ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2062/19 от 08.01.2019 Дзержинского районного суда г. Нижнего Тагила (Свердловская область)

Копия

66RS0008-01-2019-002779-18

Дело № 2а-255/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

26 февраля 2020 года город Нижний Тагил

Дзержинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе председательствующего судьи Каракаш М.С.,

рассмотрев в порядке упрощенного производства административное дело по административному иску Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России №16 по Свердловской области к Балдину А.Н. о взыскании задолженности по налогам и пени,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная ИФНС России №16 по Свердловской области, обратилась в Дзержинский районный суд города Нижний Тагил с административным исковым заявлением к Балдину А.Н., в котором просит взыскать с ответчика задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2016 год в размере 845 рублей, за 2017 год в размере 906 рублей и пени в размере 13 рублей 24 копеек, задолженность по транспортному налогу за 2016 год в размере 1 410 рублей, за 2017 год в размере 1 410 рублей и пени в размере 138 рублей 05 копеек. Всего на сумму 4 722 рублей 29 копеек.

В обоснование иска указано, что на налоговом учете в МИФНС №16 по Свердловской области состоит на учете в качестве налогоплательщика Балдин А.Н. Согласно сведениям, поступившим из регистрирующих органов Балдин А.Н. на праве собственности владел следующими объектами налогообложения: квартирой, <Адрес>, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ, даты утраты права ДД.ММ.ГГГГ; автомобиль <№>, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ; автомобиль <№>ДД.ММ.ГГГГ дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ. В адрес административного ответчика было направлено налоговое уведомление. В связи с тем, что в установленные НК РФ сроки налогоплательщиком налог уплачен не был, на сумму недоимки были начислены пени. Налоговым органом в отношении Балдина А.Н. выставлены требования от 18.03.2017 №40009, от 21.12.2017 № 63325, от 30.01.2019 № 7928. В установленный законом срок задолженность по налогам не погашена.

Административный истец МИФНС №16 по Свердловской области ходатайствовал о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного судопроизводства.

Административный ответчик Балдину А.Н. возражений против рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства (без проведения устного разбирательства), не представил. Относительно заявленных требований 23.01.2020 представил возражения, в которых указал, что имеет льготы по налогообложению на имущество физических лиц как член семьи военнослужащего, потерявший кормильца. Также указывает на неполучение им налоговых уведомлений и на пропуск истцом срока на обращение в суд.

07.02.2020 Межрайонная ИФНС России №16 по Свердловской области уточнила исковые требования в связи с предоставлением ответчиком документов, подтверждающих его право на получение льгот по налогообложению на имущество физических лиц как член семьи военнослужащего, потерявший кормильца, в связи с чем налоговым органом был произведен перерасчет налога на имущество физических лиц с учетом льготы за период с 2016 по 2018 годы, в результате которого налог на имущество физических лиц, подлежащий уплате в бюджет, отсутствует; и просила взыскать с Балдина А.Н. задолженность по транспортному налогу за 2016 год в сумме 1 410 рублей, за 2017 год в сумме 1 410 рублей и пени в размере 138 рублей 05 копеек, поскольку льгот по уплате транспортного налога для указанной категории льготников действующим законодательством не предусмотрено.

21.02.2020 от административного ответчика Балдина А.Н. поступили возражения относительно уточненного административного искового заявления, в которых административный ответчик указал, что мощность двигателя автомобиля <№> составляет 74 л.с., мощность двигателя автомобиля Межрайонная ИФНС России №16 по Свердловской области – 150 л.с. в связи с чем он вправе рассчитывать на льготы по налогообложению.

В соответствии с пунктом 3 статьи 291 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное дело может быть рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства в случае, если указанная в административном исковом заявлении общая сумма задолженности по обязательным платежам и санкциям не превышает двадцать тысяч рублей. Сумма задолженности по данному административному иску составила 2 958 рублей 05 копеек.

19 февраля 2020 года судом вынесено определение о рассмотрении настоящего административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В силу ст. 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

Согласно ст. 401 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.

Согласно пункту 1 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

В силу статьи 405 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом признается календарный год (статья 405 Налогового кодекса Российской Федерации).

Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 настоящей статьи (пункт 1 статьи 406 Налогового кодекса Российской Федерации).

В статье 409 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом (пункт 2). Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления (пункт 3). Налогоплательщик уплачивает налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления (пункт 4).

