УИД: 91RS0018-01-2019-002273-90
дело №2а-2060/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23.08.2019 г. Саки
Сакский районный суд Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Басараб Д.В.,
при секретаре судебного заседания Петренко А.Р.,
с участием представителя административного истца ФИО5,
административного ответчика ФИО1,
представителя-адвоката административного ответчика ФИО6,
прокурора ФИО7
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Территориальной избирательной комиссии <адрес> Республики Крым к ФИО1, заинтересованные лица Сакское местное районное отделение Крымского регионального отделения Всероссийская политическая партия «ЕДИНАЯ РОССИЯ», Крымское региональное отделение Всероссийская политическая партия «ЕДИНАЯ РОССИЯ», Избирательная комиссия Республики Крым об отмене регистрации кандидата ФИО1
установил:
Территориальная избирательная комиссия <адрес> Республики Крым обратилась в Сакский районный суд Республики Крым с административным иском к ФИО1, заинтересованное лицо Сакское местное районное отделение Крымского регионального отделения Всероссийская политическая партия «ЕДИНАЯ РОССИЯ» об отмене регистрации кандидата ФИО1 в депутаты Добрушинского сельского совета <адрес> Республики Крым второго созыва по Добрушинскому десятимандатному избирательному округу ФИО1, выдвинутого избирательным объединением Сакское местное районное отделение Крымского регионального отделения Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ».
В порядке подготовки дела к судебному заседанию к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Крымское региональное отделение Всероссийской политической партии «Единая Россия», а протокольным определением суда к участи в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Избирательная комиссия Республики Крым.
Свои требования административный истец мотивирует тем, что 10.07.2019 ФИО1 в ТИК <адрес> был представлен пакет документов для уведомления о выдвижении его избирательным объединением Сакское местное районное отделение Крымского регионального отделения Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» кандидатом по Добрушинскому десятимандатному избирательному округу на выборах депутатов Добрушинского сельского совета <адрес> Республики Крым. ДД.ММ.ГГГГ кандидатом ФИО1 в ТИК <адрес> был представлен второй пакет документов, предусмотренный ст.45 Закона №-ЗРК. В представленных в ТИК <адрес> кандидатом ФИО1 документах, а именно в заявлении, он указал о своих судимостях ДД.ММ.ГГГГ осужден Сакским городским судом АР Крым по ч.1 ст.309 УК Украины, ДД.ММ.ГГГГ осужден Евпаторийским городским судом АР Крым по ч.2 ст.146, ч.2 ст.355 УК Украины, однако в указанном заявлении ФИО1 не указал сведения о снятии или погашении судимостей, а также в выписке из решения Сакского местного районного отделения Крымского регионального отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия» сведения о судимости кандидата вообще не указаны. Кроме того, по результатам проведённой проверки ТИК <адрес> была установлена категория преступлений (особо тяжкое преступление), совершённых ФИО1, что в совокупности, в том числе не отражение полных сведений – о снятии или погашении судимости в заявлении кандидатом послужило основанием для обращения в суд с настоящим административным иском.
Представитель административного истца ФИО5 в судебном заседании исковые требования поддержала по изложенным в нём основаниям.
Административный ответчик ФИО1 в судебном заседании административный иск не признал, пояснив, что неправильно квалифицируются статьи, так как в то время если бы он обратился к адвокату, то этого бы не произошло. На вопрос суда кто неправильно квалифицирует статьи ответить затруднился. На вопросы суда пояснил, что его судимости погашены, однако об этом он не указал в своём заявлении о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты, затруднился пояснить почему.
