ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2063/19 от 11.11.2019 Заволжского районного суда г. Твери (Тверская область)

Дело № 2а-2063/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Тверь 11 ноября 2019 года

Заволжский районный суд г. Твери в составе:

председательствующего судьи Иванова Д.А.,

при секретаре Чекановой Ю.С.,

с участием административного ответчика Сизова В.Б.,

его представителя Криволапова А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 12 по Тверской области к Сизову В.Б. о взыскании обязательных платежей и санкций,

установил:

Межрайонная ИФНС России № 12 по Тверской области обратилась в Заволжский районный суд г. Твери с указанным административным иском, в котором просила взыскать с административного ответчика задолженность по транспортному налогу в размере 265 450 рублей, а также пени по транспортному налогу в размере 1028 рублей 62 копейки, а всего 266 478 рублей 62 копейки.

В обоснование иска административный истец указал, что на административного ответчика зарегистрировано транспортное средство и, в соответствии с положениями ст. 357 НК РФ, он является плательщиком транспортного налога. Исчисление налога за 2015 г. производилось с учетом повышающего коэффициента. В соответствии со ст. 363 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками – физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Ответчику были направлены налоговые уведомления, налог не был уплачен. В адрес ответчика были направлены требования об уплате налога, которые не были им исполнены, в связи с чем были начислены пени.

Представитель административного истца в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, телефонограммой просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Административный ответчик Сизов В.Б. в судебном заседании возражал против удовлетворения административных исковых требований, поддержав возражения на административное исковое заявление, в которых указано, что расчет налога произведен незаконно и необоснованно, в иске не приведен, административное исковое заявление содержит разные суммы ко взысканию в цене иска и просительной его части. Он обращался в налоговый орган с возражениями относительно начисления транспортного налога, поскольку транспортное средство ему не принадлежало, было зарегистрировано без его ведома. Транспортным средством он не пользовался и не распоряжался, о постановке на учет узнал лишь в конце 2017 г. Им инициирована подача иска об установлении факта незаконного нахождения транспортного средства на учете на его имя и аннулировании записи регистрации транспортного средства. Также пояснил, что в середине сентября 2014 г. он был вызван в органы следственного комитета, где ему сообщили, что на автомобиль наложен арест, в связи с чем он в последующем полагал, что транспортное средство, указанное в административном исковом заявлении, снято с учета. Лицо, просившее его поставить автомобиль на учет на его имя, сообщало ему, что автомобиль будет снят с учета. Мер к снятию транспортного средства с учета до ноября 2017 г. не предпринимал, так как считал, что он на нем уже не числится. Подписывал в день регистрации автомобиля какие-то документы, связанные с постановкой на учет, какие именно, не помнит. Указывая в возражениях на административное исковое заявление на подачу иска об установлении факта незаконного нахождения транспортного средства на учете на его имя и аннулировании записи регистрации транспортного средства, имел ввиду, что обращался в органы ГИБДД с заявлением о снятии транспортного средства с регистрационного учета.

Представитель административного ответчика Криволапов А.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения административных исковых требований, пояснив, что приговором суда транспортное средство, указанное в административном исковом заявлении обращено в собственность государства, как принадлежащее обвиняемым. Сизов В.Б. ставил транспортное средство на учет, как он полагал, на несколько дней. О том, что транспортное средство находится на регистрационном учете на его имя, узнал только в 2017 г. Кроме того, административный ответчик полагал, что арест транспортного средства означал снятие его с учета. Налоговый орган в 2015-2017 г. не предпринимал мер ко взысканию с Сизова В.Б. транспортного налога, в связи с чем он не знал о регистрации транспортного средства на его имя и не принимал мер к снятию его с учета. Узнав об этом, он обратился в органы ГИБДД и снял транспортное средство с учета.

Выслушав административного ответчика и его представителя, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В силу ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Согласно ст. 356 НК РФ транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных главой 28 НК РФ.

В соответствии со ст. 357 НК РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ.

Согласно п. 1 ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу п. 1 ст. 360 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.

