Дело №2а-2060/2018 27 июня 2018 года
г.Тосно Ленинградской области
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Тосненский городской суд Ленинградской области в составе председательствующего судьи Ваганова А.В.,
с участием представителя административного истца ФИО1,
представителей административного ответчика ФИО2, ФИО3,
при секретаре Пыщенко О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО4 к администрации муниципального образования Тосненский район Ленинградской области, комитету образования администрации муниципального образования Тосненский район Ленинградской области о признании незаконным решения конкурсной комиссии на замещение вакантной должности руководителя МКОУ «Ушакинская ООШ №2»,
установил:
ФИО4 обратилась в суд с административным иском к администрации муниципального образования Тосненский район Ленинградской области, комитету образования администрации муниципального образования Тосненский район Ленинградской области о признании незаконным решения, оформленного протоколом заседания конкурсной комиссии администрации муниципального образования Тосненский район Ленинградской области от 03.04.2018 №3, о том, что представленные ею документы признаны не соответствующими требованиям, содержащимся в условиях конкурса на замещение вакантной должности руководителя МКОУ «Ушакинская ООШ №2»; обязании предоставить результаты конкурса от 03.04.2018 на замещение вакантной должности руководителя МКОУ «Ушакинская ООШ №2»; признании её права на замещение вакантной должности руководителя (директора) МКОУ «Ушакинская ООШ №2» по итогу конкурса от 03.04.2018; обязании назначить её на должность руководителя (директора) указанной школы и заключить с ней трудовой договор.
В обоснование административного иска указала, что 03 апреля 2018 года она приняла участие в конкурсе на замещение вакантной должности руководителя муниципального казённого образовательного учреждения «Ушакинская основная общеобразовательная школа №2 (сокращенное наименование – МКОУ «Ушакинская ООШ №2»). Организатором конкурса был учредитель МКОУ «Ушакинская ООШ №2» – администрация муниципального образования Тосненский район Ленинградской области, которым для целей проведения конкурса была образована специальная комиссия под председательством заместителя главы администрации ФИО5 Со 02 декабря 2015 на основании распоряжения администрации муниципального образования Тосненский район Ленинградской области от 01.12.2015 №430 лс она исполняла обязанности директора МКОУ «Ушакинская ООШ №2» (далее также учреждение образования). Комитет образования администрации муниципального образования Тосненский район Ленинградской области уведомлением от 10.01.2018 №1 в соответствии с ч.4 ст.60.2 ТК Российской Федерации сообщил ей о прекращении исполнения обязанностей директора учреждения образования с 16.01.2018. Но 16.01.2018 этот комитет вынес приказ №4-к об отмене приказа комитета образования от 10.01.2018 №2-к «О прекращении исполнения обязанностей директора ФИО4» с 16.01.2018. Впоследствии, 17.04.2018 и.о. председателя комитета образования администрации муниципального образования Тосненский район Ленинградской области в её адрес направлено уведомление №2 о прекращении исполнения обязанностей директора учреждения образования начиная с 20.04.2018.
В порядке п.2.4 Положения о конкурсе она представила организатору конкурса (в конкурсную комиссию) необходимый пакет документов (в том числе об образовании: основном высшем и дополнительном), была единственным соискателем на замещение вакантной должности руководителя учреждения образования, и в день проведения конкурса - 03 апреля 2018 года конкурсная комиссия провела очный этап конкурса, в котором она приняла участие.
