ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-205/20 от 01.07.2020 Устьянского районного суда (Архангельская область)

Дело № 2а-205/2020

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

21 июля 2020 года пос. Октябрьский

Устьянский районный суд Архангельской области в составе председательствующего Рогачевой А.М., при секретаре Демидкиной В.В.,

с участием старшего помощника прокурора Устьянского района Архангельской области Летавиной А.Ю., представителя административного ответчика – главы администрации МО «Плосское» Кузнецова В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Устьянского района Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Плосское» Устьянского района Архангельской области о признании бездействия незаконным и возложении обязанности обеспечить ведение реестра муниципального имущества в соответствии с установленными требованиями,

установил:

прокурор Устьянского района Архангельской области обратился в суд с административным иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Плосское» Устьянского района Архангельской области о признании незаконным бездействия по ведению реестра муниципального имущества в соответствии с Порядком ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества, утвержденного Приказом Министерства экономического развития РФ от 30 августа 2011 г. № 424, возложении обязанности в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить ведение реестра муниципального имущества в соответствии с Порядком ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества, утвержденного Приказом Министерства экономического развития РФ от 30 августа 2011 г. № 424.

В обоснование заявленных требований указано, что в ходе осуществления прокуратурой района анализа состояния законности в сфере соблюдения законодательства о муниципальной собственности установлено, что администрацией МО «Плосское» в нарушение положений Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ осуществляется ведение реестра муниципального имущества без заполнения многочисленных граф, что не соответствует требованиям Порядка ведения реестра муниципальной собственности, утвержденного Приказом Министерства экономического развития РФ от 30 августа 2011 г. № 424, сведения об объектах учета, содержащиеся в реестре муниципального имущества МО «Плосское», не размещены на официальном сайте администрации, что влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на получение достоверной и полной информации из реестра о муниципальном имуществе, принадлежащем МО «Плосское».

В судебном заседании старший помощник прокурора Летавина А.Ю. административные исковые требования поддержала по основаниям, указанным в административном иске.

Представитель административного ответчика - администрации МО «Плосское» глава администрации Кузнецов В.А. в судебном заседании с иском согласился, пояснил, что имеющиеся нарушения в ведении реестра муниципального имущества будут устранены.

Заслушав старшего помощника прокурора, представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, оценив представленные письменные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Частью первой статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) предусмотрено, что прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В силу ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Деятельность органов местного самоуправления в Российской Федерации регулируется, в том числе Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 131-ФЗ).

Частью 1 статьи 51 ФЗ № 131-ФЗ установлено, что органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Частью 5 этой же статьи определено, что органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Порядок ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества утвержден Приказом Минэкономразвития России от 30 августа 2011 г. № 424 «Об утверждении Порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества» (далее - Порядок ведения реестра).

Согласно п. 1 Порядка ведения реестра, Порядок ведения реестра устанавливает правила ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества (далее также - реестр, реестры), в том числе правила внесения сведений об имуществе в реестры, общие требования к порядку предоставления информации из реестров, состав информации о муниципальном имуществе, принадлежащем на вещном праве или в силу закона органам местного самоуправления, муниципальным учреждениям, муниципальным унитарным предприятиям, иным лицам (далее - правообладатель) и подлежащем учету в реестрах.

Из п. 2 Правил ведения реестров следует, что объектами учета в реестрах являются:

- находящееся в муниципальной собственности недвижимое имущество (здание, строение, сооружение или объект незавершенного строительства, земельный участок, жилое, нежилое помещение или иной прочно связанный с землей объект, перемещение которого без соразмерного ущерба его назначению невозможно, либо иное имущество, отнесенное законом к недвижимости);

- находящееся в муниципальной собственности движимое имущество, акции, доли (вклады) в уставном (складочном) капитале хозяйственного общества или товарищества либо иное имущество, не относящееся к недвижимым и движимым вещам, стоимость которого превышает размер, установленный решениями представительных органов соответствующих муниципальных образований, а также особо ценное движимое имущество, закрепленное за автономными и бюджетными муниципальными учреждениями и определенное в соответствии с Федеральным законом от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях», Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»;

- муниципальные унитарные предприятия, муниципальные учреждения, хозяйственные общества, товарищества, акции, доли (вклады) в уставном (складочном) капитале которых принадлежат муниципальным образованиям, иные юридические лица, учредителем (участником) которых является муниципальное образование.

