УИД<номер изъят>/д №2а-205/2022
Решение
Именем Российской Федерации
15 апреля 2022 года с. Икряное Астраханской области
Икрянинский районный суд Астраханской области в составе:
председательствующего судьи Александровой Е.В.,
с участием старшего помощника прокурора Икрянинского района Астраханской области Воронцовой Н.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кульковой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании Икрянинского районного суда Астраханской области, расположенного по адресу: <...> «б» административное дело № 2а-205/2022 по административному исковому заявлению заместителя прокурора Икрянинского района Астраханской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО«Седлистинский сельсовет», администрации МО «Икрянинский район» о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления, возложении обязанности
установил:
Прокурор Икрянинского района Астраханской области Ажмуратова Н.Р. в интересах неопределенного круга лиц обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования «Седлистинский сельсовет», администрации муниципального образования «Икрянинский район» о признании бездействия незаконным и возложении обязанности устранить нарушения земельного и градостроительного законодательства, указав, что прокуратурой района в декабре 2021 года проведена проверка исполнения земельного законодательства и законодательства о градостроительстве, порезультатам которой в деятельности администрации муниципального образования «Седлистинский сельсовет» выявлены нарушения. Решением Совета МО «Седлистинский сельсовет» от <дата изъята><номер изъят> утверждены правила землепользования и застройки территории муниципального образования «Седлистинский сельсовет». Проверкой установлено, что муниципальный нормативный правовой акт - Правила землепользования и застройки территории муниципального образования «Седлистинский сельсовет» нуждается в приведении в соответствии с требованиями федерального и регионального законодательства.
Федеральными законами от 31 июля 2020г. №264-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ», от 29 декабря 2020г. №468-ФЗ «О внесении изменений в градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ», от 30 декабря 2020г. №494-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ в целях обеспечения комплексного развития территорий», от30 декабря 2020г. №505-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» и отдельные законодательные акты РФ» внесены изменения в указанные нормы. Вместе с тем, данные изменения в Правилах землепользования и застройки муниципального образования «Седлистинский сельсовет» не учтены. Порядок утверждения Правил землепользования и застройки, внесения в них изменений, состав Правил и последовательность процедур, связанных с разработкой и утверждением Правил установлены ст.ст.30-33 Градостроительного кодекса РФ, а иными законодательными актами.
Просит суд, с учетом уточнения иска, признать бездействие администрации муниципального образования «Седлистинский сельсовет» незаконным и обязать в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по приведению правил землепользования и застройки муниципального образования «Седлистинский сельсовет» в соответствие с требованиями законодательства, провести общественные обсуждения или публичные слушания по проекту правил землепользования и застройки, обязать администрацию муниципального образования «Седлистинский сельсовет» по завершении общественных обсуждений или публичных слушаний в установленный законодательством срок направить проект правил землепользования и застройки территории муниципального образования «Седлистинский сельсовет» для принятия решения об утверждении указанного проекта в Совет МО «Икрянинский район»; обязать администрацию муниципального образования «Икрянинский район» после утверждения правил землепользования и застройки территории муниципального образования «Седлистинский сельсовет» разместить их в соответствии с требованиями ч.3.1 ст.32,ст.57.1 ГрК РФ в информационной системе территориального планирования ФГИС ТП.
Административный истец-старшийпомощник прокурора Икрянинского района Астраханской области Воронцова Н.М. в судебном заседании поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила суд удовлетворить их в полном объеме.
Представитель административного ответчика администрации МО «Икрянинский район» ФИО1 в судебном заседании заявленные исковые требования признала в полном объеме, последствия признания иска, предусмотренные ст. 45,46 КАС РФ административному ответчику судом разъяснены и понятны. Письменное заявление о признании иска приобщено к материалам дела.
Председатель административного ответчика Совета муниципального образования «Икрянинский район» ФИО2 в судебном заседании заявленные исковые требования признала в полном объеме, последствия признания иска, предусмотренные ст. 45,46 КАС РФ административному ответчику судом разъяснены и понятны. Письменное заявление о признании иска приобщено к материалам дела.
Представитель административного ответчика глава Администрации МО «Седлистинского сельсовет» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, представила заявление, в котором просил о рассмотрении дела в его отсутствие,
Кроме того, информация о движении дела также размещена на официальном сайте Икрянинского районного суда Астраханской области http://ikryaninsky.ast.sudrf.ruи свободна в доступе.
Руководствуясь ст.150 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть настоящее административное дело в отсутствие представителя административного ответчика.
Выслушав помощника прокурора, представителей административных ответчиков, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ч.2 ст.15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В соответствии со статьей 39 КАС Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
В силу части 4 статьи 218 КАС Российской Федерации в случаях, предусмотренных КАС РФ, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу положений п.20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003г.№131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», полномочия по утверждению правил землепользования и застройки отнесены к вопросам местного значения городских и сельских поселений.