Согласно пункту 1 статьи 408 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

В соответствии со статьей 356 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

В соответствии со статьей 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В соответствии со статьей 358 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно сведениям, поступившим из регистрирующих органов, Балдин А.Н. на праве собственности владел следующими объектами налогообложения: квартирой, <Адрес>, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ, даты утраты права ДД.ММ.ГГГГ; автомобиль <№>, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ; автомобиль <№>, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с п. 4 ст. 57 Налогового кодекса Российской Федерации в случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

В соответствии с п. 4 ст. 52 Налогового кодекса Российской Федерации налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Налоговое уведомление №98123650 от 25.08.2016 на уплату налогов за 2015 год направлено налогоплательщику заказным письмом 19.09.2015. Налоговое уведомление №12629290 от 10.07.2017 на уплату налогов за 2016 год направлено налогоплательщику заказным письмом 21.07.2017. Налоговое уведомление №23121242 от 04.07.2018 на уплату налогов за 2017 год направлено налогоплательщику заказным письмом 17.07.2018.

Балдин А.Н. в установленный законом срок налоги не уплатил, в связи с чем в его адрес были направлены требования №40009 от 18.03.2017 со сроком исполнения до 15.05.2017, № 63325 от 21.12.2017 со сроком исполнения до 13.02.2018, № 7928 от 30.01.2019 со сроком исполнения до 26.03.2019.

В соответствии со статьей 75 Налогового кодекса российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

На основании пункта 3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации на сумму недоимки должна быть начислена пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога.

Согласно пункту 4 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

В связи с неуплатой налогов административному ответчику в соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации на момент направления требований была начислена соответствующая пеня.

Доказательств, свидетельствующих о не правильности начисления пени, административным ответчиком не представлено.

Указанные выше требования административным ответчиком не исполнены по настоящее время.

В связи с чем, у административного истца – Инспекции возникла обязанность, как у органа в чьи полномочия входит решение вопроса о принудительном взыскании недоимки в целях предотвращения потерь бюджета, по обращению с требованиями о ее взыскании в судебном порядке в соответствии с положениями закона.

Относительно доводов административного ответчика о наличии у него льгот по налогообложению суд приходит к следующему.

На основании пункта 13 части 1 статьи 407 Налогового кодекса Российской Федерации с учетом положений настоящей статьи право на налоговую льготу имеют следующие категории налогоплательщиков: родители и супруги военнослужащих и государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей.

В силу пункта 3 части 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики имеет право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах. На основании части 2 статьи 56 указанного кодекса налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

На основании приведенных норм законодательства использование налоговых льгот носит заявительный характер. Доказательств того, что до направления налоговых уведомлений и требований о погашении недоимки по налогам административный ответчик обращался в налоговый орган с заявлением о предоставлении налоговых льгот и предоставлял соответствующие документы, подтверждающие право на налоговые льготы, им суду не представлено.

После получения налоговым органом возражения Балдина А.Н. от 23.01.2020, в которых содержатся сведения о наличии у него права на получения налоговой льготы и к которым приложены документы, подтверждающие такое право, МИФНС № 16 по Свердловской области произведен перерасчет налога на имущество физических лиц с учетом льготы за период с 2016 по 2018 годы, в результате которого налог на имущество физических лиц, подлежащий уплате в бюджет, отсутствует.

Транспортный налог на территории Свердловской области исчисляется в соответствии главой 28 Налогового кодекса Российской Федерации и Законом Свердловской области от 29 ноября 2002 года № 43-ОЗ «Об установлении и введении в действие транспортного налога на территории Свердловской области» с изменениями и дополнениями.

В соответствии с подпунктами 3-1 пункта 1 статьи 4 Закона 43-ОЗ «Об установлении и введении в действие транспортного налога на территории Свердловской области» освобождаются от уплаты транспортного налога в полном размере граждане, на которых зарегистрированы легковые автомобили с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил включительно, - за каждый такой зарегистрированный на них легковой автомобиль.

Действующим законодательством о налогах и сборах не предусмотрено льготы по уплате транспортного налога для членов семей военнослужащих, потерявших кормильца.