Ведение реестров осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, которые обязаны обеспечивать соблюдение правил ведения реестра и требований, предъявляемых к системе ведения реестра; обеспечивать соблюдение прав доступа к реестру и защиту государственной и коммерческой тайны; осуществлять информационно-справочное обслуживание, выдавать выписки из реестров (п. 3 Порядка ведения реестров).

В п. 4 Порядка ведения реестров установлено, что данный реестр состоит их 3 разделов, а также перечислены сведения, обязательные для включения в каждый из трех разделов.

В раздел 1 включаются сведения о муниципальном недвижимом имуществе, в том числе, наименование недвижимого имущества; адрес (местоположение) недвижимого имущества; кадастровый номер муниципального недвижимого имущества; площадь, протяженность и (или) иные параметры, характеризующие физические свойства недвижимого имущества; сведения о балансовой стоимости недвижимого имущества и начисленной амортизации (износе); сведения о кадастровой стоимости недвижимого имущества; даты возникновения и прекращения права муниципальной собственности на недвижимое имущество; реквизиты документов - оснований возникновения (прекращения) права муниципальной собственности на недвижимое имущество; сведения о правообладателе муниципального недвижимого имущества; сведения об установленных в отношении муниципального недвижимого имущества ограничениях (обременениях) с указанием основания и даты их возникновения и прекращения.

В раздел 2 включаются сведения о муниципальном движимом и ином имуществе, не относящемся к недвижимым и движимым вещам, в том числе, наименование движимого имущества; сведения о балансовой стоимости движимого имущества и начисленной амортизации (износе); даты возникновения и прекращения права муниципальной собственности на движимое имущество; реквизиты документов - оснований возникновения (прекращения) права муниципальной собственности на движимое имущество; сведения о правообладателе муниципального движимого имущества; сведения об установленных в отношении муниципального движимого имущества ограничениях (обременениях) с указанием основания и даты их возникновения и прекращения.

В отношении иного имущества, не относящегося к недвижимым и движимым вещам, в раздел 2 реестра также включаются сведения о: виде и наименовании объекта имущественного права; реквизитах нормативного правового акта, договора или иного документа, на основании которого возникло право на указанное имущество, согласно выписке из соответствующего реестра (Государственный реестр изобретений Российской Федерации, Государственный реестр полезных моделей Российской Федерации, Государственный реестр товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации и др.) или иному документу, подтверждающему указанные реквизиты, включая наименование документа, его серию и номер, дату выдачи и наименование государственного органа (организации), выдавшего документ.

В отношении акций акционерных обществ в раздел 2 реестра также включаются сведения о: наименовании акционерного общества-эмитента, его основном государственном регистрационном номере; количестве акций, выпущенных акционерным обществом (с указанием количества привилегированных акций), и размере доли в уставном капитале, принадлежащей муниципальному образованию, в процентах; номинальной стоимости акций.

В отношении долей (вкладов) в уставных (складочных) капиталах хозяйственных обществ и товариществ в раздел 2 реестра также включаются сведения о: наименовании хозяйственного общества, товарищества, его основном государственном регистрационном номере; размере уставного (складочного) капитала хозяйственного общества, товарищества и доли муниципального образования в уставном (складочном) капитале в процентах.

В раздел 3 включаются сведения о муниципальных унитарных предприятиях, муниципальных учреждениях, хозяйственных обществах, товариществах, акции, доли (вклады) в уставном (складочном) капитале которых принадлежат муниципальным образованиям, иных юридических лицах, в которых муниципальное образование является учредителем (участником), в том числе, полное наименование и организационно-правовая форма юридического лица; адрес (местонахождение); основной государственный регистрационный номер и дата государственной регистрации; реквизиты документа - основания создания юридического лица (участия муниципального образования в создании (уставном капитале) юридического лица); размер уставного фонда (для муниципальных унитарных предприятий); размер доли, принадлежащей муниципальному образованию в уставном (складочном) капитале, в процентах (для хозяйственных обществ и товариществ); данные о балансовой и остаточной стоимости основных средств (фондов) (для муниципальных учреждений и муниципальных унитарных предприятий); среднесписочная численность работников (для муниципальных учреждений и муниципальных унитарных предприятий).