Согласно п.8 части 1 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ правила землепользования и застройки - это документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов РФ-городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документы и порядок внесения в него изменений.
В соответствии с п.8 части 1 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ правила землепользования и застройки -это документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов РФ-городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
В соответствии со ст.85 Земельного кодекса РФ правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений. Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
В силу ч.4 ст.7 Закона №131-ФЗ муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам РФ, а также конституциям (уставам) законам, иным нормативным правовым актам субъектов РФ.
Порядок утверждения Правил землепользования и застройки, внесения в них изменений, состав Правил, последовательность процедур, связанных с разработкой и утверждением Правил установлен ст.ст.30-33 ГрК РФ, а также иными законодательными актами.
Федеральным законом от 31 июля 2020г. №264-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ» внесены изменения в часть 16 статьи 31 Градостроительного кодекса РФ, согласно которым возложены полномочия на главу местной администрации по принятию решения об утверждении правил землепользования и застройки (в случае принятия нормативного правового акта органа государственной власти субъекта РФ об утверждении правил землепользования и застройки местной администрацией).
Федеральным законом от 30 декабря 2020г. №494-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные акты РФ в целях обеспечения комплексного развития территории», направленным на развитие института комплексного развития территорий, часть 2 статьи 33 ГрК РФ, дополнена нормой, в силу которой принятие решения о комплексном развитии территории является основанием для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки.
Часть 3 ст.33 ГрК РФ дополнен перечень органов, которые могут направить предложения о внесении изменений в правила землепользования и застройки в комиссию.
Федеральным законом от 30 апреля 2021г. №119 -ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», внесены изменения в часть 2 статьи 33 ГрК в качестве основания для рассмотрения вопроса о внесении изменений в Правила обнаружение мест захоронений, погибших при защите Отечества, расположенных в границах муниципальных образований. Также часть 3 статьи 33 ГрК РФ дополнена пунктом 4.1 в качестве органов, которые могут направить предложения о внесении изменений в Правила, предусмотрены органы местного самоуправления в случаях обнаружения мест захоронений, погибших при защите Отечества, расположенных в границах муниципальных образований.
По данному основанию (в связи с обнаружением мест захоронений, погибших при защите Отечества, расположенных в границах муниципальных образований) упрощена процедура внесения изменений в правила землепользования и застройки- установлен срок для внесения изменений в течение шести месяцев с даты обнаружения таких мест, при этом проведение общественных обсуждений или публичных слушаний не требуется.
Вышеуказанные изменения в ст.40 Правил не учтены.
Федеральным законом от 29 декабря 2020г. №468-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ», внесены изменения в части 4 и 5 статьи 33 ГрК РФ - сокращены сроки осуществления комиссией подготовки заключения по поступившему предложению о внесении в правила землепользования и застройки и направления заключения главе местной администрации, а также принятия главой местной администрации решения о подготовке проекта о внесении изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении предложения о внесении изменения в данные правила с указанием причин отклонения и направления копии такого решения заявителем.
Данным законом ст.33 ГрК РФ дополнена частью 5.1, согласно которой в случае, если утверждение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется представительным органом местного самоуправления, проект о внесении изменений в правила землепользования и застройки, направленный в представительный орган местного самоуправления, подлежит рассмотрению на заседании указанного органа не позднее дня проведения заседания, следующего за ближайшим заседанием.
Указанные изменения в ст.40 Правил также не учтены.
Федеральным законом от 2 августа 2019г. №283 -ФЗ «О внесении закон от 2 августа 2019г. №283 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ» внесены изменения в часть 3 статьи 56.3 Земельного кодекса РФ, а именно-увеличен срок, в течение которого может быть принято решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд для строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения может в течение шести лет со дня утверждения проекта планировки территории, предусматривающего размещение таких объектов (ранее был установлен срок 3 года).
Данные изменения в ст.27 Правил не учтены.
Изменениям подлежат положения главы 12 Правил, устанавливающих состав градостроительных регламентов для каждой зоны, поскольку необходимо привести в соответствие перечень видов объектов, размещение которых соответствует виду разрешенного использования в рамках градостроительного регламентам, требованиям приказа Росреестра от 10 ноября 2020г. №П\0412 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков».
В судебном заседании установлено и из материалов следует <дата изъята>.главе администрации муниципального образования «Икрянинский район» и председателю Совета муниципального образования «Икрянинский район» прокуратурой района на противоречащий законодательству нормативный правовой акт принесен протест с требованием о приведении в соответствии с требованиями законодательства.
До настоящего времени нарушения не устранены, нормативный правовой акт не приведен в соответствии с законодательством и в информационной системе ФГИС ТП не размещен.
