Дело № 2а-205/2021
УИД: 80RS0003-01-2021-000156-74
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Дульдурга 22 марта 2021 года
Дульдургинский районный суд Забайкальского края в составе: председательствующего судьи Эрдынеева Д.Б.,
при секретаре Доржиевой О.Б.,
с участием помощника прокурора Дульдургинского района Шестакова С.В.,
представителя административного истца – председателя Муниципальной избирательной комиссии Сельского поселения «Бальзино» - ФИО1,
представителя административного истца – Муниципальной избирательной комиссии Сельского поселения «Бальзино» и заинтересованного лица Избирательной комиссии Забайкальского края – ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-205/2021 по административному исковому заявлению Избирательной комиссии сельского поселения «Бальзино» к кандидату на должность Главы сельского поселения «Бальзино» ФИО3 о признании незаконным и отмене постановления избирательной комиссии сельского поселения «Бальзино» от ДД.ММ.ГГГГ№ «О регистрации ФИО3 выдвинутой от партии «ФИО4 дел, защиты детей, женщин, свободы, природы и пенсионеров, против насилия над животными»,
установил:
Административный истец – Избирательная комиссия сельского поселения «Бальзино» обратился в суд с вышеуказанным административным иском к кандидату на должность Главы сельского поселения «Бальзино» ФИО3, мотивировав тем, что Постановлением избирательной комиссии сельского поселения «Бальзино» от ДД.ММ.ГГГГ№ (далее также - постановление) кандидатом на должность главы сельского поселения «Бальзино» была зарегистрирована ФИО3, выдвинутая Политической партией «ФИО4 дел, защиты детей, женщин, свободы, природы и пенсионеров, против насилия над животными».
Указанное постановление было принято избирательной комиссией сельского поселения «Бальзино» без учета следующих обстоятельств:
В нарушение требований подпункта «в» пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях» (далее - Федеральный закон № 95-ФЗ) избирательная комиссия сельского поселения «Бальзино» (далее также - избирательная комиссия) не была извещена Политической партией «ФИО4 дел, защиты детей, женщин, свободы, природы и пенсионеров, против насилия над животными» о проведении мероприятия, связанного с выдвижением кандидата на должность главы сельского поселения «Бальзино» ФИО3
Кандидатом на должность главы сельского поселения «Бальзино» ФИО3 в избирательную комиссию была представлена выписка из протокола заседания Политсовета № Политической партией «ФИО4 дел, защиты детей, женщин, свободы, природы и пенсионеров, против насилия над животными», на котором было принято решение о выдвижении ФИО3 кандидатом на Досрочных выборах Главы сельского поселения «Бальзино», назначенных на ДД.ММ.ГГГГ.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 1 статьи 25 Федерального закона № 95-ФЗ выдвижение политической партией кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления осуществляются на съезде политической партии, в работе которого принимают участие делегаты от региональных отделений политической партии, образованных не менее чем в половине субъектов Российской Федерации.
Также, в соответствии с пунктом 3.1 Федерального закона № 95-ФЗ в случае отсутствия регионального или местного отделения политической партии уставом политической партии может быть предусмотрено, что решение о выдвижении кандидатов (списков кандидатов) в депутаты соответствующего представительного органа муниципального образования, кандидатов на иные выборные должности в органах местного самоуправления может быть принято при проведении выборов в органы местного самоуправления - коллегиальным постоянно действующим руководящим органом политической партии или ее регионального отделения.
Вместе с тем, уставом Партии такое условие не предусмотрено.
Таким образом, Политсовет Партии не вправе выдвигать кандидатов на муниципальных выборах.
Данный вывод согласуется с позицией Министерства юстиции РФ, изложенной в письме от ДД.ММ.ГГГГ. (исх. №).
Таким образом, в данном случае имеет место несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом «О политических партиях», что является основанием для отказа в регистрации в соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 50 Закона Забайкальского края «О муниципальных выборах в Забайкальском крае» (далее - Закон края № 385- ЗЗК).
Кроме того, представленная выписка из протокола заседания Политсовета № не содержит всех необходимых сведений, предусмотренных частью 3 статьи 45 Закона края № 385-33K, а именно даты и места рождения кандидата ФИО3, её основного места работы или службы, занимаемой должности (в случае отсутствия основного места работы или службы - рода занятий), адреса места жительства, гражданства, а также решения о назначении уполномоченных представителей избирательного объединения, что является основанием для отказа в регистрации в соответствии с пунктом 4 части 5 статьи 50 Закона края № 385-33K.
В соответствии с пунктом «в» части 5.1 статьи 42 Закона края №385-ЗЗК вместе с заявлением о согласии баллотироваться, если кандидат менял фамилию, или имя, или отчество, представляются копии соответствующих документов.