12 мая 2018 года ей было представлено письмо за подписью заместителя главы администрации муниципального образования Тосненский район Ленинградской области о том, что решением конкурсной комиссии (протокол заседания конкурной комиссии администрации муниципального образования Тосненский район Ленинградской области от 03.04.2018 №3) документы, представленные ею в конкурсную комиссию, признаны, не соответствующими требованиям, содержащимися в условиях проведения конкурса на замещение вакантной должности руководителя учреждения образования, а именно: не представлен документ, подтверждающий наличие высшего образования по направлениям подготовки «Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент», «Управление персоналом» или дополнительного профессионального образования в области государственного или муниципального управления или менеджмента и экономики. Она обладает дополнительным профессиональным образованием, что подтверждается дипломом АНО ДПО «Институт контрактных управляющих» от 16.05.2016. Это образование соответствует критерию дополнительного профессионального образования в области государственного или муниципального управления или менеджмента и экономики. Согласно абз.4 п.2.4 Положения о конкурсе по окончании срока приёма документов ей не сообщили об отказе в допуске к конкурсу. Фактический допуск к конкурсу свидетельствует о том, что по состоянию на 03 апреля 2018 года у конкурсной комиссии не было сомнений в её праве на участие в конкурсе и приёме экзамена, и лишь потом было принято иное решение.
При таких обстоятельствах, решение администрации муниципального образования Тосненский район Ленинградской области в лице конкурсной комиссии не может быть признано законным, так как прямо противоречит требованиям Положения о конкурсе и нарушает её право свободно распоряжаться своими способностями к труду и выбирать род деятельности (ч.1 ст.37 Конституции Российской федерации).
Некоторые функции и полномочия учредителя в отношении учреждения образования исполняет комитет образования администрации муниципального образования Тосненский район Ленинградской области, в частности, согласно абз.3, 4 п.2.1.38 Положения о комитете образования администрации муниципального образования Тосненский район Ленинградской области указанный комитет назначает руководителей организаций образования и заключает с такими руководителями трудовой договор. В этой связи она привлекает комитет образования соответчиком по настоящему иску (л.д.4-6).
ФИО4 извещена о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явилась (л.д.73).
Её представитель ФИО1 поддержал административный иск, пояснил, что помимо дополнительного образования в сфере закупок, ФИО4 обладает вторым высшим образованием по специальности юриспруденция. Документы об этом образовании были представлены в конкурсную комиссию. Если анализировать в совокупности все три образования, то, принимая во внимание специфику функции руководителя учреждения образования, придём к тому, что наличие высшего юридического образования и дополнительного образования в сфере государственного заказа и госзакупок позволяет эффективно и компетентно исполнять эти обязанности. Законодатель, говоря об ином образовании, не конкретизировал специальности. Неслучайно все управленцы в стране – юристы. В уведомлении за подписью ФИО5, который был главой комиссии, нечего не сказано об отсутствии аттестации. В пункте 10 аттестационного листа указано, что аттестация переносится на 20 декабря 2017 года. Представленные ответчиком аттестационной лист и протокол не являются конечными документами об аттестации. ФИО4 утверждает, что никогда не выражала согласия с решением аттестационной комиссии, не подписывала согласие, полагает, что документ об аттестации есть у работодателя, что она прошла аттестацию с положительным результатом в декабре 2017 года. Сведения о том, состоялась либо не состоялась аттестация 20 декабря 2017 года, не представлены. В условиях конкурса, размещенных на сайте комитета образования, требование о предоставлении аттестационного листа отсутствовало. У ФИО4 приняли документы на конкурс, сразу же могли вынести отказ, времени было более чем достаточно, но провели собеседование с ней в течение сорока минут, то есть она фактически была допущена к участию в конкурсе, поэтому настаивает на требовании о том, чтобы были предоставлены результаты конкурса. Положение о конкурсе предполагает наличие двух документов. Лица подали заявки, они рассматриваются, далее выносится суждение комиссии о том, допущены или нет. Если не допущены, то уведомляют заранее. Вот это протокольное решение об отказе. Если человек допущен и принял участие, то следующий протокол, в котором говорится о том, прошёл человек конкурс или нет. Вот такого документа у Симановой нет.
