требования прокурора Иркутского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Молодежного муниципального образования о признании незаконным бездействия, обязании разработать и утвердить программы комплексного развития инфраструктуры - удовлетворить частично:
Признать незаконным бездействие администрации Молодежного муниципального образования, выразившиеся в непринятии программы комплексного развития социальной инфраструктуры поселения.
Обязать администрацию Молодежного муниципального образования в срок не позднее 6 месяцев со дня вступления в законную силу судебного решения разработать и утвердить программу комплексного развития социальной инфраструктуры.
В удовлетворении административных исковых требований прокурора Иркутского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Молодежного муниципального образования о признании незаконным бездействия в непринятии программы комплексного развития транспортной инфраструктуры, обязании разработать и утвердить программу комплексного развития транспортной инфраструктуры поселения отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Иркутский районный суд Иркутской области в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Мотивированный текст решения суда изготовлен 25 ноября 2020 г.
Судья Суровцева Ю.В.