Кандидатом ФИО3 в избирательную комиссию копия документа о смене фамилии представлена не была, что является основанием для отказа в регистрации в соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 50 Закона края № 385- ЗЗК.
В соответствии с частью 3 статьи 45 Закона края № 385-ЗЗК уполномоченные представители избирательного объединения представляют в избирательную комиссию муниципального образования также удостоверенную постоянно действующим руководящим органом политической партии, ее регионального отделения копию документа, о государственной регистрации избирательного объединения, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений.
Кандидатом ФИО3 в избирательную комиссию была представлена копия Свидетельства о государственной регистрации некоммерческой организации «Политическая партия «ФИО4 дел, защиты детей, женщин, свободы, природы и пенсионеров, против насилия над животными», заверенная нотариально. Таким образом, в данном случае имеется основание для отказа в регистрации в соответствии с пунктом 4 части 5 статьи 50 Закона Забайкальского края «О муниципальных выборах в Забайкальском крае» (далее - Закон края № 385-33K).
Просит признать незаконным и отменить постановление избирательной комиссии сельского поселения «Бальзино» от ДД.ММ.ГГГГ№ «О регистрации ФИО3, выдвинутого (ой) от партии «ФИО4 дел, защиты детей, женщин, свободы, природы и пенсионеров, против насилия над животными».
В ходе подготовки дела к судебному административным истцом административные исковые требования были дополнены, было указано, что Решением Совета сельского поселения «Бальзино» от ДД.ММ.ГГГГ№ на ДД.ММ.ГГГГ назначены Досрочные выборы Главы сельского поселения «Бальзино».
В соответствии с частью 2 статьи 22 Закона Забайкальского края «О муниципальных выборах в Забайкальском крае» (далее - Закон края № 385-ЗЗК). избирательная комиссия сельского поселения «Бальзино» является комиссией, организующей указанные муниципальные выборы.
Постановлением избирательной комиссии сельского поселения «Бальзино» от ДД.ММ.ГГГГ№ кандидатом на должность главы сельского поселения «Бальзино» была зарегистрирована ФИО3, выдвинутая Политической партией «ФИО4 дел, защиты детей, женщин, свободы, природы и пенсионеров, против насилия над животными».
Указанное постановление было принято избирательной комиссией сельского поселения «Бальзино» без учета следующих обстоятельств.
В соответствии с пунктом «в» части 1 статьи 27 Федерального закона от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях» (далее - Федеральный закон № 95-ФЗ) политическая партия, ее региональные отделения и иные структурные подразделения обязаны: извещать избирательную комиссию соответствующего уровня о проведении мероприятий, связанных с выдвижением своих кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, не позднее чем за один день до дня проведения мероприятия при его проведении в пределах населенного пункта, в котором расположена избирательная комиссия, и не позднее чем за три дня до дня проведения мероприятия при его проведении за пределами указанного населенного пункта и допускать представителей избирательной комиссии соответствующего уровня на указанные мероприятия.
Избирательная комиссия сельского поселения «Бальзино» (далее также - избирательная комиссия) не была извещена Политической партией «ФИО4 дел, защиты детей, женщин, свободы, природы и пенсионеров, против насилия над животными» (далее также - Партия) о проведении партийного мероприятия, связанного с выдвижением кандидата на должность главы сельского поселения «Бальзино» ФИО3
Таким образом, в данном случае имеет место несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом «О политических партиях».
Нарушение требований пункта «в» части 1 статьи 27 Федерального закона № 95-ФЗ является основанием для отказа в регистрации кандидата в соответствии с подпунктом «б» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12.0б.2002г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 67-ФЗ), пунктом 2 части 5 статьи 50 Закона края № 385-ЗЗК.
Данный вывод согласуется с позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Решении Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № АКПИ18-17, Апелляционном определении СК по административным делам Верховного Суда РФ от 5 сентября 2016 года № 4-АПГ16-26.
Кандидатом ФИО3 (а не уполномоченным представителем избирательного объединения «Политическая партия «ФИО4 дел, защиты детей, женщин, свободы, природы и пенсионеров, против насилия над животными» в нарушение требований части 3 статьи 45 Закона края № 385-33K) в избирательную комиссию была представлена выписка из протокола заседания Политсовета № Политической партии «ФИО4 дел, защиты детей, женщин, свободы, природы и пенсионеров, против насилия над животными» (далее - выписка из протокола заседания Политсовета №), на котором было принято решение о выдвижении ФИО3 кандидатом на Досрочных выборах Главы сельского поселения «Бальзино», назначенных на ДД.ММ.ГГГГ.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 1 статьи 25 Федерального закона № 95-ФЗ выдвижение политической партией кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления осуществляются на съезде политической партии, в работе которого принимают участие делегаты от региональных отделений политической партии, образованных не менее чем в половине субъектов Российской Федерации.