Представитель-адвокат ФИО6, действующая на основании ордера в интересах административного ответчика ФИО1, в судебном заседании пояснила, что ссылка на преступления, которые предусмотрены уголовным кодексом Российской Федерации и указаны в письме МВД от ДД.ММ.ГГГГ, где указано, что ч.2 ст.146 УК Украины почему-то особо тяжкое преступление, предусмотренное ч.2 ст.126 УК РФ, аналогично указывается, что ч.2 ст.355 УК Украины это тяжкое преступление, предусмотренное ч.2 ст.179 УК Украины. Аналогичные преступления предусмотрены УК РФ, тем не менее мы имеем дело с преступлениями, которые были совершены при Украине и предусмотрены УК Украины, и если обратиться к статьям 9, 10 УК РФ, которые говорят, что лицо осуждается по тем преступлениям, которые были предусмотрены на момент совершения преступления, то есть УК Украины, в котором ст.355 относится к преступлениям средней тяжести (наказание до 5 лет). Статья 12 УК Украины данное преступление относила к средней тяжести, также как и в УК РФ преступления до 5 лет – это преступления средней тяжести. Положение лица не может ухудшаться, в данный момент лишить его избирательных прав и избираться, потому что на сегодняшний день он не имеет судимость за тяжкое и особо тяжкое преступление. Сведения о судимости ФИО1 указал в заявлении все свои судимости, в данном случае факта сокрытия судимости ФИО1 не имеется. Поэтому имея в данный момент погашенные судимости за ранее совершённые преступления средней тяжести нет оснований говорить, что они были тяжкие.
Представитель заинтересованных лиц Сакского местного районного отделения Крымского регионального отделения Всероссийская политическая партия «ЕДИНАЯ РОССИЯ», Крымского регионального отделения Всероссийская политическая партия «ЕДИНАЯ РОССИЯ», Избирательной комиссии Республики Крым в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не подавали.
С учётом мнения лиц, участвующих в судебном заседании, в соответствии с положениями статьи 243 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), суд счёл возможным рассмотреть дело при данной явке.
Суд, выслушав пояснения лиц, участвующих в судебном заседании, заключение прокурора ФИО7 полагавшей, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению, исследовав письменные материалы дела, пришёл к следующему выводу.
Постановлением Избирательной комиссии Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№ «О возложении полномочий избирательных комиссий муниципальных образований сельских поселений <адрес> Республики Крым на территориальную избирательную комиссию <адрес> Республики Крым» на территориальную избирательную комиссию <адрес> Республики Крым возложены полномочия избирательной комиссии муниципального образования Добрушинского сельского поселения.
Решением территориальной избирательной комиссии <адрес> Республики Крым (с полномочиями избирательных комиссий муниципальных образований <адрес> Республики Крым) от ДД.ММ.ГГГГ№ «О возложении полномочий окружных избирательных комиссий на выборах депутатов представительных органов муниципальных образований <адрес> Республики Крым второго созыва на территориальную избирательную комиссию <адрес> Республики Крым» на территориальную избирательную комиссию <адрес> Республики Крым возложены полномочия окружной избирательной комиссии Добрушинского десятимандатного избирательного округа.
Порядок предоставления документов в избирательную комиссию при выдвижении и регистрации кандидатов в депутаты избирательным объединением регулируется ст.ст.34, 35, 37, 40 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№-ЗРК «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в <адрес>» (далее – Закон №-ЗРК).
Судом установлено, что ФИО1ДД.ММ.ГГГГ в ТИК <адрес> предоставил пакет документов для уведомления о выдвижении его избирательным объединением Сакское местное районное отделение Крымского регионального отделения Всероссийская политическая партия «ЕДИНАЯ РОССИЯ» кандидатом по Добрушинскому десятимандатному избирательному округу на выборах депутатов Добрушинского сельского совета <адрес> Республики Крым.
ДД.ММ.ГГГГ кандидатом ФИО1 в ТИК <адрес> был представлен второй пакет документов, предусмотренный ст.45 Закона №-ЗРК.
Согласно п.п.58 п.1 ст.2 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №67-ФЗ) для целей настоящего Федерального закона применяемые термины и понятия означают: сведения о судимости кандидата - сведения о когда-либо имевшихся судимостях с указанием номера (номеров) и части (частей), пункта (пунктов), а также наименования (наименований) статьи (статей) Уголовного кодекса Российской Федерации, на основании которой (которых) был осужден кандидат, статьи (статей) уголовного кодекса, принятого в соответствии с Основами уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, статьи (статей) закона иностранного государства, если кандидат был осужден в соответствии с указанными законодательными актами за деяния, признаваемые преступлением действующим Уголовным кодексом Российской Федерации.
