ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2062/2022 от 05.10.2022 Черновского районного суда г. Читы (Забайкальский край)

№ 2а-2062/2022

УИД 75RS0023-01-2022-004675-51

РЕШЕНИЕ (не вступило в законную силу)

Именем Российской Федерации

Черновский районный суд города Читы в составе председательствующего судьи Круликовской А.А.,

при секретаре Окуневой С.С.,

с участием представителя административного истца – комитета по управлению имуществом администрации городского округа «Город Чита» – ФИО1,

представителя административного ответчика – администрации Черновского административного района городского округа «Город Чита» – ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению комитета по управлению имуществом администрации городского округа «Город Чита» к жилищной комиссии администрации Черновского административного района городского округа «Город Чита», администрации Черновского административного района городского округа «Город Чита» о признании решения незаконным, возложении обязанностей,

установил:

комитет по управлению имуществом администрации городского округа «Город Чита» обратился в суд с указанным административным исковым заявлением, сославшись в его обоснование на то, что распоряжением администрации Черновского административного района городского округа «Город Чита» № 304-р от 1 июня 2022 года утверждено решение комиссии по постановке на учёт молодых семей – участников мероприятий целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильём и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильём и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» от 10 декабря 2010 года № 1050 о постановке на учёт молодой семьи С-вых составом 4 человека, нуждающейся в жилом помещении для получения социальной выплаты. 23 мая 2022 года администрацией Черновского административного района городского округа «Город Чита» выявлен факт снятия семьи С-вых с регистрационного учёта на территории городского округа «Город Чита» и регистрации на территории муниципального района «Читинский район». Поскольку одним из оснований внесения изменений в список молодых семей, являющихся претендентами на получение социальных выплат, является выезд молодой семьи в другое муниципальное образование на постоянное место жительства, семья С-вых не соответствует требованиям мероприятий по обеспечению жильём молодых семей, в связи с чем не представляется возможным предоставить им социальную выплату. С учётом уточнений просила признать незаконным решение комиссии по постановке на учёт молодых семей – участников мероприятий целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильём и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильём и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утверждённое распоряжением администрации Черновского административного района городского округа «Город Чита» № 304-р от 1 июня 2022 года, обязать администрацию Черновского административного района городского округа «Город Чита» отменить решение о признании молодой семьи ФИО3 нуждающейся в улучшении жилищных условий, имеющей достаточные доходы, и о признании их участниками программы.

Определением от 8 сентября 2022 года к участию в деле в качестве административного соответчика привлечена администрация Черновского административного района городского округа «Город Чита», в качестве заинтересованных лиц – Министерство строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края, ФИО8, ФИО4, несовершеннолетние ФИО4 и ФИО5 в лице законных представителей ФИО8 и ФИО4

В судебном заседании представитель административного истца – администрации городского округа «Город Чита» – ФИО1 административное исковое заявление с учётом уточнений поддержала, указала, что смена семьёй С-вых места жительства должна повлечь их исключение из программы.

Представитель административного ответчика – администрации Черновского административного района городского округа «Город Чита» – ФИО2 административное исковое заявление не признала, полагала оспариваемое решение законным.

Свидетель ФИО6, главный специалист администрации Черновского административного района городского округа «Город Чита», пояснил, что семья С-вых обратилась в администрацию Черновского административного района городского округа «Город Чита» с целью постановки на учёт для участия в программе в 2011 году. Семья соответствовала всем требованиям программы и была признана её участником. В конце 2021 года поступила информация о том, что семья С-вых включена в список на получение субсидии. С-выми вновь был предоставлен необходимый пакет документов, по результатам изучения которого принято решение о соответствии семьи требованиям, предъявляемым к участникам программы исходя из обеспеченности жильём и уровня их дохода. В случае удовлетворения предъявленного иска семья С-вых лишится права на получение субсидии с учётом достижения супругом предельного возраста для участия в программе. Администрации как городских округов, так и муниципальных районов направляют списки молодых семей-участников программы в Министерство строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края, которое впоследствии осуществляет выплату субсидии.

Иные участники процесса в судебное заседание не явились, о его времени и месте извещены надлежащим образом, об уважительности причин неявки не сообщили, об отложении судебного разбирательства не просили. С учётом положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников судебного процесса.

Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Статьёй 40 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

Согласно пункту 2 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещённые законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путём предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050 была утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2011-2015 годы, которая предусматривала формирование рынка доступного жилья экономкласса, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности; комплексное решение проблемы перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы, обеспечивающее доступность жилья для граждан, безопасные и комфортные условия проживания в нём; стимулирование платежеспособного спроса на жильё, включая повышение доступности приобретения жилья для молодых семей; повышение эффективности исполнения государственных обязательств по обеспечению жильём отдельных категорий граждан; повышение качества и энергоэффективности жилищного фонда.

К основным задачам Программы отнесены: создание условий для развития массового строительства жилья экономкласса; повышение уровня обеспеченности населения жильём путём увеличения объёмов жилищного строительства и развития финансово-кредитных институтов рынка жилья; обеспечение повышения доступности жилья в соответствии с платежеспособным спросом граждан и стандартами обеспечения их жилыми помещениями.

Подпрограмма «Обеспечение жильём молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы направлена на реализацию одного из приоритетных направлений национального проекта «Доступное и комфортное жильё – гражданам России», который предполагает формирование системы оказания государственной поддержки определённым категориям граждан в приобретении жилья или строительстве индивидуального жилого дома.

Целью подпрограммы является предоставление государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодым семьям, признанным в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Задачами подпрограммы являются: обеспечение предоставления молодым семьям – участникам подпрограммы социальных выплат на приобретение жилья экономкласса или строительство индивидуального жилого дома экономкласса; создание условий для привлечения молодыми семьями собственных средств, дополнительных финансовых средств кредитных и других организаций, предоставляющих кредиты и займы, в том числе ипотечных жилищных кредитов, для приобретения жилого помещения или строительства индивидуального жилого дома.

Условием предоставления социальной выплаты является наличие у молодой семьи помимо права на получение средств социальной выплаты дополнительных средств – собственных средств или средств, полученных по кредитному договору (договору займа) на приобретение (строительство) жилья, в том числе по ипотечному жилищному договору, необходимых для оплаты строительства или приобретения жилого помещения. В качестве дополнительных средств молодой семьёй также могут быть использованы средства (часть средств) материнского (семейного) капитала.

В судебном заседании установлено, что 19 октября 2011 года семья С-вых обратилась по месту своего жительства в администрацию Черновского административного района городского округа «Город Чита» с заявлением о включении в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы с приложением пакета документов.

На основании решения общественной комиссии по жилищным вопросам от 28 октября 2011 года семья С-вых признана нуждающийся, поставлена на учёт и включена в список молодых семей – участников программы, изъявивших желание получить субсидию.

Порядок и цели предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства, а также использования таких выплат установлен Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050 (далее – Правила (в действующей редакции)).

Согласно пункту 6 названных Правил участником мероприятия ведомственной целевой программы может быть молодая семья, соответствующая следующим требованиям: а) возраст каждого из супругов на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи – участницы мероприятия ведомственной целевой программы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; б) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 Правил; в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчётной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

В соответствии с пунктом 7 Правил под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также молодые семьи, признанные для цели участия в мероприятии ведомственной целевой программы органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены статьёй 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Пунктами 18 и 19 Правил установлен перечень документов, подлежащих предоставлению молодой семьёй в орган местного самоуправления по месту жительства для участия в мероприятии ведомственной целевой программы в целях использования социальной выплаты.

Орган местного самоуправления организует работу по проверке сведений, содержащихся в документах, предусмотренных пунктами 18 или 19 Правил, и в 10-дневный срок со дня представления этих документов принимает решение о признании либо об отказе в признании молодой семьи участницей мероприятий ведомственной целевой программы. О принятом решении молодая семья письменно или в электронной форме посредством Единого портала уведомляется органом местного самоуправления в 5-дневный срок (пункт 21 Правил).

В соответствии с Правилами, Порядком внесения изменений в утвержденные списки молодых семей – претендентов на получение социальных выплат, утверждённым постановлением Правительства Забайкальского края от 31 декабря 2015 года N 656, учитывая заявку администрации городского округа «Город Чита», распоряжением Министерства строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края от 6 апреля 2022 года № 109-р семья ФИО7 и ФИО11 включена согласно очерёдности в список молодых семей – претендентов на получение социальных выплат в 2021 году по Забайкальскому краю.

