УИД: 36RS0020-01-2022-000073-53Дело № 2а-205/2022Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Лиски 04 февраля 2022 года
Лискинский районный суд Воронежской области в составе:
председательствующего – судьи Ладыкиной Л.А.,
при секретаре Бедной И.В.,
рассмотрев в открытом предварительном судебном заседании в помещении суда административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №14 по Воронежской области к ФИО1 о взыскании задолженности по страховым взносам, пени, налогам,
У С Т А Н О В И Л :
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №14 по Воронежской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к ФИО1 о взыскании пени, штрафа по налогу на доходы физических лиц, страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения и обязательное пенсионное страхование, налогу на имущество физических лиц, транспортному и земельному налогу, указывая, что ФИО1 был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя и поставлен на налоговый учет, 21.05.2019 он прекратил свою деятельность как индивидуальный предприниматель, однако, своевременно и в полном объеме не уплатил страховые взносы на обязательное пенсионное, медицинское страхование, а также пени по налогу на доходы физических лиц, налогу на имущество физических лиц, транспортному и земельному налогу. За период предпринимательской деятельности недоимка составила общую сумму 16591,52 руб., в том числе: за период с 16.07.2019 по 28.06.2020 пеня по налогу на доходы физических лиц, полученных от осуществления деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, в размере 235,02 рублей; за 2019 год штраф в размере 1000 рублей по налогу на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со ст. 228 НК РФ; страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования: налог за 2019 год –825,88 руб., пеня с 01.01.2020 по 28.06.2020 94,05 руб.; страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии: налог за 2019 год – 9252,92 руб., пеня с 01.01.2020 по 28.06.2020 274,18 руб.; пеня за период с 06.11.2014 по 28.06.2020 по налогу на имущество физических лиц в размере 366,41 рублей; пеня за период с 29.03.2017 по 28.06.2020 по транспортному налогу в размере 3698,79 рублей; пеня за период с 04.12.2018 по 28.06.2020 по земельному налогу в общей сумме 844,27 рублей. Административному ответчику были направлены требования об уплате задолженности, которые не были исполнены. Просят суд взыскать за счет имущества административного ответчика недоимку по пени, страховым взносам и налогам и восстановить пропущенный срок для подачи административного искового заявления в суд (л.д.5-7,10).
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в их отсутствие, заявленные требования поддерживает (л.д. 55, 59).
Административный ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом уведомленным о дне и месте рассмотрения дела по адресу регистрации (л.д. 57 58), причину неявки не сообщил, возражений по административному иску и доказательств не представил.
На основании ст. 150, ч.2 ст. 289 КАС РФ, ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, дело рассмотрено в отсутствие неявившихся сторон.
Исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению.
В соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела: о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц (далее - административные дела о взыскании обязательных платежей и санкций).
Согласно ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Исходя из положений подпункта 2 пункта 1 статьи 419 и пунктов 1, 2 статьи 432 Налогового кодекса РФ индивидуальные предприниматели и адвокаты признаются отдельной категорией плательщиков страховых взносов и самостоятельно производят исчисление сумм страховых взносов на ОПС и ОМС исходя из своего дохода от предпринимательской или профессиональной деятельности. Если индивидуальный предприниматель начинает или (и) прекращает осуществлять предпринимательскую деятельность в течение календарного года, то фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате за этот год, определяется пропорционально количеству месяцев начиная с месяца регистрации его в качестве индивидуального предпринимателя или (и) по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация в качестве индивидуального предпринимателя. За неполный месяц деятельности, фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца (п. п. 3, 4, 5 ст. 430 НК РФ). Страховые взносы в фиксированных размерах уплачиваются индивидуальным предпринимателем не позднее 31 декабря текущего календарного года. При прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя уплата страховых взносов осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе (п. 5 ст. 432 НК РФ). В случае неуплаты (неполной уплаты) индивидуальным предпринимателем страховых взносов за себя в установленный срок налоговый орган определяет в соответствии со ст. 430 НК РФ сумму страховых взносов, подлежащую уплате за год.
В соответствии с п. 1 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса (п. 3 приведенной статьи).
Пунктом 5 данной статьи установлено, что пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Тем самым, исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налогов. Разграничение процедуры взыскания налога и процедуры взыскания пеней недопустимо, так как дополнительное обязательство не может существовать отдельно от основного. Пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы налога.