Как следует из ст. 362 НК РФ, сумма транспортного налога, подлежащая уплате налогоплательщиками – физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки. Исчисление суммы налога производится с учетом повышающего коэффициента: 1,1 – в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 3 миллионов до 5 миллионов рублей включительно, с года выпуска которых прошло не более 3 лет; 2 – в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 5 миллионов до 10 миллионов рублей включительно, с года выпуска которых прошло не более 5 лет; 3 – в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 10 миллионов до 15 миллионов рублей включительно, с года выпуска которых прошло не более 10 лет; 3 – в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 15 миллионов рублей, с года выпуска которых прошло не более 20 лет. При этом исчисление указанных сроков начинается с года выпуска соответствующего легкового автомобиля.

В соответствии с п. 3 ст. 363 НК РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.

Согласно п. 1 указанной статьи налог подлежит уплате налогоплательщиками – физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налоговые ставки, в соответствии с положениями ст. 361 НК РФ, установлены в ст. 1 Закона Тверской области «О транспортном налоге в Тверской области» от 06.11.2002 г. № 75-ЗО.

В соответствии со ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнять обязанность по уплате налога в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления (п. 4 ст. 57 НК РФ).

Пунктом 4 ст. 52 НК РФ предусмотрено, что налоговое уведомление может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку на основании полученного от него заявления о выдаче налогового уведомления, в том числе через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Согласно положениям п. 1, 2, 6 ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Согласно ст. 75 НК РФ пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.

Как следует из материалов дела, в налоговые периоды 2015-2017 г. на Сизова В.Б. было зарегистрировано транспортное средство – легковой седан <данные изъяты> государственный регистрационный знак с мощностью двигателя 610,23 л.с.

В соответствии со ст. 361 НК РФ, ст. 1 Закона Тверской области «О транспортном налоге в Тверской области» от 06.11.2002 г. № 75-ЗО (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных публичных правоотношений) административному ответчику был начислен транспортный налог, подлежащий уплате за 2015 г. в сумме 164 762 рубля, за 2016 г. – 54 921 рубль и за 2017 г. – 45 767 рублей.

06.10.2017 г. налоговым органом в адрес Сизова В.Б. было направлено налоговое уведомление № 68124920 от 23.09.2017 г. об уплате транспортного налога за 2016 г. в сумме 54 921 рубль.

В связи с неуплатой налога административному ответчику 20.01.2018 г. было направлено требование № 11706 от 14.12.2017 г. об уплате транспортного налога за 2016 г. в сумме 54 921 рубль и пени в сумме 181 рубль 24 копейки в срок до 06.02.2018 г., которое не было им исполнено.

12.04.2018 г. мировым судьей судебного участка № 4 Заволжского района г. Твери был вынесен судебный приказ о взыскании с Сизова В.Б. задолженности по налогам, который был отменен определением мирового судьи от 25.03.2019 г. в связи с поступившими от административного ответчика возражениями.

Налоговое уведомление № 55185623 от 29.08.2018 г. об уплате транспортного налога за 2015 г. в сумме 164 762 рубля и 2017 г. в сумме 45 767 рублей, а также требование № 26205 от 20.12.2018 г. об уплате названных сумм налога и пени в сумме 847 рублей 38 копеек в срок до 14.01.2019 г., которое не было исполнено административным ответчиком, были переданы ему в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика.

14.01.2019 г. мировым судьей судебного участка № 4 Заволжского района г. Твери был вынесен судебный приказ о взыскании с Сизова В.Б. задолженности по налогам, который был отменен определением мирового судьи от 29.03.2019 г. в связи с поступившими от административного ответчика возражениями.

13.08.2019 г., то есть в установленный ст. 48 НК РФ срок, Межрайонная ИФНС России № 12 по Тверской области обратилась в суд с настоящим исковым заявлением.

Уведомления и требования об уплате налога были направлены в адрес административного ответчика налоговым органом заказными письмами и переданы через личный кабинет налогоплательщика, что подтверждается списками на отправку заказных писем и письмом МРИ ФНС России № 12 по Тверской области № 08-04/22343 от 01.11.2019 г., не доверять содержанию которых оснований не усматривается.

Таким образом, административный истец выполнил возложенную на него законом обязанность по направлению ответчику требований об уплате налога в целях предупреждения о наличии задолженности. Ответчик требования в установленный срок не исполнил, законно установленную обязанность оставил без удовлетворения.

Сизов В.Б. не представил доказательств, подтверждающих уплату транспортного налога в установленном законом размере и в сроки предусмотренные законодательством, равно как и доказательств наличия оснований, освобождающих его от уплаты данного налога.