В силу п.«ж» п.3 ч.5 ст.37 Закона №-ЗРК решение избирательного объединения о выдвижении кандидата оформляется протоколом (иным документом в соответствии с уставом избирательного объединения), в котором указываются: решение о выдвижении кандидата по соответствующему избирательному округу (с указанием его номера и (или) наименования) и итоги голосования по этому решению, в котором указываются: если у кандидата имелась или имеется судимость, - сведения о судимости кандидата, а если судимость снята или погашена, - также сведения о дате снятия или погашения судимости.
Из выписки из решения VII Конференции Сакского местного районного отделения Крымского регионального отделения Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» от ДД.ММ.ГГГГ «О выдвижении кандидата в депутаты Добрушинского сельского совета <адрес> Республики Крым второго созыва по Добрушинскому десятимандатному избирательному округу» следует, что у ФИО1 судимость отсутствует.
То есть, в указанной выписке из решения отсутствуют сведения, предусмотренные п.«ж» п.3 ч.5 ст.37 Закона №-ЗРК.
Территориальная избирательная комиссия <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№ приняла решение о регистрации ФИО1, выдвинутого избирательным объединением «Сакское местное районное отделение Крымского регионального отделения Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ», кандидатом в депутаты Добрушинского сельского совета <адрес> Республики Крым второго созыва по Добрушинскому десятимандатному избирательному округу.
В силу положений ст.40 Закона №-ЗРК избирательная комиссия считается уведомленной, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, после поступления в избирательную комиссию заявления выдвинутого лица в письменной форме о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность несовместимую со статусом депутата. При этом, в силу части 2 указанной статьи Закона №-ЗРК, если у кандидата имелась или имеется судимость, в заявлении указываются сведения о судимости кандидата, а если судимость снята или погашена, - также сведения о дате снятия или погашения судимости.
В материалах дела имеется копия заявления ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Добрушинского сельского совета <адрес> Республики Крым второго созыва по Добрушинскому десятимандатному избирательному округу избирательному объединению Сакское местное районное отделение Крымского регионального отделения Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ». В указанном заявлении ФИО1 указал, что он ДД.ММ.ГГГГ осужден Сакским городским судом АР Крым по ст.309 ч.1 УК Украины – лишение свободы, срок 1 год условно, с испытательным сроком на 1 год; ДД.ММ.ГГГГ осужден Евпаторийским городским судом АР Крым по ст.146 ч.2, ст.355 ч.2 УК Украины – лишение свободы, срок 4 года условно, с испытательным сроком на 2 года.
Если у кандидата имелась или имеется судимость, в заявлении, предусмотренном пунктом 1 части 4 статьи 41, указываются сведения о судимости кандидата, а если судимость снята или погашена, - также сведения о дате снятия или погашения судимости (ч.5 ст.41 Закона №-ЗРК).
В соответствии с п.6 ст.33 Федерального закона №67-ФЗ избирательная комиссия обращается с представлением о проверке достоверности сведений о кандидатах, представляемых в соответствии с пунктами 2, 2.1 и 3 настоящей статьи.
Окружная избирательная комиссия, избирательная комиссия муниципального образования производят проверку соблюдения требований настоящего Закона при выдвижении каждого кандидата, списка кандидатов. Соответствующая избирательная комиссия проверяет достоверность сведений о кандидатах и иных сведений, представленных кандидатом, избирательным объединением в соответствии с настоящим Законом (ч.ч.1, 3 ст.47 Закона №-ЗРК).
С целью выявления обстоятельств ограничивающих пассивное избирательное право ФИО1, в том числе, для проверки сведений о судимости кандидата (наличия фактов привлечения к уголовной ответственности, неснятой и непогашенной судимости), если судимость снята или погашена (о дате снятия или погашения судимости), а также фактов привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства о выборах и референдумах, ТИК <адрес>, реализуя свои полномочия, предусмотренные указанными выше нормами Федерального Закона №67-ФЗ и Закона №-ЗРК, направила соответствующий запрос.
