ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2062/2021 от 10.03.2021 Петропавловска-камчатского городского суда (Камчатский край)

2а-2062/21

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 марта 2021 года г. Петропавловск-Камчатский

Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в составе:

председательствующего судьи Селибова А.Ф.,

при секретаре Ведерниковой Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Министерства транспорта и дорожного строительства Камчатского края к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу ФИО1 и Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу об освобождении от уплаты исполнительского сбора по исполнительному производству № -ИП,

УСТАНОВИЛ:

Министерства транспорта и дорожного строительства Камчатского края обратилось в суд с административным иском к судебному приставу-исполнителю Межрайонного ОСП по ИОИП УФССП России по Камчатскому краю ФИО1 об освобождении от уплаты исполнительского сбора, взыскиваемого по постановлению от 14 августа 2020 года, в рамках исполнительного производства № -ИП. Свое требование административный истец мотивировал тем, что решением Петропавловск-Камчатского городского суда от 07 июля 2015 года по гражданскому делу № 2-/15 на Министерство транспорта и дорожного строительства Камчатского края возложена обязанность по обеспечению выполнения работ по оборудованию стационарным электрическим освещением и тротуаром участка автомобильной дороги на улице Заозерной, входящей в состав автомобильной дороги «Подъезд к совхозу Петропавловский» (протяженностью 5,8 км). Определениями суда от 26 октября 2018 года и от 24 мая 2019 года Министерству транспорта и дорожного строительства Камчатского края предоставлена отсрочка исполнения данного решения суда в части обеспечения выполнения работ по оборудованию стационарным электрическим освещением и тротуаром участка автомобильной дороги на улице Заозерной, входящей в состав автомобильной дороги «Подъезд к совхозу Петропавловский» (протяженностью 5,8 км) на срок до 30 июня 2020 года. Определением суда от 24 мая 2019 года Министерству транспорта и дорожного строительства Камчатского края предоставлена отсрочка исполнения данного решения суда в части обеспечения выполнения работ по оборудованию тротуаром участка автомобильной дороги на улице Заозерной, входящей в состав автомобильной дороги «Подъезд к совхозу Петропавловский» (протяженностью 5,8 км) на срок до 30 июня 2020 года. Определением Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 04 сентября 2020 года в удовлетворении заявления Министерства транспорта и дорожного строительства Камчатского края о предоставлении отсрочки отказано. На рассмотрении Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края находится заявление об отсрочке исполнения решения суда от 07 июля 2015 года на срок до 30 сентября 2023 года. Для оборудования стационарным электрическим освещением и тротуарами участка автомобильной дороги на улице Заозерной, входящей в состав автомобильной дороги «Подъезд к совхозу Петропавловский» (протяженностью 5,8 км) требуется реконструкция автомобильной дороги с дополнительным отводом земельных участков, разработка проектной документации с прохождением государственной экспертизы, проведение процедур, предусмотренных Федеральным законом № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и непосредственное выполнение строительно-монтажных работ. 06 июня 2016 года заключен государственный контракт № 26 на разработку проектной документации «Реконструкция автомобильной дороги «подъезд к совхозу Петропавловский» на участке км 0 – км 4» по обеспечению выполнения работ по оборудованию стационарным электрическим освещением и тротуаром. В связи с отсутствием средств краевого бюджета в 2017 году данный проект не включен в Государственную программу Камчатского края «Развитие транспортной системы в Камчатском крае». Постановлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 17 мая 2018 года № 960 утвержден Проект. 16 июля 2018 года заключен государственный контракт № 142.2018 на оказание услуг по проведению государственной экспертизы проектной документации, результатов инженерных взысканий и проверки достоверности сметной стоимости линейного объекта. 24 декабря 2018 года получено положительное заключение государственной экспертизы. В связи с недобросовестным исполнением обязательств по Госконтракту подрядчиком до настоящего времени не завершены кадастровые работы, что препятствует получению разрешения на строительство. В настоящее время ведется работа по постановке на кадастровый учет девяти земельных участков, изъятие двух из которых предусмотрено для государственных нужд Камчатского края. В связи с отсутствием финансирования завершить работы по изъятию земельных участков не представляется возможным. Заключение государственного контракта по реконструкции автомобильной дороги возможно при выделении необходимого финансирования в соответствии с нормами Бюджетного кодекса РФ. Министерством направлялись заявки в Бюджетную комиссию для включения реконструкции данной автомобильной дороги в перечень мероприятий, реализуемых за счет средств краевого бюджета в 2019-2022 годах. 20 сентября 2020 года на заседании бюджетной комиссии утверждены лимиты бюджетных ассигнований на реализацию мероприятия на 2021 год. С учетом наличия бюджетных ассигнований, временных затрат на подготовку конкурсной документации, а также с учетом срока проведения самой конкурсной процедуры и непосредственного выполнения строительно-монтажных работ, срок завершения работ возможен не ранее 2023 года.

