Дело № 2а-205/2018 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 3 августа 2018 года город Севастополь Балаклавский районный суд города Севастополя в составе председательствующего судьи Анашкиной И.А., при секретаре Ткач А.Р., с участием административных истцов ФИО1, ФИО2, представителя административного истца ФИО3- ФИО4, представителей административного ответчика - Севреестра ФИО5, представителей заинтересованных лиц: Севприроднадзора ФИО6, ГКУ «Севастопольское лесничество» ФИО7, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску ФИО3, ФИО8, ФИО1, ФИО9, ФИО2, ФИО10, ФИО11 к Управлению государственной регистрации права и кадастра Севастополя, Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, заинтересованные лица: Прокуратура города Севастополя, Главное управление природных ресурсов и экологии города Севастополя, Государственное казенное учреждение «Севастопольское лесничество» о признании решения (действия) незаконным и об обязанности совершить определенные действия, УСТАНОВИЛ: Административными истцы обратились в суд с административным иском, в котором просят признать незаконным решение Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя от 28 марта 2016 года по постановке на кадастровый учет земельного участка 91:01:058002:1023, расположенного по адресу: Российская Федерация, г. Севастополь, Балаклавский район, квартал 15, выдел 36, 37, квартал 16, выдел 39, 40, 41, 43, 46-50, квартал 20 выдел 1, 2, 4, 5, 7-9, 11-13, 15, 19-30, 33, 39 Орлиновского участкового лесничества и снятии с кадастрового учета указанного земельного участка. В обоснование иска указано, что истцам принадлежит на праве собственности (недвижимое имущество) по адресу: <адрес> (апартаменты): 6-1, 6-2, 6-3; 1-1, 1-2; 3-1, 3-2, 3-3; 5-1, 5-2; 4-1, 4-2, 4-3; 2-1, 2-2, расположенные на земельном участке по адресу: <адрес>, ранее присвоенный кадастровый номер земельного участка №, актуальный кадастровый номер земельного участка № Одновременно с приобретением права собственности на недвижимое имущество истцами были подписаны документы, предполагающие пользование земельным участком, занятым приобретенным недвижимым имуществом (земельный участок общей площадью 400 кв.м., расположенный по адресу: г.<адрес> кадастровый №), вместе с тем, право собственности истцов на приобретенный земельный участок зарегистрировано не было. Однако земельный участок, физически занятый принадлежащим истцам объектом недвижимости, фактически был передан истцам одновременно с апартаментами и находится в фактическом распоряжении до настоящего времени. Строительству предшествовала выдача градостроительного обоснования размещения объектов градостроительства, строительство и сдача в эксплуатацию приобретенных истцами объектов недвижимости, расположенных на земельном участке, были произведены в полном соответствии с действовавшим на тот период времени градостроительным законодательством Украины, на здание был оформлен «СТРОИТЕЛЬНЫЙ ПАСПОРТ» №№ от ДД.ММ.ГГГГ согласно установленным требованиям действовавшего на тот момент градостроительного законодательства Украины. Документ также содержит описание границ земельного участка, занимаемого объектом недвижимости. Таким образом, на момент вынесения решения Управлением государственной регистрации права и кадастра города Севастополя, на 28 марта 2016 года, совершения юридически значимых действий по внесению в систему государственного кадастра сведений о постановке на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером №, имеющего адрес: Российская Федерация, г.Севастополь, Балаклавский район, квартал 15, выдел 36, 37, квартал 16, выдел 39, 40, 41, 43, 46-50, квартал 20, выдел 1, 2, 4, 5, 7-9, 11-13, 15, 19-30, 33, 39 Орлиновского участкового лесничества, площадью 1157042 +/- 376 кв.м, кадастровой стоимостью 2180931606,64 рублей; категория земель: земли населенных пунктов, правообладатель: субъект города федерального значения Севастополь, на земельном участке располагалось принадлежащее истцам недвижимое имущество: апартаменты (недвижимое имущество) по адресу: <адрес> (апартаменты) соответственно: 6-1, 6-2, 6-3; 1-1, 1-2; 3-1, 3-2, 3-3; 5-1, 5-2; 4-1, 4-2, 4-3; 2-1, 2-2, также прошедшие в установленном порядке кадастровый учет согласно законодательству РФ. В свете изложенного истец полагает, что вынесенное 28 марта 2016 года Управлением государственной регистрации права и кадастра города Севастополя решение, оформленное в бездокументарной форме, посредством совершения юридически значимых действий по внесению в систему государственного кадастра сведений – о постановке на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 91:01:058002:1023, принято с нарушением закона, так как: • Отсутствует проект межевания территории; • Границы земельного участка не согласованы