Согласно ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Копия заявления о взыскании не позднее дня его подачи в суд направляется налоговым органом (таможенным органом) физическому лицу, с которого взыскиваются налоги, сборы, страховые взносы, пени, штрафы.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Таким образом, законодатель установил специальный порядок обращения в суд налогового органа, согласно которому требование о взыскании налога, пени за счет имущества физического лица предъявляется им в порядке приказного производства в шестимесячный срок. В порядке искового производства такие требования могут быть предъявлены только при отмене судебного приказа и не позднее шести месяцев со дня вынесения соответствующего определения суда. Кроме того, при обращении в суд с требованием о взыскании налога, налоговым органом должны быть соблюдены сроки на обращение в суд, как с заявлением о выдаче судебного приказа, так и исковым заявлением, в случае отмены мировым судьей судебного приказа.
В соответствии с ч. 6 ст. 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Согласно ч. 2 ст. 48 НК РФ, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 10 000 рублей (в редакции на момент предъявления требования № 21864 от 29.06.2020 – 3000 рублей), налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 10 000 рублей (на момент предъявления вышеуказанного требования 3000 рублей).
Из материалов дела следует и установлено судом, что, согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от 23.12.2021, 02.02.2011 ФИО1 зарегистрирован в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства, ему был присвоен основной государственный регистрационный N №, 2.05.2019 он прекратил свою деятельность в качестве главы КФХ (л.д.11-15).
ФИО1 являлся в соответствии с нормами ст. ст. 419, 432, 400, 388, 357 НК РФ, Закона ВО «О транспортном налоге» от 27.12.2002 № 80-ОЗ плательщиком страховых взносов, налога на имущество, доходы, земельного, транспортного налога.
Налоговым органом административному ответчику было выставлено требование № 59 по состоянию на 10.01.2020 об уплате штрафа в размере 1000 рублей по налогу на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со ст. 228 НК РФ, в срок до 18.02.2020 (л.д.21-22).
Налоговым органом административному ответчику было выставлено требование № 23590 по состоянию на 29.06.2020 об уплате пени по налогу на доходы физических лиц 400,03 руб., пени по транспортному налогу – 6052,96 руб., 775,06 руб., пени по налогу на имущество – 61,52 руб., 366,41 руб., пени по налогу на доходы физических лиц – 235,02 руб., пени по налогу на имущество 7 руб., пени по земельному налогу – 687,02 руб., 89,82 руб.,16,80 руб.,50,63 руб., в общей сумме 8742,27 руб., со сроком уплаты 17.11.2020 (л.д.25-27).
Налоговым органом административному ответчику было выставлено требование № 21864 по состоянию на 29.06.2020 об уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования: налог за 2019 год –2683,30 руб., пеня с 01.01.2020 по 28.06.2020 94,05 руб.; страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии: налог за 2019 год – 11441,76 руб., пеня с 01.01.2020 по 28.06.2020 401,03 руб., срок уплаты до 24.11.2020 (л.д.31-32).
Поскольку требования об уплате налогов исполнено в добровольном порядке не было, ИФНС 26.04.2021 обратилось в мировой суд с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности по пени, страховым взносам с ФИО1
12.05.2021 мировым судьей судебного участка №2 в Лискинском судебном районе Воронежской области вынесено определение об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа о взыскании с ФИО1 задолженности по пени и страховым взносам (л.д. 50).
В соответствии с ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
В соответствии с пунктом 3 статьи 48 НК РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве. Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Анализ приведенных выше правовых норм позволяет сделать вывод, что законодателем определены сроки, в течение которых налоговые органы обязаны принять меры, направленные на поступление в бюджет предусмотренных законодательством обязательных платежей.
Кроме того, согласно п. 48 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» если в принятии заявления о вынесении судебного приказа было отказано, взыскатель не лишен возможности обратиться в суд в порядке главы 32 КАС РФ в течение шести месяцев с момента истечения срока исполнения требования об уплате обязательного платежа, санкции в добровольном порядке. В данном случае в административном исковом заявлении указываются сведения об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа; к административному исковому заявлению прилагается соответствующее определение мирового судьи (пункт 2 статьи 48 НК РФ, часть 3 статьи 123.4, часть 1 статьи 286, статья 287 Кодекса).