Также, в соответствии с пунктом 3.1 Федерального закона № 95-ФЗ в случае отсутствия регионального или местного отделения политической партии уставом политической партии может быть предусмотрено, что решение о выдвижении кандидатов (списков кандидатов) в депутаты соответствующего представительного органа муниципального образования, кандидатов на иные выборные должности в органах местного самоуправления может быть принято при проведении выборов в органы местного самоуправления - коллегиальным постоянно действующим руководящим органом политической партии или ее регионального отделения.
Вместе с тем, уставом Партии такое условие (случай отсутствия регионального или местного отделения политической партии) не предусмотрено.
Таким образом, Политсовет Партии не вправе выдвигать кандидатов на муниципальных выборах.
Данный вывод согласуется с позицией Министерства юстиции РФ, изложенной в письме от ДД.ММ.ГГГГ (исх. №).
Таким образом, в данном случае имеет место несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом «О политических партиях», что является основанием для отказа в регистрации кандидата в соответствии с подпунктом «б» пункта 24 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ, пунктом 2 части 5 статьи 50 Закона края № 385-ЗЗК.
В соответствии с частью 3 статьи 45 Закона края № 385-ЗЗК при выдвижении кандидата избирательным объединением при проведении выборов главы муниципального образования уполномоченные представители избирательного объединения представляют в избирательную комиссию муниципального образования решение съезда политической партии либо конференции (общего собрания) ее регионального отделения, конференции (общего собрания) иного структурного подразделения политической партии, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О политических партиях», соответствующего органа политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, съезда (конференции, собрания) иного общественного объединения, его регионального или местного отделения о выдвижении кандидата, которое оформляется протоколом (иным документом в соответствии с уставом политической партии, общественной организации), в котором должны быть указаны: 1) число зарегистрированных делегатов (участников), присутствующих на съезде (конференции, собрании); 2) число делегатов (участников) съезда (конференции, собрания), необходимое для принятия решения о выдвижении кандидата, в соответствии с уставом политической партии, общественной организации; 3)решение о выдвижении кандидата с указанием его фамилии, имени и отчества, даты и места рождения, основного места работы или службы, занимаемой должности (в случае отсутствия основного места работы или службы - рода занятий), адреса места жительства, гражданства и итоги голосования по этому решению; 4) решение о назначении уполномоченных представителей избирательного объединения; 5)дата принятия решения.
Представленная в избирательную комиссию выписка из протокола заседания Политсовета № не содержит всех необходимых сведений, предусмотренных частью 3 статьи 45 Закона края № 385-ЗЗK, а именно даты и места рождения кандидата ФИО3, её основного места работы или службы, занимаемой должности (в случае отсутствия основного места работы или службы - рода занятий), адреса места жительства, гражданства, а также решения о назначении уполномоченных представителей избирательного объединения.
Таким образом, в данном случае имеет место наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований Федерального закона № 67-ФЗ, Закона края № 385-ЗЗK, что является основанием для отказа в регистрации кандидата в соответствии с подпунктом «в.1» пункта 24 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ, пунктом 4 части 5 статьи 50 Закона края № 385-ЗЗК.
В соответствии с пунктом «в» части 5.1 статьи 42 Закона края № 385-ЗЗК вместе с заявлением о согласии баллотироваться, если кандидат менял фамилию, или имя, или отчество, представляются копии соответствующих документов.
Кандидатом ФИО3 в избирательную комиссию копия документа о смене фамилии представлена не была. Вместе с тем, о том, что кандидат ФИО3 меняла фамилию, свидетельствует представленная в избирательную комиссию копия документа о высшем образовании (копия диплома), выданного на имя С.Н.В..
Таким образом, в данном случае имеет место отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с Федеральным законом № 67-ФЗ, Законом края № 385-33K для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата, что является основанием для отказа в регистрации кандидата в соответствии с подпунктом «в» пункта 24 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ, пунктом 3 части 5 статьи 50 Закона края № 385-ЗЗК.
В соответствии с частью 3 статьи 45 Закона края № 385-ЗЗК уполномоченные представители избирательного объединения представляют в избирательную комиссию муниципального образования решение о назначении уполномоченного представителя избирательного объединения, в котором указываются его фамилия, имя и отчество, дата рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий).
Уполномоченным представителем избирательного объединения «Политическая партия «ФИО4 дел, защиты детей, женщин, свободы, природы и пенсионеров, против насилия над животными» указанное решение в избирательную комиссию представлено не было.