с истцами; • Границы земельного участка с кадастровым номером № пересекаются с границами посредством полного наложения с границами объекта недвижимости, принадлежащего истцам. • Истцы вследствие незаконного решения ответчика лишаются возможности беспрепятственно эксплуатировать расположенные на указанном земельном участке принадлежащие им объекты недвижимости. В судебном заседании административные истцы ФИО1, ФИО2, представитель административного истца ФИО3- ФИО4 настаивали на удовлетворении иска. Представитель административного ответчика - Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя просил отказать в удовлетворении иска, указав, что истцы выбрали ненадлежащий способ нарушенного права, земельный участок Орлиновского участкового лесничества с кадастровым номером 91:01:058002:1023 поставлен на кадастровый учёт на основании не оспоренного распоряжения Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, оснований для отказа не имелось. На момент внесения сведений о земельном участке Орлиновского участкового лесничества в государственный кадастр (реестр) недвижимости земельный участок 91:01:058002:812 уже был поставлен на кадастровый учёт, но без координат характерных точек, в связи с чем наложение земельных участков не могло быть выявлено при постановке на кадастровый учёт. Представители заинтересованных лиц - Главного управления природных ресурсов и экологии города Севастополя, Государственного казенного учреждения «Севастопольское лесничество» в судебном заседании просили отказать в удовлетворении иска ввиду необоснованности. Выслушав пояснения административных истцов, представителей административного истца, административного ответчика, заинтересованных лиц, проверив доводы административного иска, исследовав представленные лицами, участвующими в деле, доказательства, оценив их по своему внутреннему убеждению на предмет относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в совокупности, суд пришел к выводу об отсутствии основания для удовлетворения административного иска ввиду следующего. Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Судом установлено, что на основании решения Севастопольского городского Совета от 08.07.2008 № 4884 «Об утверждения градостроительного обоснования размещения объекта градостроительства - квартала индивидуальной дачной застройки в районе Севастопольской зоны ЮБК, 53» и решения Севастопольского городского Совета от 08.07.2008 № 4885 «О даче согласия на разработку проектов землеустройства по отводу земельных участков в районе Севастопольской зоны ЮБК 53 для индивидуального дачного строительства» принято решение 8853 от 15.12.2009, которым ФИО12 в собственность передан земельный участок площадью 400 кв.м, расположенный по адресу: г<адрес>. На основании данного решения выдан государственный акт на право собственности на земельный участок. Земельный участок 16.05.2010 поставлен на кадастровый учет с определением целевого назначения (вида разрешенного использования) – для индивидуального дачного строительства, присвоен кадастровый номер №. В дальнейшем право собственности на спорный участок на основании договора купли-продажи от 08.04.2013 перешло ФИО11, в ЕГРН право собственности зарегистрировано 15.06.2016. В Российской Федерации земельный участок поставлен на кадастровый учет 23 июля 2015 года как «актуальный, ранее учтенный», присвоен кадастровый №. По данным единого государственного реестра недвижимости граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства, сведения, необходимые для заполнения раздела 3.1. (описание местоположения земельного участка, план (чертеж, схема) земельного участка), раздела 4, отсутствуют. Сведения о координатах характерных точек границ земельного участка внесены в реестр недвижимости 30 января 2017 года, однако описание закрепления их на местности отсутствует. На указанном земельном участке расположены апартаменты: 6-1, 6-2, 6-3; 1-1, 1-2; 3-1, 3-2, 3-3; 5-1, 5-2; 4-1, 4-2, 4-3; 2-1, 2-2, принадлежащие на праве собственности истцам, право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке в Едином государственном реестре недвижимости: ФИО8 – 05.08.2015, ФИО1 – 26.05.2015, ФИО9 – 15.06.2015, ФИО2 – 21.09.2016, ФИО10 -15.06.2015, ФИО3 – 15.06.2015. 31 марта 2015 года Правительством Севастополя издано Распоряжение № 237-РП «О проведении кадастровых работ по установлению границ земель лесного фонда в городе Севастополе». Распоряжением Правительства Севастополя №-РП от ДД.ММ.