Административный иск подан в Лискинский районный суд 13.01.2022 (л.д.53), то есть за пределами шести месячного срока с момента истечения срока исполнения последнего требования об уплате обязательного платежа (срок был установлен до 24.11.2020).
Изложенные выше обстоятельства свидетельствуют о пропуске срока налоговым органом и на обращение в районный суд с настоящим административным иском.
Из буквального толкования норм права о порядке взыскания налога, пеней и штрафа, предусмотренных п. 2, п. 3 ст. 48 НК РФ следует, что судебная процедура взыскания недоимки не может быть начата без восстановления срока для обращения в суд, для чего необходимо обратиться с заявлением о восстановлении пропущенного по уважительной причине установленного законом шестимесячного срока.
Пропуск срока на обращение в суд с административным иском в силу ч. 5 ст. 180 КАС РФ является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных административных исковых требований.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №14 по Воронежской области ходатайствует о восстановлении пропущенного срока для подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций, в связи со сбоем программного обеспечения и соответственно не принятием мер по принудительному взысканию задолженности в порядке ст. 48 НК РФ через мирового судью (л.д.10).
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 08.02.2007 г. N 381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 НК РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.
Возможность восстановления пропущенного срока подачи административного искового заявления процессуальный закон ставит в зависимость от наличия уважительных причин его пропуска.
Рассмотрев ходатайство административного истца о восстановлении пропущенного срока, суд отказывает в его удовлетворении.
Каких-либо доказательств наличия указанной налоговым органом технической проблемы суду не представлено.
Принимая во внимание, что налоговая инспекция является профессиональным участником налоговых правоотношений, сбой программного обеспечения не является причиной объективного характера, препятствовавшей или исключавшей реализацию ею права на судебную защиту в срок, установленный законом.
В соответствии с частью 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 95, 138 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении административного иска Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №14 по Воронежской области к ФИО1 о взыскании задолженности по страховым взносам, пени, налогам, – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд в месячный срок, со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Л.А. Ладыкина
Решение суда в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
УИД: 36RS0020-01-2022-000073-53Дело № 2а-205/2022Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Лиски 04 февраля 2022 года
Лискинский районный суд Воронежской области в составе:
председательствующего – судьи Ладыкиной Л.А.,
при секретаре Бедной И.В.,
рассмотрев в открытом предварительном судебном заседании в помещении суда административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №14 по Воронежской области к ФИО1 о взыскании задолженности по страховым взносам, пени, налогам,
У С Т А Н О В И Л :
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №14 по Воронежской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к ФИО1 о взыскании пени, штрафа по налогу на доходы физических лиц, страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения и обязательное пенсионное страхование, налогу на имущество физических лиц, транспортному и земельному налогу, указывая, что ФИО1 был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя и поставлен на налоговый учет, 21.05.2019 он прекратил свою деятельность как индивидуальный предприниматель, однако, своевременно и в полном объеме не уплатил страховые взносы на обязательное пенсионное, медицинское страхование, а также пени по налогу на доходы физических лиц, налогу на имущество физических лиц, транспортному и земельному налогу. За период предпринимательской деятельности недоимка составила общую сумму 16591,52 руб., в том числе: за период с 16.07.2019 по 28.06.2020 пеня по налогу на доходы физических лиц, полученных от осуществления деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, в размере 235,02 рублей; за 2019 год штраф в размере 1000 рублей по налогу на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со ст. 228 НК РФ; страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования: налог за 2019 год –825,88 руб., пеня с 01.01.2020 по 28.06.2020 94,05 руб.; страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии: налог за 2019 год – 9252,92 руб., пеня с 01.01.2020 по 28.06.2020 274,18 руб.; пеня за период с 06.11.2014 по 28.06.2020 по налогу на имущество физических лиц в размере 366,41 рублей; пеня за период с 29.03.2017 по 28.06.2020 по транспортному налогу в размере 3698,79 рублей; пеня за период с 04.12.2018 по 28.06.2020 по земельному налогу в общей сумме 844,27 рублей. Административному ответчику были направлены требования об уплате задолженности, которые не были исполнены. Просят суд взыскать за счет имущества административного ответчика недоимку по пени, страховым взносам и налогам и восстановить пропущенный срок для подачи административного искового заявления в суд (л.д.5-7,10).