Разделы 1 и 2 группируются по видам имущества и содержат сведения о сделках с имуществом. Раздел 3 группируется по организационно-правовым формам лиц.

Из материалов дела следует, что в связи с проведением анализа исполнения законодательства о муниципальной собственности 10 апреля 2020 г. в адрес администрации МО «Плосское» прокурором Устьянского района направлен запрос о предоставлении реестра муниципальной собственности по состоянию на 1 апреля 2020 г., сведений об использовании недвижимого имущества.

При изучении реестра муниципального имущества, принадлежащего МО «Плосское», установлено, что он не соответствует требованиям Порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества от 30 августа 2011 г. № 424 по основаниям, которые установлены в ходе прокурорской проверки: графы таблицы реестра не содержат информацию, установленную требованиями Порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества, утвержденного Приказом Министерства экономического развития РФ от 30 августа 2011 г. № 424, определяющими наличие полноты внесения сведений о муниципальном имуществе к каждому разделу. Кроме того, название граф табличной формы реестра не позволяет определить, какие сведения указаны в них.

Согласно распечатке скриншота раздела «Муниципальное имущество» страницы официального Интернет-сайта администрации МО «Плосское» какие-либо сведения в разделе «Муниципальное имущество» отсутствуют.

Проанализировав доводы сторон и представленные доказательства, суд приходит к выводу о неисполнении администрацией МО «Плосское» установленных требований законодательства по ведению реестра муниципального имущества, а также о размещении на официальном Интернет-сайте сведений об объектах учета, содержащихся в реестре муниципального имущества, что в свою очередь нарушает права неопределенного круга лиц на получение выписки из такого реестра и на доступ к сведениям о муниципальном имуществе.

На момент рассмотрения дела в суде нарушенное право неопределенного круга лиц не восстановлено.

Таким образом, исковые требования прокурора Устьянского района подлежат удовлетворению в полном объеме.

В соответствии со ст. 187 КАС РФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.

Согласно п.1 ч.3 ст. 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

Частью 9 ст. 227 КАС РФ предусмотрено, что в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лица, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок.

Административный истец просит обязать ответчика устранить выявленные нарушения в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Представитель ответчика возражений в части заявленного прокурором срока устранения нарушений не заявил.

Суд полагает указанный срок разумным и достаточным.

В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков), освобождаются от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227-228, суд

решил:

административные исковые требования прокурора Устьянского района Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Плосское» Устьянского района Архангельской области о признании бездействия незаконным и возложении обязанности обеспечить ведение реестра муниципального имущества в соответствии с установленными требованиями удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Плосское» по ведению реестра муниципального имущества в соответствии с Порядком ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества, утвержденного Приказом Министерства экономического развития РФ от 30 августа 2011 г. № 424.

Обязать администрацию муниципального образования «Плосское» Устьянского района Архангельской области в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить ведение реестра муниципального имущества в соответствии с Порядком ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества, утвержденного Приказом Министерства экономического развития РФ от 30 августа 2011 г. № 424.

Обязать администрацию муниципального образования «Плосское» Устьянского района Архангельской области в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить размещение на официальном Интернет-сайте администрации муниципального образования «Плосское» Устьянского района Архангельской области реестра муниципального имущества.

Обязать администрацию муниципального образования «Плосское» Устьянского района Архангельской области сообщить в суд, прокурору Устьянского района Архангельской области об исполнении решения суда в течение одного месяца со дня истечения срока исполнения решения суда.

Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде путем подачи апелляционной жалобы через Устьянский районный суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

Судья Рогачева А.М.

Мотивированное решение принято судом 28 июля 2020 г.