ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-206(2)/2017 от 16.08.2017 Ершовского районного суда (Саратовская область)

Дело № 2А-206(2)/2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

16 августа 2017 года рабочий посёлок Дергачи

Ершовский районный суд Саратовской области в составе:

председательствующего судьи Елтарёва Д.Г.,

при секретаре судебного заседания Сакрыкиной Н.Д.,

с участием:

прокурора прокуратуры Дергачевского района Саратовской области Оганесяна Б.Л.,

представителя административного истца - Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации «Дергачевский» (реализующего функции и задачи органов внутренних дел на территории Дергачевского и Озинского муниципальных районов) Саратовской области - Журавлевой А.А.,

административного ответчика Лаптева А.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации «Дергачевский» (реализующего функции и задачи органов внутренних дел на территории Дергачевского и Озинского муниципальных районов) Саратовской области об установлении в отношении Лаптева А.Ф. административного надзора и административных ограничений в виде: запрещения пребывания в определённых местах (посещения баров, ресторанов и иных организаций общественного питания), в которых осуществляется реализация алкогольных напитков; запрещения посещения мест проведения массовых мероприятий; запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства или пребывания поднадзорного лица, с 22 часов 00 минут до 6 часов 00 минут; запрещения выезда за пределы <адрес> без уведомления специализированного органа Министерства внутренних дел Российской Федерации; возложения обязанности являться в Межмуниципальный отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации «Дергачевский» (реализующий функции и задачи органов внутренних дел на территории Дергачевского и Озинского муниципальных районов) Саратовской области четыре раза в месяц по понедельникам,

установил:

Межмуниципальный отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации «Дергачевский» (реализующий функции и задачи органов внутренних дел на территории Дергачевского и Озинского муниципальных районов) Саратовской области (далее по тексту - административный истец, ОВД) обратился в Ершовский районный суд Саратовской области с административным иском об установлении в отношении Лаптев А.Ф. (далее по тексту - административный ответчик) административного надзора и административных ограничений в виде: запрещения пребывания в определённых местах (посещения баров, ресторанов и иных организаций общественного питания), в которых осуществляется реализация алкогольных напитков; запрещения посещения мест проведения массовых мероприятий; запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства или пребывания поднадзорного лица, с 22 часов 00 минут до 6 часов 00 минут; запрещения выезда за пределы <адрес> без уведомления специализированного органа Министерства внутренних дел Российской Федерации; возложения обязанности являться в Межмуниципальный отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации «Дергачевский» (реализующий функции и задачи органов внутренних дел на территории Дергачевского и Озинского муниципальных районов) Саратовской области четыре раза в месяц по понедельникам.

Требования, сформулированные в просительной части административного искового заявления, Межмуниципальный отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации «Дергачевский» (реализующий функции и задачи органов внутренних дел на территории Дергачевского и Озинского муниципальных районов) Саратовской области обосновал тем, что Лаптев А.Ф. осуждён приговором Кизильского районного суда Челябинской области от 30 марта 2011 года за совершение преступления, предусмотренного пунктом «а» части 3 статьи 158 УК РФ, к наказанию в виде лишения свободы на срок один год восемь месяцев с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Освобождён Лаптев А.Ф. из исправительного учреждения ДД.ММ.ГГГГ в связи с отбытием наказания в виде лишения свободы. ДД.ММ.ГГГГ Лаптев А.Ф. поставлен на профилактический учёт. Установлено, что освобождённый из мест лишения свободы и имеющий непогашенную судимость за совершение тяжкого преступления, Лаптев А.Ф. совершил в течение года административные правонарушения и был привлечён к административной ответственности: ДД.ММ.ГГГГ - по статье 20.21 КоАП РФ; ДД.ММ.ГГГГ - по статье 20.21 КоАП РФ; ДД.ММ.ГГГГ - по статье 6.1.1 КоАП РФ. По месту жительства Лаптев А.Ф. характеризуется посредственно, постоянного места работы не имеет, проявляет склонность к злоупотреблению спиртными напитками.