Вопреки доводам возражений на административное исковое заявление, в дополнительных пояснениях к административному исковому заявлению налоговый орган привел расчет задолженности по налогу, устранил разночтения в просительной части административного искового заявления и в сумме, указанной в качестве цены иска. Расчет суммы налога, подлежащей взысканию, произведен административным истцом верно, с учетом информации, содержащейся в Перечне легковых автомобилей средней стоимостью от 3 миллионов рублей для налогового периода 2015 года, редакции Закона Тверской области «О транспортном налоге в Тверской области» от 06.11.2002 г. № 75-ЗО, действовавшей на момент возникновения спорных публичных правоотношений, п. 3 ст. 362 НК РФ и п. 6 ст. 52 НК РФ и аргументированно стороной административного ответчика не оспорен.

Доводы стороны административного истца о том, что указанным выше транспортным средством Сизов В.Б. не пользовался и не распоряжался не свидетельствуют об освобождении его от обязанности по уплате налога, поскольку федеральный законодатель, устанавливая в главе 28 НК РФ транспортный налог, связал возникновение объекта налогообложения с фактом регистрации транспортного средства на налогоплательщика.

Как усматривается из текста приговора Солнцевского районного суда г. Москвы от 23.04.2018 г. (в редакции апелляционного определения Судебной коллегии по уголовным делам Московского городского суда от 12.11.2018 г.), вступившего в законную силу, Сизов В.Б. был осведомлен о регистрации транспортного средства <данные изъяты> на его имя и получил за то денежные средства в сумме 10 000 рублей. Заблуждение Сизова В.Б. относительно обещания лица, в отношении которого постановлен приговор, о скорой регистрации автомобиля на иное лицо и предположение о снятии автомобиля с регистрации ввиду наложения на него ареста не свидетельствуют, с учетом положений главы 28 НК РФ, об освобождении его от обязанности по уплате налога. Кроме того, как усматривается из материалов дела и следует из собственных пояснений административного ответчика, меры к снятию транспортного средства с регистрационного учета им были приняты не ранее 09.11.2017 г.

Довод представителя административного ответчика о том, что приговором суда транспортное средство, указанное в административном исковом заявлении обращено в собственность государства, как принадлежащее обвиняемым, на обязанность Сизова В.Б. по уплате транспортного налога и пени не влияет, поскольку в рассматриваемом случае указанное судебное постановление лишь содержит в себе указание на норму уголовного закона, регламентирующую порядок конфискации имущества и не соотносится с приведенными выше положениями главы 28 НК РФ.

Поскольку в установленные законом сроки административный ответчик задолженность по налогу не уплатил, суд считает требования административного искового заявления о взыскании транспортного налога за транспортное средство <данные изъяты> государственный регистрационный знак в размере 265 450 рублей, а также пени по транспортному налогу в размере 1028 рублей 62 копейки, а всего 266 478 рублей 62 копейки обоснованными и подлежащими удовлетворению.

При решении вопроса о своевременности обращения в суд, в соответствии с ч. 6 ст. 289 КАС РФ, суд приходит к выводу, что административным истцом срок на обращение в суд не пропущен.

На основании ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

В силу ст. 333.36 НК РФ административный истец освобожден от уплаты государственной пошлины.

При решении вопроса о размере подлежащей уплате государственной пошлины суд руководствуется ст. 333.19 НК РФ, согласно которой размер госпошлины подлежащей взысканию с административного ответчика составляет 5864 рубля 79 копеек.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175, 180, 290 КАС РФ, суд

решил:

Требования административного искового заявления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 12 по Тверской области к Сизову В.Б. о взыскании обязательных платежей и санкций удовлетворить.

Взыскать с Сизову В.Б., проживающего по адресу: <адрес>, в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 12 по Тверской области задолженность по транспортному налогу в размере 265 450 рублей, пени по транспортному налогу в размере 1028 рублей 62 копейки, а всего 266 478 рублей 62 копейки.

Взыскать с Сизову В.Б., проживающего по адресу: <адрес>, государственную пошлину в доход федерального бюджета в размере 5864 рубля 79 копеек.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тверской областной суд через Заволжский районный суд г. Твери в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Д.А. Иванов

В окончательной форме решения принято 12.11.2019 г.

Судья Д.А. Иванов