Постановлением судебного пристава-исполнителя от 14 августа 2020 года с Министерства транспорта и дорожного строительства Камчатского края взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей.

Вместе с тем, требования исполнительного документа не были исполнены в установленный для добровольного исполнения срок по независящим от Министерства транспорта и дорожного строительства Камчатского края обстоятельствам, а именно в связи с отсутствием достаточного финансирования.

Определением суда от 20 января 2021 года к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено УФССП России по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу, в качестве заинтересованного лица прокурора города Петропавловска-Камчатского.

Административный истец в судебном заседании участия не принимал, извещен надлежащим образом, согласно заявлению Министерство транспорта и дорожного строительства Камчатского края просило рассмотреть дело в отсутствие представителя.

Административные ответчики судебный пристав-исполнитель Межрайонного ОСП по ИОИП УФССП России по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу ФИО1, УФССП России по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу о времени и месте рассмотрения административного дела извещены в установленном законом порядке, в судебном заседании участия не принимали.

Согласно письменного отзыва судебный пристав-исполнитель Межрайонного ОСП по ИОИП УФССП России по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу ФИО1 возражала против удовлетворения административного иска, поскольку Министерством транспорта и дорожного строительства Камчатского края не представлено доказательств того, что должник проявил необходимую степень заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства, принял все меры для надлежащего исполнения обязательства, которые входили в его компетенцию.

Заинтересованное лицо прокурор города Петропавловска-Камчатского о времени и месте рассмотрения административного дела извещен в установленном законом порядке, в судебном заседании участия не принимал.

Руководствуясь ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав стороны, исследовав материалы настоящего дела, материалы дела № 2-/15, материалы исполнительного производства № ИП, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора вынесено 14 августа 2020 года, сведений о направлении и получении данного постановления административным истцом материалы дела и исполнительного производства не содержат. С настоящим иском административный истец обратился в суд 18 декабря 2020 года, таким образом, срок, предусмотренный частью 1 статьи 219 КАС РФ, истцом пропущен не был.

Как установлено в судебном заседании, решением Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 07 июля 2015 года, вынесенному по гражданскому делу № 2-2015, на Министерство транспорта и дорожного строительства Камчатского края возложена обязанность обеспечить выполнение работ по оборудованию стационарным электрическим освещением участка автомобильной дороги на улице Заозерной, входящего в состав автомобильной дороги автодорога подъезд к совхозу «Петропавловский» (протяженность 5,8 км), в срок до 1 апреля 2017 года, а также обязанность обеспечить выполнение работ по оборудованию тротуаром участка автомобильной дороги на улицах Заозерной и Первомайской, входящего в состав автомобильной дороги автодорога подъезд к совхозу «Петропавловский» (протяженность 5,8 км), в срок до 1 апреля 2017 года.

Вместе с тем, в срок установленный судом, а именно до 01 апреля 2017 года выполнение работ по оборудованию стационарным электрическим освещением и тротуаром участка автомобильной дороги на улице Заозерной, входящего в состав автомобильной дороги автодорога подъезд к совхозу «Петропавловский» (протяженность 5,8 км) произведено не было.

04 декабря 2018 года судебным приставом-исполнителем Межрайонного ОСП по ИОИП УФССП России по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу ФИО2, на основании исполнительного листа ФС № 0075003801, выданного Петропавловск-Камчатским городским судом по делу № 2-/15, в отношении Министерства транспорта и дорожного строительства Камчатского края возбуждено исполнительное производство № -ИП.

Должнику разъяснено, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных на то причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор.

В связи с неисполнением решения суда, в адрес Министерства транспорта и дорожного строительства Камчатского края направлено требование в срок до 30 июля 2020 года исполнить требования исполнительного документа, а также разъяснено, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных на то причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор.

14 августа 2020 года судебным приставом-исполнителем Межрайонного ОСП по ИОИП УФССП России по Камчатскому краю ФИО1, ввиду не исполнения требования исполнительного документа в установленный срок в полном объеме, с Министерства транспорта и дорожного строительства Камчатского края взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей, о чем вынесено соответствующее постановление.