ГГГГ в распоряжение №-РП внесены изменения, изменено его название, в новой редакции распоряжение поименовано «О проведении кадастровых работ по установлению границ земель, на которых расположены леса в городе Севастополе», пункт 1 распоряжения изложен в редакции: «Произвести кадастровые работы по установлению границ земель, на которых расположены леса города Севастополя, закрепленные за Государственным казенным учреждением Севастополя «Севастопольское лесничество». Кадастровые работы производить на основании материалов лесоустройства Государственного предприятия «Севастопольское опытное лесоохотничье хозяйство» 2001 года». Распоряжением ДИЗО №-РДЗ от ДД.ММ.ГГГГ утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного: Российская Федерация, г. Севастополь, <адрес>, квартал 15, выдел 36,37, квартал 16, выдел 39, 40, 41, 43, 46-50, квартал 20, выдел 1, 2, 4, 5, 7-9, 11-13, 15, 19-30, 33, 39 Орлиновского участкового лесничества, площадью 1 156 164 кв.м». На основании данного Распоряжения земельный участок ДД.ММ.ГГГГ был поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 91:01:058002:1023. Департаментом по имущественным и земельным отношениям города Севастополя ДД.ММ.ГГГГ издано Распоряжение №-РДЗ о включении в реестр собственности города федерального значения Севастополя земельного участка, расположенного по адресу: Российская Федерация, г. Севастополь, <адрес> 15, выдел 36,37, квартал 16, выдел 39, 40, 41, 43, 46-50, квартал 20, выдел 1, 2, 4, 5, 7-9, 11-13, 15, 19-30, 33, 39 Орлиновского участкового лесничества, площадью 1 156 164 кв.м, кадастровый №, вид разрешенного использования земельного участка: «отдых (рекреация)» (код 5.0); «использование лесов» (код 10.0), категория земель: «земли населенных пунктов». Как следует из выписки из Единого государственного реестра недвижимости, раздел 3 «Описание местоположения земельного участка» содержит план (чертеж, схему) земельного участка, сведения, необходимые для заполнения раздела 3.1. (описание местоположения земельного участка), отсутствуют. Сведения о координатах характерных точек границ земельного участка имеются, однако описание закрепления их на местности имеется лишь частично. 14 сентября 2016 года Управлением государственной регистрации права и кадастра Севастополя на названный земельный участок зарегистрировано право собственности субъекта Российской Федерации - города федерального значения Севастополь. Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя является исполнительным органом государственной власти Севастополя, осуществляющим в числе прочего функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, государственной кадастровой оценке объектов недвижимости, на территории города Севастополя в рамках переданных по Соглашению, заключенному между Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) и Правительством Севастополя от 11 октября 2016 г., утвержденному распоряжениями Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2016 № 2433-р, а также в соответствии с Положением об Управлении государственной регистрации права и кадастра Севастополя, утвержденного постановлением Правительства Севастополя № 23-ПП от 19.01.2017. В силу положений статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в числе прочего являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории); утвержденная схема размещения земельного участка на публичной кадастровой карте при осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого в целях его предоставления гражданину в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости; наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в том числе в связи с образование объекта недвижимости. В случае осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объект недвижимости, принадлежащий Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию (поступающий в собственность Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования), от их имени при подаче заявлений о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав выступают уполномоченные органы государственной власти, органы местного самоуправления либо уполномоченные юридические лица и граждане (п.5 ст. 15 Закона о регистрации). В соответствии с пунктом 1 статьи 21 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о регистрации) документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права. Статьей 1 Закона города Севастополя от 23.04.2014 № З-ЗС «О бывшей государственной собственности Украины и определении порядка инвентаризации, управления и распоряжения собственностью города Севастополя» установлено, что все земли в пределах территориальных границ города федерального значения Севастополя, за исключением земель, находящихся в частной собственности по состоянию на 17 марта 2014 года, являются государственной собственностью города федерального значения Севастополя. Статьей 34 Устава города Севастополя предусмотрено, что Правительство Севастополя управляет и распоряжается собственностью города Севастополя в соответствии с законами города Севастополя, а также управляет федеральной