В соответствии с частью 3 статьи 45 Закона края № 385-ЗЗК уполномоченные представители избирательного объединения представляют в избирательную комиссию муниципального образования также удостоверенную постоянно действующим руководящим органом политической партии, ее регионального отделения копию документа, о государственной регистрации избирательного объединения, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений.
Кандидатом ФИО3 (а не уполномоченным представителем избирательного объединения «Политическая партия «ФИО4 дел, защиты детей, женщин, свободы, природы и пенсионеров, против насилия над животными» в нарушение требований части 3 статьи 45 Закона края № 385-ЗЗК) в избирательную комиссию была представлена копия Свидетельства о государственной регистрации некоммерческой организации «Политическая партия «ФИО4 дел, защиты детей, женщин, свободы, природы и пенсионеров, против насилия над животными», заверенная нотариально.
Таким образом, в данном случае имеет место наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований Федерального закона № 67- ФЗ, Закона края № 385-ЗЗК, что является основанием для отказа в регистрации в соответствии с пунктом 4 части 5 статьи 50 Закона края № 385-ЗЗК.
Учитывая вышеизложенное, на основании части 10 статьи 239 КАС РФ прошу признать незаконным и отменить постановление избирательной комиссии сельского поселения «Бальзино» от ДД.ММ.ГГГГ№ «О регистрации ФИО3, выдвинутого(ой) от партии «ФИО4 дел, защиты детей, женщин, свободы, природы и пенсионеров, против насилия над животными».
Административный ответчик - кандидат на должность Главы сельского поселения «Бальзино» ФИО3 в зал судебного заседания не явилась, надлежащим образом была извещена о дне и месте судебного заседания.
Представитель заинтересованного лица – Политической партии «ФИО4 дел, защиты детей, женщин, свободы, природы и пенсионеров, против насилия над животными» в зал судебного заседания не явился, надлежащим образом был извещен о дне и месте судебного заседания.
Участники процесса не возражают против рассмотрения административного дела без административного ответчика и представителя заинтересованного лица - Политической партии «ФИО4 дел, защиты детей, женщин, свободы, природы и пенсионеров, против насилия над животными».
Явка административного ответчика и представителя заинтересованного лица не была признана судом обязательной. Суд на основании ч. 3 ст. 243 КАС РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного ответчика и представителя заинтересованного лица.
В судебном заседании представитель административного истца – Муниципальной избирательной комиссии Сельского поселения «Бальзино» и заинтересованного лица Избирательной комиссии Забайкальского края – ФИО2 административные исковые требования изложенные в административном иске и в дополнении к административному иску поддержала по основаниям, изложенным в административном иске, просит признать незаконным и отменить решение Муниципальной избирательной комиссии Сельского поселения «Бальзино» <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ, которым была зарегистрирована в качестве кандидата ФИО3, выдвинутая Политической партией «ФИО4 дел, защиты детей, женщин, свободы, природы и пенсионеров, против насилия над животными», кандидатом на должность Главы муниципального образования сельского поселения «Бальзино». Суду пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ было принято решение о регистрации кандидата на должность главы СП «Бальзино», но это решение принято без учета положений законодательства о выборах. В Избирательную комиссию Забайкальского края поступила информация из Министерства юстиции о том, что устав политической партии, выдвинувшей кандидата в ряде положений противоречит законодательству, а так же имеется несогласованность норм устава между собой. Избирательная комиссия Забайкальского края запросила весь пакет документов на кандидата ФИО3 из участковой избирательной комиссии и сразу обнаружили то, что ряд требований избирательного закона не были учтены при регистрации ФИО3. Было направлено письмо ЦИК России и письмо Министерства Юстиции ДД.ММ.ГГГГ и было разъяснено территориальной избирательной комиссии, что решение о регистрации кандидата является незаконным, они обратились в суд. В ч.3 ст.45 Закона Забайкальского края предусмотрены требования, которым документ должен соответствовать, а в представленном протоколе нет сведений о принятии решения о назначении уполномоченных представителей избирательного объединения, а так же не было сведений о кандидате Поповой, не указана дата и место рождения, место работы, адрес места жительства, гражданство. Документ представлен кандидатом, а не представителем политической партии и документ принят Политсоветом, а не Съездом Партии. Уставом не предусмотрено, что Политсовет вправе выдвигать кандидатов.
