ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-205/2016 от 12.10.2016 Заозерского гарнизонного военного суда (Мурманская область)

Дело № 2А-205/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

12 октября 2016 года г. Заозёрск

Заозёрский гарнизонный военный суд в лице председательствующего – судьи ЧЕРНЫШОВА В.В., при секретаре СТЕПАНОВОЙ Л.П., с участием административного истца БАБЕНКО А.В., представителей административных ответчиков: командира войсковой части – ИСАЕВОЙ С.А., комиссии по соблюдению требований к служебному поведению военнослужащих и работников и урегулированию конфликтов интересов в войсковой части <данные изъяты> ТЕТЮКОВА С.А., а также старшего помощника военного прокурора гарнизона Заозёрск капитана юстиции РАДУНЦЕВА М.И., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению представителя административного истца – военнослужащего войсковой части <данные изъяты>БАБЕНКО А.В.КОПЛИКОВА И.А. об оспаривании решения комиссии по соблюдению требований к служебному поведению военнослужащих и работников и урегулированию конфликтов интересов в войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ в части подготовки документов к досрочному увольнению административного истца с военной службы,

У С Т А Н О В И Л:

БАБЕНКО А.В. через своего представителя КОПЛИКОВА И.А. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконным и отменить решение комиссии по соблюдению требований к служебному поведению военнослужащих и работников и урегулированию конфликтов интересов в войсковой части (далее – комиссия) от ДД.ММ.ГГГГ в части подготовки документов к досрочному увольнению административного истца с военной службы.

В обоснование заявленных требований в административном исковом заявлении представитель административного истца указал, что данным решением командованию войсковой части предписано подготовить установленным порядком документы для досрочного увольнения БАБЕНКО с военной службы на основании подп. «е.1» п. 2 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» (в связи с нарушением запретов, ограничений и обязанностей, связанных с прохождением военной службы, предусмотренных пунктом 7 статьи 10 и статьей 27.1 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих").

Как указал представитель административного истца, поводом к проведению заседания комиссии послужило представление военного прокурора гарнизона Заозерск и материалы проверки, согласно которым БАБЕНКО А.В. нарушал запреты и ограничения, связанные с прохождением военной службы. По мнению того же представителя, оспариваемое решение является незаконным, поскольку протокол заседания комиссии от ДД.ММ.ГГГГ не содержит сведений о том, нарушение каких именно запретов и ограничений послужило поводом для принятия решения об увольнении БАБЕНКО по указанному основанию. При этом запреты, указанные в п. 7 ст. 10 Федерального закона «О статусе военнослужащих», БАБЕНКО не нарушал, поскольку предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц не занимался, прибыль не получал и своё служебное положение для содействия физическим и юридическим лицам в осуществлении предпринимательской деятельности не использовал. Не был соблюден и порядок применения к БАБЕНКО дисциплинарного взыскания, поскольку вместо рекомендации указанная комиссия в безапелляционном, бесспорном порядке предписала командованию нижестоящей войсковой части , в которой проходит военную службу БАБЕНКО, подготовить документы к досрочному увольнению последнего. Кроме того, как указал представитель административного истца, комиссией не был соблюден порядок рассмотрения поставленного вопроса, поскольку при принятии решения не учитывались обстоятельства, перечисленные в п. 3 ст. 51.1 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», в частности, характер и тяжесть коррупционного правонарушения, а также возможность применения к БАБЕНКО взыскания в виде выговора в связи с малозначительностью совершенного правонарушения в соответствии с п. 3.1 той же статьи Федерального закона.

В судебном заседании БАБЕНКО поддержал исковые требования по тем же основаниям, пояснив, что в период военной службы он действительно оказывал помощь своей знакомой – индивидуальному предпринимателю ФИО1 на основании доверенности последней, что имело место исключительно во внеслужебное время, на безвозмездной основе и своё служебное положение он при этом не использовал.

Представитель командира войсковой части ИСАЕВА С.А. в судебном заседании исковые требования не признала и просила отказать в их удовлетворении, пояснив, что оспариваемое решение комиссии носит рекомендательный характер и принято в соответствии с требованиями закона, на основании результатов прокурорской проверки, а также проверки, проведённой кадровым органом войсковой части , в ходе которых установлен факт нарушения <данные изъяты> БАБЕНКО А.В. запрета на оказание содействия физическому лицу в осуществлении предпринимательской деятельности, предусмотренного п. 7 ст. 10 Федерального закона «О статусе военнослужащих». Данное нарушение выразилось в том, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. БАБЕНКО А.В. на основании нотариально заверенной доверенности представлял интересы индивидуального предпринимателя ФИО1 при осуществлении последней предпринимательской деятельности по реализации (купле-продаже) строительных материалов в магазине «<данные изъяты>», расположенном в <адрес>, что несовместимо со статусом военнослужащего.