собственностью, переданной в управление города Севастополя в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Согласно статье 27 Закона города Севастополя от 30.04.2014 № 5-ЗС «О Правительстве Севастополя» (далее – Закон № 5-ЗС), Правительство Севастополя осуществляет контроль за использованием и охраной земель и других объектов недвижимости на территории города Севастополя, осуществляет управление в области земельных отношений. В соответствии со статьей 23 Закона № 5-ЗС Правительство осуществляет свои полномочия непосредственно или через подведомственные ему исполнительные органы. Постановлением Правительства Севастополя от 17.03.2015 № 188-ПП утверждено Положение о Департаменте по имущественным и земельным отношениям города Севастополя». Согласно пункту 1.1. Положения Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя является исполнительным органом государственной власти города Севастополя, реализующим государственную политику и нормативно-правовое регулирование в сфере имущественных и земельных отношений, отраслевое и межотраслевое управление в сфере имущественных и земельных отношений, управление и распоряжение государственным имуществом, которое находится в собственности города Севастополя. В свете приведенных выше норм Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя на основании не оспоренного и не признанного незаконным, то есть действующего распоряжения исполнительного органа государственной власти города Севастополя в сфере имущественных и земельных отношений - Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя № 1044-РДЗ от 14.12.2015 года «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного: Российская Федерация, г. Севастополь, Балаклавский район, квартал 15, выдел 36,37, квартал 16, выдел 39, 40, 41, 43, 46-50, квартал 20, выдел 1, 2, 4, 5, 7-9, 11-13, 15, 19-30, 33, 39 Орлиновского участкового лесничества, площадью 1 156 164 кв.м», действуя в пределах своих полномочий и не имея оснований для отказа в принятии такого решения, осуществило государственный кадастровый учет земельного участка с присвоением кадастрового номера 91:01:058002:1023. Технический учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе осуществленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", признается юридически действительным, и такие объекты считаются ранее учтенными объектами недвижимого имущества. При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости и не прекращены и которым присвоены органом регистрации прав условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", также считаются ранее учтенными объектами недвижимости (ч. 4 ст. 69 Закона о регистрации). Установлено, что на момент постановки на кадастровый учёт земельного участка с кадастровым номером 91:01:058002:1023 в Едином государственном реестре недвижимости содержались сведения о земельном участке с кадастровым номером 91:01:058002:812. Пунктом 3 части 17 статьи 45 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (действовавшего в период осуществления учетно-регистрационных действий) предусмотрено, что орган кадастрового учета принимает решение об отказе во внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в случае, если сведения о таком объекте недвижимости содержатся в государственном кадастре недвижимости. Приказом Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя от 24 октября 2016 года № 146-П «о переносе сведений о ранее учтенных земельных участках, расположенных на территории города Севастополя, в государственный кадастр недвижимости» предусмотрено внесение сведений о координатах характерных точек границ в сведения государственного кадастра недвижимости о земельных участках, внесенных в государственный кадастр недвижимости в заявительном порядке и не содержащих информации о местоположении их границ. В связи с чем Управлением 26.12.2016 осуществлено внесение сведений о координатах характерных точек границ в сведения государственного кадастра недвижимости о земельных участках, внесенных в государственный кадастр недвижимости, как в массовом, та и в заявительном порядке. В частности, сведения в отношении объекта недвижимого имущества с кадастровым номером 91:01:058002:812 внесены в массовом порядке переноса сведений. Частью 10 статьи 22 Закона о регистрации предусмотрено, что при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка. Таким образом, судом установлено, что в ЕГРН содержатся сведения о координатах характерных точек границ ранее учтенного земельного участка с кадастровым номером 91:01:058002:812, при этом в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения о точности определения данных координат характерных точек границ. Следовательно, в рассматриваемом случае необходимо уточнение местоположения границ и площади ранее учтенного земельного участка. Согласно ст. 