В судебном заседании представитель административного истца - председатель Муниципальной избирательной комиссии Сельского поселения «Бальзино» - ФИО1 административные исковые требования изложенные в административном иске и в дополнении к административному иску поддержала по основаниям, изложенным в административном иске. Суду пояснила, что не все требования были учтены в связи с тем, что комиссия собирается 1 раз в 5 лет и не были представлены все сведения, которые должны быть представлены. Партия не уведомляла комиссию. Когда поступили документы было, принято решение о регистрации кандидата. Всего было 3 кандидата и в последний день поступили документы кандидата ФИО3. Ранее её не знала и не видела. Комиссия не имеет полномочий по отмене своего решения. Кандидаты проверяются, но ранее были все самовыдвиженцы, и комиссия не учла, что есть особенности по политическим партиям. По остальным кандидатам от политических партий нарушений выявлено не было. Сведения о кандидате в СМИ опубликовать не успели.
Помощник прокурора Дульдургинского района Шестаков С.В. не возражал против удовлетворения заявленных исковых требований, суду пояснил, что административный иск является законным и обоснованным. В судебном заседании было установлено, что при регистрации кандидата были нарушены нормы избирательного законодательства. Просит иск удовлетворить и отменить решение.
Суд, выслушав участников судебного заседания и исследовав представленные письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.
Согласно части 2 статьи 41 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
В силу действия пункта «з» части 7 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решение Территориальной избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом.
Частью 10 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о заверении списка кандидатов, об отказе в заверении списка кандидатов, о регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, избирательное объединение, в отношении которых вынесено такое решение, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого заверен или зарегистрирован по тому же избирательному округу.
В соответствии с частью 17 статьи 239 КАС РФ предварительное обращение в вышестоящую комиссию, в том числе в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации, Центральную избирательную комиссию Российской Федерации, не является обязательным условием для обращения в суд с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии.
В соответствии со статьей ч.4 статьи 240 КАС РФ сроки подачи административных исковых заявлений о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации административное исковое заявление, касающееся решения избирательной комиссии, комиссии референдума о регистрации кандидата, списка кандидатов, инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, об отказе в такой регистрации, о заверении списка кандидатов, списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, об отказе в этом заверении, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия избирательной комиссией, комиссией референдума обжалуемого решения.
Как следует из материалов дела Решением Совета сельского поселения «Бальзино» от ДД.ММ.ГГГГ№ на ДД.ММ.ГГГГ назначены Досрочные выборы Главы сельского поселения «Бальзино».
Постановлением избирательной комиссии сельского поселения «Бальзино» от ДД.ММ.ГГГГ№ФИО3, выдвинутая Политической партией «ФИО4 дел, защиты детей, женщин, свободы, природы и пенсионеров, против насилия над животными» зарегистрирована кандидатом на должность главы сельского поселения «Бальзино».
Согласно части 1 статьи 32 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом.
Частями 1, 2 статьи 33 данного Федерального закона установлено, что о выдвижении кандидата (кандидатов), в том числе в составе списка кандидатов, избирательная комиссия уведомляется в установленном законом порядке.
Соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат, за исключением случая, предусмотренного пунктом 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона, считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, в заявлении должны быть указаны сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа. Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и подписанного уполномоченным лицом политической партии, иного общественного объединения либо уполномоченным лицом соответствующего структурного подразделения политической партии, иного общественного объединения.
Часть 2.2 названной статьи определяет, что вместе с заявлением, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, представляются: а) копия паспорта (отдельных страниц паспорта, определенных Центральной избирательной комиссией Российской Федерации) или документа, заменяющего паспорт гражданина, заверенная соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения. Законом может быть предусмотрено, что паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, предъявляется кандидатом при личном представлении документов в избирательную комиссию в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи, копия паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, изготавливается в избирательной комиссии в присутствии кандидата и заверяется подписью лица, принявшего заявление и прилагаемые к нему документы; б) если законом на основании пункта 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона не предусмотрен иной срок представления указанных копий документов, - заверенные соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом; в) если кандидат менял фамилию, или имя, или отчество, - копии соответствующих документов.
Как следует из положений части 1 статьи 26 Федерального закона от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях» политическая партия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, вправе: участвовать в выборах и референдумах в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Вместе с тем, из положений части 1 статьи 27 данного Федерального закона усматривается, что политическая партия, ее региональные отделения и иные структурные подразделения обязаны в том числе: соблюдать в своей деятельности Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также устав политической партии; извещать избирательную комиссию соответствующего уровня о проведении мероприятий, связанных с выдвижением своих кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, не позднее чем за один день до дня проведения мероприятия при его проведении в пределах населенного пункта, в котором расположена избирательная комиссия, и не позднее чем за три дня до дня проведения мероприятия при его проведении за пределами указанного населенного пункта и допускать представителей избирательной комиссии соответствующего уровня на указанные мероприятия.