Как следует из налоговых уведомлений Балдину А.Н. транспортный налог за 2016 и 2017 года начислялся только на автомобиль <№> у которого мощность двигателя больше 100 лошадиных сил, что не оспаривалось административным ответчиком в его возражениях от 21.02.2020. На автомобиль <№>, автомобильный налог за указанный период не начислялся и задолженность по нему отсутствует.

Соблюдение срока обращения в суд с административным иском о взыскании обязательных платежей и санкций, в силу части 6 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является одним из обстоятельств, подлежащих проверке и установлению в ходе рассмотрения дела.

В соответствии с частью 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. При этом в силу пункта 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый (таможенный) орган в этот срок вправе подать заявление в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей.

Кроме того, в подпункте 2 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом (мировым судьей) определения об отмене судебного приказа.

Проверяя срок на обращение в суд, необходимо устанавливать, когда возникла обязанность по уплате налога, в связи с чем налоговым органом осуществлялось изменение срока уплаты налога (правомерность перерасчета), когда было выставлено первоначальное требование, когда сумма превысила 3 000 рублей.

При разрешении вопроса о соблюдении срока на обращение в суд, суду надлежит проверять не только срок на обращение в суд с момента отмены судебного приказа, но и соблюдение указанного срока при обращении к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа. Это связано с тем, что сроки принудительного взыскания сквозные, исчисляются в соответствии со статьями 52, 69, 70 и 48 Налогового кодекса Российской Федерации. Нарушение одних сроков не свидетельствует об увеличении общего срока взыскания, либо об ином исчислении начало течения срока для принудительного взыскания и соответственно соблюдения установленного законом порядка для такого взыскания.

В силу статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

Требование об уплате налога направляется налогоплательщику независимо от привлечения его к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Требование об уплате налога должно содержать сведения о сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.

Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Анализ приведенных выше правовых норм позволяет сделать вывод, что законодателем определены сроки, в течение которых налоговые органы обязаны принять меры, направленные на поступление в бюджет предусмотренных законодательством о налогах и сборах налоговых платежей.

Начало течения срока определено законодателем именно днем истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов либо днем вынесения определения об отмене судебного приказа.

С учетом вышеприведенных обстоятельств и положений закона, Налоговый орган был обязан обратиться с заявлением о вынесении судебного приказа по требованию №7928 не позднее 26.09.2019 (6 месяцев с 26.03.2019, поскольку сумма недоимки превысила 3000 рублей). При этом по требованиям № 40009 от 18.03.2017 и № 63325 от 21.12.2017 у налогового органа обязанности по обращению в суд за взысканием недоимки не возникло в связи с тем, что сумма недоимки не превышала 3 000 рублей.

Налоговый орган обратился к мировому судье судебного участка № 2 Дзержинского судебного района г. Н.Тагила с заявлением о вынесение судебного приказа о взыскании с Балдина А.Н. задолженности по налогу на имущество за 2016-2017 годы и транспортному налогу за 2016-2017 годы 21.06.2019, то есть в срок, предусмотренный ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации.

Определением мирового судьи судебного участка № 5 Дзержинского судебного района города Нижний Тагил, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 2 Дзержинского судебного района г. Н.Тагила, от 29.07.2019 судебный приказ №2а-1639/2019 от 26.06.2019 о взыскании с Балдина А.Н. задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2016-2017 года и транспортному налогу за 2016-2017 года отменен.

В суд с административным иском МИФНС № 16 по Свердловской области обратилась 27.12.2019, то есть в течение 6 месяцев со дня отмены судебного приказа.

В связи с чем, суд приходит к выводу, что срок Налоговой инспекцией не пропущен.

В силу части 1 статьи 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административного ответчика также взыскивается государственная пошлина в доход местного бюджета в сумме 400 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 177-180, 290, 293 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

Р Е Ш И Л :

Административные исковые требования Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России №16 по Свердловской области к Балдину А.Н. о взыскании задолженности по налогам и пени, удовлетворить.

Взыскать с Балдина А.Н., ДД.ММ.ГГГГ уроженца <Адрес>, проживающего по адресу: <Адрес>, в доход бюджета Свердловской области транспортный налог за 2016 год в размере 1 410 рублей, за 2017 год в размере 1 410 рублей и пени по транспортному налогу в размере 138 рублей 05 копеек.

Взыскать с Балдина А.Н. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 400 рублей.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Дзержинский районный суд города Нижний Тагил в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Судья: подпись

Копия верна. Судья: М.С. Каракаш