Представитель комиссии войсковой части ТЕТЮКОВ С.А. исковые требования не признал, приведя доводы аналогичные доводам ИСАЕВОЙ С.А.

Начальник Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Мурманской области», привлечённый к участию в деле судом в качестве административного соответчика, надлежащим образом извещённый о месте и времени судебного заседания, в суд не прибыл и ходатайствовал о рассмотрении административного дела без своего участия.

Заслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела и заключение помощника военного прокурора гарнизона Заозёрск капитана юстиции РАДУНЦЕВА М.И., полагавшего необходимым в удовлетворении исковых требований отказать, суд полагает установленными следующие обстоятельства.

В ходе проверки, проведенной должностными лицами военной прокуратуры гарнизона Заозёрск в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ установлено, что военнослужащий войсковой части <данные изъяты> БАБЕНКО А.В., в нарушение запрета, установленного п. 7 ст. 10 Федерального закона «О статусе военнослужащих», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на основании нотариально заверенной доверенности представлял интересы индивидуального предпринимателя ФИО1 при осуществлении последней предпринимательской деятельности по реализации (купле-продаже) строительных материалов в расположенном в <адрес> магазине «<данные изъяты>».

По итогам указанной проверки ДД.ММ.ГГГГ заместителем военного прокурора в адрес командования административного истца направлено представление об устранении нарушений закона, допущенных БАБЕНКО в служебной деятельности.

В соответствии с приказом командира войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ, начальнику отделения кадров поручено провести проверку соблюдения БАБЕНКО А.В. запретов и ограничений, установленных для военнослужащих, о чём последний был поставлен в известность письмом от ДД.ММ.ГГГГ (исх. ).

По результатам проверки врио начальника отделения кадров войсковой части <данные изъяты> ТЕТЮКОВЫМ С.А. на имя командира указанной части направлен доклад, в котором факт нарушения БАБЕНКО запрета, установленного п. 7 ст. 10 Федерального закона «О статусе военнослужащих», выразившегося в оказании содействия в осуществлении предпринимательской деятельности индивидуальному предпринимателю ФИО1 нашёл своё подтверждение. Одновременно начальником кадрового органа предложено предоставить материалы проверки в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению военнослужащих и работников и урегулированию конфликта интересов войсковой части .

ДД.ММ.ГГГГ состоялось заседание названной комиссии, согласно решению которой командованию войсковой части предложено подготовить установленным порядком документы для досрочного увольнения БАБЕНКО с военной службы по подп. «е.1» п. 2 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», что подтверждается протоколом заседания названной комиссии, исследованным в судебном заседании.

Из объяснений административного истца, данных им ДД.ММ.ГГГГ помощнику военного прокурора, ДД.ММ.ГГГГ. представителю командования, а также в судебном заседании видно, что БАБЕНКО А.В. подтвердил факт оказания им безвозмездной помощи владельцу магазина «<данные изъяты>» индивидуальному предпринимателю ФИО1 в период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., выразившейся в разгрузке товаров и получении денежных средств для оплаты коммунальных платежей и текущих расходов магазина во внеслужебное время; действовал он при этом основании нотариально заверенной доверенности.

В судебном заседании исследована копия указанной доверенности , выданной ДД.ММ.ГГГГ сроком на 3 года, согласно которой индивидуальный предприниматель ФИО1 уполномочивает БАБЕНКО А.В. представлять её интересы во всех предприятиях, организациях, учреждениях, в том числе таких органах государственной власти Российской Федерации как Управлении и Инспекции Федеральной налоговой службы, Таможенных органах, Пенсионном и Медицинском фондах, Фонде Социального страхования и других по всем вопросам, касающимся деятельности доверителя как индивидуального предпринимателя с правами составления, подписания и предоставления отчётности в компетентные органы, уплаты платежей, заключения хозяйственных договоров, связанных с предпринимательской деятельностью, а также трудовых соглашений и договоров, увольнения работников, получения и доставки товара, производства расчётов за поставленный товар и получения денежных средств. Согласно той же доверенности, БАБЕНКО А.В. уполномочен БАБЕНКО А.В. вести от её имени бухгалтерский учёт, связанный с осуществлением предпринимательской деятельности, а также дела во всех судебных органах.