В нарушение данных положений избирательная комиссия сельского поселения «Бальзино» не была извещена Политической партией «ФИО4 дел, защиты детей, женщин, свободы, природы и пенсионеров, против насилия над животными» о проведении мероприятия, связанного с выдвижением кандидата на должность главы сельского поселения «Бальзино» ФИО3.
Кандидатом на должность главы сельского поселения «Бальзино» ФИО3 в избирательную комиссию была представлена выписка из протокола заседания Политсовета № Политической партией «ФИО4 дел, защиты детей, женщин, свободы, природы и пенсионеров, против насилия над животными» от ДД.ММ.ГГГГ, на котором было принято решение о выдвижении ФИО3 кандидатом на Досрочных выборах Главы сельского поселения «Бальзино», назначенных на ДД.ММ.ГГГГ.
Кроме того, согласно части 1 статьи 25 данного Федерального закона принятие устава и программы политической партии, внесение в них изменений и дополнений, избрание руководящих и контрольно-ревизионных органов политической партии, выдвижение политической партией кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, рассмотрение вопросов о реорганизации или ликвидации политической партии осуществляются на съезде политической партии, в работе которого принимают участие делегаты от региональных отделений политической партии, образованных не менее чем в половине субъектов Российской Федерации.
Частью 3.1 названной статьи закреплено, что в случае отсутствия регионального или местного отделения политической партии уставом политической партии может быть предусмотрено, что решение о выдвижении кандидатов (списков кандидатов) в депутаты соответствующих законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, представительных органов муниципальных образований, кандидатов на иные выборные должности в органах местного самоуправления может быть принято при проведении выборов в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации коллегиальным постоянно действующим руководящим органом политической партии, а при проведении выборов в органы местного самоуправления - коллегиальным постоянно действующим руководящим органом политической партии или ее регионального отделения.
Однако, в пунктах №, №, № Устава Политической партии «ФИО4 дел, защиты детей, женщин, свободы, природы и пенсионеров, против насилия над животными», утвержденном на Учредительном Съезде ДД.ММ.ГГГГ, предусмотрено, что Политсовет отзывает выдвинутых Партией кандидатов (списки кандидатов), на выборах в органы государственной власти субъектов и органы местного самоуправления, а также отзывает кандидатов (списки кандидатов, в том числе заверенные (зарегистрированные) соответствующей комиссией) выдвинутых конференцией (общим собранием) или политическим советом регионального отделения; в случае дополнительных и повторных выборов осуществляет выдвижение кандидатов (списков кандидатов) на выборах в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.
В Уставе (п.№) предусмотрено, что в случаях и в порядке, установленном федеральным законом, Политсовет выдвигает предложения о кандидатурах на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
Таким образом, в компетенцию политсовета не входит выдвижение кандидатов на муниципальных выборах.
Как следует из положений статьи 45 Закона Забайкальского края от 06 июля 2010 года № 385-ЗЗК «О муниципальных выборах в Забайкальском крае» каждое избирательное объединение вправе выдвинуть только одного кандидата.
Выдвижение кандидата избирательным объединением осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О политических партиях». Выдвижение кандидатов иными общественными объединениями осуществляется на съездах (конференциях, собраниях) указанных общественных объединений, их региональных или местных отделений тайным голосованием, а также с соблюдением иных требований, предъявляемых федеральным законом к выдвижению кандидатов для политических партий.
При выдвижении кандидата избирательным объединением при проведении выборов главы муниципального образования уполномоченные представители избирательного объединения представляют в избирательную комиссию муниципального образования решение съезда политической партии либо конференции (общего собрания) ее регионального отделения, конференции (общего собрания) иного структурного подразделения политической партии, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О политических партиях», - соответствующего органа политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, съезда (конференции, собрания) иного общественного объединения, его регионального или местного отделения о выдвижении кандидата, которое оформляется протоколом (иным документом в соответствии с уставом политической партии, общественной организации), в котором должны быть указаны: число зарегистрированных делегатов (участников), присутствующих на съезде (конференции, собрании); число делегатов (участников) съезда (конференции, собрания), необходимое для принятия решения о выдвижении кандидата, в соответствии с уставом политической партии, общественной организации; решение о выдвижении кандидата с указанием его фамилии, имени и отчества, даты и места рождения, основного места работы или службы, занимаемой должности (в случае отсутствия основного места работы или службы - рода занятий), адреса места жительства, гражданства и итоги голосования по этому решению; решение о назначении уполномоченных представителей избирательного объединения; дата принятия решения.
