ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-205/2021 от 01.03.2021 Ейского районного суда (Краснодарский край)

Дело № 2а-205/2021

УИД

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Ейск 01 марта 2021 года

Судья Ейского районного суда Краснодарского края Авилов А.В., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному иску администрации Красноармейского сельского поселения Ейского района к Ейскому РОСП Управления службы судебных приставов по Краснодарскому краю, заинтересованное лицо – Ейская межрайонная прокуратура, об уменьшении размера исполнительного сбора,

У С Т А Н О В И Л:

Глава Красноармейского сельского поселения Ейского района обратился в суд с вышеуказанным административным иском, обосновывая его тем, что согласно решению Ейского районного суда № 2-428/2015 от 09.06.2015г. администрация Красноармейского сельского поселения Ейского района обязана в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушение требований законодательства о безопасности дорожного движения: устранить провалы просадки и выбоины, и иные дорожные дефекты на дорожном покрытии участков автомобильных дорог: <адрес>ФИО2<адрес>, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью в соответствии с п. 3.1.1 ГОСТа Р 50597-93г.: нанести осевые линии горизонтальной дорожной разметки, горизонтальные разметки «Зебра» на дорожном покрытии участков автомобильных дорог: <адрес>ФИО2<адрес>.

25 января 2019 года судебным приставом-исполнителем Ейский РОСП УФССП России по Краснодарскому краю ФИО1 по материалам исполнительного производства от 29.07.2015г. -ИП, возбужденного на основании исполнительного документа исполнительного листа серия ФС , выданного Ейским районным судом по делу , вступившему в законную силу 10.07.2015 г., вынесено постановление о взыскании с администрации Красноармейского сельского поселения Ейского района исполнительского сбора в размере 50 000,00 (пятидесяти тысяч) руб. Возбуждено исполнительное производство от 21.11.2020г. -ИП.

В настоящее время истец не имеет возможности произвести оплату исполнительского сбора в полном объеме в сумме 50 000 рублей.

Это связано с тем, что Красноармейское сельское поселение Ейского района находятся в тяжелом финансовом положении, имеет дефицит бюджета.

На территории сельского поселения нет ни одного градообразующего предприятия, которое принимало бы участие в обеспечении жизнедеятельности Красноармейского сельского поселения, что негативно влияет на процесс организации работы по исполнению бюджета и увеличение собственных доходов поселения.

Объем дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности Красноармейского сельского поселения Ейского района более чем на 35% превышает собственные доходы поселения, дефицит бюджета составляет 973,7 тыс. рублей.

На основании изложенного, просит уменьшить размер исполнительского сбора, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя Ейский РОСП УФССП России по Краснодарскому краю от 25.01.2019 г. , подлежащего взысканию с администрации Красноармейского сельского поселения Ейского района, на 25 %, а именно до 37 500,00 руб.

Административным истцом было заявлено ходатайство о рассмотрении административного дела без участия представителя администрации Красноармейского сельского поселения Ейского района.

Административный ответчик – судебный пристав-исполнитель Ейского РОСП УФССП России по Краснодарскому краю ФИО1, в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, решение по делу оставила на усмотрение суда

Прокурор в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен, о причинах неявки не сообщил.

В соответствии с ч.7 ст.150 КАС РФ, судья считает возможным рассмотреть настоящее дело в порядке упрощенного производства.

Судья, исследовав представленные сторонами доказательства по делу, приходит к следующему.

Установлено, что постановлением судебного пристава-исполнителя Ейского РОСП ФИО3 от 29.07.2015г. в отношении администрации Красноармейского сельского поселения Ейского района возбуждено исполнительное производство -ИП на основании исполнительного документа: исполнительного листа от 16.07.2015, выданного Ейским районным судом по делу , вступившему в законную силу 10.07.2015, предмет исполнения: Иной вид исполнения неимущественного характера. Обязать администрацию Красноармейского сельского поселения Ейского района в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушение требований законодательства о безопасности дорожного движения: устранить провалы, просадки и выбоины, и иные дорожные дефекты на дорожном покрытии участков автомобильных дорог: <адрес> Ейского района Краснодарского края, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью в соответствии с п. 3.1.1 ГОСТа Р 50597-93г: нанести осевые линии горизонтальной дорожной разметки, горизонтальные разметки «Зебра» на дорожном покрытии участков автомобильных дорог: <адрес>ФИО2<адрес>., в отношении должника: Администрация Красноармейского сельского поселения Ейского района. Должнику предоставлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе (л.д.6)

21.11.2020г. судебным приставом-исполнителем Ейского РОСП ФИО1 на основании постановления судебного пристава-исполнителя от 25.01.2019г. возбуждено исполнительное производство -ИП в отношении администрации Красноармейского сельского поселения Ейского района, предмет исполнения: исполнительский сбор в размере 50000 руб. (л.д.7-8).

В силу ч.2 ст.112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» (далее - Закон об исполнительном производстве) исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Согласно части 11 статьи 30 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 Закона.