В судебном заседании представитель административного истца - Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации «Дергачевский» (реализующего функции и задачи органов внутренних дел на территории Дергачевского и Озинского муниципальных районов) Саратовской области - Журавлева А.А. заявленные требования об установлении в отношении Лаптева А.Ф. административного надзора и ограничений поддержала по доводам, приведённым в административном исковом заявлении.

Административный ответчик Лаптев А.Ф., формально согласившись с требованиями органа внутренних дел, фактически таковые не признал, отрицал нарушение общественного порядка, связанного с появлением в общественных местах в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность.

Изучив административное исковое заявление, выслушав объяснения представителя административного истца - МО МВД РФ «Дергачевский» Саратовской области - Журавлевой А.А. и административного ответчика Лаптева А.Ф., учитывая заключение прокурора, полагавшего административное исковое заявление подлежащим частичному удовлетворению, исследовав путём оглашения в судебном заседании письменные доказательства, оценив их относимость, достоверность и допустимость, а также достаточность и взаимную связь в совокупности, руководствуясь законом и совестью, суд в процессе разбирательства административного дела установил нижеследующие обстоятельства.

Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы», административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 статьи 3 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы», в отношении совершеннолетнего лица, освобождённого из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение, в том числе, тяжкого преступления (пункт 1), а равно преступления при рецидиве преступлений (пункт 2).

Из части 3 статьи 3 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы» следует, что в отношении лица, указанного в части 1 статьи 3 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы», административный надзор устанавливается, в частности, если лицо, отбывшее уголовное наказание в виде лишения свободы и имеющее непогашенную либо неснятую судимость, совершает в течение одного года два и более административных правонарушения против порядка управления и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность (пункт 2).

Приговором Кизильского районного суда Челябинской области от 30 марта 2011 года Лаптев А.Ф. был осуждён за совершение преступления, предусмотренного пунктом «а» части 3 статьи 158 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - УК РФ) (в редакции Федерального закона от 7 марта 2011 г. № 26-ФЗ), и ему, учитывая совершение такового при рецидиве преступлений, назначено наказание в виде лишения свободы на срок один год восемь месяцев с отбыванием наказания в виде лишения свободы в исправительной колонии строгого режима (т. 1, л.д. 5).

Из исправительного учреждения, как это следует из справки Главного информационно - аналитического центра Министерства внутренних дел Российской Федерации и справки серии ЗЖ , Лаптев А.Ф. был освобождён ДД.ММ.ГГГГ в связи с отбытием наказания в виде лишения свободы (т. 1, л.д. 6; 7-11).

Санкция части 3 статьи 158 УК РФ предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок до шести лет.

Исходя из этого, с учётом положений части 4 статьи 15 УК РФ, приговором Кизильского районного суда Челябинской области от 30 марта 2011 года Лаптев А.Ф. был осуждён к лишению свободы за совершение при рецидиве преступлений умышленного тяжкого преступления, при том, что наказание в виде лишения свободы отбывалось им реально.

По правилу, сформулированному в пункте «г» части 3 статьи 86 УК РФ (в редакции, действовавшей до внесения изменений Федеральным законом от 23 июля 2013 г. № 218-ФЗ), в отношении лиц, осуждённых к лишению свободы за тяжкие преступления, судимость погашается по истечении шести лет после отбытия наказания.

Поэтому, судимость Лаптева А.Ф. по приговору Кизильского районного суда Челябинской области от 30 марта 2011 года будет погашена 12 октября 2018 года.

Данных о том, что упомянутая судимость с Лаптева А.Ф. снята до истечения срока погашения судимости, суду не представлено.

Таким образом, Лаптев А.Ф. является совершеннолетним лицом, освобождённым из мест лишения свободы и имеющим непогашенную и неснятую судимость за совершение тяжкого преступления при рецидиве преступлений, то есть относится к категории лиц, предусмотренной пунктами 1 и 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы».