Одновременно с решением, указанным в части 3 настоящей статьи, кандидат представляет в избирательную комиссию муниципального образования документы, указанные в частях 5, 5(1) и 8 (при проведении выборов глав муниципальных районов, глав муниципальных округов и глав городских округов - также в части 8(1)) статьи 42 настоящего Закона края.
В материалах дела содержится выписка из протокола заседания Политсовета №, которая была представлена в Избирательную комиссию Сельского поселения «Бальзино», при этом данная выписка не содержит всех необходимых сведений, предусмотренных частью 3 статьи 45 Закона края № 385-33K. Так, в выписке отсутствуют дата и место рождения кандидата ФИО3, сведения об основном месте работы или службы, занимаемой должности (в случае отсутствия основного места работы или службы - рода занятий) кандидата, адрес места жительства, гражданство кандидата. Кроме того, в выписке отсутствует решение о назначении уполномоченных представителей избирательного объединения.
Документы, предусмотренные частью 4 настоящей статьи, кандидат обязан представить лично, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 43 настоящего Закона края.
Пунктом 5 (1) статьи 42 названного закона Забайкальского края установлено, что вместе с заявлением, предусмотренным частью 5 настоящей статьи, представляются: копия паспорта (отдельных страниц паспорта, определенных Центральной избирательной комиссией Российской Федерации) или документа, заменяющего паспорт гражданина, заверенная соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения; заверенные соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом (если указанные копии документов не представляются в иной срок в соответствии с частью 9(1) статьи 44 настоящего Закона края); если кандидат менял фамилию, или имя, или отчество, - копии соответствующих документов.
В материалах дела имеется копия диплома о высшем образовании №, регистрационный №ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым Решением государственной аттестационной комиссии от ДД.ММ.ГГГГС.Н.В. присуждена квалификация «<данные изъяты>» по специальности «<данные изъяты>». Данный диплом свидетельствует о том, что ФИО3 ранее имела фамилию С.Н.В., но документ о том, что она сменила фамилию, кандидат ФИО3 в избирательную комиссию не представила.
Кроме того, из положений части 3 статьи 45 данного Закона Забайкальского края следует, что уполномоченные представители избирательного объединения представляют в избирательную комиссию муниципального образования также документы, указанные в пунктах 3, 4, 5 и 7 части 5 статьи 44 настоящего Закона края, в том числе удостоверенную постоянно действующим руководящим органом политической партии, ее регионального отделения копию документа о государственной регистрации избирательного объединения, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений, а если избирательное объединение не является юридическим лицом, также решение о его создании.
Как установлено из материалов дела ФИО3 в избирательную комиссию была представлена копия Свидетельства о государственной регистрации некоммерческой организации «Политическая партия «ФИО4 дел, защиты детей, женщин, свободы, природы и пенсионеров, против насилия над животными», заверенная нотариально, а не уполномоченным представителем Политической партии «ФИО4 дел, защиты детей, женщин, свободы, природы и пенсионеров, против насилия над животными».
Как следует из положений пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» основаниями отказа в регистрации кандидата являются: для кандидатов, выдвинутых политической партией, - несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом «О политических партиях»; для кандидатов, выдвинутых иными общественными объединениями, - несоблюдение требований пункта 2 статьи 35 настоящего Федерального закона; отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата; наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона; отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, каких-либо сведений, предусмотренных пунктами 2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов, глав муниципальных округов и глав городских округов также сведений, предусмотренных пунктом 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, иным законом.
Аналогичные положения закреплены пунктами 2,3,4 части 5 статьи 50 Закона Забайкальского края от 06 июля 2010 года № 385-ЗЗК «О муниципальных выборах в Забайкальском крае» из которых усматривается, что основаниями отказа в регистрации кандидата являются: для кандидатов, выдвинутых политической партией, - несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом «О политических партиях»; для кандидатов, выдвинутых иными общественными объединениями, - несоблюдение требований части 2 статьи 44 настоящего Закона края; отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата в соответствии с Федеральным законом об основных гарантиях, со статьей 48 настоящего Закона края; наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований Федерального закона об основных гарантиях, настоящего Закона края.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что административным ответчиком не в полной мере выполнены все предусмотренные законом требования при подаче документов о регистрации кандидата на выборную должность в органах местного самоуправления.