Администрация муниципального образования Тосненский район Ленинградской области принесла возражения на административное исковое заявление, в которых указала, что из материалов дела следует, что истец представил в конкурсную комиссию диплом о профессиональной переподготовке, подтверждающий, что ФИО4 получила дополнительное профессиональное образование по программе «Профессиональное управление государственными и муниципальными закупками», что даёт ей право на ведение деятельности в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Очевидно, что деятельность в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд является деятельностью в узко ограниченном направлении, сводящейся к непосредственному проведению закупок для государственных и муниципальных нужд, целью которых является заключение соответствующего контракта. Понятие государственного и муниципального управления (применительно к муниципальному образованию) подразумевает осуществление деятельности органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения на уровне муниципального образования. Согласно п.3 ст.3 Федерального закона от 28.06.2014 №172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» под муниципальным управлением понимается деятельность органов местного самоуправления по реализации своих полномочий в сфере социально-экономического развития. Таким образом, вышеуказанный диплом о профессиональной переподготовке истца не является документом, удостоверяющим дополнительное профессиональное образование в области государственного и муниципального управления или менеджмента и экономики.
В силу требований ч.4 ст.51 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» кандидат на должность руководителя муниципальной образовательной организации должен пройти обязательную аттестацию. Из п.2 протокола заседания конкурсной комиссии от 03.04.2018 №3 следует, что истец не имеет необходимой аттестации. В соответствии с п.2.7 Положения об организации и проведения конкурса на замещение вакантной должности руководителя муниципальной образовательной организации, утвержденного постановлением администрации от 04.05.2016 №642-па, кандидат не допускается к участию в конкурсе в случае, если представленные документы не подтверждают право кандидата занимать должность руководителя образовательной организации (л,д.67-68).
В судебном заседании представитель администрации муниципального образования Тосненский район Ленинградской области ФИО2 административный иск не признал, пояснил, что высшее юридическое образование не относится к образованию в области управления. Закон обязывает заявителя предоставить документы, удостоверяющие факт прохождения аттестации. Заявителем документа о пройденной аттестации не предоставлено. В пятом пункте постановляющей части протокола заседания аттестационной комиссии указано, что ФИО4 не соответствует должности директора, что однозначно указывает на отсутствие необходимой аттестации. Поскольку заявитель не соответствует установленным критериям, он не может занимать должность руководителя образовательной организации. В отношении заявителя конкурс не был проведен, поскольку он не был допущен к участию в конкурсе.
Комитет образования администрации муниципального образования Тосненский район Ленинградской области представил возражения на административное исковое заявление, согласно которым об отказе в допуске ФИО4 к участию в конкурсе в адрес административного истца направлено уведомление, что подтверждается уведомлением о вручении. Информационное сообщение о результатах проведения конкурса размещено на официальном сайте комитета образования администрации муниципального образования Тосненский район Ленинградской области. В соответствии с пунктом 2.7 Положения о конкурсе административным истцом не представлен документ, подтверждающий наличие образования, обязательные требования к которому установлены Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 26.08.2010 №761н. Диплом о дополнительном профессиональном образовании по программе «Профессиональное управление государственными и муниципальными закупками», квалификация «Эксперт в сфере закупок», полученный ФИО4 в 2016 году, не является образованием, дающим право занимать должность руководителя образовательного учреждения. Согласно протоколу заседания аттестационной комиссии администрации муниципального образования Тосненский район Ленинградской области от 31.07.2017 №1 ФИО4 не соответствует должности руководителя муниципальной образовательной организации, 08.08.2017 ознакомлена с аттестационным листом; с решением аттестационной комиссии ФИО4 согласна (л.д.69-70).
Представитель комитета образования ФИО3 административный иск не признала, пояснила, что ФИО4 не принимала участия в конкурсе, она не была допущена к нему. На заседании присутствовало пять членов конкурсной комиссии плюс секретарь, который не имеет права голоса. Документы рассматривались комиссионно, и было принято решение. ФИО4 тоже присутствовала, ей было сказано, что у неё нет соответствующего образования, не пройдена аттестация, поэтому она не допускается к конкурсу. ФИО4 была ознакомлена с аттестационным листом и с протоколом аттестации в тот период, когда она её не прошла. В декабре 2017 года ФИО4 повторную аттестацию не проходила. Представленная ФИО4 программа развития образовательной организации не была размещена в сети Интернет, потому что встал вопрос об отказе в допуске участника к конкурсу.