После освобождения из исправительного учреждения, имея непогашенную и неснятую судимость, трижды в течение одного года, а именно 26 марта и 9 апреля 2017 года, Лаптев А.Ф. совершил административные правонарушения, ответственность за которые установлена статьёй 20.21 КоАП РФ, выразившиеся в появлении в общественном месте в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, а 26 марта 2017 года - также административное правонарушение, ответственность за которое установлена статьёй 6.1.1 КоАП РФ, выразившееся в нанесении побоев или совершении иных насильственных действий, причинивших физическую боль, но не повлекших последствий, указанных в статье 115 Уголовного кодекса Российской Федерации, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, в связи с чем, 27 марта, 10 апреля и 14 июня 2017 года соответственно привлечён к административной ответственности и на него наложены административные взыскания, как о том усматривается из вступивших в законную силу постановлений по делам об административных правонарушениях (т. 1, л.д. 12; 13; 14).

При вышеизложенном, доводы административного ответчика, сводящиеся к отрицанию фактов нарушения общественного порядка, выразившихся в появлении в общественном месте в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, суд отвергает как несостоятельные и противоречащие фактическим обстоятельствам административного дела.

Следовательно, Лаптев А.Ф. является лицом, отбывшим уголовное наказание в виде лишения свободы, имеющим непогашенную и неснятую судимость за совершение тяжкого преступления при рецидиве преступлений, совершившим в течение одного года три административных правонарушения, два из которых, предусмотренные статьёй 20.21 КоАП РФ, посягают на общественный порядок и общественную безопасность, а одно, предусмотренное статьёй 6.1.1 КоАП РФ, посягает на здоровье, санитарно - эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность, то есть относится к категории лиц, предусмотренной пунктом 2 части 3 статьи 3 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы».

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы», в отношении лиц, указанных в части 1 (пункты 1 и 2) статьи 3 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы», административный надзор устанавливается на срок от одного года до трёх лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.

Анализируя изложенное в совокупности, учитывая, что после освобождения из мест лишения свободы Лаптев А.Ф. должных выводов для себя не сделал, неоднократно нарушал общественный порядок, а также в целях предупреждения совершения им преступлений и других правонарушений, оказания на него индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов, суд признаёт необходимым установить в отношении Лаптева А.Ф. административный надзор на срок один год, находя, что именно такой срок требуется для достижения вышеуказанных целей, а поэтому не является чрезмерным.

При этом, в силу пункта 2 части 3 статьи 5 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы», срок административного надзора в отношении Лаптева А.Ф. подлежит исчислению со дня вступления в законную силу решения суда об установлении административного надзора.

Как предусмотрено частью 1 статьи 4 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы», в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: запрещение пребывания в определённых местах (пункт 1); запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях (пункт 2); запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определённое время суток (пункт 3); запрещение выезда за установленные судом пределы территории (пункт 4); обязательная явка от одного до четырёх раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации (пункт 5).

Установление судом административного ограничения в виде обязательной явки от одного до четырёх раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации является обязательным (часть 2 статьи 4 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы»).

Как явствует из административного искового заявления, орган внутренних дел предлагает установить Лаптеву А.Ф. административные ограничения в виде: запрещения пребывания в определённых местах (посещения баров, ресторанов и иных организаций общественного питания), в которых осуществляется реализация алкогольных напитков; запрещения посещения мест проведения массовых мероприятий; запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства или пребывания поднадзорного лица, с 22 часов 00 минут до 6 часов 00 минут; запрещения выезда за пределы Дергачевского района Саратовской области без уведомления специализированного органа Министерства внутренних дел Российской Федерации; возложения обязанности являться в Межмуниципальный отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации «Дергачевский» (реализующий функции и задачи органов внутренних дел на территории Дергачевского и Озинского муниципальных районов) Саратовской области четыре раза в месяц по понедельникам.