Порядок наложения взыскания в виде исполнительского сбора на должника в случае неисполнения требований исполнительного документа в установленные сроки предусмотрен положениями статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон № 229-ФЗ).

В соответствии с частью 1 указанной статьи исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.

Согласно части 2 статьи 112 Закона № 229-ФЗ исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении установленного срока, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

В силу части 3 статьи 112 Закона № 229-ФЗ в случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника-индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.

Согласно части 6 статьи 112 Закона № 229-ФЗ должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

Частью 7 названной статьи предусмотрено право суда освободить должника от взыскания исполнительского сбора при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства.

Основания ответственности за нарушения обязательств установлены статьей 401 ГК РФ, согласно которой лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.

Пунктом 75 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» разъяснено, что при применении положений пункта 7 статьи 112 Закона № 229-ФЗ об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что иные лица (не относящиеся к субъектам предпринимательской деятельности) могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования.

Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года № 13-П, исполнительский сбор относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Причем данная мера является не правовосстановительной санкцией, то есть санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов (как это имеет место при взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий), а представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. При этом должнику должна быть обеспечена возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа может быть вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности.

Таким образом, для применения такой меры ответственности как взыскание исполнительского сбора должно быть установлено и доказано, что должник, имевший возможность в установленный срок исполнить требование исполнительного документа, умышленно или вследствие своей халатности, небрежности или недолжной осмотрительности, необходимые действия не совершил.

В соответствии с частью 1 статьи 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.

Как следует из материалов исполнительного производства № -ИП, на момент вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора 14 августа 2020 года, решение суда от 07 июля 2015 года не исполнено.

Административным истцом предпринимались меры направленные на исполнение решения суда, в частности 16 июля 2018 года заключен государственный контракт № на оказание услуг по проведению государственной экспертизы проектной документации, результатов инженерных изысканий и проверки достоверности сметной стоимости линейного объекта; получено положительное заключение государственной экспертизы № -18; направляло заявки на выделение финансирование, которое выделено на 2021 год.

Доказательств того, что истцом предпринимались достаточные меры, направленные на исполнение исполнительного документа в установленный для добровольного исполнения срок, суду не представлено, равно как не представлено доказательств того, что исполнение решения суда в полном объеме было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

С момента вступления решения суда по гражданскому делу № 2- в законную силу 14 августа 2015 года и до вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора 14 августа 2020 года, то есть в течении пяти лет, должником не предпринято достаточных мер для исполнения решения суда.

Недостаточность финансирования не является основанием для неисполнения решения суда, а как следствие освобождения от уплаты исполнительского сбора.

Более того, как следует из материалов гражданского дела № 2-15, определениями Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 12 мая 2017 года, 26 октября 2018 года, 24 мая 2019 года Министерству транспорта и дорожного строительства Камчатского края предоставлялась отсрочка исполнения решения суда от 07 июля 2015 года.

Определением Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 04 сентября 2020 года Министерству транспорта и дорожного строительства Камчатского края отказано в предоставлении отсрочки исполнения решения суда от 07 июля 2015 года, при этом судом установлено, что отсутствуют объективные причины препятствующие исполнению решения суда в установленный решением суда срок.

Анализируя представленные суду документы, суд приходит к выводу, что на день вынесения судебным приставом-исполнителем постановления о взыскании исполнительского сбора, требования исполнительного документа должником исполнены не были, вступившее в законную силу решение суда в течении пяти лет не исполнено в отсутствие объективных непреодолимых препятствий, находящихся вне контроля должника.

Принимая во внимание установленные при рассмотрении дела обстоятельства, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска Министерства транспорта и дорожного строительства Камчатского края.

Разрешая вопрос о снижении размера взыскиваемого исполнительского сбора, суд, учитывая факт неисполнения решения суда на протяжении длительного времени без уважительных причин, полагает, что оснований для снижения размера исполнительского сбора также не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного иска Министерства транспорта и дорожного строительства Камчатского края к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу ФИО1 и Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу об освобождении от уплаты исполнительского сбора по исполнительному производству № -ИП, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Камчатский краевой суд через Петропавловск-Камчатский городской суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.

Мотивированное решение составлено судом 22 марта 2021 года.

Председательствующий А.Ф. Селибов

Копия верна

Судья А.Ф. Селибов

Уникальный идентификатор дела 41RS0001--05