Об отказе в допуске ФИО4 к участию в конкурсе на сайте комитета образования было размещено информационное сообщение. Полагает, что организатором конкурса является администрация муниципального образования Тосненский район Ленинградской области в лице комитета образования, поскольку он выполняет полномочия администрации, переданные ему согласно положению. Уведомление о том, что ФИО4 не допускают к участию, было подписано главой администрации. У ФИО3 трудовой договор заключен с муниципальным казенным учреждением «Центр административно-хозяйственного обеспечения», но её трудовая деятельность проходила в комитете образования. Новый директор школы не назначен, исполнение обязанностей директора возложено на заинтересованное лицо ФИО17 Конкурс не состоялся, новый конкурс не проводится.
Заинтересованное лицо ФИО17 извещена о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явилась (л.д.75).
Выслушав объяснения представителей административного истца и административных ответчиков, исследовав письменные доказательства, суд пришёл к следующему.
Частью 2 статьи 257 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, или учредительными документами организации могут быть установлены процедуры, предшествующие заключению трудового договора с руководителем организации (проведение конкурса, избрание или назначение на должность и другое).
В силу пункта 2 части 1 статьи 51 Федерального закона от 21 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» руководитель образовательной организации в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом образовательной организации назначается учредителем образовательной организации.
2. Кандидаты на должность руководителя образовательной организации должны иметь высшее образование и соответствовать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, по соответствующим должностям руководителей образовательных организаций и (или) профессиональным стандартам.
Частью 4 названной статьи предусмотрено, что кандидаты на должность руководителя государственной или муниципальной образовательной организации и ее руководитель (за исключением руководителей, указанных в пунктах 3 и 4 части 1 настоящей статьи) проходят обязательную аттестацию.
В соответствии с разделом 2 "Квалификационные характеристики должностей работников образования" Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 года N 761н, установлены следующие требования к квалификации лица, замещающего должность руководителя (директор, заведующий, начальник) образовательного учреждения: Высшее профессиональное образование по направлениям подготовки "Государственное и муниципальное управление", "Менеджмент", "Управление персоналом" и стаж работы на педагогических должностях не менее 5 лет или высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование в области государственного и муниципального управления или менеджмента и экономики и стаж работы на педагогических или руководящих должностях не менее 5 лет.
Судом установлено, что постановлением администрации муниципального образования Тосненский район Ленинградской области от 04.05.2016 №642-па утверждено Положение об организации и проведении конкурса на замещение вакантной должности руководителя муниципальной общеобразовательной организации (далее Положение о конкурсе) – л.д.11, 76. В соответствии с Положением организатором конкурса является учредитель муниципальной общеобразовательной организации (п.2.1 – л.д.11, 76).
Организатор конкурса выполняет следующие функции: формирует конкурсную комиссию по проведению конкурса (далее конкурсная комиссия) и утверждает её состав;
размещает информационное сообщение о проведении конкурса на официальном сайте комитета образования в сети Интернет за 30 дней до объявленной даты проведения конкурса;
принимает заявки от кандидатов, ведет их учёт в журнале регистрации;
проверяет правильность оформления заявок кандидатов и перечень прилагаемых к ним документов;
организует независимую экспертизу программ развития общеобразовательной организации, представленных кандидатами, посредством их размещения на своём официальном сайте в сети Интернет;
передает в конкурсную комиссию поступившие заявления кандидатов с прилагаемыми к ним документами по окончании срока приема конкурсных документов (п.2.2 – л.д.76-77).