В соответствии с частью 1 статьи 112 Закона об исполнительном производстве в случае неисполнения исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства на должника налагается денежное взыскание - исполнительский сбор.

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Таким образом, основанием для взыскания исполнительского сбора является одновременное наличие двух условий: невыполнение должником требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем для его добровольного исполнения, и отсутствие у должника уважительных причин для такого неисполнения.

При этом к таким уважительным причинам отнесены чрезвычайные, объективно непредотвратимые обстоятельства и другие непреодолимые препятствия, находящиеся вне контроля должника, при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от должника в целях надлежащего исполнения требований исполнительного документа.

Кроме того, суд учитывает правовую позицию Конституционного Суда РФ относительно правовой природы исполнительского сбора, взыскиваемого с должника в рамках исполнительного производства органом принудительного исполнения, изложенная в Постановлении от 30.07.2001 г. № 13-П, согласно которой этот сбор представляет собой административную санкцию штрафного характера. То есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

В пункте 74 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" разъяснено, что суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора. Уменьшение судом размера исполнительского сбора не влечет за собой признания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным. Это постановление считается измененным соответствующим образом (часть 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).

В соответствии с частью 6 статьи 112 Закона об исполнительном производстве должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельства отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи (часть 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).

Из приведенных норм права следует, что для удовлетворения заявления об уменьшении размера исполнительского сбора необходимо устанавливать степень вины должника, имущественное положение и иные существенные обстоятельства. В каждом случае при рассмотрении заявления о снижении исполнительского сбора подлежат установлению конкретные обстоятельства, связанные с исполнением судебного акта, которые должны подтверждаться соответствующими доказательствами.

Определением Ейского районного суда от 29.11.2019г. отсрочено исполнение решения Ейского районного суда от 09.06.2015г. по делу №2-428/2015 по административному иску Ейского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Красноармейского сельского поселения Ейского района, о возложении обязанности по устранению нарушений законодательства о безопасности дорожного движения, сроком до 01 сентября 2020г.

Определением Ейского районного суда от 29.11.2019г. в удовлетворении заявления администрации Красноармейского сельского поселения Ейского района о предоставлении отсрочки – было отказано.

В настоящее время решение Ейского районного суда от 09.06.2015г. исполнено, исполнительное производство окончено.

В силу ст. 64 Федерального закона от 2 октября 2007г. №229-ФЗ " Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является одним из исполнительных действий, т.е. действий, совершаемых судебным приставом-исполнителем, и направленных на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.

В соответствии с ч.1 ст.105 Федерального закона от 2 октября 2007г. №229-ФЗ " Об исполнительном производстве" в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

Как указал Конституционный Суд РФ в Постановлении от 30 июля 2001г. №13-П, исполнительский сбор относится, по сути, к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Причем данная мера является не правовосстановительной санкцией, т.е. санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов (как это имеет место при взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий), а представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

Из приведенных норм права следует, что для удовлетворения заявления об уменьшении размера исполнительского сбора необходимо устанавливать степень вины должника, имущественное положение и иные существенные обстоятельства. В каждом случае при рассмотрении заявления о снижении исполнительского сбора подлежат установлению конкретные обстоятельства, связанные с исполнением судебного акта, которые должны подтверждаться соответствующими доказательствами.

Согласно п.72 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 ноября 2015г. №50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного ч.3 ст.112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.

Поскольку суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, он вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора, освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались (части 6, 7, 9 ст.112 Закона об исполнительном производстве, ч.3 ст.62 КАС РФ, ч.4 ст.200 АПК РФ).

С учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств суд вправе отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 данной статьи (ч.7 ст.112 Закона об исполнительном производстве).

Таким образом, законодатель установил открытый перечень оснований уменьшения размера исполнительского сбора и отнес установление этих оснований к полномочиям суда.

Размер взыскания должен отвечать критерию соразмерности и применяться с соблюдением принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированного, с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.

В случае подтверждения должником того факта, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано уважительными причинами, исполнительский сбор может быть уменьшен в порядке, предусмотренном ст.112 Закона № 229-ФЗ.

Принимая во внимание, материальное положение должника, суд считает возможным требования заявителя удовлетворить, уменьшив размер исполнительского сбора на 25 %, то есть до 37 500 руб.

Согласно ч. 8 ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве» решение суда о полном или частичном удовлетворении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания обращается к немедленному исполнению.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 293-294 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

Административный иск администрации Красноармейского сельского поселения Ейского района к Ейскому РОСП Управления службы судебных приставов по Краснодарскому краю, заинтересованное лицо – Ейская межрайонная прокуратура, об уменьшении размера исполнительного сбора, -удовлетворить.

Уменьшить размер исполнительского сбора, подлежащего взысканию с администрации Красноармейского сельского поселения Ейского района по постановлению от 25.01.2019 года по исполнительному производству -ИП, до 37 500 (тридцати семи тысяч пятисот) рублей.

Обратить решение суда к немедленному исполнению.

Решение суда может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд путем подачи жалобы через Ейский районный суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Судья Ейского

районного суда Краснодарского края Авилов А.В.