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности. В пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» разъяснено, что к решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций. Административными истцами не представлено доказательств одновременного наличия указанных оснований, несоответствия обжалуемого решения закону или иному правовому акту и нарушение прав и охраняемых законом интересов заявителя. Обжалуя решение органа кадастрового учёта и регистрации пава, административный истец не учел, что оспариваемое решение было принято административным ответчиком согласно представленным заявителем документам, то есть оснований для не принятия такого решения (о постановке на кадастровый учет) не имелось. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что административное исковое заявление является необоснованным, не содержащим каких-либо доказательств, свидетельствующих о нарушенных правах или интересах заявителя в порядке КАС РФ, следовательно, административное исковое заявление не подлежит удовлетворению. Вместе с тем при наличии спора о границах земельного участка с его собственником – городом федерального значения Севастополь истцы не лишены права обратиться за защитой нарушенного права в порядке гражданского судопроизводства, в том числе с требованием об уточнении границ земельных участков. Таким образом, принимая решение об отказе в удовлетворении административного иска, суд соглашается с позицией административного ответчика о том, что административными истцами выбран неверный способ защиты нарушенного права. Согласно правовой позиции, изложенной в пунктах 52, 53 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 (ред. от 23.06.2015) "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства. Оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП. В частности, если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о наличии или отсутствии права либо обременения недвижимого имущества, о возврате имущества во владение его собственника, о применении последствий недействительности сделки в виде возврата недвижимого имущества одной из сторон сделки, то такие решения являются основанием для внесения записи в ЕГРП. В то же время решение суда о признании сделки недействительной, которым не применены последствия ее недействительности, не является основанием для внесения записи в ЕГРП. В случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими. Ответчиком по иску, направленному на оспаривание зарегистрированного права или обременения, является лицо, за которым зарегистрировано спорное право или обременение. Ответчиками по иску, направленному на оспаривание прав или обременений, вытекающих из зарегистрированной сделки, являются ее стороны. Государственный регистратор не является ответчиком по таким искам, однако может быть привлечен к участию в таких делах в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора. В свете правовой позиции, изложенной в п. 52 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», решение суда, которым разрешен спор о правах на объект недвижимости, является основанием для погашения органом государственной регистрации права и кадастра записи о правах на спорный земельный участок, снятия его с кадастрового учета и аннулирования записи в государственном кадастре недвижимости. Поскольку административные истцы обосновывают свои требования тем, что они являются пользователями земельного участка, который согласно распоряжению Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 23 августа 2016 года № № 2765-РДЗ вошел в состав вновь образованного земельного участка с кадастровым номером 91:01:058002:1023, право собственности города зарегистрировано в ЕГРН, то в данном случае имеется спор о праве на земельный участок, который может быть разрешен в порядке гражданского судопроизводства. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175–180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, решил: Административное исковое заявление ФИО3, ФИО8, ФИО1, ФИО9, ФИО2, ФИО10, ФИО11 к Управлению государственной регистрации права и кадастра Севастополя, Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, заинтересованные лица: Прокуратура города Севастополя, Главное управление природных ресурсов и экологии города Севастополя, Государственное казенное учреждение «Севастопольское лесничество» о признании решения (действия) незаконным и об обязанности совершить определенные действия оставить без удовлетворения в полном объеме. Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Севастопольский городской суд через Балаклавский районный суд города Севастополя в течение месяца со дня принятия в окончательной форме. Судья И.А. Анашкина Решение в окончательной форме принято 5 августа 2018 года. |