По окончании срока приёма документов от кандидатов организатор конкурса проверяет представленные документы на полноту и достоверность и принимает решение об их допуске к участию в конкурсе (п.2.6 – л.д.77). Согласно п.2.7 кандидат не допускается к участию в конкурсе в случае, если: представленные документы не подтверждают право кандидата занимать должность руководителя общеобразовательной организации в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Положением; представлены не все документы по перечню, указанному в информационном сообщении, либо они оформлены ненадлежащим образом, либо не соответствуют условиям конкурса или требованиям законодательства Российской Федерации. Решение организатора конкурса о допуске или отказе в допуске кандидата к участию в конкурсе оформляется протоколом (п.2.9). О допуске или отказе в допуске кандидата к участию в конкурсе организатор конкурса уведомляет кандидата в письменной форме. В случае принятия организатором конкурса решения об отказе в допуске кандидата к участию в конкурсе, в уведомлении указываются причины такого отказа (п.2.9 – л.д.12, 77).
Пункт 1.4 Положения определяет требования к кандидатам: к участию в конкурсе допускаются граждане Российской Федерации, владеющие государственным языком Российской Федерации, соответствующие квалификационным требованиям к вакантной должности руководителя общеобразовательной организации, установленным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.08.2010 №761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», прошедшие соответствующую аттестацию, установленную законодательством Российской Федерации в сфере образования, и подавшие документы в соответствии с требованиями настоящего Положения (л.д.11 – л.д.76). Перечень представляемых кандидатом документов установлен пунктом 2.4 Положения. В частности представляются копии документов о профессиональном образовании, дополнительном профессиональном образовании (л.д.12 – л.д.77).
Конкурс проводится очно в один этап и состоит из собеседования и представления программы (п.3.1 – л.д.12, 77). Победителем конкурса признается участник, набравший максимальное количество баллов (п.3.5). Результаты конкурса вносятся в протокол заседания конкурсной комиссии в виде рейтинга участников конкурса по сумме набранных баллов (п.3.6).
Пункты 4.1 и 4.2 Положения определяют состав и полномочия конкурсной комиссии. Учредителем формируется конкурсная комиссия из числа представителей органов местного самоуправления Тосненского района – 5 человек; органов самоуправления образовательной организации, включая родительский комитет – 1 человек; независимых от организатора конкурса экспертов в области управления в сфере образования – 1 человек; в составе председателя комиссии, заместителя председателя, секретаря и членов комиссии. Конкурсная комиссия правомочна решать вопросы, отнесенные к её компетенции, если на заседании присутствует не менее двух третей её состава. Секретарь участвует в заседаниях комиссии без права голоса. Конкурсная комиссия обладает следующими полномочиями: организует проведение конкурса; рассматривает документы, представленные на конкурс; разрабатывает вопросы к собеседованию, рассматривает вопросы и заявления, возникающие в процессе подготовки и проведения конкурса; принимает решение по итогам конкурса (л.д.13).
По сведениям Единого государственного реестра юридических лиц учредителем муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Ушакинская основная общеобразовательная школа №2» является администрация муниципального образования Тосненский район Ленинградской области (л.д.22-23).
Из Положения о комитете образования администрации муниципального образования Тосненский район Ленинградской области, утвержденного решением совета депутатов муниципального образования Тосненский район Ленинградской области от 15.12.2015 №68, следует, что некоторые функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных учреждений в сфере образования от имени администрации муниципального образования Тосненский район Ленинградской области осуществляет комитет образования: проводит аттестацию руководителей образовательных организаций; назначает руководителя подведомственной муниципальной казённой и бюджетной организации и прекращает его полномочия в соответствии с установленным администрацией муниципального образования порядком; заключает и прекращает трудовой договор с руководителем подведомственной муниципальной казённой и бюджетной организации и другое (л.д.30-32).
Учитывая, что в Положении о комитете образования администрации муниципального образования Тосненский район Ленинградской области не указано на передачу ему полномочий по организации конкурса на замещение должностей руководителей образовательных организаций, суд приходит к выводу, что организатором конкурса является администрация муниципального образования Тосненский район Ленинградской области как учредитель образовательной организации.