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в их отсутствие, заявленные требования поддерживает (л.д. 55, 59).
Административный ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом уведомленным о дне и месте рассмотрения дела по адресу регистрации (л.д. 57 58), причину неявки не сообщил, возражений по административному иску и доказательств не представил.
На основании ст. 150, ч.2 ст. 289 КАС РФ, ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, дело рассмотрено в отсутствие неявившихся сторон.
Исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению.
В соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела: о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц (далее - административные дела о взыскании обязательных платежей и санкций).
Согласно ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Исходя из положений подпункта 2 пункта 1 статьи 419 и пунктов 1, 2 статьи 432 Налогового кодекса РФ индивидуальные предприниматели и адвокаты признаются отдельной категорией плательщиков страховых взносов и самостоятельно производят исчисление сумм страховых взносов на ОПС и ОМС исходя из своего дохода от предпринимательской или профессиональной деятельности. Если индивидуальный предприниматель начинает или (и) прекращает осуществлять предпринимательскую деятельность в течение календарного года, то фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате за этот год, определяется пропорционально количеству месяцев начиная с месяца регистрации его в качестве индивидуального предпринимателя или (и) по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация в качестве индивидуального предпринимателя. За неполный месяц деятельности, фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца (п. п. 3, 4, 5 ст. 430 НК РФ). Страховые взносы в фиксированных размерах уплачиваются индивидуальным предпринимателем не позднее 31 декабря текущего календарного года. При прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя уплата страховых взносов осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе (п. 5 ст. 432 НК РФ). В случае неуплаты (неполной уплаты) индивидуальным предпринимателем страховых взносов за себя в установленный срок налоговый орган определяет в соответствии со ст. 430 НК РФ сумму страховых взносов, подлежащую уплате за год.
В соответствии с п. 1 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса (п. 3 приведенной статьи).
Пунктом 5 данной статьи установлено, что пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Тем самым, исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налогов. Разграничение процедуры взыскания налога и процедуры взыскания пеней недопустимо, так как дополнительное обязательство не может существовать отдельно от основного. Пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы налога.
Согласно ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Копия заявления о взыскании не позднее дня его подачи в суд направляется налоговым органом (таможенным органом) физическому лицу, с которого взыскиваются налоги, сборы, страховые взносы, пени, штрафы.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Таким образом, законодатель установил специальный порядок обращения в суд налогового органа, согласно которому требование о взыскании налога, пени за счет имущества физического лица предъявляется им в порядке приказного производства в шестимесячный срок. В порядке искового производства такие требования могут быть предъявлены только при отмене судебного приказа и не позднее шести месяцев со дня вынесения соответствующего определения суда. Кроме того, при обращении в суд с требованием о взыскании налога, налоговым органом должны быть соблюдены сроки на обращение в суд, как с заявлением о выдаче судебного приказа, так и исковым заявлением, в случае отмены мировым судьей судебного приказа.
В соответствии с ч. 6 ст. 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Согласно ч. 2 ст. 48 НК РФ, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 10 000 рублей (в редакции на момент предъявления требования № 21864 от 29.06.2020 – 3000 рублей), налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 10 000 рублей (на момент предъявления вышеуказанного требования 3000 рублей).
Из материалов дела следует и установлено судом, что, согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от 23.12.2021, 02.02.2011 ФИО1 зарегистрирован в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства, ему был присвоен основной государственный регистрационный N №, 2.05.2019 он прекратил свою деятельность в качестве главы КФХ (л.д.11-15).
ФИО1 являлся в соответствии с нормами ст. ст. 419, 432, 400, 388, 357 НК РФ, Закона ВО «О транспортном налоге» от 27.12.2002 № 80-ОЗ плательщиком страховых взносов, налога на имущество, доходы, земельного, транспортного налога.
Налоговым органом административному ответчику было выставлено требование № 59 по состоянию на 10.01.2020 об уплате штрафа в размере 1000 рублей по налогу на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со ст. 228 НК РФ, в срок до 18.02.2020 (л.д.21-22).