Факт удостоверения указанной доверенности ДД.ММ.ГГГГ. подтверждается и сообщением нотариуса нотариального округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ

По сообщению Главы администрации ЗАТО г. Заозёрска от ДД.ММ.ГГГГ., ДД.ММ.ГГГГ БАБЕНКО А.В. представил данную доверенность в Управление муниципального имущества городской администрации в качестве подтверждения своих полномочий на внесение платы за аренду помещения магазина от имени индивидуального предпринимателя ФИО1

Согласно имеющихся в деле выписке из государственного реестра индивидуальных предпринимателей и сообщения заместителя начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы от ДД.ММ.ГГГГ., ФИО1 зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя с ДД.ММ.ГГГГ. и поставлена на учёт в Межрайонной ИФНС России <адрес>, а ДД.ММ.ГГГГ. – снята с учёта в качестве индивидуального предпринимателя в связи с изменением места жительства и с указанного времени состоит на учёте в Межрайонной ИФНС России по <адрес>.

По сведениям, предоставленным директором МКУ «МФЦ» ЗАТО г. Заозёрска от ДД.ММ.ГГГГ., ФИО1 снята с регистрационного учёта в г. Заозёрске с ДД.ММ.ГГГГ на основании судебного решения.

Из материалов административного дела также видно, что в ходе проверки, проведённой в отношении БАБЕНКО командованием войсковой части , были истребованы документы, содержащиеся в материалах прокурорской проверки, послужившие основанием для принятия оспариваемого решения.

Материалы этой прокурорской проверки были истребованы судом при подготовке дела к судебному разбирательству и оглашены в судебном заседании.

Среди таких материалов имеются заявления индивидуального предпринимателя ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ об осуществлении им коммерческой деятельности с административным истцом, действовавшим в интересах индивидуального предпринимателя ФИО1., что выразилось в получении на складе и реализации БАБЕНКО А.В. в магазине «<данные изъяты>» <адрес> строительных товаров и инструментов, а также объяснение гражданки ФИО3., продавца указанного магазина от ДД.ММ.ГГГГ о том, что управление указанным магазином и выплату ей заработной платы осуществлял БАБЕНКО А.В.

В судебном заседании свидетель ФИО2 показал, что в ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ. гражданин БАБЕНКО А.В., действуя в качестве доверенного лица индивидуального предпринимателя ФИО1 неоднократно в рабочее время приобретал у него в <адрес> строительные и лакокрасочные материалы, инструмент и сантехнику для реализации через магазин «<данные изъяты>» в <адрес>. В частности, днём ДД.ММ.ГГГГ БАБЕНКО А.В. на основании поданной последним заявки в форме электронного документа, получил для реализации от ООО «<данные изъяты>» в присутствии его, ФИО2, товары строительного и сантехнического назначения и инструмент на общую сумму 187210 руб. 05 коп. с отсрочкой оплаты. Согласно договорённости между ними, БАЛЕНКО обязался оплатить товар через 2 месяца, однако оплату не произвёл, а в ДД.ММ.ГГГГ сообщил ему о закрытии магазина.

Кроме того, свидетель ФИО3 дала показания о том, что действительно работала в магазине «<данные изъяты>» в должности продавца в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по трудовому договору, заключённому с индивидуальным предпринимателем ФИО1. При этом последнюю она никогда не видела; принимал её на работу гражданин БАБЕНКО А.В., он же осуществлял фактическое управление магазином, в том числе закупал и доставлял товары, распоряжался выручкой, а также выплачивал ей заработную плату. В ДД.ММ.ГГГГ БАБЕНКО сообщил ей о закрытии магазина, однако заработную плату не выплатил, в связи с чем она была вынуждена обратиться с иском о взыскании заработной платы в судебном порядке.

Последнее обстоятельство подтверждается копией решения Кольского районного суда Мурманской области от ДД.ММ.ГГГГ., согласно которому с ИП ФИО1. в пользу ФИО3. взыскана задолженность по заработной плате за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Согласно тому же решению, а также копии протокола судебного заседания от ДД.ММ.ГГГГ., БАБЕНКО А.В. принимал участие в рассмотрении указанного гражданского дела в качестве третьего лица на стороне ответчика и возражал против исковых требований, указав о том, что заработная плата ФИО3 выплачивалась.

Оснований не доверять показаниям указанных свидетелей и приведённым выше документам у суда не имеется.

Не смог назвать убедительных оснований для оговора со стороны указанных свидетелей и сам БАБЕНКО, поэтому его доводы в судебном заседании о таком оговоре, а также о том, что содействие индивидуальному предпринимателю ФИО1 с его стороны носило безвозмездный характер и не затрагивало интересы военной службы, суд полагает надуманными и противоречащими обстоятельствам дела.

Суд полагает, что если бы указанное содействие действительно имело бескорыстный характер, то необходимости в оформлении административному истцу специальной доверенности, уполномочивающей его заключать от имени ФИО1 любые, в том числе возмездные сделки, связанные с предпринимательской деятельностью, не имелось. При этом БАБЕНКО имел право и возможность отказаться от возложенных на него полномочий в порядке, предусмотренном ст. 188 ГК РФ. Однако ничего этого им сделано не было, и истец в полном объёме в течение длительного времени (как минимум трёх лет) использовал предоставленные ему полномочия, указанные в доверенности в целях, не связанных с исполнением обязанностей военной службы, о чём, в нарушение ст. 19 Устава внутренней службы Вооружённых Сил РФ, командованию не докладывал.