Постановлением администрации муниципального образования Тосненский район Ленинградской области от 29.03.2018 №963-па сформирована конкурсная комиссия администрации муниципального образования Тосненский район Ленинградской области по проведению конкурса на замещение вакантных должностей руководителей муниципальных общеобразовательных организаций в составе: председатель комиссии – ФИО5, заместитель главы администрации муниципального образования Тосненский район Ленинградской области; заместитель председателя комиссии – ФИО10, председатель комитета образования; секретарь комиссии ФИО3 – главный специалист МКУ «ЦАХО», члены комиссии: ФИО11 – начальник сектора по работе с педагогическими кадрами департамента развития образования комитета общего и профессионального образования Ленинградской области; ФИО12, ФИО13 – главные специалисты отдела общего образования комитета образования, ФИО14 – председатель комитета финансов администрации муниципального образования Тосненский район Ленинградской области; ФИО15 – председатель районного родительского совета муниципального образования Тосненский район Ленинградской области (л.д.49).
Персональный состав комиссии превышает на одного человека количество членов комиссии, определенное Положением о конкурсе. ФИО3 не является представителем органа местного самоуправления, ФИО6 – экспертом в области управления в сфере образования, ФИО7 не имеет отношения к МКОУ «Ушакинская ООШ №2». Таким образом, персональный состав конкурсной комиссии сформирован с нарушением Положения о конкурсе.
На официальном сайте комитета образования муниципального образования Тосненский район Ленинградской области было размещено информационное сообщение о проведении конкурса на замещение вакантных должностей руководителей нескольких муниципальных общеобразовательных организаций, в том числе и МКОУ «Ушакинская ООШ №2», согласно которому приём документов от кандидатов осуществляется с 1 по 30 марта 2018 года включительно, время и место проведения конкурса: в 14 часов 03.04.2018 в здании комитета образования (л.д.50-53).
30 марта 2018 года секретарь конкурной комиссии ФИО3 приняла от ФИО4 заявление с просьбой допустить её к участию в конкурсе на замещение вакантной должности руководителя муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Ушакинская основная общеобразовательная школа №2» и документы, среди которых были копии документов о профессиональном образовании, дополнительном профессиональном образовании, программа развития образовательной организации (л.д.20).
ФИО4 имеет два высших образования: 2001 год Ленинградский государственный университет имени ФИО16, квалификация «учитель математики и информатики», специальность «математика»; 2005 год тот же вуз, квалификация «юрист», специальность «юриспруденция» (л.д.86).
20 июня 2016 года ФИО4 был выдан диплом о профессиональной переподготовке в том, что она с 16.05.2016 по 20.06.2016 успешно освоила дополнительную профессиональную образовательную программу в АНО ДПО «Институт контрактных управляющих» в объёме 280 академических часов, прошла итоговую аттестацию по программе профессиональной переподготовки «профессиональное управление государственными и муниципальными закупками», ей присвоена квалификация эксперта в сфере закупок и предоставлено право на ведение профессиональной деятельности в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (л.д.21).
Из протокола №1 заседания аттестационной комиссии администрации муниципального образования Тосненский район Ленинградской области по аттестации лиц, претендующих на должность руководителя муниципального образовательного учреждения, от 31.07.2017 и аттестационного листа следует, что ФИО4 не соответствует должности директора общеобразовательного учреждения, ей рекомендовано обращать особое внимание и контроль в финансово-хозяйственной деятельности учреждения, аттестация перенесена на 20.12.2017 (л.д.84-87).