Как разъяснено в пунктах 4, 41 Постановление Конституционного Суда РФ от 12 марта 2021 года № 6-П «По делу о проверке конституционности пункта 1.1 статьи 38 и пункта 1 статьи 39 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в связи с жалобой гражданина С.С. ФИО5» Недостатки в документах, представленных кандидатом в избирательную комиссию, в том числе неполнота сведений о нем, отсутствие или ненадлежащее оформление документов, могут стать основанием для принятия избирательной комиссией решения об отказе в его регистрации. Пункт 24 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» относит к основаниям отказа в регистрации кандидата, в частности: отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с данным Федеральным законом, иным законом для такого уведомления (подпункт "в"); наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований данного Федерального закона, иного закона (подпункт "в.1"); отсутствие на указанный день в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, каких-либо сведений, предусмотренных пунктами 2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов также сведений, предусмотренных пунктом 3.1) статьи 33 данного Федерального закона, иным законом (подпункт "в.2"). Если эти нарушения выявлены после вступления в силу решения избирательной комиссии о регистрации кандидата, то они могут повлечь отмену такого решения судом (пункт 6 статьи 76 данного Федерального закона). Наделение избирательных комиссий обязанностью извещать кандидатов о выявленных в представленных ими документах нарушениях не снимает с самого кандидата ответственности за качество, полноту и достоверность переданных им сведений и документов. В любом случае именно на кандидате лежит безусловная обязанность представить в избирательную комиссию вместе с заявлением о его согласии баллотироваться все иные документы, представление которых для уведомления о выдвижении кандидата и его регистрации предусмотрено законом, если только их изготовление и заверение не отнесено законом к полномочиям избирательной комиссии.
Для целей избирательного законодательства важен факт предоставления кандидатом полного пакета документов установленной формы является обстоятельством, поскольку это влияет на оценку избирателями личности кандидата на выборную должность и тем самым определяет степень доверия граждан к институтам представительной демократии.
Суд приходит к выводу, что заявленные требования по административному исковому заявлению подлежат удовлетворению.
Разрешая требование административного истца по существу и ходатайство административного истца об обращении решения к немедленному исполнению, суд принимает во внимание, что КАС РФ установлены предельные сроки, когда может быть принято соответствующее решение о защите избирательных прав. В отношении решений об удовлетворении заявления об отмене решения избирательной комиссии о регистрации кандидата такие сроки не установлены. Согласно части 6 статьи 244 КАС РФ немедленному исполнению подлежат решения, если они обращены судом к немедленному исполнению по правилам, установленным статьей 188 настоящего Кодекса; к немедленному исполнению не может быть обращено решение суда первой инстанции об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов, а также об отмене регистрации инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума.
В силу части 2 статьи 188 КАС РФ в случае отсутствия в настоящем Кодексе прямого запрета на немедленное исполнение решений по административным делам определенной категории суд по просьбе административного истца может обратить решение по административному делу к немедленному исполнению, если вследствие особых обстоятельств замедление исполнения этого решения может нанести значительный ущерб публичным или частным интересам; вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с его принятием.
Принимая во внимание, что предметом иска по настоящему делу является требование о признании незаконным и отмене решения избирательной комиссии о регистрации кандидата, которое рассматривается судом на основании пункта 6 статьи 76 Федерального закона, а не требование об отмене регистрации кандидата, которое рассматривается судом на основании пункта 7 статьи 76 Федерального закона, то в настоящее время суд вправе принять решение об удовлетворении административного искового заявления об отмене решения избирательной комиссии о регистрации кандидата и настоящее решение может быть обращено к немедленному исполнению, при том, что замедление в исполнении приведет к нарушению прав избирателей в связи с включением в избирательный бюллетень кандидата, зарегистрированного с нарушением требований закона.
На основании изложенного и руководствуясь ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Законом Забайкальского края от 06 июля 2010 года № 385-ЗЗК «О муниципальных выборах в Забайкальском крае», ст.ст. 175-180, 244 КАС РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление Избирательной комиссии сельского поселения «Бальзино» к кандидату на должность Главы сельского поселения «Бальзино» ФИО3 о признании незаконным и отмене постановления избирательной комиссии сельского поселения «Бальзино» от ДД.ММ.ГГГГ№ «О регистрации ФИО3 выдвинутой от партии «ФИО4 дел, защиты детей, женщин, свободы, природы и пенсионеров, против насилия над животными», удовлетворить.
Признать незаконным и отменить решение Муниципальной избирательной комиссии Сельского поселения «Бальзино» <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ «О регистрации ФИО3, выдвинутого(ой) от партии «ФИО4 дел, защиты детей, женщин, свободы, природы и пенсионеров, против насилия над животными», кандидатом на должность Главы муниципального образования сельского поселения «Бальзино».
Решение обратить к немедленному исполнению.
Обязать административного истца сообщить в суд и административному ответчику об исполнении решения суда в течение пяти дней со дня его исполнения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Забайкальского краевого суда через Дульдургинский районный суд Забайкальского края в течение пяти дней со дня принятия решения.
Мотивированное решение изготовлено 22 марта 2021 года.
Судья Д.Б. Эрдынеев