Согласно ответу МВД по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «О результатах исполнения представления избирательной комиссии» ТИК <адрес> сообщено, что в информационно-справочных учётах МВД по <адрес> имеется информация в отношении ФИО1, 29.03.1977г.р., осужден ДД.ММ.ГГГГ Сакским горрайонным судом АР Крым, за совершение преступления, предусмотренного ч.1 ст.309 УК Украины, а именно незаконное производство, изготовление, приобретение, хранение, перевозка или пересылка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов без цели сбыта (преступление небольшой тяжести ч.1 ст.228 УК РФ), назначено наказание в виде 1 года лишения свободы, на основании ст.75 УК Украины от отбывания наказания освобождён с испытательным сроком 1 год (приговор вступил в законную силу ДД.ММ.ГГГГ). Как отражена в справке, указанная судимость погашена ДД.ММ.ГГГГ.
Также из представленной информации МВД по <адрес> следует, что ФИО1, 29.03.1977г.р., осужден ДД.ММ.ГГГГ Евпаторийским городским судом АР Крым, за совершение преступления, предусмотренного ч.2 свт.146 УК Украины, а именно незаконное лишение свободы или похищение человека (особо тяжкое преступление ч.2 ст.126 УК РФ. а также ч.2 ст.355 УК Украины, а именно принуждение к исполнению или невыполнению гражданско-правовых обязательств (тяжкое преступление ч.2 ст.179 УК РФ), назначено наказание в виде 4 года лишения свободы, на основании ст.75 УК Украины от отбывания наказания освобождён с испытательным сроком 2 года (приговор вступил в законную силу ДД.ММ.ГГГГ). Как отражена в справке, указанная судимость погашена ДД.ММ.ГГГГ.
Однако, в указанном заявлении ФИО1, вопреки требованиям п.2.1 ст.33 Федерального закона №67-ФЗ, ч.5 ст.41 Закона №-ЗРК, не указал сведений о дате снятия или погашения имевшихся у него судимостей.
В соответствии с п.2.1 ст.33 Федерального закона №67-ФЗ если у кандидата имелась или имеется судимость, в заявлении, предусмотренном пунктом 2 настоящей статьи, указываются сведения о судимости кандидата, а если судимость снята или погашена, - также сведения о дате снятия или погашения судимости.
В силу п.п.«е» п.24 ст.38 Федерального закона №67-ФЗ основаниями отказа в регистрации кандидата являются сокрытие кандидатом сведений о судимости, которые должны быть представлены в соответствии с пунктом 2.1 статьи 33 настоящего Федерального закона.
Согласно п.п.«а» п.7 ст.76 Федерального закона №67-ФЗ регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случаях: вновь открывшихся обстоятельств, являющихся основанием для отказа в регистрации кандидата, предусмотренным подпунктом "а", "б", "е", "з", "и", "к", "л" или "о" пункта 24 статьи 38 настоящего Федерального закона. При этом вновь открывшимися считаются те обстоятельства, которые существовали на момент принятия решения о регистрации кандидата, но не были и не могли быть известны избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата.
В судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, что на дату принятия ТИК <адрес> решения от ДД.ММ.ГГГГ№ «О регистрации ФИО1 кандидатом в депутаты» административному истцу не были известны сведения о дате погашения имевшихся судимостей у ФИО1, в связи с чем, данные обстоятельства являются вновь открывшимися.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от ДД.ММ.ГГГГ N 450-О "По жалобе гражданина ФИО2 на нарушение его конституционных прав подпунктом 58 статьи 2 и пунктом 2.1 статьи 33 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" для целей избирательного законодательства сам факт совершения кандидатом того или иного преступления, установленный приговором, является обстоятельством, влияющим на оценку избирателями личности кандидата на выборную должность, постольку исполнение гражданином обязанности сообщить в заявлении о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу сведения о вынесении в отношении него обвинительного приговора (наряду с освещением иных данных, таких как гражданство, сведения о размере и об источниках доходов кандидата, об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, о вкладах в банках, ценных бумагах и др., - статья 33 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации") выступает одним из условий реализации пассивного избирательного права.
Таким образом, в судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, что административный ФИО1 зная о том, что у него погашены судимости, что он подтвердил в судебном заседании, не указал данных сведений в поданном своём заявлении, а также сведения о судимостях и информации об их погашении не содержатся в Выписке из решения VII Конференции Сакского местного районного отделения Крымского регионального отделения Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» от ДД.ММ.ГГГГ.