Из протокола №3 заседания конкурсной комиссии администрации муниципального образования Тосненский район Ленинградской области по проведению конкурса на замещение вакантной должности руководителя муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Ушакинская основная общеобразовательная школа №2» от 03 апреля 2018 года следует, что присутствовали члены комиссии ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14 Повесткой дня было рассмотрение поступивших документов и заявления на участие в конкурсе на замещение указанной вакантной должности. Члены комиссии решили, что кандидат на должность руководителя вышеуказанного учреждения ФИО4 не соответствует требованиям, предъявляемым к кандидату на замещение вакантной должности руководителя муниципальной образовательной организации, и к участию в конкурсе на замещение вакантной должности не допускается. Протокол подписан присутствующими заместителем председателя комиссии, членами комиссии и секретарем комиссии ФИО3
Решение мотивировано тем, что ФИО4 не соответствует квалификационным характеристикам должностей работников образования (раздел Приказа Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 №761н) в связи с отсутствием высшего образования по направлениям подготовки «Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент», «Управление персоналом» или дополнительного профессионального образования в области государственного и муниципального управления или менеджмента и экономики. Согласно протоколу №1 от 31.07.2017 заседания аттестационной комиссии администрации муниципального образования Тосненский район Ленинградской области по аттестации лиц, претендующих на должность руководителя муниципального образовательного учреждения, не соответствует должности директора муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Ушакинская основная общеобразовательная школа №2» (л.д.57-58).
25 апреля 2018 года в адрес ФИО4 направлено уведомление о не допуске её к участию в конкурсе (л.д.60-62).
Суд не может согласиться с возражениями административных ответчиков о том, что представленный ФИО4 для участия в конкурсе диплом о профессиональной переподготовке не является документом, удостоверяющем дополнительное профессиональное образование в области государственного и муниципального управления или менеджмента и экономики.
Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, издавшее приказ N 761н от 26 августа 2010 года "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования", не дало перечня специальностей в области государственного и муниципального управления или менеджмента и экономики и никаких разъяснений на этот счёт.
Согласно п.3 ст.3 Федерального закона от 28.06.2014 №172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» муниципальное управление - деятельность органов местного самоуправления по реализации своих полномочий в сфере социально-экономического развития.
Пунктом 3 части 1 статьи 1 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" установлено, что данный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся:
1) планирования закупок товаров, работ, услуг;
2) определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
3) заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением, государственным, муниципальным унитарными предприятиями.
Согласно положениям пункта 3 статьи 3 Закона N 44-ФЗ закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд – совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд.
Исходя из приведенного в пункте 6 этой же статьи определения под муниципальным заказчиком следует понимать муниципальный орган или муниципальное казенное учреждение, действующие от имени муниципального образования, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени муниципального образования и осуществляющие закупки.
Таким образом, деятельность в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, в зависимости от субъекта такой деятельности, является деятельностью в области государственного или муниципального управления. Деятельность в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд является деятельностью органов местного самоуправления, регламентированной Законом N 44-ФЗ; то есть определённым видом деятельности в области муниципального управления. Безусловно, деятельность органов местного самоуправления не ограничивается вышеуказанными закупками.
Экономика – это хозяйственная деятельность общества, а также совокупность отношений, складывающихся в системе производства, распределения, обмена и потребления.
Доводы административных ответчиков о том, что ФИО4 прошла переподготовку по узкому направлению, не соответствующему квалификационным требованиям для замещения должности руководителя муниципального образовательного учреждения – не состоятельны. В Квалификационных характеристиках должностей работников образования не определена широта дополнительного образования, поэтому любое дополнительное профессиональное образование в области государственного и муниципального управления или менеджмента и экономики, независимо от того является ли оно универсальным либо специализированным, при соблюдении иных условий (основного образования, стажа работы) достаточно для замещения должности руководителя образовательного учреждения.
В соответствии с частями 9 и 11 статьи 226 КАС Российской Федерации на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие), возлагается обязанность доказывания следующих обстоятельств:
1) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
- полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
- порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
- основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
2) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
По смыслу приведенных норм права, принятие решения не уполномоченным лицом является достаточным основанием для признания такого решения незаконным. В данном случае, решение конкурсной комиссии от 03.04.2018 о не допуске ФИО4 к участию в конкурсе принято неуполномоченным лицом, что является основанием для удовлетворения административного иска в части признания такого решения незаконным. Систематическое толкование Положения о конкурсе позволяет прийти к выводу о том, что такое решение принимает организатор конкурса, коим является администрация муниципального образования <адрес>. Администрацию возглавляет единоличный орган – глава администрации. Указание в Положении о конкурсе о том, что решение организатора конкурса о допуске или об отказе в допуске кандидата к участию в конкурсе оформляется протоколом, является ошибочным в силу несовершенства данного документа, не учитывающего положения Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Устава муниципального образования <адрес>. Такое решение принимается в форме постановления администрации этого муниципального образования, подписанного главой администрации. Как указано выше, конкурсная комиссия была сформирована с нарушением Положения о конкурсе, что также свидетельствует о незаконности принятого решения.