Последнее обстоятельство подтвердил в судебном заседании и свидетель ФИО4., врио командира войсковой части , который, кроме того, показал, что функции управления коммерческой организацией, также как и оказание содействия другим лицам в предпринимательской деятельности в должностные обязанности административного истца не входили.

Не нашла убедительными доводы БАБЕНКО и комиссия войсковой части на заседании ДД.ММ.ГГГГ, которая, как видно из материалов дела, нарушений прав административного истца не допустила.

Так, согласно подп. «е.1» п. 2 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы в связи с нарушением запретов, ограничений и обязанностей, связанных с прохождением военной службы, предусмотренных пунктом 7 статьи 10 и статьей 27.1 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

В соответствии с п. 7 ст. 10 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие не вправе заниматься другой оплачиваемой деятельностью, за исключением педагогической, научной и иной творческой деятельности, если она не препятствует исполнению обязанностей военной службы, а также заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, в том числе участвовать в управлении коммерческими организациями, за исключением случаев, когда непосредственное участие в управлении указанными организациями входит в должностные обязанности военнослужащего, а также оказывать содействие физическим и юридическим лицам в осуществлении предпринимательской деятельности, используя свое служебное положение.

Пунктом 2 ст. 51.1 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» установлено, что взыскания, предусмотренные подпунктами "д.1" и "д.2" пункта 1 и подпунктом "е.1" пункта 2 статьи 51 настоящего Федерального закона и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации о прохождении военной службы, применяются на основании доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы по профилактике коррупционных и иных правонарушений, а в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов (аттестационную комиссию), - и на основании рекомендации указанной комиссии.

Поскольку в отношении БАБЕНКО начальником кадрового органа войсковой части была проведена проверка, по результатам которой составлен соответствующий доклад, суд полагает, что направление указанного доклада в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов войсковой части являлось необходимым и достаточным основанием для рассмотрения вопроса о нарушении БАБЕНКО запретов и ограничений, установленных п. 7 ст. 10 Федерального закона «О статусе военнослужащих», на заседании указанной комиссии.

Состав и полномочия названной комиссии определены в приказе командира войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ и не вызывают сомнений у суда. По мнению суда, порядок проверки комиссией требований к служебному поведению истца соответствует положениям ст. 51.1 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», а также специальных нормативных актах (Положениях о такой проверке, утверждённых указом Президента РФ от 21 сентября 2009 года №1065 и приказом командующего Северным флотом от ДД.ММ.ГГГГ).

В частности, как видно из протокола заседания от ДД.ММ.ГГГГ, по результатам рассмотрения поставленного вопроса комиссией в пределах своей компетенции принято решение о подготовке установленным порядком документов для досрочного увольнения БАБЕНКО с военной службы по подп. «е.1» п. 2 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе». Данное решение, вопреки доводам административного истца и его представителя, соответствует порядку, установленному п. 2 ст. 51.1 названного Федерального закона и носит рекомендательный характер. Из того же протокола видно, что сам БАБЕНКО был своевременно проинформирован о проведении заседания комиссии, присутствовал на этом заседании и дал пояснения по существу рассматриваемого вопроса, при этом подтвердил факт оказания им помощи индивидуальному предпринимателю ФИО1.

Что касается довода административного истца и его представителей о малозначительности совершённого им коррупционного правонарушения, суд учитывает правовую позицию, содержащуюся в п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» о том, что в случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия).

Как видно из оспариваемого решения, комиссией войсковой части совершённое БАБЕНКО коррупционное правонарушение не было признано малозначительным, и к последнему предложено применить более строгое взыскание, чем выговор. Поскольку при определении вида взыскания, рекомендованного к применению в рассматриваемом случае, комиссия не вышла за пределы своей компетенции, оснований для вывода о нарушении прав административного истца у суда не имеется.

Поскольку суд отказывает в удовлетворении требований административного истца, на основании ст. 111 КАС РФ не подлежат возмещению и расходы, понесённые его представителем по уплате государственной пошлины.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227, 298 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении требований административного истца – БАБЕНКО А.В. и его представителя КОПЛИКОВА И.А. о признании незаконным и отмене решения комиссии по соблюдению требований к служебному поведению военнослужащих и работников и урегулированию конфликтов интересов войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в месячный срок в Северный флотский военный суд через Заозёрский гарнизонный военный суд.

Мотивированное решение составлено 13 октября 2016 года.

Председательствующий по делу В.В. Чернышов