В силу п.п.«з» п.7 ст.76 Федерального закона №67-ФЗ регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случаях: установления факта сокрытия кандидатом сведений о своей судимости.
Суд находит несостоятельным доводы представителя административного ответчика, о том, что факта сокрытия сведений о судимости со стороны ФИО1 не имеется, так как он указал о них в своём заявлении, поскольку законодатель к сведениям о судимости также относит и сведения о снятии или погашении судимости, которые ФИО1 не указал.
Относительно тяжести совершённых преступлений ФИО1 суд считает необходимым указать следующее.
Согласно ч.1 ст.9 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ) преступность и наказуемость деяния определяются уголовным законом, действовавшим во время совершения этого деяния.
В силу ч.1 ст.10 УК РФ уголовный закон, устраняющий преступность деяния, смягчающий наказание или иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление, имеет обратную силу, то есть распространяется на лиц, совершивших соответствующие деяния до вступления такого закона в силу, в том числе на лиц, отбывающих наказание или отбывших наказание, но имеющих судимость. Уголовный закон, устанавливающий преступность деяния, усиливающий наказание или иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.
В судебном заседании установлено, что ФИО1 совершил преступления и был осужден в период времени, когда <адрес> была в составе Украины, соответственно при определении тяжести преступлений, за которые он был осужден, необходимо руководствоваться нормами Уголовного кодекса Украины, в редакции на дату совершения преступного деяния.
Так, ФИО1ДД.ММ.ГГГГ был осужден за совершение преступления, предусмотренного ч.1 ст.309 УК Украины, максимальное наказание за которое предусмотрено до трёх лет лишения свободы.
ДД.ММ.ГГГГФИО1 был осужден за совершение преступлений, предусмотренных ч.2 ст.146 УК Украины, максимальное наказание за которое предусмотрено до пяти лет лишения свободы, а также ч.2 ст.355 УК Украины, максимальное наказание за которое предусмотрено до пяти лет лишения свободы.
В соответствии со ст.12 УК Украины в зависимости от степени тяжести преступления делятся на преступления небольшой тяжести, средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие.
Преступлением небольшой тяжести является преступление, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок не более двух лет,
или другое, более мягкое наказание (ч.2 ст.12 УК Украины).
Согласно ч.3 ст.12 УК Украины преступлением средней тяжести является преступление, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок не более пяти лет.
Исходя из анализа данных норм УК Российской Федерации и УК Украины, суд приходит к выводу, что ФИО1ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ был осужденным за преступления небольшой и средней тяжести.
В связи с указанным, суд находит несостоятельным доводы административного иска, в части установления и подтверждения категорий преступлений, совершённых ФИО1, а именно ч.2 ст.146 УК Украины (особо тяжкое преступление ч.2 ст.126 УК РФ), а также ч.2 ст.355 УК Украины (тяжкое преступление ч.2 ст.179 УК РФ), однако данные обстоятельства не опровергают установленный в судебном заседании факт сокрытия ФИО1 сведений о своих судимостях, в части не указания сведений о снятии или погашении судимостей.
В силу ч.1 ст.244 КАС РФ суд, установив наличие нарушений законодательства о выборах, удовлетворяет административный иск о защите избирательных прав граждан Российской Федерации.
Таким образом, суд приходит к выводу, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.174, 180, 227, 298 КАС РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление Территориальной избирательной комиссии <адрес> Республики Крым к ФИО1, заинтересованные лица Сакское местное районное отделение Крымского регионального отделения Всероссийская политическая партия «ЕДИНАЯ РОССИЯ», Крымское региональное отделение Всероссийская политическая партия «ЕДИНАЯ РОССИЯ», Избирательная комиссия Республики Крым об отмене регистрации кандидата ФИО1 – удовлетворить.
Отменить регистрацию кандидата в депутаты Добрушинского сельского совета <адрес> Республики Крым второго созыва по Добрушинскому десятимандатному избирательному округу ФИО1, выдвинутого избирательным объединением Сакское местное районное отделение Крымского регионального отделения Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Крым через Сакский районный суд в течение пяти дней со дня принятия судом решения.
Судья Д.В. Басараб
Решение суда в окончательной форме принято 23.08.2019.