Устранение допущенных нарушений возможно единственным способом - путем проведения конкурса на замещение вакантной должности руководителя муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Ушакинская основная общеобразовательная школа №2». Препятствий к проведению такого конкурса в настоящее время не имеется, должность руководителя МКОУ «Ушакинская ООШ №2» вакантна. И дабы административный ответчик не затягивал время с проведением конкурса, суд обязывает его приступить к организации конкурса в течение десяти дней со дня вступления решения суда в законную силу, путём размещения информационного сообщения о проведении конкурса.
Конкурс на замещение вакантной должности руководителя МКОУ «Ушакинская ООШ №2» не состоялся, так как единственный кандидат не был допущен к участию в конкурсе, что подтверждается в частности тем, что на должность директора этого образовательного учреждения никто не назначен, ФИО17 исполняет обязанности директора по распоряжению комитета образования, то есть временно. Поэтому требование административного истца предоставить ей результаты конкурса от 03.04.2018 не может быть удовлетворено. Другого решения, кроме оформленного протоколом №3 заседания конкурсной комиссии от 03.04.2018, в отношении замещения должности директора МКОУ «Ушакинская ООШ №2» не было принято.
Суд не может подменять собой административный орган, исковые требования о признании права ФИО4 на замещение вакантной должности руководителя (директора) МКОУ «Ушакинская ООШ №2» по итогу конкурса от 03.04.2018, об обязании назначить её на должность руководителя (директора) МКОУ «Ушакинская ООШ №2» и заключить с ней трудовой договор подлежат отказу.
На основании изложенного, руководствуясь статьёй 175 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административный иск ФИО4 удовлетворить частично.
Признать незаконным решение, оформленное протоколом заседания конкурсной комиссии администрации муниципального образования Тосненский район Ленинградской области от 03.04.2018 №3, согласно которому ФИО4 не соответствует требованиям, предъявляемым к кандидату на замещение вакантной должности руководителя муниципальной образовательной организации и не допускается к участию в конкурсе на замещение вакантной должности руководителя муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Ушакинская основная общеобразовательная школа №2».
Обязать администрацию муниципального образования Тосненский район Ленинградской области устранить допущенные нарушения путем проведения конкурса на замещение вакантной должности руководителя муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Ушакинская основная общеобразовательная школа №2». Информационное сообщение о проведении конкурса разместить в течение десяти дней со дня вступления решения суда в законную силу.
Административному ответчику сообщить об исполнении решения по настоящему делу в суд, ФИО4 в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
ФИО4 отказать в удовлетворении исковых требований к администрации муниципального образования Тосненский район Ленинградской области об обязании предоставить результаты конкурса от 03.04.2018 на замещение вакантной должности руководителя МКОУ «Ушакинская ООШ №2»; о признании её права на замещение вакантной должности руководителя (директора) МКОУ «Ушакинская ООШ №2» по итогу конкурса от 03.04.2018, проведенного на замещение вакантной должности руководителя (директора) МКОУ «Ушакинская ООШ №2»;
к комитету образования администрации муниципального образования Тосненский район Ленинградской области об обязании назначить её на должность руководителя (директора) МКОУ «Ушакинская ООШ №2» и заключить с ней трудовой договор.
Взыскать с администрации муниципального образования Тосненский район Ленинградской области в пользу ФИО4 300 руб. в возмещение расходов по оплате государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме (02 июля 2018 года) путем подачи апелляционной жалобы через Тосненский городской суд.
Судья: подпись