Учитывая положения части 2 статьи 4 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы», данные о личности Лаптева А.Ф., а равно то обстоятельство, что причиной постановки вопроса об установлении административного надзора в рассматриваемом случае является совершение административным ответчиком нарушений общественного порядка, связанных с употреблением спиртных напитков, суд признаёт, что в отношении него надлежит установить такие достаточные в рассматриваемом случае административные ограничения, как запрещение пребывания в определённых местах (посещать бары, рестораны и иные организации общественного питания), в которых осуществляется реализация алкогольных напитков; запрещение пребывать вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства или пребывания поднадзорного лица, с 22 часов 00 минут до 6 часов 00 минут; запрещение выезда за пределы <адрес> без уведомления органа внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения, а также возложение на него обязанности являться в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения, в частности, в МО МВД РФ «Дергачевский» Саратовской области два раза в месяц по понедельникам.

Вместе с тем, доводы о необходимости установления Лаптеву А.Ф. такого требуемого административного ограничения, как запрещение посещения мест проведения массовых мероприятий, в административном исковом заявлении органом внутренних дел не приведены, не мотивирована такая необходимость и представителем административного истца при даче объяснений.

По убеждению суда, запрещение посещения мест проведения массовых мероприятий привело бы не к достижению целей административного надзора, а к неоправданному ограничению права Лаптева А.Ф. на свободу посещения, в частности, митингов и шествий, что не соответствует целям административного надзора, а поэтому в установлении такого ограничения, применительно к обстоятельствам дела, следует отказать.

При таком положении, учитывая, что установление административных ограничений, за исключением обязательного, является правом суда, административное исковое заявление органа внутренних дел подлежит частичному удовлетворению.

Административный истец, в силу подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - НК РФ), при подаче административного искового заявления был освобождён от уплаты государственной пошлины.

Решение принимается судом не в пользу административного ответчика.

Поэтому, основываясь на положениях части 1 статьи 114 КАС РФ, подпункта 2 пункта 2 статьи 333.17, подпункта 3 пункта 1 статьи 333.19 и подпункта 8 пункта 1 статьи 333.20 НК РФ, суд взыскивает с Лаптева А.Ф. в доход федерального бюджета Российской Федерации государственную пошлину в размере 300 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 180 и 273 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации «Дергачевский» (реализующего функции и задачи органов внутренних дел на территории Дергачевского и Озинского муниципальных районов) Саратовской области - удовлетворить частично.

Установить административный надзор за Лаптевым А.Ф. на срок один год, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.

Установить в отношении поднадзорного Лаптева А.Ф. следующие административные ограничения:

- запретить Лаптева А.Ф. пребывать в определённых местах, а именно посещать бары, рестораны и иные организации общественного питания, в которых осуществляется реализация алкогольных напитков;

- запретить Лаптеву А.Ф. пребывать вне жилого или иного помещения, являющегося для него местом жительства или пребывания, с 22 часов 00 минут до 6 часов 00 минут;

- запретить Лаптеву А.Ф. выезжать за пределы <адрес> муниципального района Саратовской области без уведомления органа внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения;

- обязать Лаптева А.Ф. являться два раза в месяц по понедельникам в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения, в частности, в Межмуниципальный отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации «Дергачевский» (реализующий функции и задачи органов внутренних дел на территории Дергачевского и Озинского муниципальных районов) Саратовской области.

В удовлетворении административных исковых требований Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации «Дергачевский» (реализующего функции и задачи органов внутренних дел на территории Дергачевского и Озинского муниципальных районов) Саратовской области в остальной их части - отказать.

Срок административного надзора в отношении Лаптева А.Ф. исчислять со дня вступления в законную силу настоящего решения суда об установлении административного надзора.

Взыскать с Лаптева А.Ф. в доход федерального бюджета Российской Федерации государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.

Принятое по делу решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд путём принесения апелляционного представления прокурором и подачи апелляционной жалобы иными лицами, участвующими в административном деле, через Ершовский районный суд Саратовской области в течение десяти дней со дня принятия судом решения.

Председательствующий судья Д.Г. Елтарёв