В связи с тем, что указанные нарушения законодательства препятствуют эффективному устойчивому развитию территорий, дальнейшему строительству и развитию объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры, обеспечению учета интересов граждан и их объединений, препятствует реализации прав граждан и их объединений в области градостроительной деятельности и землепользования, тем самым нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц
Согласно части 3 статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично.
При этом, согласно части 7 статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд рассматривает административное дело по существу в случаях, предусмотренных частями 5 и 6 статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Суд не принимает отказ административного истца от административного иска, признание административным ответчиком административного иска, если это противоречит настоящему Кодексу, другим федеральным законам или нарушает права других лиц (часть 5 статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В силу статьи 65 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обстоятельства, которые признаны стороной и на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, принимаются судом в качестве фактов, не требующих дальнейшего доказывания. Признание стороной обстоятельств может быть изложено в устной или письменной форме. Факт признания стороной обстоятельств, а также содержание сделанного в устной форме признания стороной обстоятельств заносится в протокол судебного заседания и удостоверяется подписями сторон или подписью стороны. Изложенное в письменной форме признание стороной обстоятельств, приобщается к материалам административного дела. Если обстоятельства, признанные и удостоверенные сторонами или стороной в порядке, установленном настоящей статьей, приняты судом, они не подлежат проверке в ходе производства по административному делу.
Согласно части первой статьи 157 КАС Российской Федерации, признание административного иска административным ответчиком может быть выражен в адресованном суду заявлении в письменной форме.
Представители административных ответчиков административные исковые требования признала полностью, признание административного иска выражено ими добровольно, осознанно, оно не противоречит закону и не нарушает охраняемые законом интересы других лиц. Последствия признания административного иска административным ответчикам разъяснены и понятны.
В связи с указанными обстоятельствами, суд принимает признание административного иска административными ответчиками и считает возможным удовлетворить административные исковые требования.
При таких обстоятельствах, нормативно-правовой акт - Правила землепользования и застройки территории «Седлистинский сельсовет» от <дата изъята><номер изъят> в связи с новыми изменениями необходимо привести в соответствие с новыми требованиями законодательства, в связи с чем иск прокурора подлежит удовлетворению в полном объёме.
Определяя срок, в течение которого решение суда должно исполнено, необходимо учитывать требования реалистичности и разумности, установленного для ответчика срока исполнения. Для указанных в административном исковом заявлении мероприятий необходим срок не менее шести месяцев.
При указанных обстоятельства суд признает возможным установить срок для исполнения решения суда в течение шести со дня вступления решения суда в законную силу.
Прокурор, при обращении в суд общей юрисдикции с административным иском в защиту неопределенного круга лиц, в соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, от уплаты государственной пошлины освобожден. Освобожден от уплаты государственной пошлины и административный ответчик на основании подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 46, 65, 157, 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административный иск прокурора Икрянинского района Астраханской области Ажмуратовой Н.Р. в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Седлистинский сельсовет», администрации муниципального образования «Икрянинский район» об оспаривании действия (бездействия) органа местного самоуправления и возложении обязанности устранить нарушения земельного и градостроительного законодательства путем приведения Правил землепользования и застройки территории муниципального образования «Седлистинский сельсовет» в соответствии с действующим законодательством, удовлетворить.
Признать бездействие администрации муниципального образования «Седлистинский сельсовет» незаконным и обязать в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по приведению правил землепользования и застройки муниципального образования «Седлистинский сельсовет» в соответствие с требованиями законодательства, провести общественные обсуждения или публичные слушания по проекту правил землепользования и застройки.
Обязать администрацию муниципального образования «Седлистинский сельсовет» по завершении общественных обсуждений или публичных слушаний в установленный законодательством срок направить проект правил землепользования и застройки территории муниципального образования «Седлистинский сельсовет» для принятия решения об утверждении указанного проекта в Совет муниципального образования «Икрянинский район».
Обязать администрацию муниципального образования «Икрянинский район» после утверждения правил землепользования и застройки территории муниципального образования «Седлистинский сельсовет» разместить их в соответствии с требованиями ч.3.1 ст.32,ст.57.1 ГрК РФ в информационной системе территориального планирования ФГИС ТП.
Об исполнении настоящего решения административным ответчикам администрации МО «Седлистинский сельсовет», Администрации МО «Икрянинский район» необходимо сообщить в Икрянинский районный суд Астраханской области.
Резолютивная часть решения вынесена и изготовлена в совещательной комнате.
Решение может быть обжаловано сторонами в судебную коллегию по административным делам Астраханского областного суда через Икрянинский районный суд Астраханской области в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме
Мотивированное решение изготовлено 20 апреля 2022 года.
Председательствующий Александрова Е.В.