Налоговым органом административному ответчику было выставлено требование № 23590 по состоянию на 29.06.2020 об уплате пени по налогу на доходы физических лиц 400,03 руб., пени по транспортному налогу – 6052,96 руб., 775,06 руб., пени по налогу на имущество – 61,52 руб., 366,41 руб., пени по налогу на доходы физических лиц – 235,02 руб., пени по налогу на имущество 7 руб., пени по земельному налогу – 687,02 руб., 89,82 руб.,16,80 руб.,50,63 руб., в общей сумме 8742,27 руб., со сроком уплаты 17.11.2020 (л.д.25-27).
Налоговым органом административному ответчику было выставлено требование № 21864 по состоянию на 29.06.2020 об уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования: налог за 2019 год –2683,30 руб., пеня с 01.01.2020 по 28.06.2020 94,05 руб.; страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии: налог за 2019 год – 11441,76 руб., пеня с 01.01.2020 по 28.06.2020 401,03 руб., срок уплаты до 24.11.2020 (л.д.31-32).
Поскольку требования об уплате налогов исполнено в добровольном порядке не было, ИФНС 26.04.2021 обратилось в мировой суд с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности по пени, страховым взносам с ФИО1
12.05.2021 мировым судьей судебного участка №2 в Лискинском судебном районе Воронежской области вынесено определение об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа о взыскании с ФИО1 задолженности по пени и страховым взносам (л.д. 50).
В соответствии с ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
В соответствии с пунктом 3 статьи 48 НК РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве. Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Анализ приведенных выше правовых норм позволяет сделать вывод, что законодателем определены сроки, в течение которых налоговые органы обязаны принять меры, направленные на поступление в бюджет предусмотренных законодательством обязательных платежей.
Кроме того, согласно п. 48 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» если в принятии заявления о вынесении судебного приказа было отказано, взыскатель не лишен возможности обратиться в суд в порядке главы 32 КАС РФ в течение шести месяцев с момента истечения срока исполнения требования об уплате обязательного платежа, санкции в добровольном порядке. В данном случае в административном исковом заявлении указываются сведения об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа; к административному исковому заявлению прилагается соответствующее определение мирового судьи (пункт 2 статьи 48 НК РФ, часть 3 статьи 123.4, часть 1 статьи 286, статья 287 Кодекса).
Административный иск подан в Лискинский районный суд 13.01.2022 (л.д.53), то есть за пределами шести месячного срока с момента истечения срока исполнения последнего требования об уплате обязательного платежа (срок был установлен до 24.11.2020).
Изложенные выше обстоятельства свидетельствуют о пропуске срока налоговым органом и на обращение в районный суд с настоящим административным иском.
Из буквального толкования норм права о порядке взыскания налога, пеней и штрафа, предусмотренных п. 2, п. 3 ст. 48 НК РФ следует, что судебная процедура взыскания недоимки не может быть начата без восстановления срока для обращения в суд, для чего необходимо обратиться с заявлением о восстановлении пропущенного по уважительной причине установленного законом шестимесячного срока.
Пропуск срока на обращение в суд с административным иском в силу ч. 5 ст. 180 КАС РФ является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных административных исковых требований.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №14 по Воронежской области ходатайствует о восстановлении пропущенного срока для подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций, в связи со сбоем программного обеспечения и соответственно не принятием мер по принудительному взысканию задолженности в порядке ст. 48 НК РФ через мирового судью (л.д.10).
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 08.02.2007 г. N 381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 НК РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.
Возможность восстановления пропущенного срока подачи административного искового заявления процессуальный закон ставит в зависимость от наличия уважительных причин его пропуска.
Рассмотрев ходатайство административного истца о восстановлении пропущенного срока, суд отказывает в его удовлетворении.
Каких-либо доказательств наличия указанной налоговым органом технической проблемы суду не представлено.
Принимая во внимание, что налоговая инспекция является профессиональным участником налоговых правоотношений, сбой программного обеспечения не является причиной объективного характера, препятствовавшей или исключавшей реализацию ею права на судебную защиту в срок, установленный законом.
В соответствии с частью 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 95, 138 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении административного иска Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №14 по Воронежской области к ФИО1 о взыскании задолженности по страховым взносам, пени, налогам, – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд в месячный срок, со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Л.А. Ладыкина
Решение суда в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
1версия для печатиДело № 2а-205/2022 ~ М-48/2022 (Решение)