На основании соответствующего распоряжения 6 мая 2022 года администрация Черновского административного района городского округа «Город Чита» направила в адрес ФИО7 уведомление о необходимости предоставления документов ввиду включения его семьи в список молодых семей – претендентов на получение социальных выплат в 2022 году.

23 мая 2022 года ФИО7 и ФИО8 обратились в администрацию Черновского административного района городского округа «Город Чита» с документами и заявлением о признании их и двоих детей – ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, – нуждающимися в жилом помещении для получения социальной выплаты участников мероприятий целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильём и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильём и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».

Решением комиссии по постановке на учёт молодых семей от 1 июня 2022 года, оформленным протоколом № 14 и утверждённым распоряжением главы администрации Черновского административного района городского округа «Город Чита» № 304-р от 1 июня 2022 года, молодая семья С-вых в составе четырёх человек признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, имеющей достаточные доходы, и соответствующей условиям целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильём и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильём и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» для предоставления социальных выплат на приобретение (строительство) жилья.

В соответствии с пунктом 22 Правил основаниями для отказа в признании молодой семьи участницей мероприятия ведомственной целевой программы являются: а) несоответствие молодой семьи требованиям, предусмотренным пунктом 6 Правил; б) непредставление или представление не в полном объёме документов, предусмотренных пунктами 18 или 19 Правил; в) недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах; г) ранее реализованное право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счёт средств федерального бюджета, за исключением средств (части средств) материнского (семейного) капитала, а также мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в части погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам, предусмотренных Федеральным законом «О мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, в части погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) и о внесении изменений в статью 13.2 Федерального закона «Об актах гражданского состояния».

Перечисленных в пункте 22 Правил оснований для отказа в признании семьи С-вых участницей целевой программы не установлено.

Один лишь факт повторного предоставления документов по прежнему месту жительства семьи не является основанием для признания заседания комиссии администрации городского округа «Город Чита» незаконным. Право на получение субсидии семья С-вых на момент рассмотрения заявления сохранила.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Положения подпункта 7 пункта 2 Порядка внесения изменений в утверждённые списки молодых семей-претендентов на получение социальных выплат, на который ссылается административный истец в обоснование заявленных требований, предоставляют возможность Министерству строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края на основании заявок администраций муниципальных районов, городских округов, городских поселений в течение 10 рабочих дней после дня их поступления вносить соответствующие изменения в список молодых семей-претендентов на получение социальных выплат в случае выезда молодой семьи в другое муниципальное образование на постоянное место жительства.

При этом из буквального толкования приведённой нормы исключение молодой семьи из участия в программе только лишь в связи с их переездом на другое место жительства (в пределах одного субъекта) не предусмотрено.

Решением, принятым 1 июня 2022 года на заседании комиссии администрации Черновского административного района городского округа «Город Чита», права, свободы и законные интересы комитета по управлению имуществом администрации городского округа «Город Чита» не нарушены.

Формирование комитетом списка молодых семей – участников программы об этом не свидетельствует.

Субсидии выделяются из бюджета Забайкальского края бюджетам муниципальных районов, городских округов на реализацию мероприятий по предоставлению молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома и предоставляются Министерством территориального развития Забайкальского края в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных законом Забайкальского края о бюджете Забайкальского края на соответствующий финансовый год и плановый период (Порядок предоставления и расходования субсидий, выделяемых из бюджета Забайкальского края бюджетам муниципальных образований на реализацию мероприятий по предоставлению молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома).

В свою очередь признание решения от 1 июня 2022 года незаконным по указанному административным истцом основанию ограничит реализацию права молодой семьи на предоставляемые государством социальные гарантии, полностью лишит семью С-вых права на социальную выплату в рамках программы, за получением которой она обратилась в 2011 году.

Заявленные требования представляются необоснованными, направлены на лишение семьи С-вых, соответствующей условиям программы, законного права на улучшение жилищных условий, а потому удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд

решил:

административное исковое заявление оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Черновский районный суд города Читы.

Судья А.А. Круликовская

Мотивированное решение составлено 5 октября 2022 года.